Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 10:34, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление и теоретическое обоснование психолого-педагогических условий, с учетом которых разработать рекомендации педагогам и родителям, способствующие легкой адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Объект исследования: процесс адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

Содержание работы

Ведение 3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ 6
1.1. Проблема изучения адаптации в отечественной и зарубежной литературе 6
1.2. Особенности поведения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению 16
1.3. Психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению 30
Выводы по первой главе 42
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. 43
43
2.1. Организация и методы исследования адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению 43
2.2. Реализация программы адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению 52
2.3. Выявление результативности программы по адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении 57
Выводы по второй главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
Приложения

Файлы: 1 файл

диплом ноябрь 3.doc

— 1.32 Мб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Омский государственный  педагогический университет»

Факультет начального, дошкольного и специального образования

Кафедра педагогика и психология детства

 

 

 

Допущен к защите

«__»______________2013г.

Зав. кафедрой:

к.п.н., доцент

Мурзина Наталья  Павловна

_______________(подпись)

 

 

Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего  возраста к дошкольному образовательному учреждению

Выпускная квалификационная работа

Направление: «Дошкольная  педагогика и психология»

 

 

Выполнил: студент 51 группы

заочной формы обучения

Цикало Елена Сергеевна

_______________________(подпись)

Научный руководитель:

к.пс.н., доцент кафедры ПиПД

Ждакаева Елена Ивановна

________________________(подпись)

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

защищена

«__»_______________2013г.

Оценка_________________

Председатель ГАК _______(подпись)

 

 

Омск,  2013

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Приложения

 

 

                                                               Ведение

Актуальность  исследования. Адаптация детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике и психологии ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка, что сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка.

 Адаптация - это сложный процесс приспособления организма на физиологическом, психологическом и социальном уровнях. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к детскому учреждению, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Новое помещение, новые игрушки, новые люди, новые правила в жизни малыша - это и эмоциональный, и информационный стресс. Исследования К.Л.Печора показали, что только 18,2% детей готовы к посещению дошкольного учреждения, 75,8% — условно готовы и 6% — не готовы [43, с. 96].

Большой вклад  в изучение проблем адаптации личности сделан в отечественной (М.Р. Битянова, Я.Л. Коломинский, А.А.Налчаджян, А.В.Петровский, А.А.Реан и др.) и зарубежной психологии (А.Маслоу, Г.Селье, К.Роджерс, А.Фрейд, З.Фрейд, Т.Шибутани, Х.Хартманн и др.).       В последние годы вопросы социальной адаптации активно рассматриваются в педагогических работах (Ш.А.Амонашвили, Г.Ф.Кумарина, А.В.Мудрик, И.П.Подласый, Е.А.Ямбург и др.).

Несомненная значимость данной проблемы послужила основанием для подробного рассмотрения данной темы в качестве дипломной работы.

Анализ психолого-педагогической литературы выявил противоречие между необходимостью изучения проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения и недостаточной теоретической её разработанностью и методической оснащённостью в профессиональной деятельности воспитателей ДОУ.

На основе противоречия нами была выделена проблема исследования - определить совокупность педагогических возможностей и условий, обеспечивающих эффективность адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.

Цель  исследования: выявление и теоретическое обоснование психолого-педагогических условий, с учетом которых разработать рекомендации педагогам и родителям, способствующие легкой адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

Объект  исследования: процесс адаптации детей раннего возраста к  дошкольному учреждению.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.

Цель, объект, предмет, обусловили следующую гипотезу: процесс адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ будет менее болезненным, если будут созданы следующие психолого-педагогические условия:

- формирование  адаптационных механизмов; 

- психолого-педагогическое  просвещение родителей; 

- наблюдение  педагогов за протеканием адаптации. 

Реализация  поставленной цели обусловила решение  следующих задач:

  1. Раскрыть особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
  2. Выявить психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
  3. Экспериментально проверить эффективность разработанной системы сопровождения детей  раннего возраста в адаптационный период с учетом психолого-педагогических условий.

Методы  исследования:

Теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация.

 Эмпирические: тестирование, эксперимент.

 

Этапы исследования:

I этап – теоретико-аналитический (май – август 2013 г). На этом этапе проводилось обоснование и теоретическое осмысление темы. Изучалась научно-методическая литература по теме исследования. Были проанализированы различные подходы к проблеме адаптации ее формы методы, механизмы, определялись исходные позиции исследования, его методология, концептуальный аппарат, логика и организация исследования.

II этап – эмпирический (сентябрь - ноябрь 2013 г.). Был проведен констатирующий этап  исследования, в ходе которого изучались особенности адаптации в раннем дошкольном возрасте. Проводилась количественная и качественная обработка полученных результатов. Разрабатывались рекомендации для родителей и воспитателей, направленные на успешную  адаптацию  детей раннего  возраста.

III этап – обобщающий (декабрь 2013 г.)  . На данном этапе проводился анализ и теоретическое осмысление полученных экспериментальных данных, обобщение и описание результатов, уточнялись теоретические выводы, завершалось литературное оформление ВКР.

          База исследования: МБДОУ «Детский сад №2» Черлакского района Омской области,  2 группы детей раннего возраста.

Практическая  значимость исследования заключается в возможности использования системы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ педагогами детских дошкольных учреждений в своей деятельности.

Структура выпускной квалификационной работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы,  приложения.

 

 

ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

1.1. Проблема изучения  адаптации в отечественной и зарубежной литературе 

 

Адаптация является предметом исследования как зарубежных                       (К. Бэр; А. Вейсман, Ч. Дарвин, Р. Браун, Г. Гартманн, Э. Джонс, Л. Фестингер, З. Фрейд,  Е. Хилгард, Ж. Сент-Илер и др.), так и отечественных (И.П.Павлов, Н.Д. Ватутина, Н.Ф. Виноградова, Т. А. Куликова, С. А. Козлова, М.Л. Печора, Р. В. Тонкова-Ямпольская, В.А. Сухомлинский. Налчаджян А.А. и др.) ученые.

Адаптация (лат. adaptatio - прилаживание, приспособление, от лат. adapto - приспособляю) - процесс приспособления, строения и функций организмов, и их органов к условиям среды. Понятие адаптация является  основополагающим в концепциях, рассматривающих взаимоотношения индивида с его окружением как процессы гомеостатического уравновешения [26, с.68].

Как показал анализ литературы, подходов к определению понятия  «адаптация» существует достаточно много.  Остановимся на некоторых  из них.   

Так, Г. Ю. Айзенк определяет адаптацию как состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды - с другой, полностью удовлетворены, т.е. состояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой. Кроме того, это процесс, посредством которого данное гармоничное состояние достигается [1, с. 32]. 

В теории Ж.Пиаже — адаптация это процесс, посредством которого существующие у ребенка схемы уточняются, видоизменяются и развиваются [1, с. 45].

 М.Г. Ярошевский   определяют  адаптацию  как постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса. Соотношение этих компонентов, определяющих характер поведения, зависит от целей и ценностных ориентации индивида и от целей и ценностных ориентации индивида и от возможностей их достижения в среде социальной  [1, с. 34].                                                                 По определению А.А.Налчаджяна, адаптация – это активный процесс изменений функций организма и психики применительно к окружающей среде. Если этих изменений недостаточно, и две среды – внутренняя и внешняя – остаются несбалансированными, т.е. адаптация неэффективна, то человек автоматически компенсирует дисбаланс тем или иным способом    [51, с. 109].        Ряд ученых рассматривают адаптацию личности в неразрывной связи с социализацией.

Представляя общество как «социальный организм», Г.Спенсер распространял на него и законы биологической адаптации. В предложенной им «теории равновесия» адаптация понималась как устойчивое уравновешивание организма со средой   [47, с. 211].

Согласно А.В. Петровскому, процесс социализации – это смена фаз адаптации, индивидуализации и интеграции. Каждый период жизни человека начинается фазой адаптации, в ходе которой происходит усвоение действующих в обществе норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Фаза индивидуализации связана с противоречием между достигнутым результатом адаптации и потребностью в максимальной реализации своих индивидуальных особенностей. Третья из перечисленных фаз вызвана противоречием между потребностью личности в самореализации и стремлением группы принять только часть ее индивидуальных особенностей, а в случае успешной социализации она разрешается как интеграция личности и группы [47, с. 213].

Л.М. Растова  дает свое видение соотношения процесса социализации и адаптации, утверждая, что социализация представляет собой, прежде всего, общее направление развития личности, а адаптация связана с сообщением личности конкретной программы деятельности в определенном коллективе. При этом условием успешного протекания адаптации является наличие необходимого уровня социализации личности (соответствующих знаний, умений, навыков и др., позволяющих адаптироваться человеку в определенных ситуациях), в то же время процесс адаптации – это определенный вклад в социализацию индивида. [60, с. 253].    

Ряд отечественных ученых (П.К. Анохин, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович) под адаптацией понимают приспособление человека к условиям жизни на уровне психических процессов [1, с 89].     

Мы считаем  данную позицию в некоторой степени  узкой, так как она не подразумевает внутреннего характера адаптации, а сводит адаптационный процесс к элементарному приспособлению.       В исследованиях А.Н.Леонтьева, Р.С.Немова, адаптация рассматривается как приспособление индивида к новым условиям существования и делится на биологическую адаптацию, которая рассматривает изменение физиологической активности органов и их систем ребенка в ответ на изменение условий существования и социальную, при которой формируются новые социальные отношения и связи. Их задачами являются:

1. Благополучное изменение физиологической активности органов и их систем ребенка в ответ на изменение условий существования.                               2.  Благополучное формирование новых социальных отношений и связей ребенка в группе [9, с. 83].

В современном  словаре по психологии под редакцией В.В. Юрчука «адаптация» трактуется как состояние динамического соответствия, равновесия между живой системой (человеком) и внешней средой. Способность живого организма приспосабливаться к изменениям окружающей среды, внешних (внутренних) условий существования путем сохранения и поддерживания физического гомеостаза [61, с. 11].

В Российской педагогической энциклопедии понятие адаптация  рассматривается, как «способность организма приспосабливаться к  различным условиям внешней среды» [44, с. 9].

В литературе наряду с термином «адаптация» используются также и такие его производные  термины, как «адаптированность», «дез(диз)адаптация», «реадаптация».         

Так, «адаптированность» подразумевает завершенность процесса адаптации, некое конкретное состояние, характеризующееся хорошей адаптацией организма, к окружающей среде; состояние, когда процесс приспособления ребенка полностью завершен, и в результате перестройки функций ведущих систем организма восстанавливается уровень функционирования, наиболее типичный для ребенка и обеспечивающий ему оптимальное существование в новой микросоциальной среде [24, с. 114].  «Дезадаптация» (от лат. de/des - прекращение, устранение, отрицание) - потеря, исчезновение (обычно временная и в принципе возобновимая) имевшейся адаптации.      

«Реадаптация» - восстановление адаптации, утраченной в прошлом.          На наш взгляд,  произвольные термины адаптации не характеризуют в полном  объеме  данный процесс [37, с. 19].

Информация о работе Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению