Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 10:34, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление и теоретическое обоснование психолого-педагогических условий, с учетом которых разработать рекомендации педагогам и родителям, способствующие легкой адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Объект исследования: процесс адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

Содержание работы

Ведение 3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ 6
1.1. Проблема изучения адаптации в отечественной и зарубежной литературе 6
1.2. Особенности поведения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению 16
1.3. Психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению 30
Выводы по первой главе 42
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. 43
43
2.1. Организация и методы исследования адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению 43
2.2. Реализация программы адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению 52
2.3. Выявление результативности программы по адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении 57
Выводы по второй главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
Приложения

Файлы: 1 файл

диплом ноябрь 3.doc

— 1.32 Мб (Скачать файл)

Двигательная активность во время адаптационного периода довольно редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок сильно заторможен или, наоборот, гиперактивен. Вначале дневной сон отсутствует совсем или ребенок постоянно просыпается. Сон ребенка в этот период беспокойный, прерывается все время всхлипыванием или внезапным пробуждением. И только лишь когда ребенок адаптируется, он сможет спокойно спать.

Чем сложнее проходит адаптация ребенка, тем хуже его аппетит или, наоборот, аппетит слишком высокий. Нормализация пониженного или повышенного аппетита, как правило, происходит к концу адаптационного периода.

Меняется его  активность и по отношению к предметному  миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом. Общее подавленное состояние в совокупности с тем обстоятельством, что ребенок попадает в окружение сверстников и подвергается риску инфицирования чужой вирусной флорой, нарушает реактивность организма, приводит к частым болезням. В период адаптации иммунная система организма, его защитные механизмы ослабевают,   чаще всего, пребывая в ДОУ, на 5-7 сутки ребёнок заболевает.

2) Эмоциональные параметры дезадаптации. Изменение образа жизни ребенка приводит, в первую очередь, к нарушению его эмоционального состояния. Так, Р.В. Тонкова-Ямпольская выдвинула гипотезу, что нарушения эмоционального состояния, сопровождающиеся вегетативными сдвигами, снижают функциональную активность коры, что приводит к уменьшению регуляторных возможностей и сказывается на системе реактивности и специфического иммунитета. Как следствие возникает заболевание ребенка. Одной из наиболее интенсивно развивающихся потребностей у маленького ребенка является ориентирование в среде, которая его окружает. Насколько быстрее происходит изменение среды, настолько сильнее отрицательные эмоции, отклонения в поведении более продолжительны и адаптация значительно затруднена. Из этого можно сделать вывод, что предварительное ознакомление ребенка с новой средой в саду создает наиболее благоприятные условия и возможности для легкой и быстрой адаптации. [6, с. 103]

Исследователи разработали и уточнили ряд показателей, характеризующих особенности поведения  и проявления эмоций у ребенка, адаптирующегося  к условиям детского сада. На основании этих показателей был создан эмоциональный портрет ребенка, впервые поступившего в детский сад. Для такого ребенка характерно: эмоциональная напряженность, беспокойство, страх, гнев или заторможенность. Ребенок много плачет, стремится к контакту с взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от него, сторонится сверстников, его социальные связи оказываются нарушенными. Малыш не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Ребёнок, переходящий в новые условия жизни в дошкольном учреждении, переживает стрессовое состояние; у него появляется торможение, возникают ориентировочные реакции (можно, нельзя), напряженное состояние, ребёнок попадает под целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации, т.е. скопление неизвестных воздействий, что вызывает у него страх, отрицательные эмоции.

Отрицательные эмоции – как правило, встречаются  в основном у каждого ребенка, впервые адаптирующегося к новым  условиям. Обычно проявления различны: от еле уловимых до депрессии. Дети выражают свои негативные эмоции плачем. Но наиболее информативен приступообразный плач, свидетельствующий о том, что, хоть на время, у малыша все негативные эмоции внезапно отступают на последний план в связи с тем, что их оттесняют положительные. В палитру плача входит также и «плач за компанию», которым уже почти адаптированный к саду ребенок поддерживает «новичков», пришедших в группу. Обычно дольше всех из отрицательных эмоций у ребенка держится так называемое хныканье, которым он стремиться выразить протест при расставании с родителями     

Страх – спутник отрицательных эмоций. Впервые придя в детский сад, ребенок во всем видит лишь «скрытую угрозу». Ребенок боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми, боится новых воспитателей, а главное того, что мама забудет его, уйдя из детского сада.

Гнев – порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который порывается наружу. В период адаптации ребенок раним настолько, что поводом для гнева может служить все. Поэтому гнев и агрессия могут проявляться даже без повода.

 Положительные эмоции – противовес отрицательным эмоциям. Обычно, в первые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда ребенок находится под действием эффекта новизны. Чем легче адаптируется ребенок, тем раньше проявляются положительные эмоции, возвещающие о завершении адаптационного процесса.

3) Поведенческие параметры дезадаптации. Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Это связано с тем, что не удовлетворяется одна из базовых потребностей - потребность в безопасности и защищенности. Ребенок впервые остается без близких людей в незнакомой обстановке. В семье он в центре внимания, а в детском саду один из многих, такой же, как и другие. Это ломает сложившиеся у него стереотипы, требует психологической перестройки, изменения поведения, выработки новых умений.  Уже с первых дней жизни у ребенка в семье формируются привычки, привязанности, определенное поведение, в основе которого лежит динамический стереотип, т.е. система определенных ответных реакций организма на последовательно действующие на него раздражители. К двум-трем годам стереотип поведения ребенка становится довольно устойчивым. При поступлении в детский сад привычные условия жизни в семье (режим, характер питания, микроклимат помещения, приемы воспитания, характер общения) меняются. Это требует от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является очень трудной задачей и часто приводит к стрессу [9, с. 152].

Не имея ни какого жизненного опыта, в отрыве от любимого взрослого, в чужой обстановке, ребенок  может быть напуган настолько, что  иногда начинает вести себя неадекватно: переходит на ползание, если уже  начал ходить; замолкает, начав говорить. [4, с. 98].

Дети не воспринимают речь незнакомого человека, так как  им не привычен тембр голоса, дикция; не могут из-за переживаний вникнуть в речь взрослого. В незнакомой обстановке они ко всему относятся с опасением, отказываются брать ложку, прикоснуться к хлебу, протянуть руку к струе воды. Имеющиеся у них навыки самообслуживания на время исчезают даже в домашних условиях. [4, с. 101].

Поведение ребенка также приобретает индивидуальный характер: если он не умеет есть самостоятельно, то в детском саду отказывается от еды, ждет, чтобы его накормили.  Если не знает, как мыть руки в новой обстановке - сразу плачет, если не знает, где взять игрушку - тоже плачет, не привык спать без укачивания – плачет, поэтому очень важно знать привычки ребенка, считаться с ними. Именно в том, как организм ребёнка выдерживает приспособление к окружающей среде, и заключается значение адаптации для его дальнейшего здоровья и самочувствия в новых условиях [18, с. 285].

Результаты  проведенных исследований И.В. Лапиной показывают, что в начальный период адаптации ребенок не имеет желания участвовать в «играх с игрушками». Незнакомая обстановка угнетает обычную активность детей. Иногда даже самые интересные игрушки не привлекают детей, это «чужие» игрушки. Ребенок тяготеет к своим любимым игрушкам. Практика показывает, что любимая игрушка, книжка с рисунками к которой ребенок привык, облегчает процесс адаптации, если ребенок приносит их с собой   [31, с. 47].

Социальные контакты, коммуникабельность ребенка – это положительный момент для успешного исхода адаптационного процесса. Однако, в первые дни нахождения в дошкольном учреждении у некоторых малышей утрачивается это свойство. Такие дети замкнуты и нелюдимы, все время стараются держаться обособленно. На смену этой «бесконтактности» приходит «компромиссная контактность», означающая, что ребенок вдруг сам стал проявлять инициативу для вступления в контакт с взрослыми людьми. Однако эта инициатива мнима, она нужна ребенку только лишь как выход из сложившегося положения и не направлена на улучшение общения с взрослыми или сверстниками. В такой момент ребенок готов пойти на компромисс с кем угодно, лишь бы его увели из группы. Но как только ребенок сумеет наладить контакты в группе – это и будет важным шагом к завершению всего процесса адаптации [28, с. 58].

Познавательная деятельность также угасает и снижается на фоне стрессовых реакций. Поскольку в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то нередко, ребенок не интересуется игрушками и не желает интересоваться ими в период адаптации. Ребенку не хочется знакомиться со сверстниками, понять, что происходит рядом с ним.

И.В. Лапина считает, что характер поведения ребенка в адаптационный период зависит от возраста детей. Малыши в возрасте от 10 месяцев до 1 года 6 месяцев трудно переносят расставание с близкими, отказываются от контактов с незнакомыми взрослыми и детьми. В этот период происходит интенсивное физическое развитие. Находясь на этом этапе становления, дети раннего возраста в большей степени подвергнуты колебаниям и даже срывам

       В тоже время, если ребенка слишком рано (до 6 месяцев) отдать в ясли, то, несмотря на то, что адаптация у него может пройти довольно легко и быстро, т.к. у него нет сформированной привязанности к матери, и первичный эмоциональный контакт такой малыш установит со сверстниками, то все это не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы. [31, с. 63].

В исследованиях Е.О. Смирновой также показано, что наиболее сложно адаптация происходит у детей второго года жизни. Все негативные проявления выражены в этом возрасте ярче, чем у детей, пришедших в ясли после двух лет. На второй год приходится наибольшее количество заболеваний. Период восстановления растягивается иногда на 2-3 месяца. Труднее всего восстанавливается игровая деятельность и взаимоотношение со сверстниками. Характерной особенностью поведения детей раннего возраста в период адаптации является высокая эмоциональность.

Уровень здоровья ребенка определяет характер адаптации: ослабленные, часто болеющие дети значительно тяжелее переносят период привыкания. Характер адаптационного периода зависит также от предшествующего опыта малыша, то есть от наличия или отсутствия тренировки его нервной системы в приспособлении к меняющимся условиям жизни [53, с. 87].

Причиной трудного привыкания к среде в группе может служить рассогласование между слишком затянувшейся эмоциональной формой общения ребенка с взрослым и становлением новой ведущей деятельностью с предметами, требующей другой формы общения - сотрудничества с взрослым.

Рассмотрим подробнее основные причины дезадаптации ребенка в период процесса адаптации к условиям ДОУ, которые можно условно разделить на три группы. Предлагаемое разделение условно, т.к. в одной семье могут быть не одна, а несколько проблем, считают Олиферович, Н.И., Зинкевич-Куземкина, Т.А., Велента, Т.Ф.              

Первая, пожалуй, самая  распространенная причина дезадаптации ребенка – это неспособность семьи выстроить адекватные детско-родительские отношения. Здесь можно указать самые частые случаи. Так, в последнее время все больше семей имеют только одного ребенка. При этом он очень опекаемый, воспитывается по типу «кумир семьи». Такой ребенок привык к излишнему вниманию, ситуация посещения детского сада становится для него достаточно травматичной. В семьях с опекающим стилем воспитания для ребенка нет запретов, он не понимает границ своих возможностей, не учится соотносить свои действия с другими людьми и т.д. Все это в итоге вызывает дискомфорт при посещении детского сада, ребенок становится агрессивным, эмоционально нестабильным. В этом случае требуется коррекция детско-родительских отношений в направлении осознания родителями факта все возрастающей самостоятельности ребенка, необходимости предъявлений к ребенку требований, а также разъяснений последствий опекающего стиля воспитания. Довольно распространенными сегодня стали случаи, когда родитель обеспокоен фактом необходимости посещения детского сада больше, чем сам ребенок. В этом случае, ребенок может быть вполне готов принять новые социальные условия, но стороны членов семьи это вызывает тревогу. Это относится к тревожно-мнительным родителям, которые, как правило, имеют только одного ребенка, часто это поздний ребенок. В данной ситуации родители сами психологически не готовы к тому, что ребенок приобретает некоторую независимость от их влияния, оставаясь в группе детского сада. Часто они сами не осознают того, что их действия не помогают ребенку привыкнуть к новым условиям, а наоборот, усложняют данный процесс. При этом эмоциональное напряжение и тревожность родителей передается ребенку. Таким образом, решение проблемы адаптации ребенка здесь заключается в изменении детско-родительских отношений в сторону принятия факта отделения ребенка от семьи; также необходима коррекция эмоциональной сферы самих родителей.

Другой проблемой современных  молодых семей является низкий педагогический потенциал. Это отражается в том, что у детей, приходящих в детский  сад, плохо сформированы коммуникативные  навыки. В таких случаях необходимо расширить представления семьи об особенностях общения ребенка в раннем и младшем дошкольном возрасте, о приемах и способах его развития, о необходимости широкого и разнообразного круга общения для социальной адаптации ребенка. [65, с. 112]. Несогласованность воспитательных воздействий различных членов семьи, непоследовательность в воспитательных воздействиях также является проявлением низкого педагогического потенциала семьи. Результатом такой воспитательной позиции будет эмоциональное напряжение ребенка, низкая самооценка, агрессивность и другие поведенческие нарушения. Причем часто родители могут осознавать, что их педагогические воздействия в семье рассогласованы, но они не могут исправить это рассогласование и договориться между собой о взглядах на воспитание ребенка. За этим может скрываться конфликт между супругами, а каждый из родителей стремится «перетянуть» на свою сторону ребенка. В данном случае необходимо формировать мотивацию супругов на изменение взаимодействия друг с другом и работать уже в направлении гармонизации отношений супругов.

Решение проблем данного  круга заключается в психолого-педагогическом просвещении родителей по поводу возрастных особенностей и потребностей детей, особенностях взаимодействия с  ними, создания соответствующих развивающих  условий.

Второй причиной детской дезадаптации являются ситуации, когда сами родители не могут адаптироваться к миру детского дошкольного учреждения. Рассматривая особенности таких родителей, разделим их на два типа. Первый тип представляют те, кто с трудом идет на общение с воспитателями группы, не прислушивается к их мнению, не стремится участвовать в жизни детского сада, неохотно рассказывают о своей семье, о том, как ведет себя ребенок вне детского сада. Такие родители предъявляют множество требований к содержанию ребенка в группе и считают, что все проблемы зависят от действий воспитателей. Таким образом, они перекладывают ответственность за воспитание ребенка на детский сад, их недовольство растет, возникают конфликты, вызывая напряженность и у ребенка. В этой ситуации психолого-педагогическая помощь родителям направлена на то, чтобы они осознали всю значимость согласования своих воспитательных воздействий с детским садом

Другая категория родителей  отличается тем, что они стремятся  согласовывать свои действия с воспитателями, участвовать в жизни группы, но симптомы трудной адаптации ребенка всё же сохраняются. Дело в том, что, отдавая ребенка в детский сад, многие вспоминают свое детство. Часто дети, родители которых плохо адаптировались к детскому саду в детстве, адаптируются также трудно. Это связано с детским опытом самих родителей, обидами и другими негативными переживания по поводу пребывания в детском саду. Такие родители могут подсознательно считать, что детский сад – это место, где ребенка только принуждают к чему-либо, что ему изначально не может быть там хорошо. Работа педагога-психолога в этой ситуации заключается в изменении отношений родителей к детскому саду и к их детскому опыту.

Информация о работе Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению