Профилактика конфликтов в формировании коллектива младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: показать влияние профилактики конфликтов в формировании коллектива младших школьников.
Гипотеза исследования: если систематически проводить профилактику конфликтов, то это будет способствовать формированию коллектива (увеличению коэффициента сплоченности детей и повышению их социометрического статуса в коллективе).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. проанализировать информацию из педагогических, психологических, социологических литературных источников по теме;
2. определить содержание основных («конфликт», «коллектив») и дополнительных понятий;
изучить способы формирования детского коллектива;
изучить способы предотвращения и предупреждения конфликтов в начальной школе;
определить совокупность методик, позволяющих диагностировать уровень конфликтности и сформированности коллектива младших школьников;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..………….3
Глава 1. Конфликт: структура, виды, этапы развития и методы разрешения
1.1. История изучения конфликтов и коллектива в науках о человеке………...8
1.2. Подходы к определению конфликта……………………………………….19
1.3. Структура конфликта……………………………………………………….22
1.4. Классификация конфликтов……………………………………………......27
1.5. Факторы, влияющие на конфликтность ребенка……………………...…..31
1.6. Этапы развития конфликта и основные методы разрешения конфликтов… ……………....…........................................................................................................37
1.7. Рекомендации по профилактике конфликтов в детском коллективе.........43

Глава 2. Особенности формирования детского коллектива
2.1. Понятия «коллектив», «детский коллектив»…………………..…………..48
2.2. Стадии развития и способы формирования коллектива младших школьников………………………………………………………………………50

Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование возможности профилактики конфликтов в формирование коллектива младших школьников………………………………………………………………………54
3.1. Констатирующий этап эксперимента: исследование уровня конфликтности и сформированности коллектива учащихся экспериментального и контрольного классов…………………………………55
3.2. Формирующий этап: проведение системы профилактических занятий по теме «Конфликт» в экспериментальном классе………………………………..60
3.3. Контрольный этап эксперимента: повторное исследование уровня конфликтности и сформированности коллектива учащихся экспериментального и контрольного классов………………………………….64


Заключение………………………………………………………………………71
Список литературы……………………………………………………………..73

Файлы: 1 файл

text_kursovoy.doc

— 983.50 Кб (Скачать файл)

Пережитые кризис и успех.

Ничто так не сближает членов коллектива, как преодоление  больших трудностей. Конечно, искусственно создавать кризис в классе не стоит. Но если это случится, учитель должен использовать этот шанс, чтобы лучше узнать детей, помочь преодолеть кризис и постараться не сломать коллектив, а повысить его сплоченность. Общий успех также сближает людей. Однако, если он долго не приходит или кризис не преодолевается коллективу грозит распад.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование возможности профилактики конфликтов в формировании коллектива младших школьников

Практическая часть  дипломной работы по теме «Профилактика  конфликтов в формировании коллектива младших школьников» была осуществлена в период преддипломной практики с 26.01.2010 по 02.03.2010 на базе экспериментального 3 «Д» и контрольного 3 «А» классов гимназии № 18 г. Краснодара.

Характеристика экспериментального 3 «Д» класса гимназии № 18 г. Краснодара. Класс сформирован в 2007 г. В нём 28 человек, из них 11 мальчиков и 17 девочек. Учащиеся имеют средний уровень развития и подготовленности к школьному обучению. В классе есть дети, которые хорошо зарекомендовали себя в учёбе. Они старательны, их мотивация к учению высока. У некоторых детей есть проблемы в обучении. Ребята не очень дружные, конфликты возникают довольно часто. Учитель периодически проводит с детьми воспитательные беседы. В классе очень много детей занимаются спортом: плаванье, борьба. Есть так же и ребята, которые ходят в художественную и музыкальную школу, занимаются танцами.

Характеристика контрольного 3 «А» класса гимназии № 18 г. Краснодара. В классе 29 человек, из них 17 девочек  и 12 мальчиков. Ученики имеют средний  уровень развития. В классе почти  все дети учатся на «отлично» и «хорошо». Конфликты в данном коллективе достаточно часты.

Опытно - экспериментальное  исследование возможности профилактики конфликтов в формировании коллектива младших школьников было проведено  в 3 этапа:

- констатирующий (с 01.02.2010 по 05.02.2010г.);

- формирующий (с 08.02.2010 по 22.02.2010);

- контрольный (с 24.02.2010 по 02.03.2010 г.).

В ходе реализации опытно - экспериментального исследования было запланировано  и достигнуто решение  следующих задач:

- определить совокупность  методик, позволяющих диагностировать уровень конфликтности и сформированности коллектива младших школьников;

- спланировать и реализовать  на практике (в работе с младшими  школьниками) систему профилактических  мероприятий по теме «Конфликт»;

- определить эффективность профилактических мероприятий по теме «Конфликт» в формировании коллектива младших школьников.

 

 

 

3.1. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА: ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ КОНФЛИКТНОСТИ И СФОРМИРОВАННОСТИ КОЛЛЕКТИВА УЧАЩИХСЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО 3 «Д» И КОНТРОЛЬНОГО 3 «А» КЛАССОВ ГИМНАЗИИ № 18 Г. КРАСНОДАРА

В связи с поставленными  целями и задачами исследовательской работы в экспериментальном 3 «Д» и контрольном 3 «А» классах гимназии № 18 г. Краснодара были проведены следующие методики: наблюдение за проявлениями конфликтности младших школьников и методика «Социометрия» Я. Морено.

Наблюдение за проявлениями конфликтности младших школьников проводилось по схеме, основанной на тексте методики Ассингера, в течение недели в период с 01.02.2010 по 05.02.2010 гг. Схема наблюдения и пояснения к методике находятся в приложении № 1 . Результаты проведения методики, представленные с помощью таблиц и диаграмм, помещены в приложениях № 2.

Цель исследования: диагностика конфликтности младших школьников.

Оборудование: схема наблюдения, список членов группы.

По результатам проведения методики установлено, что среди  учащихся экспериментального 3 «Д» класса 7% (2 человека) характеризуются высоким уровнем конфликтности; среди учащихся контрольного 3 «А» класса детей с высоким уровнем конфликтности 10% (3 человека).

Для данной группы характерно: дети ориентированы на нанесение  вреда другим людям и разрушение неодушевлённых предметов. Поведение детей направлено на устранение других детей (не только сверстников, но, возможно, и более старших) из сферы их влияния. Конфликтность по отношению к взрослым может проявляться не только в вербальной форме, но и в виде активных физических действий. Такие дети, возможно, переживают физический и психологический дискомфорт, стресс, фрустрацию.

По результатам проведения методики установлено, что среди  учащихся экспериментального класса 18% (5 человек) характеризуются уровнем конфликтности выше среднего; среди учащихся контрольного класса детей с названным уровнем конфликтности 21% (6 человек).

Для таких детей характерно: конфликтные реакции являются частыми  и могут быть направлены на сверстников  и иногда взрослых. Способы проявления конфликтов менее жёсткие, чем у детей с высоким уровнем конфликтности.

Учеников экспериментального класса со средним уровнем конфликтности 25% (7 человек); в контрольном классе таких ребят 24% (7 человек).

Характеристика данной группы детей такова: конфликтность может проявляться преимущественно вербально. Дети могут управлять своими действиями, которые, тем не менее, полностью не соответствуют социальным нормам поведения. Также конфликтное поведение может выступать не как средство разрушения, а как механизм адаптации к социальным условиям.

Также есть дети с уровнем  конфликтности ниже среднего, таких  учащихся в экспериментальном классе 32% (9 человек), а в контрольном  классе 34% (10 человек).

Для таких детей характерно: конфликтное поведение носит защитный характер. Проявления конфликтности не направлены на сознательное нанесение вреда другим людям, скорее, носят спонтанный защитный характер. Также возможно, что конфликт, проявляющийся на уровне поведения ниже среднего, является подавляемым.

Среди учащихся экспериментального класса 18% с низким уровнем конфликтности (5 человек). Среди учащихся контрольного класса таких детей 11% (3 человек).

Для них характерно следующее: конфликтность проявляется минимально, что, с одной стороны, положительно - дети менее конфликтны, а с другой стороны, отрицательно - дети подчиняемы, не умеют отстаивать собственные интересы.

Методика Я. Морено была проведена с учащимися экспериментального и контрольного классов 16.02.2010 г. Социометрическое исследование проводилось после учебных занятий. Инструкция предлагалась учащимся в соответствии с образцом, предложенным автором методики. Среднее время выполнения задания 10-15 минут. Текст заданий и пояснения к методике находятся в приложении № 2. Результаты проведения методики, представленные с помощью таблиц и диаграмм, помещены в приложениях №11-18 .

Цель исследования: диагностика эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы, уровня сплоченности коллектива, социометрического статуса его участников.

Оборудование: бланк социометрического опроса, список членов группы, социоматрица.

Результат проведения методики является следующим: в экспериментальном 3 «Д» классе коэффициент групповой  сплочённости составляет 0,52 (показатель средней групповой сплоченности); в контрольном 3 «А» классе - 0,21 (низкий показатель). Характеристики коллективов указанных классов отличаются.

Экспериментальный 3 «Д»  класс можно охарактеризовать следующим  образом: формирующийся коллектив  озабочен, как ему держать правильный курс. Здесь преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. В таком коллективе есть на кого опереться, однако ребятам не всегда хватает сил собрать волю, проявить настойчивость в достижении общей цели, подчиняться коллективным требованиям.

Для ребят из контрольного 3 «А» класса характерно следующее: дети, индекс групповой сплочённости которых является низким, не находят  дела, которое бы их объединяло, им неинтересно  быть вместе, они не решаются пойти  друг другу на встречу. В таком коллективе отсутствуют авторитетные люди, хорошие организаторы, вокруг которых могли бы сплотиться ребята.

Также установлено, что  в экспериментальном 3 «Д» классе 11% детей (3 человека) являются лидерами; в то время как в контрольном 3 «А» классе таких детей 14% (4 человека). Для этих детей характерно следующее: лидеры представляют собой активных, увлечённых, авторитетных среди сверстников детей. Другие дети попадают под влияние лидеров, могут желать нравиться им и дружить с ними. В общих затеях лидеры часто выполняют функции руководителей, многие из них хорошие организаторы. Тем не менее, группа лидеров может быть неоднородна: лидеры могут быть агрессивны, демонстративны.

В экспериментальном 3 «Д»  классе 14% предпочитаемых детей (4 человек), а в контрольном 3 «А» классе таких детей 24% (7 человек). Характеристика этих учащихся такова: предпочитаемые участвуют в играх на общих правах, у них есть друзья, но они не пользуются всеобщим уважением и не привлекают к себе внимание как лидеры.

В экспериментальном 3 «Д» классе 61% пренебрегаемых детей (17 человек), а в контрольном 3 «А» классе - 45% (13 человек). Пренебрегаемые дети могут становиться объектом насмешек, в играх мало кто прислушивается к их мнению. Друзей у них немного, но есть свой круг общения.

Установлено, что в  экспериментальном 3 «Д» классе 14% детей (4 человека) являются изгоями; в то время  как в контрольном 3 «А» классе таких детей 17% (5 человек). Для этих детей характерно: изгои находятся  в коллективе на особом положении, зачастую их просто не замечают, избегают общения с ними. В играх этим детям достаются самые неблагодарные роли, в некоторых случаях они выступают роль буфера, «козла отпущения».

Далее с учащимися  экспериментального класса была проведена  психолого-педагогическая работа –  реализована система профилактических мероприятий по теме «Конфликт.

Благодаря полученным данным в дальнейшем стало возможным  в дальнейшем определение результативности профилактических мероприятий по теме «Конфликт» в формировании коллектива младших школьников.

 

 

 

 

3.2. ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА: ПРОЫВЕДЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ «КОНФЛИКТ» В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ 3 «Д» КЛАССЕГИМНАЗИИ № 18 Г. КРАСНОДАРА

В соответствии с ранее  намеченными целями и задачами опытно – экспериментальной работы с учениками экспериментального 3 «Д» класса гимназии № 18 г. Краснодара в период с 08.02.2010 по 22.02.2010 была проведена психолого-педагогическая работа, в рамках профилактического направления психологической деятельности – реализована система профилактических занятий по теме «Конфликт».

Профилактическое направление  работы в контексте данного исследования выбрано неслучайно. Так как в современной психолого- педагогической литературе способы обучения преодолению уже сложившихся конфликтных ситуаций описаны применительно к более взрослому возрасту, то имеет смысл акцентировать свое внимание именно на профилактической работе в отношении конфликтов младших школьников.

Кроме того для процесса развития личности, который активно  продолжается в младшем школьном возрасте и, во многом, обусловлен особенностями коллектива, в котором ребенок обучается и воспитывается, профилактика конфликтов выглядит как более гуманное общеразвивающее средство чем преодоление конфликтов.

Система работы включала в себя 4 занятия средней продолжительностью 35 минут. Тексты упражнений, составивших основу профилактических мероприятий, помещены в приложении №19.

 

Занятие 1.

Цель: сплочение коллектива, формирование чувства общности.

Дата проведения: 08. 02. 2010.

Количество участников занятия: 26.

 

Краткий анализ хода занятия:

В начале первого занятия была проведена  вводная беседа, тема которой возникла спонтанно в связи с вопросами  детей о том, что за вид работы будет осуществлен с их участием в ближайшее время.

В связи с этим проведение занятия началось с объяснения его целей и введения правил групповой работы. В качестве основных правил групповой работы были рассмотрены такие как «Не перебивать»; «Не опаздывать», «Уважать мнение других», «Не грубить» и др.

На первом занятие были проведены  такие игры: «Люди к людям», « Жадина», «Десяточка». Текст игр находится в приложении № 19.

В процессе проведения данных игр  не все дети были активны. Это объясняется  тем, что для ребят данный вид  работы был новым, так как учитель  не проводила с ними психологические игры и упражнения в рамках отдельного занятия.

Тем не менее часть детей проявляла  активность, участвовала в обсуждениях, делилась впечатлениями и эмоциями, в то время как другая часть  вела себя довольно скованно, замкнуто. Многим детям не удавалось рефлексировать свои чувства в процессе анализа проведенных с ними игр (это от части объясняется возрастными особенностями данной группы детей). Больше всего ребятам понравилась игра «Люди к людям», так как эта игра требует двигательной активности, больше всего затруднений вызвала игра «Десяточка», так как она требует сосредоточенности и правила игры оказались трудны для детей.

 

Занятие 2

Цель: формирование у детей чувства доверия к окружающим, развивать навыки сотрудничества при работе в коллективе.

Дата проведения: 13. 02.1010.

Количество участников занятия: 27.

 

Краткий анализ хода занятия:

На этом занятии ребятам было предложено поучаствовать в 4 играх: «Олени», «Вампиры», «Бумажные мячики», «Глаза в глаза». Текст игр находится  в приложении №19.

Во время проведения второго занятия, ребята проявили больший интерес к содержанию занятия и более высокую активность, чем на предыдущей встрече.

Информация о работе Профилактика конфликтов в формировании коллектива младших школьников