Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 10:34, дипломная работа
Цель исследования: выявление и теоретическое обоснование психолого-педагогических условий, с учетом которых разработать рекомендации педагогам и родителям, способствующие легкой адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Объект исследования: процесс адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Ведение 3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ 6
1.1. Проблема изучения адаптации в отечественной и зарубежной литературе 6
1.2. Особенности поведения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению 16
1.3. Психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению 30
Выводы по первой главе 42
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. 43
43
2.1. Организация и методы исследования адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению 43
2.2. Реализация программы адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению 52
2.3. Выявление результативности программы по адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении 57
Выводы по второй главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
Приложения
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Омский государственный педагогический университет»
Факультет начального, дошкольного и специального образования
Кафедра педагогика и психология детства
Допущен к защите
«__»______________2013г.
Зав. кафедрой:
к.п.н., доцент
Мурзина Наталья Павловна
_______________(подпись)
Психолого-педагогические
условия адаптации детей
Выпускная квалификационная работа
Направление: «Дошкольная педагогика и психология»
Выполнил: студент 51 группы
заочной формы обучения
Цикало Елена Сергеевна
_______________________(
Научный руководитель:
к.пс.н., доцент кафедры ПиПД
Ждакаева Елена Ивановна
________________________(
Выпускная квалификационная работа
защищена
«__»_______________2013г.
Оценка_________________
Председатель ГАК _______(подпись)
Омск, 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Приложения
Актуальность исследования. Адаптация детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике и психологии ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка, что сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка.
Адаптация - это сложный процесс приспособления организма на физиологическом, психологическом и социальном уровнях. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к детскому учреждению, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Новое помещение, новые игрушки, новые люди, новые правила в жизни малыша - это и эмоциональный, и информационный стресс. Исследования К.Л.Печора показали, что только 18,2% детей готовы к посещению дошкольного учреждения, 75,8% — условно готовы и 6% — не готовы [43, с. 96].
Большой вклад в изучение проблем адаптации личности сделан в отечественной (М.Р. Битянова, Я.Л. Коломинский, А.А.Налчаджян, А.В.Петровский, А.А.Реан и др.) и зарубежной психологии (А.Маслоу, Г.Селье, К.Роджерс, А.Фрейд, З.Фрейд, Т.Шибутани, Х.Хартманн и др.). В последние годы вопросы социальной адаптации активно рассматриваются в педагогических работах (Ш.А.Амонашвили, Г.Ф.Кумарина, А.В.Мудрик, И.П.Подласый, Е.А.Ямбург и др.).
Несомненная значимость данной проблемы послужила основанием для подробного рассмотрения данной темы в качестве дипломной работы.
Анализ психолого-
На основе противоречия нами была выделена проблема исследования - определить совокупность педагогических возможностей и условий, обеспечивающих эффективность адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Цель исследования: выявление и теоретическое обоснование психолого-педагогических условий, с учетом которых разработать рекомендации педагогам и родителям, способствующие легкой адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Объект исследования: процесс адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Цель, объект, предмет, обусловили следующую гипотезу: процесс адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ будет менее болезненным, если будут созданы следующие психолого-педагогические условия:
- формирование адаптационных механизмов;
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- наблюдение
педагогов за протеканием
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих задач:
Методы исследования:
Теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация.
Эмпирические: тестирование, эксперимент.
Этапы исследования:
I этап – теоретико-аналитический (май – август 2013 г). На этом этапе проводилось обоснование и теоретическое осмысление темы. Изучалась научно-методическая литература по теме исследования. Были проанализированы различные подходы к проблеме адаптации ее формы методы, механизмы, определялись исходные позиции исследования, его методология, концептуальный аппарат, логика и организация исследования.
II этап – эмпирический (сентябрь - ноябрь 2013 г.). Был проведен констатирующий этап исследования, в ходе которого изучались особенности адаптации в раннем дошкольном возрасте. Проводилась количественная и качественная обработка полученных результатов. Разрабатывались рекомендации для родителей и воспитателей, направленные на успешную адаптацию детей раннего возраста.
III этап – обобщающий (декабрь 2013 г.) . На данном этапе проводился анализ и теоретическое осмысление полученных экспериментальных данных, обобщение и описание результатов, уточнялись теоретические выводы, завершалось литературное оформление ВКР.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №2» Черлакского района Омской области, 2 группы детей раннего возраста.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования системы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ педагогами детских дошкольных учреждений в своей деятельности.
Структура выпускной квалификационной работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы, приложения.
Адаптация является предметом исследования как зарубежных (К. Бэр; А. Вейсман, Ч. Дарвин, Р. Браун, Г. Гартманн, Э. Джонс, Л. Фестингер, З. Фрейд, Е. Хилгард, Ж. Сент-Илер и др.), так и отечественных (И.П.Павлов, Н.Д. Ватутина, Н.Ф. Виноградова, Т. А. Куликова, С. А. Козлова, М.Л. Печора, Р. В. Тонкова-Ямпольская, В.А. Сухомлинский. Налчаджян А.А. и др.) ученые.
Адаптация (лат. adaptatio - прилаживание, приспособление, от лат. adapto - приспособляю) - процесс приспособления, строения и функций организмов, и их органов к условиям среды. Понятие адаптация является основополагающим в концепциях, рассматривающих взаимоотношения индивида с его окружением как процессы гомеостатического уравновешения [26, с.68].
Как показал анализ литературы, подходов к определению понятия «адаптация» существует достаточно много. Остановимся на некоторых из них.
Так, Г. Ю. Айзенк определяет адаптацию как состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды - с другой, полностью удовлетворены, т.е. состояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой. Кроме того, это процесс, посредством которого данное гармоничное состояние достигается [1, с. 32].
В теории Ж.Пиаже — адаптация это процесс, посредством которого существующие у ребенка схемы уточняются, видоизменяются и развиваются [1, с. 45].
М.Г. Ярошевский определяют
адаптацию как постоянный процесс
активного приспособления индивида к
условиям социальной среды, а также результат
этого процесса. Соотношение этих компонентов,
определяющих характер поведения, зависит
от целей и ценностных ориентации индивида
и от целей и ценностных ориентации индивида
и от возможностей их достижения в среде
социальной [1, с. 34].
Представляя общество как «социальный организм», Г.Спенсер распространял на него и законы биологической адаптации. В предложенной им «теории равновесия» адаптация понималась как устойчивое уравновешивание организма со средой [47, с. 211].
Согласно А.В. Петровскому, процесс социализации – это смена фаз адаптации, индивидуализации и интеграции. Каждый период жизни человека начинается фазой адаптации, в ходе которой происходит усвоение действующих в обществе норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Фаза индивидуализации связана с противоречием между достигнутым результатом адаптации и потребностью в максимальной реализации своих индивидуальных особенностей. Третья из перечисленных фаз вызвана противоречием между потребностью личности в самореализации и стремлением группы принять только часть ее индивидуальных особенностей, а в случае успешной социализации она разрешается как интеграция личности и группы [47, с. 213].
Л.М. Растова дает свое видение соотношения процесса социализации и адаптации, утверждая, что социализация представляет собой, прежде всего, общее направление развития личности, а адаптация связана с сообщением личности конкретной программы деятельности в определенном коллективе. При этом условием успешного протекания адаптации является наличие необходимого уровня социализации личности (соответствующих знаний, умений, навыков и др., позволяющих адаптироваться человеку в определенных ситуациях), в то же время процесс адаптации – это определенный вклад в социализацию индивида. [60, с. 253].
Ряд отечественных ученых (П.К. Анохин, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович) под адаптацией понимают приспособление человека к условиям жизни на уровне психических процессов [1, с 89].
Мы считаем данную позицию в некоторой степени узкой, так как она не подразумевает внутреннего характера адаптации, а сводит адаптационный процесс к элементарному приспособлению. В исследованиях А.Н.Леонтьева, Р.С.Немова, адаптация рассматривается как приспособление индивида к новым условиям существования и делится на биологическую адаптацию, которая рассматривает изменение физиологической активности органов и их систем ребенка в ответ на изменение условий существования и социальную, при которой формируются новые социальные отношения и связи. Их задачами являются:
1. Благополучное изменение физиологической
активности органов и их систем ребенка
в ответ на изменение условий существования.
В современном словаре по психологии под редакцией В.В. Юрчука «адаптация» трактуется как состояние динамического соответствия, равновесия между живой системой (человеком) и внешней средой. Способность живого организма приспосабливаться к изменениям окружающей среды, внешних (внутренних) условий существования путем сохранения и поддерживания физического гомеостаза [61, с. 11].
В Российской педагогической энциклопедии понятие адаптация рассматривается, как «способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды» [44, с. 9].
В литературе наряду с термином «адаптация» используются также и такие его производные термины, как «адаптированность», «дез(диз)адаптация», «реадаптация».
Так, «адаптированность» подразумевает завершенность процесса адаптации, некое конкретное состояние, характеризующееся хорошей адаптацией организма, к окружающей среде; состояние, когда процесс приспособления ребенка полностью завершен, и в результате перестройки функций ведущих систем организма восстанавливается уровень функционирования, наиболее типичный для ребенка и обеспечивающий ему оптимальное существование в новой микросоциальной среде [24, с. 114]. «Дезадаптация» (от лат. de/des - прекращение, устранение, отрицание) - потеря, исчезновение (обычно временная и в принципе возобновимая) имевшейся адаптации.
«Реадаптация» - восстановление адаптации, утраченной в прошлом. На наш взгляд, произвольные термины адаптации не характеризуют в полном объеме данный процесс [37, с. 19].