Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 20:12, курсовая работа
Цель исследования: показать влияние профилактики конфликтов в формировании коллектива младших школьников.
Гипотеза исследования: если систематически проводить профилактику конфликтов, то это будет способствовать формированию коллектива (увеличению коэффициента сплоченности детей и повышению их социометрического статуса в коллективе).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. проанализировать информацию из педагогических, психологических, социологических литературных источников по теме;
2. определить содержание основных («конфликт», «коллектив») и дополнительных понятий;
изучить способы формирования детского коллектива;
изучить способы предотвращения и предупреждения конфликтов в начальной школе;
определить совокупность методик, позволяющих диагностировать уровень конфликтности и сформированности коллектива младших школьников;
Введение………………………………………………………………..………….3
Глава 1. Конфликт: структура, виды, этапы развития и методы разрешения
1.1. История изучения конфликтов и коллектива в науках о человеке………...8
1.2. Подходы к определению конфликта……………………………………….19
1.3. Структура конфликта……………………………………………………….22
1.4. Классификация конфликтов……………………………………………......27
1.5. Факторы, влияющие на конфликтность ребенка……………………...…..31
1.6. Этапы развития конфликта и основные методы разрешения конфликтов… ……………....…........................................................................................................37
1.7. Рекомендации по профилактике конфликтов в детском коллективе.........43
Глава 2. Особенности формирования детского коллектива
2.1. Понятия «коллектив», «детский коллектив»…………………..…………..48
2.2. Стадии развития и способы формирования коллектива младших школьников………………………………………………………………………50
Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование возможности профилактики конфликтов в формирование коллектива младших школьников………………………………………………………………………54
3.1. Констатирующий этап эксперимента: исследование уровня конфликтности и сформированности коллектива учащихся экспериментального и контрольного классов…………………………………55
3.2. Формирующий этап: проведение системы профилактических занятий по теме «Конфликт» в экспериментальном классе………………………………..60
3.3. Контрольный этап эксперимента: повторное исследование уровня конфликтности и сформированности коллектива учащихся экспериментального и контрольного классов………………………………….64
Заключение………………………………………………………………………71
Список литературы……………………………………………………………..73
1.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ « КОНФЛИКТ»
Существует множество подходов к определению конфликта. Каждое определение является дополнением к другим. С.М. Емельянов дал такое определение конфликту:
КОНФЛИКТ - такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т.п.) [6,22]
Н.Ф. Вишнякова подходит к определению конфликта с другой стороны:
КОНФЛИКТ - (от лат. conflictys - столкновение) - возникновение трудноразрешимых противоречий, столкновение противоположных интересов на почве соперничества, отсутствия взаимопонимания по различным вопросам, связанным с острыми эмоциональными переживаниями.[2, 9]
Похожее определение дает И.Н. Кузнецов:
КОНФЛИКТ - (conflictys) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или нескольких людей.[13, 3]
Более простое определение, но тоже основанное на происхождении слова «конфликт», дает «Педагогический словарь»:
КОНФЛИКТ - столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов, выраженное в обостренной, жесткой форме.
А.В. Дмитриев считает, что
КОНФЛИКТ – это проявление объективных и субъективных противоречий, выражающихся в противоборстве сторон. Иными словами, КОНФЛИКТ - процесс, в котором два (или более) индивида или группы активно ищут возможность помешать друг другу достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение интересов соперника или изменить его взгляды и социальные позиции.[4, 54]
А.Я. Кибанов считает, что прежде чем давать определение понятию «конфликт», нужно рассмотреть некоторые его черты: [9, 53]
1)КОНФЛИКТ - явление социальное, порождаемое самой природой общественной жизни, т.е. конфликт должен восприниматься вполне нормальным общественным явлением, свойством социальных систем, процессом и способом взаимодействия людей.
2)КОНФЛИКТ - явление осознанное, действие обдуманное. Таким образом, конфликт предстает как осознание на уровне отдельного человека, социальной группы или более широкой общности противоречивости процесса взаимодействия и отношений, различий, а то и несовместимости интересов, ценностных оценок и целей, как осмысленное противостояние.
3)КОНФЛИКТ - явление широко распространенное, повсеместное, вездесущее.
Бесконфликтность - иллюзия, утопия и уж тем более не благо. Конфликт является формой общественных отношений, в некоторых случаях они даже полезный как источник и фактор общественной активности. Там, где действуют люди, практически всегда есть место и конфликтам.
4)КОНФЛИКТ - такое взаимодействие, которое протекает в форме противостояния, столкновения, противоборства личностей или общественных сил, интересов, взглядов, позиций по меньшей мере двух сторон.
Последняя черта, которую выделяет А.Я.Кибанов, доказывает, что возможно сформировать хороший коллектив с благоприятными отношениями в нем.
5)КОНФЛИКТ - прогнозируемое
явление, подверженное регулиро
Суммировав
все вышеуказанные черты
КОНФЛИКТ - это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способов взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон. [9, 34]
Изучив некоторые подходы к определению конфликта, можно сделать вывод, что не существует единого и общего определения данного термина. Психологи, социологи, философы рассматривают конфликт по-разному. Все они сходятся в одном: КОНФЛИКТ - противоборство сторон.
Также необходимо отметить, что конфликт — это осознаваемое противоречие между людьми, которое требует разрешения. Конфликт не всегда является эффективным путем разрешения возникающего противоречия, поскольку из-за возникших при этом сильных эмоций замедляется и сужается мышление, срабатывают более примитивные пласты психики. И все же, если трезвый анализ показывает, что выбора нет и конфликт представляется единственно доступным способом урегулирования противоречия, следует самому выступать инициатором конфликта, так как при сознательном вхождении в конфликт возможность управления им значительно выше. При этом следует помнить, что в больших дозах конфликты вредны для здоровья.
1.3. СТРУКТУРА КОНФЛИКТА
С.М. Емельянов выделяет два признака возникновения конфликта, по его мнению 1)конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов или суждений. Такие мотивы и суждения являются необходимым условием возникновения конфликта. 2)конфликт - это всегда противоборство субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется нанесение взаимного ущерба (морального, материального физического и психологического). Также С.М. Емельянов считает, необходимым и достаточным условием возникновения конфликта является наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов и суждений, а также состояние противоборства между ними.
В книге «Практикум по конфликтологии» С.М. Емельянов предлагает такую структуру конфликта: [6, 22]
А.Я. Кибанов в учебнике «Конфликтология» указывает, что конфликт - не одномоментный акт, а всегда процесс, происходящий в определенных границах. Он имеет внешние пределы в пространстве и во времени, а также относительно той социальной системы, в которой возникает и развивается.
А.Я. Кибанов выделяет следующие характеристики конфликтной ситуации:
Конфликтное пространство бывает ограничено комнатой в офисе учреждения, территорией предприятия, район или города; им же может стать регион, страна или вся планета.
Временные рамки фиксируют продолжительность конфликта: начало закладывается соответствующим поведением сторон, возникшим между ними противоречием, конец – разрешение конфликта.
Масштабы противостояния в первую очередь зависят от того, чем конфликт вызван — разногласием коллег-сослуживцев, недовольством работников массовых профессий региона или страны и т.п.
Также А.Я.Кибанов предлагает «карту конфликта», в которой центральное место отводится проблеме, которая вызвала противостояние сторон и требующей решения. По обе стороны от проблемы находятся стороны, и остается место для указания сторон, причастных к конфликту, который затрагивает их интересы.
Основу конфликта образует конфликтная ситуация, порождаемая накоплением и обострением противоречий в системе социальных связей, группового поведения и межличностного взаимодействия. Ситуация, ставшая конфликтной, означает такое стечение жизненных обстоятельств и пересечение интересов людей, которые создают почву, предпосылки для возможного столкновения между ними.
Конфликтная ситуация включает в свою структуру ряд элементов. Важнейший из них - непосредственные участники (стороны) конфликта. Другой непременный элемент - проблема, требующая решения, основная причина, т.е. предмет конфликта.
Непосредственными участниками конфликта могут выступать как отдельные лица, так и социальные группы, организации и многие другие.
Предмет конфликта — это всегда та объективно существующая или мыслимая проблема, которая подлежит решению и поэтому становится причиной расхождения во взглядах и оценках оппонентов.[9, 100]
И.Н. Кузнецов в книге «Технология делового общения» предлагает к рассмотрению довольно простую и понятную структуру конфликта: [13, 6]
КОНФЛИКТ = конфликтная ситуация + инцидент
По словам Н.В. Самоукиной, структура конфликтной ситуации складывается из внутренней и внешней позиции участников, их взаимодействий и объекта конфликта [28, 60]:
Во внутренней позиции участников можно выделить цели, интересы и мотивы; она непосредственно влияет на течение конфликтной ситуации, но находится как бы «за кадром» и часто не проговаривается в ходе конфликтного взаимодействия. Внешняя позиция проявляется в речевом поведении конфликтующих, она отражается в их мнениях, точках зрения, пожеланиях.
Различать внутреннюю и внешнюю позицию участвующих в конфликте людей необходимо для того, чтобы увидеть за внешним и ситуативным -внутреннее, существенное.
Объект конфликта бывает непросто определить, т.к. для учителя объектом является одно, а для ученика - другое.
Межличностный конфликт есть частный, хотя и занимающий особое место, случай взаимодействия между людьми в процессе их общения и совместной деятельности.
Во всех ситуациях такого рода можно заметить два взаимосвязанных аспекта. Первый – это содержательная сторона конфликта, т.е. предмет спора, дело, вопрос, вызывающий разногласия. Второй же – это психологическая сторона конфликта, связанная с личностными особенностями его участников, с их личными взаимоотношениями, с их эмоциональными реакциями на причины конфликта, на его ход и друг на друга. Конфликт может начаться в связи с каким-то одним конкретным поводом, но затем постепенно разрастаться и захватить самые различные стороны отношений между людьми. При этом в межличностных конфликтах часто эмоциональная сторона затмевает содержательную.
Структурными компонентами межличностного конфликта являются:
1) конфликтная ситуация.
В основе большинства
2) конфликтное взаимодействие.
Характер и особенности
Подытоживая сказанное, также необходимо отметить, что структура конфликта довольно сложна и для ее описания требуется рассмотрение дополнительных понятий, таких как конфликтное пространство, временные рамки конфликта, масштабы противостояния, конфликтная ситуация, непосредственные участники конфликта, предмет конфликта и др., суть которых была раскрыта выше.
1.4. КЛАССИФИКАЦИЯ КОНФЛИКТОВ
Подходы к классификации конфликтов могут быть самыми разными. Сама классификация нужна как своего рода модель изучения предмета в ее целостности. Классификация конфликтов позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях и, следовательно, помогает находить возможные пути их разрешения.[9, 53]
В книге «Практикум по конфликтологии» С.М. Емельянов пишет, что конфликты, представляющие собой сложное социально-психологическое явление, весьма разнообразны и их можно классифицировать по различным признакам. По его словам классификация конфликтов важна с практической точки зрения, т.к. она позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях и, следовательно, помогает найти возможные пути их разрешения.
С.М. Емельянов приводит классификацию, которая является самой общей, и в ней выделены конфликты по разным признакам. [6, 24]
По сфере проявления:
По степени длительности и напряженности:
По субъектам конфликтного взаимодействия:
Информация о работе Профилактика конфликтов в формировании коллектива младших школьников