Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 10:34, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление и теоретическое обоснование психолого-педагогических условий, с учетом которых разработать рекомендации педагогам и родителям, способствующие легкой адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Объект исследования: процесс адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

Содержание работы

Ведение 3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ 6
1.1. Проблема изучения адаптации в отечественной и зарубежной литературе 6
1.2. Особенности поведения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению 16
1.3. Психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению 30
Выводы по первой главе 42
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. 43
43
2.1. Организация и методы исследования адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению 43
2.2. Реализация программы адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению 52
2.3. Выявление результативности программы по адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении 57
Выводы по второй главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
Приложения

Файлы: 1 файл

диплом ноябрь 3.doc

— 1.32 Мб (Скачать файл)
  • Легко ли рассмешить Вашего ребенка?
  • Как часто он капризничает (нормативно реже 1 —2 раз в неделю)?
  • Ложится ли ребенок спать спокойно?

• Все ли ест Ваш ребенок, в достаточном количестве, не капризничая?

  • Есть ли у ребенка друзья, с которыми он охотно играет?
  • Часто ли ребенок выходит из себя?
  • Всегда ли нужно присматривать за Вашим ребенком?
  • Удается ли ему не мочиться в постели?
  • Нет ли у него привычек сосать палец, хныкать, много и подолгу фантазировать?
  • Можете ли Вы оставить ребенка одного, не опасаясь, что он расплачется?
  • Хорошо ли ребенок ведет себя со сверстниками, нуждается ли в особом присмотре?

• Нет ли у ребенка каких-либо незначительных страхов?

В ПРИЛОЖЕНИЕ

2.2.  Реализация  программы адаптации детей раннего  возраста к дошкольному образовательному  учреждению

 

С целью изменения  данных показателей адаптации к ДОУ испытуемые экспериментальной группы были включены в формирующий этап эксперимента.

На формирующем  этапе эксперимента была разработана  и апробирована программа адаптации  детей раннего возраста к условиям ДОУ с учетом психолого-педагогических условий.

Цель программы: сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ путем создания психолого-педагогических условий.

Задачи:

- Информирование  родителей по пароблеме адаптации  детей раннего возраста ;

  • Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;
  • Формирование у ребенка чувства уверенности (познавательной осведомлённости);

Программа базируется на следующих принципах:

1. Принцип единства коррекции и диагностики. Этот принцип отражает целостность процесса оказания психологической помощи в адаптации ребенка.

2. Деятельностный принцип коррекции. Теоретической основой для формулирования указанного принципа является теория психического развития ребенка, разработанная в трудах А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, центральным моментом которой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.

3. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка согласует требования соответствия хода психического и личностного развития клиента нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития личности – с другой. Учет индивидуальных психологических особенностей личности позволяет наметить коррекционную работу в пределах возрастной нормы.

4. Принцип комплексности методов психологического воздействия. Принцип комплексности методов психологического воздействия – это использование всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии.

5. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе. В данном случае в проведение занятий активно вовлекался воспитатель ребенка и родители.

6. Принцип опоры на разные уровня организации психических процессов. При составлении программы мы опирались на уже развитые психические процессы ребенка.

7.  Принцип усложнения. Каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого - к максимально сложному.

Проводя занятия с  детьми необходимо соблюдать психолого-педагогические условия:

 Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе; Работа с родителями должна начинаться еще до поступления ребенка в детский сад; Согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду; Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период направлена на формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю;   ;

 

Программа предназначена  для детей раннего возраста (от 2 года до 3 лет)  занятия проводятся в группе, 2 – 3 раза в неделю, продолжительность одного занятия 10 минут. Каждое из занятий может повторяться несколько раз, так как дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче. Возможно музыкальное сопровождение.

Программа строится на доброжелательном отношении к каждому ребенку, индивидуальном подходе. С обеспечением единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач воспитательно – образовательного

Программа состоит из 3-х блоков.

Цель 1 блока: сближение детей друг с другом и воспитателем посредством подвижных игр.

Цель 2 блока: снятие психоэмоционального напряжения в период адаптации с использованием сухого бассейна.

Задачи:

  • регуляция двигательной активности детей раннего возраста;
  • активизация защитных сил организма;
  • развитие тактильной чувствительности, стимуляция зрительного восприятия;
  • создание положительного эмоционального фона

Цель 3 блока:  для облегчения  процесса адаптации детей, дать практические рекомендации родителям в период адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.

Тематический план подвижных игр в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ представлен в таблице 3.

 

Таблица 3.

Тематический план подвижных игр в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

     

Блок 1. Сближение детей друг с другом и воспитателем.

1.

Занятие 1.

  1. СОДЕРЖАНИЕ Упражнение “Как меня зовут” *
  2. Раздувайся пузырь

2.

Занятие 2.

  1. Упражнение “Как меня зовут”
  2. Упражнение “Листопад”
  3. Упражнение “Змейка”
 

3

Занятие 3.

  1. Упражнение “Как меня зовут”
  2. Упражнение “Мы ногами топ!”
  3. Упражнение “Змейка”
 

4.

Занятие 4.

  1. Упражнение “Как мня зовут”
  2. Упражнение “Зайка серенький сидит”,
  3. Упражнение “Чьи вещи?”
 

5.

Занятие 5.

  1. Упражнение “Как меня зовут”
  2. Упражнение “Карусели”
  3. Упражнение “Чьи вещи?”
 

6.

Занятие 6.

  1. Упражнение “Как меня зовут”
  2. Игра “Пляшут наши детки”
  3. Чьи вещи?
 

7

Занятие 7.

  1. Упражнение “Как меня зовут”
  2. Упражнение “Чьи вещи?”
  3. Найди игрушку
 

8.

Занятие 8.

  1. Упражнение “Как меня зовут”
  2. Найди игрушку
  3. Игра “Мяч”
 

9

Занятие 9.

  1. Упражнение “Как меня зовут”
  2. Упражнение “Найди игрушку”
  3. Догонялки
 

10

Занятие 10.

  1. Упражнение “Как меня зовут”
  2. Упражнение “Найди игрушку”
  3. Прятки
 

*Упражнения  приведены в приложении 4

 

Блок 2: Снятие психоэмоционального напряжения в СУХОМ БАСЕЙНЕ.

I. Комплекс занятий  в сухом бассейне в период адаптации

Продолжительность занятий 7-10 минут каждое, подгруппа  детей - не более 3 человек. Интенсивность  занятий - 1 раз в неделю.

Тема занятия

СОДЕРЖАНИЕ

Знакомство  с "сухим бассейном"

Знакомство  с "сухим бассейном", спонтанная игра. Знакомство с другими детьми, формирование положительного эмоционального настроя на занятия

"Веселые  мячики"

(игры и упражнения  с использованием маленьких резиновых  мячиков)

Развитие амплитуды  движений мышц плечевого пояса; массаж всего тела, развитие общей подвижности

Развитие правильного  речевого дыхания; развитие цветовосприятия, ловкости рук; массаж всего тела, развитие общей подвижности

"Непослушные  лягушата"

(игры и упражнения  с использованием маленьких резиновых  игрушек - "лягушат"

Развитие дыхания; массаж всего тела, развитие общей подвижности

"Веселые  дельфины"

(игры и упражнения  с использованием маленьких резиновых  игрушек - "дельфинов")

Развитие дыхания, активизация процесса вдох-выдох; массаж всего тела, развитие общей подвижности

"Озорные  малыши"

(игры и упражнения  с использованием маленьких резиновых  игрушек - "лягушат", "утят", "дельфинов")

Укрепление  мышечного корсета, развитие координации  движений; массаж всего тела, развитие общей подвижности

"Вот мы  какие"

Укрепление мышц ног и брюшного пресса, ритмизация движений в соответствии со стихотворным текстом; массаж всего тела, развитие общей подвижности.


 

*Упражнения  приведены в приложении 5.

 

Блок 3: Работа с родителями:

Консультация  для родителей «Показатели адаптации» (см. Приложение 6 .)

Консультация  для родителей «Адаптация детей  раннего возраста к условиям дошкольного  учреждения» (см. Приложение 7.)

Чтобы выявить  эффективность реализуемой программы, мы провели повторную диагностику, что будет представлено в следующем параграфе.

ОПИСАТЬ КАК  РЕОГИРОВАЛИ ДЕТИ  КАК СРАБАТЫВАЛИ  ЭТИ УСЛОВИЯ

2.3. Выявление  результативности программы по  адаптации детей раннего возраста  в дошкольном образовательном  учреждении 

 

Контрольный этап эксперимента был подчинен той же логике, согласно которой мы строили констатирующий этап эксперимента. Определение степени адаптации ребенка в ДОУ по методике Н. Меркуловой и Л. Г. Самоходкиной было проведено с помощью анализа адаптационных карт детей из двух групп.

Результаты контрольного эксперимента показали, что у детей экспериментальной группы, где реализовалась программа по адаптации, наблюдалась положительная динамика в адаптации к ДОУ (были сформированы компоненты готовности к включению детей в коллектив сверстников: они охотно вступали в контакт с педагогом, использовали жесты в качестве вспомогательных средств выражения собственных потребностей и средств социальной связи с другими детьми, включались в игру со сверстниками, используя предметно-игровые действия, дети стали более активно вступать в отношения со знакомым взрослым, у многих детей сформировались социально-бытовые умения и навыки). (Рис. 5)

 

Рис. 5 Уровни адаптации детей экспериментальной группы к условиям ДОУ  на контрольном этапе эксперимента по методике Н. Меркуловой и Л. Г. Самоходкиной

 

Проявлений  дезадаптации и усложненной адаптации  в экспериментальной группе не наблюдается. Средней и легкой адаптации по 50%, что доказывает нашу гипотезу.

Далее представим результаты диагностики контрольной группы.

 Среди детей контрольной группы, в которой не была реализована представленная  нами программа адаптации ребенка в ДОУ,  10 % детей характеризуются усложнённой адаптацией к условиям ДОУ; 80 % средней; 10 % - лёгкой адаптацией.

 

 

 

Рис. 7. Уровни адаптации детей контрольной группы к условиям ДОУ  на контрольном этапе эксперимента по методике Н. Меркуловой и Л. Г. Самоходкиной.

 

в контрольной группе преобладает средний уровень адаптации детей к условиям ДОУ (80%), что незначительно отличается от  результатов констатирующего эксперимента.

у детей контрольной группы по-прежнему отмечалось неравномерное развитие социальных умений и навыков, а у некоторых даже их ухудшение: большинство детей с трудом вступали в контакт с педагогом, поведение их сопровождалось неадекватными реакциями на предложенное взрослым взаимодействие: они отказывались брать предмет в руки, сбрасывали игрушки со стола и др., не использовали жесты: указательный, жест просьбы «дай», жест «пока», частично понимали обращенную речь, многие дети не могли обслуживать себя в быту, с помощью взрослого владели некоторыми культурно-гигиеническими навыками и др.

Информация о работе Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению