Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 10:34, дипломная работа
Цель исследования: выявление и теоретическое обоснование психолого-педагогических условий, с учетом которых разработать рекомендации педагогам и родителям, способствующие легкой адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Объект исследования: процесс адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Ведение 3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ 6
1.1. Проблема изучения адаптации в отечественной и зарубежной литературе 6
1.2. Особенности поведения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению 16
1.3. Психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению 30
Выводы по первой главе 42
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. 43
43
2.1. Организация и методы исследования адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению 43
2.2. Реализация программы адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению 52
2.3. Выявление результативности программы по адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении 57
Выводы по второй главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
Приложения
Некоторые ученые (Александровский Ю.А., Березин А.Ф., Вассерман Л.И.и др.) выдвигали версию, что одним понятием нельзя сформулировать определение, так как адаптация имеет различные уровни: физиологический, психологический, социальный.
Под адаптацией физиологической понимается совокупность физиологических реакций, лежащих в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направленных к сохранению относительного постоянства его внутренней среды. В это время изменяется деятельность физиологических систем организма, в первую очередь - дыхательной, пищеварительной, сердечнососудистой. Эти изменения направлены на приспособление к новым условиям социальной (внешней) среды.
Адаптация психологическая характеризуется как приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценки за счет присвоения норм и ценностей данного общества. Во время которой, перестраивается динамический стереотип в соответствии с новыми требованиями окружающей среды (обстановки) [13, с. 142].
Согласно А.Н. Макаровой, психологическая адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей общества. Основное проявление этого феномена заключается во взаимодействии человека с окружающими людьми и его активной деятельности. Важное средство достижения адаптации – образование и воспитание, а также трудовая и профессиональная подготовка. Процесс психологической адаптации личности характеризуется активностью человека, выраженной в целенаправленности его действий по преобразованию действительности, среды, как с использованием различных средств, так и с подчиненными ему приспособительными актами [21, с. 320].
Следует отметить позицию
Г.И. Симоновой, рассматривающую
Социальная адаптация - приспособление личности к новой социальной среде. Детский сад является новой социальной средой со своими законами, правилами, нормами, во время которой, устанавливается оптимальное взаимодействие личности и коллектива, усвоение норм и традиций, овладение новыми средствами и новым образом действий. Так, Г.Н. Филонов определяет социально-психологическую адаптацию как оптимизацию взаимоотношений личности и групп, сближение цели их деятельности, ценностных ориентаций, усвоение индивидом норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру [49, с 63].
Социально-психологическая адаптация, по определению О.И. Зотовой и И.К. Кряжевой, – это взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к правильным соотношениям целей и ценностей личности и группы. Адаптация наступает тогда, когда социальная среда способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию ее индивидуальности [49, с 71].
Анализ литературы показывает, что в настоящее время существует в основном два вида подхода к пониманию сущности «адаптации человека».
Представители первого направления (А. Таланкин, Г. Хаханьян, Г.Д. Луков, Н.Ф. Феденко, С. Кабели, Л.Ф. Железняк, Я.В. Подоляк.) сущность адаптации видят в приспособлении организма и личности к воздействию новых раздражителей или к изменившимся условиям деятельности и жизни в целом. Основным содержанием процесса адаптации они считают привыкание, изменение (ломку) старого динамического стереотипа и формирование нового.
Такой подход вполне правомерен при оценке биологической, физиологической, психофизиологической и психологической адаптации человека к соответствующим условиям военной службы, но он не может быть признан достаточным при исследовании адаптации бывшего военнослужащего к социальным и социально-психологическим факторам гражданской жизни после увольнения.
Первый подход к пониманию сущности адаптации состоит в том, что адаптация - приспособительный процесс «приноравливания», «вживания», «приспособления» человека к новым условиям жизнедеятельности. Истоки этого направления лежат в преимущественно биологическом понимании адаптации, которое не учитывает ее сложной социальной детерминированности, активности сознания человека. Неудовлетворенность «традиционным» взглядом на адаптацию личности, как только приспособление, привыкание к определенным условиям вызвала ряд работ, в которых делаются попытки выйти за рамки привычного определения данного явления [47, с. 187].
Сторонники второго направления (М.П. Будяника, И.К. Кряжева, И.А. Милославова) полагают, что в процессе адаптации личность не только приспосабливается к среде, но и активно взаимодействует с ней, приспосабливая ее к себе, изменяя в собственных интересах. Этот подход позволяет адекватно понять сущность активности личности в процессе адаптации ее в коллективе, разграничить понятия биологической и социальной адаптации как взаимосвязанных, но разноуровневых явлений. Приспосабливает ли индивид себя к миру или подчиняет мир исходным своим интересам - в любом случае он отстаивает себя перед миром в тех своих проявлениях, которые в нем уже были и есть, и которые постепенно обнаруживаются [47, с. 195].
Выявлена двойственная сущность адаптации личности, заключающаяся в единстве процессуальной и результирующей составляющей. При этом адаптация личности как процесс предполагает взаимодействие индивида и той социальной среды, к которой он адаптируется (микросоциум, группы людей, институты общества и др.). Анализ процессуальной составляющей адаптации позволяет решать задачи по поиску оптимальных путей взаимодействия адаптирующейся личности и среды, и разрабатывать комплекс психолого-педагогических технологий (психолого-педагогическое сопровождение), направленных на оптимизацию адаптационного процесса. Результирующая составляющая рассматривается через призму категории «адаптированность», являющейся результатом адаптации личности. В свою очередь, адаптация – процесс социально-психологического взаимодействия, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности. В этом случае, динамика адаптации личности предполагает движение адаптирующейся личности, включающейся в процесс взаимодействия с новой средой, к адаптированной личности, находящейся в состоянии равновесия с этой средой.
Ключевое понятие в теории адаптации – это «взаимодействие», оно основывается на четырех аспектах:
1) процесс адаптации
всегда предполагает
2) взаимодействие разворачивается в особых условиях – условиях дисбаланса, несогласованности между системами;
3) основная цель такого
взаимодействия – некоторая
4) достижение цели предполагает изменения во взаимодействующих системах.
Взаимодействие – это категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, связи. Свойства объекта могут проявиться и быть познанными только во взаимодействии с другими объектами. Понятие взаимодействия носит объективный и универсальный характер. Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и, как следствие, одновременного обратного влияния противоположной стороны. Взаимодействие обусловливает развитие объектов. Оно характеризуется как многокомпонентный процесс, включающий в себя взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние субъектов взаимодействия . По нашему мнению, именно понятие взаимодействия наиболее точно отражает особенности протекания процесса адаптации [32, с. 113].
Существует идея активности личности в процессе адаптации. Учитывая то, что взаимодействие человека со средой происходит в различных формах, следовательно, и процесс адаптации личности, имеет несколько форм проявления. Активная форма предполагает воздействие адаптирующейся личности на среду адаптации с целью ее изменить. На наш взгляд, именно такая форма способствует оптимизации адаптационного процесса и свидетельствует об истинной адаптации личности. Пассивная форма – отсутствие стремления воздействовать и изменять среду адаптации; конформное отношение к требованиям и нормам, предъявляемым к адаптирующейся личности.
Многие исследователи (А.В. Петровский, С.М. Редлих, А.Н. Ростовцев и др.), рассматривают адаптацию как микроцикл в развитии личности, начало определенного периода ее развития, прохождение которого, в значительной степени, определяет характер дальнейшего личностного развития индивида. Более того, одним из самых существенных результатов процесса адаптации является развитие личности, то есть адаптация всегда ведет за собой развитие, иначе следует говорить о дезадаптации личности [6, с. 56].
Адаптационные способности человека во многом зависят от психологических особенностей, качеств и свойств личности, определяющих возможность адекватной регуляции функционального состояния организма в разнообразных условиях жизнедеятельности. Чем значительнее адаптационные способности, тем выше вероятность нормального функционирования организма и эффективной деятельности при увеличении интенсивности воздействия психогенных факторов внешней среды. Чем выше уровень их развития, тем выше вероятность успешной адаптации, и тем значительнее диапазон внешних факторов среды, к которым личность может адаптироваться. Данные психологические особенности, свойства и качества личности взаимосвязаны и образуют одну из интегративных характеристик ее психического развития – адаптивность (личностный адаптационный потенциал). Адаптивность представляет собой интегрирующее свойство адаптации личности к среде адаптации, высокий уровень которой обеспечивает успешное протекание процесса адаптации и соответственно высокую степень адаптированности индивида, как результат адаптации.
Таким образом,
Адаптационный период – серьёзное испытание для малышей раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечёт изменение поведенческих реакций ребёнка, расстройство сна и аппетита.
С поступлением ребенка раннего возраста в дошкольное учреждение происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение целого дня, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия.
При поступлении детей в детский сад С. Теплюк предлагает делить детей по характеру поведения на три группы:
Первая группа. Большинство детей отрицательно и бурно выражают свое отношение к происходящему: громко плачут, бросаются на пол, царапаются, кусаются, щиплют тех, кто оказывается рядом. Они, то просятся на руки к взрослому, то бегут к двери с яростью расшвыривают предлагаемые игрушки. Устав от бурного проявления протеста, малыш может внезапно уснуть, чтобы через несколько минут с новой энергией продолжить плач до хрипоты. Дети этой группы, как правило, привыкают в течение 20 – 30 дней.
Вторая группа – немногочисленная, два – три ребенка, которые после расставания с мамой замыкаются, бывают крайне напряжены, насторожены. У них хватает сил только на то чтобы сделать несколько шагов от порога в сторону и забиться в ближайший угол, спиной к стене, отгородившись от всех стулом, а лучше столом. Эти дети находятся в крайнем напряжении, еле сдерживают рыдания сидят, уставившись в одну точку, не притрагиваясь ни к игрушкам, ни к еде. Накормить их хоть чем-то, высадить на горшок очень трудно. Они молчат, не реагируют ни на одно предложение, отворачиваются при попытке вступить с ними в контакт. И только увидев в дверях маму, устремляются к ней. Адаптация таких детей длится два – три месяца, протекает очень сложно.
Третья группа – это коммуникабельные, общительные малыши. Впервые переступив порог детского сада, такой ребенок здоровается с взрослыми, улыбается и тут же берет в свои руки инициативу общения с ними. Он сообщает, что пришел к детям в гости, хотя даже не смотрит в их сторону, а весь устремлен к взрослому. Вся его энергия направлена на презентацию себя, как личности. Он спешит рассказать, какие у него дома необыкновенные игрушки, рыбки или птички. Он с удовольствием демонстрирует свои умения: самостоятельно ест, раздевается и ожидает заслуженной похвалы, хотя лишь попробует еду, а в постели лежит, не выпуская взрослого из поля зрения. Но такая ситуация длится не больше двух – трех дней, на большее у него не хватает объема информации. Затем он протестует, держится за маму, и по стилю поведения не отличается от детей первой группы [57, с. 62].
Если ребенку не удается адаптироваться к детскому саду, то через некоторое время появляются более серьезные признаки дезадаптации. Рассмотрим подробнее физические, эмоциональные и поведенческие параметры дезадаптации.
1) Физические параметры дезадаптации. Наиболее распространенные признаки последствия дезадаптации ребенка в детском саду – это нарушение ночного сна, когда малыш просыпается среди ночи и плачет, что свидетельствует о сильном стрессе, пережитом в течение дня, и проблемы со стулом в виде запоров или, наоборот, расстройства желудка на нервной почве перед походом в детский сад. Постоянное нервное напряжение приводит к частым простудным заболеваниям и обострениям хронических болезней.
Ребёнок, переходящий
в новые условия жизни в
дошкольном учреждении, переживает стрессовое
состояние, у него появляется торможение,
возникают ориентировочные