Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 10:34, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление и теоретическое обоснование психолого-педагогических условий, с учетом которых разработать рекомендации педагогам и родителям, способствующие легкой адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Объект исследования: процесс адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

Содержание работы

Ведение 3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ 6
1.1. Проблема изучения адаптации в отечественной и зарубежной литературе 6
1.2. Особенности поведения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению 16
1.3. Психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению 30
Выводы по первой главе 42
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. 43
43
2.1. Организация и методы исследования адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению 43
2.2. Реализация программы адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению 52
2.3. Выявление результативности программы по адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении 57
Выводы по второй главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
Приложения

Файлы: 1 файл

диплом ноябрь 3.doc

— 1.32 Мб (Скачать файл)

 

 

        На рисунке 7. Представлен обобщенный результат контрольной и экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента.

 

Рис. 7. Обобщенный результат адаптации детей экспериментальной и контрольной группы к условиям ДОУ  на контрольном этапе эксперимента по методике Н. Меркуловой и Л. Г. Самоходкиной

Рис. 7 демонстрирует, что в результате повторного проведения психолого-педагогического эксперимента в экспериментальной группе детей не выявлено ни одного ребенка дезадаптацией и усложненной адаптацией. Все дети экспериментальной группы активно шли на контакт со взрослым, действовали вполне адекватно, но в основном в условиях подражания.    Результаты проведенного наблюдения и психолого-педагогического эксперимента позволяют сделать вывод о том, что программа адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ эффективна и может быть реализована в дошкольных учреждениях в период адаптации детей к условиям ДОУ.

Методика 2. Результаты анкетирования родителей  по методике А. Фромма  «Опросник для выявления способности ребенка адаптироваться к жизни» на контольном этапе эксперимента представлены в таблице 5 на рисунке 8 и в приложении 10.

Таблица 5.

Результаты анкетирования  родителей по методике А. Фромма - «Опросник для выявления способности ребенка адаптироваться к жизни» на констатирующем этапе эксперимента

 

 

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Тяжелая адаптация

0%

10%

Средняя адаптация

50%

70%

Легкая адаптация

50%

20%


 

 

Сравнительные результаты исследования адаптации детей к ДОУ контрольной и экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента представлены на рис. 9

 

Рис. 9. УРОВНИ АДАПТАЦИИ В ЭКСПЕРЕМЕНЬАЛЬНОЙ ГРУППЕ И КОНТРОДБНОЙ ГРУППЫ результаты анкетирования  родителей по методике А. Фромма - «Опросник для выявления способности ребенка адаптироваться к жизни» на контрольном этапе эксперимента

Для  наглядного представления  прогресса уровней адаптации детей представим протекание адаптации контрольной и экспериментальной групп детей отдельно (Рис. 10 и 11).

 

 

Родители экспериментальной группы детей наиболее часто отмечали у своих детей отсутствие или уменьшение капризности, желание общаться со сверстниками и возможность ненадолго оставить ребенка одного.

 

Экспериментальная группа

Рис. 10. Изменение уровней адаптации экспериментальной группы детей на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

 

Экспериментальная группа детей, где результаты адаптации были тяжелее при констатирующем эксперименте,  показала хорошие результаты после формирующего этапа эксперимента. Детей с тяжелой формой адаптации не выявлено, а дети со средней и легкой адаптацией распределились поровну -50%- на 50%. 

Вера А. Эмоциональное состояние стабильное, навыки предметной деятельности сформированы, во взаимоотношении со взрослыми проявляет инициативу. В игре проявляет активность, доброжелательна не капризна. Девочка  в первые дни  часто плакала, сейчас плачь прекратился. Даже при расставании с мамой. Форма адаптации  изменилась от тяжелой к  легкой.

Вова Л Речь менее активная, в деятельности подражает взрослым, со взрослыми в общении не проявляет инициативы. С детьми малоактивен. Форма адаптации – средняя.

Оля Г. Эмоциональное состояние нестабильное, навыки предметной деятельности сформированы; со взрослыми не всегда вступает в контакт, речь активная. Со сверстниками необщительна. Форма адаптации – средняя.

Света Г. Эмоциональное состояние стабильное, навыки предметной деятельности сформированы частично; со взрослыми общительна; речь активная. Во взаимоотношении с детьми редко проявляет инициативу. Форма адаптации  изменилась от тяжелой к средней. Девочка часто сидела в оцепенении и глядела в 1 точку, при расставании с матерью цеплялась и долго плакала, в настоящее время плачь прекратился, девочка договаривается, чтобы ее забрали пораньше.

Надя К. Эмоциональное состояние нестабильное, речь пассивная, в деятельности проявляет наблюдение за действиями взрослых и сверстников. Форма адаптации изменилась от тяжелой к  средней. Аппетит и сон улучшились, стала играть с детьми, плачет реже.

Оля П. Эмоциональное состояние стабильное, общительна с детьми, часто рядом с воспитателем, речь развита. Форма адаптации – легкая.

Света С. Эмоциональное состояние стабилизировалось, речь активная, предметная деятельность развита, во взаимоотношении со взрослыми – ответная реакция, с детьми – проявляет инициативу.  Форма адаптации изменилась от тяжелой к средней.

Кристина С. Эмоциональное состояние - стабильное, речь активная, навыки предметной деятельности сформированы, во взаимоотношении со взрослыми проявляет инициативу, общительна. Со сверстниками охотно взаимодействует. Форма адаптации изменилась от средней к легкой. Стала спокойнее утром при расставании с родителями, с удовольствием играет и общается с детьми.

Коля Т. Эмоциональное состояние стабилизируется, речь пассивная, в деятельности проявляет наблюдение за действиями взрослых и сверстников. Начал активнее вести себя в совместных играх, плакать стал только утром при расставании. Форма адаптации изменилась от тяжелой к средней.

Илья К. Эмоциональное состояние стабильное, навыки предметной деятельности сформированы; со взрослыми проявляет инициативу; речь активная. Во взаимоотношении с детьми сам проявляет инициативу. Форма адаптации – легкая.

 

Контрольная группа

Рис. 11. Изменение уровней адаптации контрольной группы детей на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Анализ результатов диагностической методики А. Фромма позволяет сделать  вывод: по результатам ответов родителей на поставленные вопросы, количество отрицательных ответов присутствует в большей степени у детей контрольной группы. Однако мы видим, что количество детей с тяжелой адаптацией уменьшилось на 10%, количество детей со средней адаптацией увеличилось на 10%, процент детей с легкой адаптацией остался неизменным.

Лера Н. Эмоциональное состояние часто нестабильное, навыки предметной деятельности сформированы частично, во взаимоотношении со взрослыми проявляет инициативу. Активность в игре проявляет слабо. Форма адаптации  изменилась от тяжелой к  средней.

Лена Л. Речь менее активная, в деятельности подражает взрослым, со взрослыми в общении не проявляет инициативы. С детьми малоактивна. Форма адаптации – средняя.

Алла Г. Эмоциональное состояние нестабильное, навыки предметной деятельности сформированы; со взрослыми не всегда вступает в контакт, речь активная. Со сверстниками необщительна. Форма адаптации – средняя.

Женя Н. Эмоциональное состояние стабильное, навыки предметной деятельности сформированы; со взрослыми проявляет инициативу; речь активная. Во взаимоотношении с детьми сам проявляет инициативу. Форма адаптации  средняя.

Алла С.. Эмоциональное состояние нестабильное, речь пассивная, в деятельности проявляет наблюдение за действиями взрослых и сверстников. Форма адаптации – средняя.

Сережа Ж. Эмоциональное состояние стабильное, общительный с детьми, часто рядом с воспитателем, речь развита. Форма адаптации – легкая.

Миша Т. Эмоциональное состояние нестабильное, речь активная, предметная деятельность слабо развита, во взаимоотношении со взрослыми – ответная реакция, с детьми – не проявляет инициативу, плаксив, аппетит отсутствует. Форма адаптации – тяжелая.

Кирилл Ж. Эмоциональное состояние - стабильное, речь активная, навыки предметной деятельности сформированы частично, во взаимоотношении со взрослыми не проявляет инициативу. Со сверстниками неохотно взаимодействует. Форма адаптации – средняя.

Олег У. Эмоциональное состояние нестабильное, речь пассивная, в деятельности проявляет наблюдение за действиями взрослых и сверстников. Форма адаптации – средняя.

Алена Н. Эмоциональное состояние стабильное, навыки предметной деятельности сформированы; со взрослыми проявляет инициативу; речь активная. Во взаимоотношении с детьми сам проявляет инициативу. Форма адаптации – легкая.

Анализ данных, полученных в результате эксперимента говорит о том, что целенаправленная работа педагогов и родителей  по сопровождению детей раннего  возраста в период адаптации к условиям ДОУ эффективна.

                                           Выводы по второй  главе

 

Проведенное нами исследование позволило доказать, что создание особых психолого-педагогических условий позволяет сформировать представление о возможности облегчить и ускорить процесс адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

В результате проведенной  первичной диагностики на констатирующем этапе исследования выявлено большое количество детей со средними и низкими показателями адаптации. У детей отсутствовало понимание обращенной к ним речи, не наблюдалось активной речи у них самих. Дети не проявляли интерес к игрушкам, предметам, предложенным взрослыми. Они не были готовы к сотрудничеству со взрослым. Их поведение было неадекватно в новой ситуации. Дети не владели элементарными бытовыми навыками.

Настроение  было неустойчивое в течение месяца. Снижена активность: малыши были плаксивыми, малоподвижными, не стремились исследовать новое окружение. Все эти изменения продолжались в течение 1-1,5 месяца.

Отчетливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы:  это функциональные изменение стула, бледность, потливость, «тени» под глазами.

Примерно через  неделю начинается период вхождения  в коллектив. Завязываются первые контакты.

Как показывают наши наблюдения, по мере привыкания к новым условиям, у детей сначала восстанавливается аппетит, затем сон.

В целях сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ путем создания психолого-педагогических условий, снятия эмоционального и мышечного напряжения; развития навыков взаимодействия детей друг с другом; развития игровых навыков, произвольного поведения, была разработана и апробирована программа адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, с учетом особых психолого-педагогических условий, а именно: Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе; Работа с родителями должна начинаться еще до поступления ребенка в детский сад; Согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду; Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период направлена на формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю;   Правильное комплектование групп в период адаптации; Правильная расстановка кадров; Медицинское сопровождение детей в период адаптации; Создание положительных эмоций у ребенка;  Исключить интеллектуальные и физические перегрузки; Проведение игровых и дидактических занятий в специально отведенных зонах, предназначенных для коррекционной работы: игровая, учебная, релаксирующая и другие зоны.

Позитивные  изменения видны при проведении повторной диагностики на контрольном этапе исследования в изменении уровня адаптации у детей экспериментальной группы. Кроме того, у большинства детей сформировались социально-бытовые умения и навыки и представления о себе. Дети стали обращаться ко взрослому и откликаться на его просьбы, стали активно подражать действиям взрослого и легко вступали в контакт с окружающими.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Данная работа посвящена изучению адаптации детей  раннего возраста к условиям дошкольного  образовательного учреждения. Ее актуальность подтверждена не только исследованиями ученых и интересом психологов и  воспитателей, но еще в большей  степени волнением родителей за своих детей.

Воспитание  в семье, общение со сверстниками, интимно-личностное взаимодействие с  родителями – все это определяет процесс адаптации, от этого зависит  дальнейшее приспособление и развитие детского организма. Именно поэтому, проблемы, затронутые в данном исследовании так важны.

В ходе анализа  литературы по проблеме исследования было установлено, что:

Адаптация это  сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, физиологическом.

Понятие адаптации, в его наиболее широком определении  означает соответствие между живой  системой и внешними условиями, причём адаптация - это и процесс, и результат, то есть определённая организация. С  физиологической точки зрения, адаптация - это перестройка внутреннего динамического стереотипа в зависимости от изменения внешних условий.

Анализ экспериментальных  данных в исследуемых группах  в период адаптации показал, что  проблема адаптации детей раннего  возраста насущна и актуальна:

  • воспитатели групп не всегда готовы оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку, часть из них испытывают трудности при построении взаимоотношений с родителями.
  • часть родителей относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся или склонны приписывать все плохой работе воспитателей.

В процессе экспериментальной  работы в двух группах детского сада была подтверждена гипотеза данной работы: Если создать комплексную систему сопровождения адаптации детей раннего возраста к ДОУ, включающую в себя психологическое просвещение родителей, занятия на релаксацию и социальный контакт детей друг с другом, то адаптация к ДОУ детей раннего возраста будет происходить безболезненно.

Информация о работе Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению