Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 10:34, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление и теоретическое обоснование психолого-педагогических условий, с учетом которых разработать рекомендации педагогам и родителям, способствующие легкой адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Объект исследования: процесс адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

Содержание работы

Ведение 3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ 6
1.1. Проблема изучения адаптации в отечественной и зарубежной литературе 6
1.2. Особенности поведения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению 16
1.3. Психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению 30
Выводы по первой главе 42
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. 43
43
2.1. Организация и методы исследования адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению 43
2.2. Реализация программы адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению 52
2.3. Выявление результативности программы по адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении 57
Выводы по второй главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
Приложения

Файлы: 1 файл

диплом ноябрь 3.doc

— 1.32 Мб (Скачать файл)

- сбор информации о семье;

- выявление отношения родителей к поступлению ребенка в детский сад;

- установление партнерских, доброжелательных отношений.

Кроме того, на консультации собирается информация о  ребенке: выясняются индивидуально-личностные привычки, приученность к режиму, питанию, особенности засыпания и сна, игровые навыки, умение вступать в  контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками.

На основе этих данных определяется степень субъективной готовности ребенка к поступлению  в детский сад, после чего родителям  даются соответствующие рекомендации по подготовке малыша к приходу в детский коллектив .

На первом этапе проводится собрание, на котором родителям представляют ДОУ, показывают группы для детей раннего возраста. Основная цель данного собрания – активизировать заинтересованность родителей будущих воспитанников в дальнейшем сотрудничестве. Такая демонстрация помогает родителям и детям удовлетворить их любопытство и почувствовать себя более уверенно. Также родителям сообщают об особенностях начала посещения ребенком детского сада и адаптации, вручают памятки «Ребенок раннего возраста и детский сад».

На общем собрании родителям предлагают обратиться на индивидуальные консультации к педагогу-психологу.

Индивидуальная консультация на данном этапе работы имеет три  цели: в ходе беседы собрать информацию о семье, выявить отношение родителей  к поступлению в детский сад, установить партнерские, доброжелательные отношения; выяснить индивидуально-личностные привычки ребенка, приученность к режиму, питанию, особенности засыпания и сна, игровые навыки, умение вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками. На основе этих данных определить степень субъективной готовности к поступлению ребенка в детский сад, дать родителям соответствующие рекомендации.

На втором этапе проводятся совместные игровые занятия с мамами и детьми в условиях ДОУ. В совместных занятиях решается множество задач, среди которых создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности, обогащение чувственного восприятия и всей деятельности детей, создание эмоционально-положительного контакта с каждым ребенком.

В занятиях используются адаптационные игры, а также игры, направленные на сенсорное развитие, развитие предметно-манипулятивной деятельности, физическое развитие и развитие речи. .

На третьем этапе ребенок начинает посещать ДОУ. Работа педагога-психолога с семьей на данном этапе заключается в консультировании родителей о процессе и результатах адаптации ребенка к новым условиям, а также в оказании психолого-педагогической помощи в разрешении сложных случаев, связанных с адаптацией ребенка к ДОУ, выявлении причин дезадаптации. [16].

Задача родителей – быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с ребёнком, говорить приветливые слова фразы: «я соскучилась по тебе»; «мне хорошо с тобой». Условия уверенности и спокойствия ребёнка – это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. чёткое соблюдение режима.

Родители должны прислушаться к рекомендациям специалистов, способствующим  успешной адаптации ребенка к  ДОУ:

1. По возможности  расширять круг общения ребёнка,  помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребёнка на действия и поведение посторонних людей, показывать положительное отношение к ним.

2. Помочь ребёнку  разобраться в игрушках: использовать  сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребёнка в игру.

3. Развивать  подражательность в действиях:  «полетаем, как воробушки», «попрыгаем, как зайчики».

4. Учить обращаться  к другому человеку, делиться  игрушкой, жалеть плачущего.

5. Не высказывать  сожаления о том, что приходится  отдавать ребёнка в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, ребёнок недостаточно самостоятелен в группе, например, не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить его в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребёнка от себя.

6. Приучать к  самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий (самостоятельно садиться на стул; самостоятельно пить из чашки; пользоваться ложкой; активно участвовать в одевании, умывании).

Наглядным примером выступают, прежде всего, сами родители. Требования к ребёнку должны быть последовательны и доступны. Тон, которым сообщается требование, выбирайте дружественно-разъяснительный, а не повелительный. Нужно соразмерять собственные ожидания с индивидуальными возможностями ребёнка. Важно также постоянно поощрять ребёнка, давать положительную оценку хотя бы за попытку выполнения просьбы. [16, с. 63].

Отправляя ребенка  в детский сад, маме необходимо позаботиться об удобной практичной одежде. Прежде всего, такой, которая, позволит ребенку в группе и на прогулке чувствовать себя раскованно и свободно. Ребенок должен легко сам одевать и снимать одежду. Понятно, что в садике случаются всякие казусы: играл на полу, облился супом, упал на улице. Поэтому одежда должна быть легко стираемой и недорогой, чтобы у мамы не возникало желания отчитывать ребенка за то, что он испачкался во время игры. Лучше иметь в запасе несколько комплектов одежды на смену.

2. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно «одомашнить» группу. Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие комнатки, в которых дети будут чувствовать себя комфортно. Хорошо, если в группе будет небольшой «домик», где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть. Желательно рядом с «домиком» поместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека. В группе необходим и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей 2—3 лет в движении.

Успокаивающе действуют на детей игры с песком и водой. Летом подобные игры легко организовать на улице. Для разнообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые трубочки. Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать ее струей, пускать по воде кораблики и т. д.

Проблемы со сном вызваны  не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате. Такая простая вещь, как любимая игрушка, принесенная ребенком из дома, может решить ряд проблем: создать ощущение психологического комфорта, защищенности. Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте с взрослым. Ласковое обращение с ребенком дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться. Важен индивидуальный подход к поступившему ребенку в соответствии с его прошлым опытом и индивидуальными особенностями.

В период адаптации  важно предупреждать возможность  утомления или перевозбуждения, необходимо поддерживать уравновешенное поведение детей.

Задача родителей на данном этапе – помочь ребенку  адаптироваться к новым социальным условиям, для чего им самим требуется изменить свое поведение в отношении ребенка и друг друга. Самостоятельно справиться с данным кризисом под силу только психологически здоровой семье.

3. Правильная организация  игровой деятельности в адаптационный период направлена на формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Задача педагога - создать условия для выдвижения на первый план предметной деятельности. Для ребенка предметная деятельность – это игра. предлагаются специальные игры, которые помогают детям справиться с напряженной, стрессовой ситуацией в период привыкания [12].

Хороший эффект дают разнообразные игры с песком и водой, сухой бассейн.

Затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому для детей готовятся такие игры, как нанизывание шариков на шнур, резиновые игрушки-пищалки, крупные детали конструктора «Лего». Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д. Например: «Дай ручку» «Пришел Петрушка», «Выдувание мыльных пузырьков», «Хоровод», «Догонялки», «Солнечные зайчики», и т.д.

В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые  дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно «пальчиковыми» играми. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений: «Кто в кулачке», «Игра с кистями рук» и т.д.

Такие игры, как «Книжка - угадай-ка», «Вместе с мишкой», «Чертим разные фигуры», «Игры с куклой» не только ободрят робкого и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку. Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи. Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры. В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность [3, ].

4.  Правильное комплектование групп в период адаптации. В неделю в группу принимать не более 3-4 новых детей, затем, в течение следующей недели новые дети в группу не принимаются.

5. Правильная расстановка кадров. Недопустима частая смена кадров, пребывание в группе детей без воспитателя. Обязанность персонала группы - окружить каждого вновь поступающего ребенка особым вниманием, лаской и бережным отношением.

6. Медицинское  сопровождение детей в период адаптации. Врач и медсестра в детском саду также следят за поведением детей в первые дни: 1 раз в десять дней взвешивают, корректируют рацион питания, беседуют с родителями. Прививки и другие процедуры, травмирующие детей в период адаптации, отменяются.                         

Адаптация ребенка контролируется с помощью «Листа адаптации», где отмечаются в контрольные дни (1й, 2й, 3й, 4й, 8й, 16й, 32й и при необходимости 64й (по методике К. Печоры)) эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, вид наиболее предпочитаемой деятельности [43].

Первоначально для каждого  ребенка устанавливается индивидуальный режим. Время пребывания малыша в  ДОУ увеличивается постепенно в  зависимости от его привыкания. Данный вопрос решается совместно врачом, воспитателями и педагогом-психологом.

7. Лучшее лекарство от стресса – смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используются игрушки-забавы, мультфильмы, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички.

8. Исключить интеллектуальные и физические перегрузки.

Для организации  условий жизни ребенка в группе в период адаптации существуют определенные педагогические правила, которые помогают быстрее ребенку адаптироваться:

- учет органических потребностей ребенка в еде, питье, туалете;

- приучение ребенка ко всему новому постепенно;

- единство и постоянство требований со стороны всех лиц, воспитывающих ребенка;

- предъявляемые требования должны быть посильны и выполнимы;

- создавать установку у ребенка на все предстоящие процессы,

- все режимные процессы проводить спокойно, не причиняя ребенку неприятных ощущений;

- нельзя заставить ребенка длительно ожидать чего-либо;

- с момента поступления ребенка в детский сад приучать к активному участию в режимных процессах, к самостоятельности;

- учитывать уровень развития культурно-гигиенических навыков, и на его основе применять приемы и методы педагогического воздействия;

- при формировании режима и культурно-гигиенических навыков соблюдать преемственность, последовательность, постепенность в усложнении требований.

Таким образом, работа с детьми в адаптационный период многопланова. Для успешной адаптации необходимы согласованные действия всех сотрудников дошкольного учреждения: заведующей, методиста, психолога, воспитателей, медицинских работников. Важное значение имеет психолого-педагогическое просвещение родителей, правильная организация приема детей, профилактика заболеваемости,  создание  оптимальной развивающей среды и положительной эмоциональной обстановки, учет индивидуальных особенностей детей.

Информация о работе Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению