Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 10:34, дипломная работа
Цель исследования: выявление и теоретическое обоснование психолого-педагогических условий, с учетом которых разработать рекомендации педагогам и родителям, способствующие легкой адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Объект исследования: процесс адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Ведение 3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ 6
1.1. Проблема изучения адаптации в отечественной и зарубежной литературе 6
1.2. Особенности поведения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению 16
1.3. Психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению 30
Выводы по первой главе 42
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. 43
43
2.1. Организация и методы исследования адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению 43
2.2. Реализация программы адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению 52
2.3. Выявление результативности программы по адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении 57
Выводы по второй главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
Приложения
Адаптационный период считается законченным, если ребенок ест с аппетитом; быстро засыпает, вовремя просыпается; эмоционально общается с окружающими; играет.
Адаптации - это сложный процесс приспособления организма на физиологическом, психологическом и социальном уровнях.
Проблеме адаптации особое внимание уделяли такие педагоги и психологи, как Н.Д. Ватутина, Н.Ф. Виноградова, Т. А. Куликова, С. А. Козлова, М.Л. Печора, Р. В. Тонкова-Ямпольская, В.А. Сухомлинский. Особенности поведения детей раннего возраста в период адаптации можно охарактеризовать в зависимости от степени тяжести адаптации легкой средней или тяжелой. Важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя и продуманная система психолого-педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности и межличностных контактов ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение. Рассмотренные аспекты в ходе работы доказывают, что существует много условий, которые оказывают влияние на адаптацию ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению. Первым условием для успешной адаптации детей раннего возраста является работа с родителями до поступления ребенка в детский сад. Второе условие это создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, а также правильная организация игровой деятельности направленная на формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.
Данная глава выпускной квалификационной работы посвящена изучению психологического состояния детей в период адаптации к условиям детского сада, а также возможности психологической помощи детям в этот период
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сада №2» Черлакского района Омской области.
Первоначально с родителями была проведена беседа с целью их согласия в участии исследования.
В эксперименте приняли участие 20 детей раннего возраста 2-3 лет в период адаптации к условиям ДОУ. Все испытуемые были разделены на 2 группы: экспериментальную (10 человек) и контрольную (10 человек).
Таким образом, наше экспериментальное исследование будет представлять собой сравнительное обследование уровня адаптации к ДОУ двух групп детей.
Экспериментальное исследование проходило в три этапа.
- констатирующий, с целью получения наиболее объективной и полной информации о протекании процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
- формирующий, с целью разработки и апробирования программы адаптации детей раннего возраста к ДОУ в специально созданных психолого-педагогических условиях.
- контрольный, с целью определения эффективности проведенной программы.
При проведении исследования учитывались следующие диагностические принципы:
В процессе исследования адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, были использованы следующие диагностические методы:
1. Анкетирование родителей, на выявление способности ребенка адаптироваться к условиям ДОУ(А. Фромм);.
2. Анкетирование воспитателей наблюдающих за настроением детей в период адаптации .
3. Наблюдение экспериментатора за поведением детей в период адаптации к ДОУ;
Анкетирование родителей проходило
по опроснику
А.Фромма для выявления способности ребенка
адаптироваться к ДОУ. Методика
построена на основе ряда характеристик
и показателей адаптации, свидетельствующих
об основных привычках ребенка, проявлении
каких-либо крайностей (излишняя активность
либо пассивность), возврате к более ранним
привычкам, отставании в развитии. Опросник является
эффективным средством для выявления
проблем в адаптации для детей в возрасте
от 2 до 3 лет.
Родителям были предложены 12 вопросов
для ответа. (см преложение1)
Результаты анкетирования родителей по данной методике на констатирующем этапе эксперимента представлены в таблице 3 на рисунке 4 и в приложении 9.
Таблица 3.
Результаты анкетирования родителей по методике А. Фромма «Опросник для выявления способности ребенка адаптироваться к жизни» на констатирующем этапе эксперимента
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | |
Тяжелая адаптация |
20% |
40% |
Средняя адаптация |
60% |
40% |
Легкая адаптация |
20% |
20% |
Сравнительные результаты исследования адаптации детей к ДОУ контрольной и экспериментальной группы в констатирующем эксперименте представлены на рисунке 4.
Рисунок 4. Сравнительные результаты анкетирования родителей по методике А. Фромма - «Опросник для выявления способности ребенка адаптироваться к жизни» на констатирующем этапе эксперимента
Таким образом, по результатам ответов родителей на поставленные вопросы, количество отрицательных ответов присутствует в большей степени у детей экспериментальной группы со средней и тяжелой формами адаптации. У детей контрольной группы с легкой и средней формами адаптации количество минимальных ответов не превышает половины от общего количества вопросов.
Родители экспериментальной группы детей наиболее часто отмечали у своих детей капризность, нежелание общаться со сверстниками и невозможность оставить ребенка одного.
Для экспериментальной группы детей, где результаты адаптации тяжелее, проведем формирующий этап эксперимент, в ходе которого детям будут предложены игры и упражнения на формирование успешной адаптации к условиям ДОУ.
. Методика 2. Для диагностики уровня адаптации ребенка в ДОУ использовалась методика В. Н. Меркуловой и Л. Г. Самоходкиной. Методика представляет собой проведение контроля над адаптационным процессом детей, при котором педагог – психолог, наблюдая за детьми, вносит данные в таблицу, по которой сможет сделать вывод о результате адаптации каждого ребенка, для выявления проблем адаптации и оказания своевременной дифференцированной коррекционной помощи каждому ребенку с учетом индивидуальных особенностей. Уровень адаптации по данной методике оценивается по следующим критериям и показателям:
Каждый из критериев может оцениваться от +3 до -3, т.е. от отличной адаптации, до полной дезадаптации. Для удобства обработки данных и во избежание субъективного толкования приводим ниже краткие характеристики разных оценок ( +1, +2, +3, 0, -1, -2, -3 ). Суммарно по всем четырем критериям можно получить +12 или -12, в интервале чего и определяются уровни адаптации.
Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в ДОУ) или быть длительной. Уровень, т.е. успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П).
Первые признаки того, что ребенок адаптировался:
Определение поведенческой реакции проводится в соответствии с оценкой факторов адаптации ребенка в ДОУ (см. приложение 1).
Определение уровня адаптации происходит в соответствии с оценкой факторов адаптации ребенка в ДОУ представлено в таблице 1.
Таблица 1.
Определение уровня адаптации в соответствии с оценкой факторов адаптации ребенка в ДОУ по методике Н. Меркуловой и Л. Г. Самоходкиной
Адаптация |
Сроки (А) |
Поведенче - ские реакции (П) |
Уровни адаптации |
Легкая |
До 5 дней -1 неделя |
+12…+8 |
А1 и П1 высокий А1 и П2 |
Средняя |
До 15 дней - 3 недели |
+7…0 |
А1 и П3 средний А2 и П2 |
Усложненная |
До 25 дней - 5 недель |
-1…-7 |
А2 и П4 сложный А3 и П3 |
Дезадаптация |
Более 5 недель |
-8…-12 |
А3 и П4 дезадаптация А4 и П4 |
Данные, полученные в результате наблюдения по данной методике, заносились в протоколы исследования (Приложение 2).
Среди детей экспериментальной группы в ДОУ, 10 % детей характеризуются дезадаптацией и 10% усложнённой адаптацией к условиям ДОУ; 60 % средней; 20 % - лёгкой адаптацией.
(Таблица, приложение 3, рис 1).
Среди детей контрольной группы в ДОУ, дезадаптации у детей не проявлено, 20% усложнённой адаптацией к условиям ДОУ; 60 % средней; 20 % - лёгкой адаптацией. (Таблица приложение 3, рис 2).
Рис. 1. Уровни адаптации к условиям ДОУ у детей экпериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента
Рис. 2. Уровни адаптации к условиям ДОУ у детей контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента
Сравнительные результаты исследования представлены в таблице 2 и на рисунке 3.
Таблица 2.
Сравнительные результаты исследования адаптации детей к ДОУ экспериментальной и контрольной группы в констатирующем эксперименте.
Группы |
Дезадаптация (%) |
Усложнённая |
Средняя |
Лёгкая |
1. Группа 1 |
10% (1 реб.) |
10% (1 реб.) |
60% (6 детей) |
20%(2 реб.) |
2. Группа 2 |
_ |
20% (2 реб.) |
60%(6детей) |
20%(2 реб.) |
Рис. 3. Уровни адаптации к условиям ДОУ у детей экспериментальной и контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента
Данные, полученные в результате наблюдения по данной методике, заносились в протоколы исследования (Приложение 3 ).
В результате наблюдения
за детьми в процессе адаптации, выявлены
следующие особенности поведени
Сон и аппетит восстанавливаются у детей по-разному: через 10-40 дней.
Настроение – неустойчивое в течение месяца.
Снижена активность: малыш становится плаксивым, малоподвижным, не стремится исследовать новое окружение, не пользуется ранее приобретенными навыками речи. Все эти изменения продолжаются в течении 1-1,5 месяца.
Отчетливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: это может быть функциональные изменение стула, бледность, потливость, «тени» под глазами, «пылающие» щечки.
Завязываются первые контакты. Чтобы понравится, дети рассказывают о себе, иногда раздают подарки, спрашивают можно ли им поиграть вместе с другими. Затем следует период самоутверждения. Чтобы найти и закрепить свое место в коллективе, новички целенаправленно состязаются за благосклонность лидеров группы. Эта изнурительная борьба, потому что они постоянно конкурируют друг с другом и должны считаться с тем, что их могут отвергнуть.
Как показывают наши наблюдения, по мере привыкания к новым условиям, у детей сначала восстанавливается аппетит, затем сон. Проблема со сном вызвана не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличающейся от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате, возня других детей отвлекает, не дает возможности расслабиться и уснуть.
опросник для выявления способности ребенка адаптироваться к жизни (А. Фромм). Данный вопросник был предложен родителям и состоял из следующих вопросов: