Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 10:34, дипломная работа
Цель исследования: выявление и теоретическое обоснование психолого-педагогических условий, с учетом которых разработать рекомендации педагогам и родителям, способствующие легкой адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Объект исследования: процесс адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Ведение 3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ 6
1.1. Проблема изучения адаптации в отечественной и зарубежной литературе 6
1.2. Особенности поведения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению 16
1.3. Психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению 30
Выводы по первой главе 42
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. 43
43
2.1. Организация и методы исследования адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению 43
2.2. Реализация программы адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению 52
2.3. Выявление результативности программы по адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении 57
Выводы по второй главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
Приложения
На рисунке 7. Представлен обобщенный результат контрольной и экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента.
Рис. 7. Обобщенный результат адаптации детей экспериментальной и контрольной группы к условиям ДОУ на контрольном этапе эксперимента по методике Н. Меркуловой и Л. Г. Самоходкиной
Рис. 7 демонстрирует, что в результате повторного проведения психолого-педагогического эксперимента в экспериментальной группе детей не выявлено ни одного ребенка дезадаптацией и усложненной адаптацией. Все дети экспериментальной группы активно шли на контакт со взрослым, действовали вполне адекватно, но в основном в условиях подражания. Результаты проведенного наблюдения и психолого-педагогического эксперимента позволяют сделать вывод о том, что программа адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ эффективна и может быть реализована в дошкольных учреждениях в период адаптации детей к условиям ДОУ.
Методика 2. Результаты анкетирования родителей по методике А. Фромма «Опросник для выявления способности ребенка адаптироваться к жизни» на контольном этапе эксперимента представлены в таблице 5 на рисунке 8 и в приложении 10.
Таблица 5.
Результаты анкетирования родителей по методике А. Фромма - «Опросник для выявления способности ребенка адаптироваться к жизни» на констатирующем этапе эксперимента
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | |
Тяжелая адаптация |
0% |
10% |
Средняя адаптация |
50% |
70% |
Легкая адаптация |
50% |
20% |
Сравнительные результаты исследования адаптации детей к ДОУ контрольной и экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента представлены на рис. 9
Рис. 9. УРОВНИ АДАПТАЦИИ В ЭКСПЕРЕМЕНЬАЛЬНОЙ ГРУППЕ И КОНТРОДБНОЙ ГРУППЫ результаты анкетирования родителей по методике А. Фромма - «Опросник для выявления способности ребенка адаптироваться к жизни» на контрольном этапе эксперимента
Для наглядного представления прогресса уровней адаптации детей представим протекание адаптации контрольной и экспериментальной групп детей отдельно (Рис. 10 и 11).
Родители экспериментальной группы детей наиболее часто отмечали у своих детей отсутствие или уменьшение капризности, желание общаться со сверстниками и возможность ненадолго оставить ребенка одного.
Экспериментальная группа
Рис. 10. Изменение уровней адаптации экспериментальной группы детей на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Экспериментальная группа детей, где результаты адаптации были тяжелее при констатирующем эксперименте, показала хорошие результаты после формирующего этапа эксперимента. Детей с тяжелой формой адаптации не выявлено, а дети со средней и легкой адаптацией распределились поровну -50%- на 50%.
Вера А. Эмоциональное состояние стабильное, навыки предметной деятельности сформированы, во взаимоотношении со взрослыми проявляет инициативу. В игре проявляет активность, доброжелательна не капризна. Девочка в первые дни часто плакала, сейчас плачь прекратился. Даже при расставании с мамой. Форма адаптации изменилась от тяжелой к легкой.
Вова Л Речь менее активная, в деятельности подражает взрослым, со взрослыми в общении не проявляет инициативы. С детьми малоактивен. Форма адаптации – средняя.
Оля Г. Эмоциональное состояние нестабильное, навыки предметной деятельности сформированы; со взрослыми не всегда вступает в контакт, речь активная. Со сверстниками необщительна. Форма адаптации – средняя.
Света Г. Эмоциональное состояние стабильное, навыки предметной деятельности сформированы частично; со взрослыми общительна; речь активная. Во взаимоотношении с детьми редко проявляет инициативу. Форма адаптации изменилась от тяжелой к средней. Девочка часто сидела в оцепенении и глядела в 1 точку, при расставании с матерью цеплялась и долго плакала, в настоящее время плачь прекратился, девочка договаривается, чтобы ее забрали пораньше.
Надя К. Эмоциональное состояние нестабильное, речь пассивная, в деятельности проявляет наблюдение за действиями взрослых и сверстников. Форма адаптации изменилась от тяжелой к средней. Аппетит и сон улучшились, стала играть с детьми, плачет реже.
Оля П. Эмоциональное состояние стабильное, общительна с детьми, часто рядом с воспитателем, речь развита. Форма адаптации – легкая.
Света С. Эмоциональное состояние стабилизировалось, речь активная, предметная деятельность развита, во взаимоотношении со взрослыми – ответная реакция, с детьми – проявляет инициативу. Форма адаптации изменилась от тяжелой к средней.
Кристина С. Эмоциональное состояние - стабильное, речь активная, навыки предметной деятельности сформированы, во взаимоотношении со взрослыми проявляет инициативу, общительна. Со сверстниками охотно взаимодействует. Форма адаптации изменилась от средней к легкой. Стала спокойнее утром при расставании с родителями, с удовольствием играет и общается с детьми.
Коля Т. Эмоциональное состояние стабилизируется, речь пассивная, в деятельности проявляет наблюдение за действиями взрослых и сверстников. Начал активнее вести себя в совместных играх, плакать стал только утром при расставании. Форма адаптации изменилась от тяжелой к средней.
Илья К. Эмоциональное состояние стабильное, навыки предметной деятельности сформированы; со взрослыми проявляет инициативу; речь активная. Во взаимоотношении с детьми сам проявляет инициативу. Форма адаптации – легкая.
Контрольная группа
Рис. 11. Изменение уровней адаптации контрольной группы детей на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Анализ результатов диагностиче
Лера Н. Эмоциональное состояние часто нестабильное, навыки предметной деятельности сформированы частично, во взаимоотношении со взрослыми проявляет инициативу. Активность в игре проявляет слабо. Форма адаптации изменилась от тяжелой к средней.
Лена Л. Речь менее активная, в деятельности подражает взрослым, со взрослыми в общении не проявляет инициативы. С детьми малоактивна. Форма адаптации – средняя.
Алла Г. Эмоциональное состояние нестабильное, навыки предметной деятельности сформированы; со взрослыми не всегда вступает в контакт, речь активная. Со сверстниками необщительна. Форма адаптации – средняя.
Женя Н. Эмоциональное состояние стабильное, навыки предметной деятельности сформированы; со взрослыми проявляет инициативу; речь активная. Во взаимоотношении с детьми сам проявляет инициативу. Форма адаптации средняя.
Алла С.. Эмоциональное состояние нестабильное, речь пассивная, в деятельности проявляет наблюдение за действиями взрослых и сверстников. Форма адаптации – средняя.
Сережа Ж. Эмоциональное состояние стабильное, общительный с детьми, часто рядом с воспитателем, речь развита. Форма адаптации – легкая.
Миша Т. Эмоциональное состояние нестабильное, речь активная, предметная деятельность слабо развита, во взаимоотношении со взрослыми – ответная реакция, с детьми – не проявляет инициативу, плаксив, аппетит отсутствует. Форма адаптации – тяжелая.
Кирилл Ж. Эмоциональное состояние - стабильное, речь активная, навыки предметной деятельности сформированы частично, во взаимоотношении со взрослыми не проявляет инициативу. Со сверстниками неохотно взаимодействует. Форма адаптации – средняя.
Олег У. Эмоциональное состояние нестабильное, речь пассивная, в деятельности проявляет наблюдение за действиями взрослых и сверстников. Форма адаптации – средняя.
Алена Н. Эмоциональное состояние стабильное, навыки предметной деятельности сформированы; со взрослыми проявляет инициативу; речь активная. Во взаимоотношении с детьми сам проявляет инициативу. Форма адаптации – легкая.
Анализ данных, полученных в результате эксперимента говорит о том, что целенаправленная работа педагогов и родителей по сопровождению детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ эффективна.
Проведенное нами исследование позволило доказать, что создание особых психолого-педагогических условий позволяет сформировать представление о возможности облегчить и ускорить процесс адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
В результате проведенной первичной диагностики на констатирующем этапе исследования выявлено большое количество детей со средними и низкими показателями адаптации. У детей отсутствовало понимание обращенной к ним речи, не наблюдалось активной речи у них самих. Дети не проявляли интерес к игрушкам, предметам, предложенным взрослыми. Они не были готовы к сотрудничеству со взрослым. Их поведение было неадекватно в новой ситуации. Дети не владели элементарными бытовыми навыками.
Настроение было неустойчивое в течение месяца. Снижена активность: малыши были плаксивыми, малоподвижными, не стремились исследовать новое окружение. Все эти изменения продолжались в течение 1-1,5 месяца.
Отчетливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: это функциональные изменение стула, бледность, потливость, «тени» под глазами.
Примерно через неделю начинается период вхождения в коллектив. Завязываются первые контакты.
Как показывают наши наблюдения, по мере привыкания к новым условиям, у детей сначала восстанавливается аппетит, затем сон.
В целях сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ путем создания психолого-педагогических условий, снятия эмоционального и мышечного напряжения; развития навыков взаимодействия детей друг с другом; развития игровых навыков, произвольного поведения, была разработана и апробирована программа адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, с учетом особых психолого-педагогических условий, а именно: Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе; Работа с родителями должна начинаться еще до поступления ребенка в детский сад; Согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду; Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период направлена на формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю; Правильное комплектование групп в период адаптации; Правильная расстановка кадров; Медицинское сопровождение детей в период адаптации; Создание положительных эмоций у ребенка; Исключить интеллектуальные и физические перегрузки; Проведение игровых и дидактических занятий в специально отведенных зонах, предназначенных для коррекционной работы: игровая, учебная, релаксирующая и другие зоны.
Позитивные изменения видны при проведении повторной диагностики на контрольном этапе исследования в изменении уровня адаптации у детей экспериментальной группы. Кроме того, у большинства детей сформировались социально-бытовые умения и навыки и представления о себе. Дети стали обращаться ко взрослому и откликаться на его просьбы, стали активно подражать действиям взрослого и легко вступали в контакт с окружающими.
Данная работа посвящена изучению адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. Ее актуальность подтверждена не только исследованиями ученых и интересом психологов и воспитателей, но еще в большей степени волнением родителей за своих детей.
Воспитание в семье, общение со сверстниками, интимно-личностное взаимодействие с родителями – все это определяет процесс адаптации, от этого зависит дальнейшее приспособление и развитие детского организма. Именно поэтому, проблемы, затронутые в данном исследовании так важны.
В ходе анализа литературы по проблеме исследования было установлено, что:
Адаптация это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, физиологическом.
Понятие адаптации, в его наиболее широком определении означает соответствие между живой системой и внешними условиями, причём адаптация - это и процесс, и результат, то есть определённая организация. С физиологической точки зрения, адаптация - это перестройка внутреннего динамического стереотипа в зависимости от изменения внешних условий.
Анализ экспериментальных данных в исследуемых группах в период адаптации показал, что проблема адаптации детей раннего возраста насущна и актуальна:
В процессе экспериментальной работы в двух группах детского сада была подтверждена гипотеза данной работы: Если создать комплексную систему сопровождения адаптации детей раннего возраста к ДОУ, включающую в себя психологическое просвещение родителей, занятия на релаксацию и социальный контакт детей друг с другом, то адаптация к ДОУ детей раннего возраста будет происходить безболезненно.