Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 10:34, дипломная работа
Цель исследования: выявление и теоретическое обоснование психолого-педагогических условий, с учетом которых разработать рекомендации педагогам и родителям, способствующие легкой адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Объект исследования: процесс адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Ведение 3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ 6
1.1. Проблема изучения адаптации в отечественной и зарубежной литературе 6
1.2. Особенности поведения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению 16
1.3. Психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению 30
Выводы по первой главе 42
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. 43
43
2.1. Организация и методы исследования адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению 43
2.2. Реализация программы адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению 52
2.3. Выявление результативности программы по адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении 57
Выводы по второй главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
Приложения
Третья причина дезадаптации ребенка – это проблемы, связанные с протеканием первого критического периода супружеских отношений. Этот период сопровождается ростом отрицательных эмоций, разногласий во взглядах, разочарованием в браке, установлением нового распределения обязанностей.
Также причинами дезадаптации могут быть: отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения; наличие отрицательных привычек; неумение занять себя игрушкой; несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков и многое другое. Однако, главной и основной причиной такого поведения является отсутствие у ребёнка опыта общения со взрослыми и со сверстниками. Особенно при вхождении в группу страдают те дети, опыт общения которых был сужен до минимума (мама-ребёнок, бабушка-ребёнок), ограничен рамками семьи (отец, мать, бабушка, дедушка). Знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта, весьма затруднительно для таких детей. Чем более узок был круг общения до поступления в детское учреждение, тем труднее ребёнку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателями. Привязанность только к близким людям, умение общаться только с ними, неумение войти в контакт с незнакомыми людьми, определят характер поведения. Когда у ребёнка опыт общения со сверстниками ограничен, большое количество детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться, скрыться ото всех. [8, с. 29].
Дети, у которых уже имеется положительный опыт общения со сверстниками и взрослыми, составляют самую благоприятную группу по характеру поведения и привыкают они к детскому саду сравнительно быстро.
Ребенок из большой семьи, умеет беспроблемно выстраивать собственный стиль поведения с каждым членом семьи, и в группе с удовольствием идет на контакт с незнакомыми ему людьми, с интересом обследует незнакомую обстановку. Также легко и быстро адаптируются дети, которых родители часто оставляли на попечение соседки, отвозили погостить у бабушки или брали с собой.
Нет проблем с адаптацией у детей, живущих в коммунальных квартирах. Здесь ребенок набирается житейского опыта, самостоятельно обходя родные пенаты. Он отлично ориентируется в обстановке и попав в группу, сразу же ориентируются на поведение взрослого и по его реакциям понимают, что здесь делать можно, а чего нельзя. [23].
Отличается поведение детей, родители которых живут узким кругом, отгородившись от всего света; их круг общения резко ограничен. Во время прогулок мама обходит стороной шумные детские площадки, опасаясь подхватить какую-нибудь детскую болезнь. В некоторых семьях папа до ночи на работе, а мама целыми днями один на один со своим малышом. В таких условиях у ребенка закрепляется - симбиотическая связь с матерью: оставшись даже на короткий срок без нее, он впадает в панику. В таких случаях адаптационный период бывает крайне тяжелым и даже может послужить поводом для формирования детского невроза.
Чем шире у ребёнка практика общения, тем легче он входит в детский коллектив, и наоборот, чем меньше опыт ребёнка, тем ему труднее.
Общение ребёнка связано с игрой, учёбой, трудом, оно воспринимается, как само собой разумеющийся процесс. Поэтому взрослые учат ребёнка играть, учиться, трудиться и довольно редко учат умению общаться. Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям, имеющемуся у него опыту. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создают для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды частые болезни, психическая регрессия [55].
Другой причиной дезадаптации ребенка в детском саду могут стать некорректные действия педагогов. Излишняя строгость и агрессия со стороны воспитателя может вызвать страх перед детским садом даже у общительного и всесторонне подготовленного к детскому саду ребенка. Испачканная на прогулке или неправильно сложенная одежда, оставленная на тарелке еда, перепачканные руки – всё это может стать предметом замечаний, а иногда и более эмоциональной реакции со стороны воспитателя. Ребенок расстраивается, когда его ругают, и расстраивается вдвойне, когда это делают посторонние люди, да еще и на глазах у всего коллектива. Если это происходит регулярно, то малыш может просто замкнуться в себе и сидеть в стороне на стуле, чтобы не навлечь на себя неприятности.
Н.В. Соколовская указывает, что причины трудностей адаптации имеют комплексный характер. Но при социальной дезадаптации ребенка достаточно одного из следующих факторов: отсутствие навыков общения; неадекватное оценивание себя в ситуации общения; высокие требования к окружающим (особенно если ребенок развит интеллектуально и имеет уровень умственного развития выше средне-группового); эмоциональная неуравновешенность; установки, препятствующие общению, например, готовность проявить свое превосходство; тревожность и боязнь общения; замкнутость [51, с. 27].
Классическими в вопросах адаптации детей к дошкольному учреждению считаются исследования Л.В. Кокуевой, которая уделяет внимание следующим факторам, влияющим на адаптацию детей раннего возраста:
- на поведение ребенка откладывают отпечаток и особенности нервной системы, ее тип: сила, подвижность, уравновешенность или неуравновешенность нервных процессов возбуждения и торможения. Особого внимания требуют дети со слабым типом нервной системы. Они очень болезненно переносят любые перемены в жизни и воспитании. Их эмоциональное состояние нарушается при малейших неприятностях, хотя своих чувств они не выражают. Такой ребенок старается уединиться, отворачивается лицом к стене, только чтобы не видеть незнакомых людей, с которыми он не умеет вступать в контакт.
- индивидуальные различия детей. Прежде всего, следует назвать различия в условиях жизни и воспитания детей. Именно условия жизни и воспитания определяют развитие ребенка и являются его движущими силами.
- на поведение и развитие маленького ребенка накладывает отпечаток и состояние его здоровья. Случается, что ребенок не плачет, не выражает негативных внешних проявлений, но теряет в весе, не играет. Его состояние должно беспокоить воспитателей не меньше, чем тех детей, которые плачут, зовут родителей.
- двигательная активность детей. Одни дети подвижны, отдают предпочтение шумным играм, любят побегать, порезвиться; другие – медлительные, предпочитают спокойные игры; третьи – боязливые, сторонятся сверстников и к воспитателю на первых порах относятся с опаской или напротив, не отходят от него, видя в воспитателе своего защитника.
- уровень развития навыков самообслуживания.
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться. [28, с. 55].
В результате анализа научной литературы, можно сделать следующий вывод: адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Каждый ребенок привыкает к ДОУ по-своему, однако, можно отметить некоторые общие закономерности, связанные со степенью адаптации:
- легкая адаптация — поведение нормализуются в течение 10—15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;
- адаптация
средней тяжести — поведение
нормализуются в течение
- тяжелая адаптация
длится от 2 до 6 месяцев, ребенок
часто болеет, теряет уже имеющиеся
навыки, может наступить как
Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система психолого-педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности и межличностных контактов ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
В современной психолого - педагогической литературе понятие «педагогические условия» многими исследователями (В. И. Андреева, М. Е. Дуранов, Т. А. Ильина, Ю. К. Конаржевский, А. Я. Найн, И. П. Подлас, В. И. Смирнов, В. А. Сластенин, Н. М. Яковлева) трактуются неоднозначно.
Так, В. И. Андреев
определяет понятие «педагогические
условия» как результат
По мнению М. Е. Дуранова, педагогические условия – это обстоятельства, при наличии которых реализуются факторы [18, с. 215].
М.Н. Ильина трактует понятие следующим образом: «Педагогические условия - это целенаправленно созданная обстановка (среда), в которой, в тесном взаимодействии, представлены совокупность психологических и педагогических факторов, позволяющих педагогу эффективно осуществлять воспитательную или учебную работу» [24, с. 28].
Все авторы считают, что педагогические условия – это методы, приемы, специально созданная среда и обстоятельства, позволяющие педагогу реализовать педагогическую деятельность.
Проанализируем педагогические условия, позволяющие ребенку раннего возраста успешно адаптироваться к условиям детского сада.
1. Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий ДОУ, воспитателей и родителей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. Работа с родителями должна начинаться еще до поступления ребенка в детский сад.
Задача воспитателя – успокоить, прежде всего, взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации. В свою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке [35].
В то же время самим родителям также необходимо приспособиться к новой обстановке, освоить новые социальные отношения, связанные с переходом ребенка в дошкольное образовательное учреждение.
К тому же родители привыкают к тому, что ребенок отдаляется от семейного влияния, и процесс психологического отделения ребенка от матери становится более очевидным и порой протекает очень бурно. Как пишут Н.И. Олиферович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента, родители впервые осознают тот факт, что «ребенок принадлежит не только им, но и более широкой социальной системе, которая также может оказывать на него влияние» .
Напряжение родителей растет не только из-за обеспокоенности состоянием ребенка в адаптационный период, но также и потому, что «продукт их воспитательной деятельности оказывается объектом всеобщего обозрения» [17, с 192].
Включение ребенка в
новую социальную среду вызывает
необходимость уточнения
Семья в этот период переживает один из закономерных семейных кризисов. Переживание семьей данного кризиса зависит от многих факторов. Среди основных можно назвать гибкость семейной системы, коммуникативные умения супругов, готовность родителей к расширению сферы контактов ребенка, умения поддержать его самостоятельность, характер внутрисемейных отношений.
Задача ДОУ – оказать
родителям ребенка раннего
Формы такой помощи могут быть разнообразными: это консультирование родителей (индивидуальное и групповое), практикумы, совместные игровые занятия детей, их родителей и специалистов ДОУ.
Можно выделить три этапа работы с родителями по адаптации к ДОУ;
Первый этап – сбор информации о потенциальных воспитанниках нашего дошкольного учреждения путем взаимодействия с районной поликлиникой;
Второй этап – социально-гигиенический скрининг семьи, составление адаптационного маршрута и маршрута психолого-педагогического сопровождения его в детском саду (начинает действовать по окончании адаптационного периода);
Третий этап – максимальное сближение режима дня ребенка в семье с режимом ДОУ.
Построенная таким образом работа позволяет сформировать у будущих воспитанников положительные ассоциации, связанные с дошкольным учреждением; показать родителям возможности детей при воспитании их в организованном детском коллективе.
На всех этапах ведется активная просветительская работа с родителями по вопросам адаптации.
Во-первых, в
коридорах и группах ДОУ
Во-вторых, родители вместе с ребенком приглашаются на индивидуальную консультацию к педагогу-психологу ДОУ, цели которой: