Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 10:34, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление и теоретическое обоснование психолого-педагогических условий, с учетом которых разработать рекомендации педагогам и родителям, способствующие легкой адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Объект исследования: процесс адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

Содержание работы

Ведение 3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ 6
1.1. Проблема изучения адаптации в отечественной и зарубежной литературе 6
1.2. Особенности поведения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению 16
1.3. Психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению 30
Выводы по первой главе 42
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. 43
43
2.1. Организация и методы исследования адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению 43
2.2. Реализация программы адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению 52
2.3. Выявление результативности программы по адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении 57
Выводы по второй главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
Приложения

Файлы: 1 файл

диплом ноябрь 3.doc

— 1.32 Мб (Скачать файл)

Адаптационный период считается законченным, если ребенок ест с аппетитом; быстро засыпает, вовремя просыпается; эмоционально общается с окружающими; играет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             Выводы по первой главе

 

 

Адаптации - это сложный процесс приспособления организма на физиологическом, психологическом и социальном уровнях.

Проблеме адаптации  особое внимание уделяли такие педагоги и психологи, как Н.Д. Ватутина, Н.Ф. Виноградова, Т. А. Куликова, С. А. Козлова, М.Л. Печора, Р. В. Тонкова-Ямпольская, В.А. Сухомлинский.     Особенности поведения детей раннего возраста в период адаптации можно охарактеризовать в зависимости от степени тяжести адаптации легкой средней или тяжелой. Важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является  личность самого воспитателя и продуманная система психолого-педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности и межличностных контактов ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.     Рассмотренные аспекты в ходе работы доказывают, что существует много условий, которые оказывают влияние на адаптацию ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению. Первым условием для успешной  адаптации детей раннего возраста является работа с родителями до поступления ребенка в детский сад. Второе условие это создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, а также правильная организация игровой деятельности направленная на формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО  ВОЗРАСТА  К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

 

Данная глава  выпускной квалификационной работы посвящена изучению психологического состояния детей в период адаптации к условиям детского сада, а также возможности психологической помощи детям в этот период

 2.1. Организация и методы исследования адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению

 

Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сада №2»  Черлакского  района  Омской области.

Первоначально с родителями была проведена  беседа с целью их согласия в участии исследования.

В эксперименте приняли участие 20 детей раннего возраста 2-3 лет в период адаптации к  условиям ДОУ. Все испытуемые были разделены на 2 группы: экспериментальную (10 человек) и контрольную (10 человек).

Таким образом, наше экспериментальное исследование будет представлять собой сравнительное обследование уровня адаптации к ДОУ двух групп детей.

Экспериментальное исследование проходило в три  этапа.

- констатирующий, с целью получения наиболее объективной и полной информации о протекании процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

  -   формирующий, с целью разработки и апробирования программы адаптации детей раннего возраста к  ДОУ в специально созданных психолого-педагогических условиях.

  - контрольный, с целью определения эффективности проведенной программы.

 При проведении исследования учитывались следующие диагностические принципы:

  • принцип учёта возраста ребёнка. Для обследования были подобраны методики, соответствующие возрасту детей.
  • принцип индивидуального и дифференцированного подхода. Отбор заданий, их формулировка и наполнение практического материала соотносились с уровнем реального психического развития ребёнка.
  • принцип от простого к сложному.

В процессе исследования адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, были использованы следующие диагностические методы:

1. Анкетирование родителей, на выявление способности ребенка адаптироваться к условиям ДОУ(А. Фромм);.

2.  Анкетирование  воспитателей наблюдающих за настроением детей в период адаптации . 

3. Наблюдение экспериментатора  за поведением детей в период адаптации к ДОУ;

Анкетирование родителей проходило  по опроснику А.Фромма для выявления способности ребенка адаптироваться к ДОУ. Методика построена на основе ряда характеристик и показателей адаптации, свидетельствующих об основных привычках ребенка, проявлении каких-либо крайностей (излишняя активность либо пассивность), возврате к более ранним привычкам, отставании в развитии. Опросник является эффективным средством для выявления проблем в адаптации для детей в возрасте от 2 до 3 лет.                              Родителям были предложены 12 вопросов для ответа. (см преложение1)                                         В результате анализа ответов родителей были получены следующие данные (табл.6).

 

Результаты анкетирования родителей по данной методике на констатирующем этапе эксперимента представлены в таблице 3 на рисунке 4 и в приложении 9.

 

Таблица 3.

Результаты анкетирования  родителей по методике А. Фромма  «Опросник для выявления способности ребенка адаптироваться к жизни» на констатирующем этапе эксперимента

 

 

Контрольная группа

Экспериментальная

 группа

Тяжелая адаптация

20%

40%

Средняя адаптация

60%

40%

Легкая адаптация

20%

20%


 

 

 

Сравнительные результаты исследования адаптации детей к ДОУ контрольной и экспериментальной группы в констатирующем эксперименте представлены на рисунке 4.

 

 

 

Рисунок 4. Сравнительные результаты анкетирования  родителей по методике А. Фромма - «Опросник для выявления способности ребенка адаптироваться к жизни» на констатирующем этапе эксперимента

 

Таким образом, по результатам ответов  родителей на поставленные вопросы, количество отрицательных ответов  присутствует в большей степени  у детей экспериментальной группы со средней и тяжелой формами адаптации. У детей контрольной группы с легкой и средней формами адаптации количество минимальных ответов не превышает половины от общего количества вопросов.

Родители экспериментальной группы детей наиболее часто отмечали у своих детей капризность, нежелание общаться со сверстниками и невозможность оставить ребенка одного.

Для экспериментальной  группы детей, где результаты адаптации  тяжелее, проведем формирующий этап эксперимент, в ходе которого детям  будут предложены игры и упражнения на формирование успешной адаптации к условиям ДОУ.

 

 

 

 

. Методика 2. Для диагностики уровня адаптации ребенка в ДОУ использовалась методика  В. Н. Меркуловой и Л. Г. Самоходкиной. Методика представляет собой проведение контроля над адаптационным процессом детей, при котором педагог – психолог, наблюдая за детьми, вносит данные в таблицу, по которой сможет сделать вывод о результате адаптации каждого ребенка, для выявления проблем адаптации и оказания своевременной дифференцированной коррекционной помощи каждому ребенку с учетом индивидуальных особенностей. Уровень адаптации по данной методике оценивается по следующим критериям и показателям:

  • эмоциональное состояние ребенка;
  • социальные контакты ребенка;
  • послеполуденный сон;
  • аппетит ребенка.

Каждый  из критериев может оцениваться от +3 до -3, т.е. от отличной адаптации, до полной дезадаптации. Для удобства обработки данных и во избежание субъективного толкования приводим ниже краткие характеристики разных оценок ( +1, +2, +3, 0, -1, -2, -3 ). Суммарно по всем четырем критериям можно получить +12 или -12, в интервале чего и определяются уровни адаптации.

Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в ДОУ) или быть длительной. Уровень, т.е. успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П).

Первые признаки того, что ребенок адаптировался:

  • хороший аппетит;
  • спокойный сон;
  • охотное общение с другими детьми;
  • адекватная реакция на любое предложение воспитателя;
  • нормальное эмоциональное состояние.

Определение поведенческой реакции проводится в соответствии с оценкой факторов адаптации ребенка в ДОУ (см. приложение 1).

Определение уровня адаптации происходит в соответствии с оценкой факторов адаптации ребенка в ДОУ  представлено в таблице 1.

Таблица 1.

Определение уровня адаптации в соответствии с оценкой факторов адаптации ребенка в ДОУ по методике Н. Меркуловой и Л. Г. Самоходкиной

Адаптация

Сроки (А)

Поведенче - ские реакции (П)

Уровни  адаптации

Легкая

До 5 дней -1 неделя

+12…+8

А1 и  П1 высокий

А1 и  П2

Средняя

До 15 дней - 3 недели

+7…0

А1 и  П3 средний

А2 и  П2

Усложненная

До 25 дней - 5 недель

-1…-7

А2 и  П4 сложный

А3 и  П3

Дезадаптация

Более 5 недель

-8…-12

А3 и  П4 дезадаптация

А4 и  П4


 

Данные, полученные в результате наблюдения по данной методике, заносились в протоколы  исследования (Приложение 2).

Среди детей  экспериментальной  группы в ДОУ,  10 % детей характеризуются дезадаптацией и 10% усложнённой адаптацией к условиям ДОУ; 60 % средней; 20 % - лёгкой адаптацией.

(Таблица, приложение 3, рис 1).

Среди детей  контрольной  группы в ДОУ,  дезадаптации у детей не проявлено, 20% усложнённой адаптацией к условиям ДОУ; 60 % средней; 20 % - лёгкой адаптацией. (Таблица приложение 3, рис 2).

 

 

 

Рис. 1. Уровни адаптации к условиям ДОУ у детей экпериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента

 

Рис. 2. Уровни адаптации к условиям ДОУ у детей контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента

 

Сравнительные результаты исследования представлены в таблице 2 и на рисунке 3.

 

 

 

 

 

Таблица 2.

 Сравнительные результаты исследования адаптации детей к ДОУ экспериментальной и контрольной группы в констатирующем эксперименте.

Группы

Дезадаптация (%)

Усложнённая

Средняя

Лёгкая

1. Группа 1

10% (1 реб.)

10% (1 реб.)

60% (6 детей)

20%(2 реб.)

2. Группа 2

_

20% (2 реб.)

60%(6детей)

20%(2 реб.)


 

 

 

Рис. 3. Уровни адаптации к условиям ДОУ у детей экспериментальной и контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента

 

Данные, полученные в результате наблюдения по данной методике, заносились в протоколы  исследования (Приложение 3 ).

В результате наблюдения  за детьми в процессе адаптации, выявлены следующие особенности поведения детей.

Сон и аппетит  восстанавливаются у детей по-разному: через 10-40 дней.

Настроение  – неустойчивое в течение месяца.

Снижена активность: малыш становится плаксивым, малоподвижным, не стремится исследовать новое окружение, не пользуется ранее приобретенными навыками речи. Все эти изменения продолжаются в течении 1-1,5 месяца.

Отчетливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы:  это может быть функциональные изменение стула, бледность, потливость, «тени» под глазами, «пылающие» щечки.

Завязываются  первые контакты. Чтобы понравится, дети рассказывают о себе, иногда раздают  подарки, спрашивают можно ли им поиграть вместе с другими. Затем следует  период самоутверждения. Чтобы найти и закрепить свое место в коллективе, новички целенаправленно состязаются за благосклонность лидеров группы. Эта изнурительная борьба, потому что они постоянно конкурируют друг с другом и должны считаться  с тем, что их могут отвергнуть.

Как показывают наши наблюдения, по мере привыкания к новым условиям, у детей сначала восстанавливается аппетит, затем сон. Проблема со сном вызвана не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличающейся от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате, возня других детей отвлекает, не дает возможности расслабиться и уснуть.

опросник для выявления способности ребенка адаптироваться к жизни (А. Фромм). Данный вопросник был предложен родителям и состоял из следующих вопросов:

Информация о работе Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению