Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 10:34, дипломная работа
Цель исследования: выявление и теоретическое обоснование психолого-педагогических условий, с учетом которых разработать рекомендации педагогам и родителям, способствующие легкой адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Объект исследования: процесс адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Ведение 3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ 6
1.1. Проблема изучения адаптации в отечественной и зарубежной литературе 6
1.2. Особенности поведения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению 16
1.3. Психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению 30
Выводы по первой главе 42
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. 43
43
2.1. Организация и методы исследования адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению 43
2.2. Реализация программы адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению 52
2.3. Выявление результативности программы по адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении 57
Выводы по второй главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
Приложения
- сбор информации о семье;
- выявление отношения родителей к поступлению ребенка в детский сад;
- установление партнерских, доброжелательных отношений.
Кроме того, на консультации собирается информация о ребенке: выясняются индивидуально-личностные привычки, приученность к режиму, питанию, особенности засыпания и сна, игровые навыки, умение вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками.
На основе этих данных определяется степень субъективной готовности ребенка к поступлению в детский сад, после чего родителям даются соответствующие рекомендации по подготовке малыша к приходу в детский коллектив .
На первом этапе проводится собрание, на котором родителям представляют ДОУ, показывают группы для детей раннего возраста. Основная цель данного собрания – активизировать заинтересованность родителей будущих воспитанников в дальнейшем сотрудничестве. Такая демонстрация помогает родителям и детям удовлетворить их любопытство и почувствовать себя более уверенно. Также родителям сообщают об особенностях начала посещения ребенком детского сада и адаптации, вручают памятки «Ребенок раннего возраста и детский сад».
На общем собрании родителям предлагают обратиться на индивидуальные консультации к педагогу-психологу.
Индивидуальная консультация на данном этапе работы имеет три цели: в ходе беседы собрать информацию о семье, выявить отношение родителей к поступлению в детский сад, установить партнерские, доброжелательные отношения; выяснить индивидуально-личностные привычки ребенка, приученность к режиму, питанию, особенности засыпания и сна, игровые навыки, умение вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками. На основе этих данных определить степень субъективной готовности к поступлению ребенка в детский сад, дать родителям соответствующие рекомендации.
На втором этапе проводятся совместные игровые занятия с мамами и детьми в условиях ДОУ. В совместных занятиях решается множество задач, среди которых создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности, обогащение чувственного восприятия и всей деятельности детей, создание эмоционально-положительного контакта с каждым ребенком.
В занятиях используются адаптационные игры, а также игры, направленные на сенсорное развитие, развитие предметно-манипулятивной деятельности, физическое развитие и развитие речи. .
На третьем этапе ребенок начинает посещать ДОУ. Работа педагога-психолога с семьей на данном этапе заключается в консультировании родителей о процессе и результатах адаптации ребенка к новым условиям, а также в оказании психолого-педагогической помощи в разрешении сложных случаев, связанных с адаптацией ребенка к ДОУ, выявлении причин дезадаптации. [16].
Задача родителей – быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с ребёнком, говорить приветливые слова фразы: «я соскучилась по тебе»; «мне хорошо с тобой». Условия уверенности и спокойствия ребёнка – это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. чёткое соблюдение режима.
Родители должны прислушаться к рекомендациям специалистов, способствующим успешной адаптации ребенка к ДОУ:
1. По возможности
расширять круг общения
2. Помочь ребёнку
разобраться в игрушках: использовать
сюжетный показ, совместные
3. Развивать подражательность в действиях: «полетаем, как воробушки», «попрыгаем, как зайчики».
4. Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.
5. Не высказывать
сожаления о том, что
6. Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий (самостоятельно садиться на стул; самостоятельно пить из чашки; пользоваться ложкой; активно участвовать в одевании, умывании).
Наглядным примером выступают, прежде всего, сами родители. Требования к ребёнку должны быть последовательны и доступны. Тон, которым сообщается требование, выбирайте дружественно-разъяснительный, а не повелительный. Нужно соразмерять собственные ожидания с индивидуальными возможностями ребёнка. Важно также постоянно поощрять ребёнка, давать положительную оценку хотя бы за попытку выполнения просьбы. [16, с. 63].
Отправляя ребенка в детский сад, маме необходимо позаботиться об удобной практичной одежде. Прежде всего, такой, которая, позволит ребенку в группе и на прогулке чувствовать себя раскованно и свободно. Ребенок должен легко сам одевать и снимать одежду. Понятно, что в садике случаются всякие казусы: играл на полу, облился супом, упал на улице. Поэтому одежда должна быть легко стираемой и недорогой, чтобы у мамы не возникало желания отчитывать ребенка за то, что он испачкался во время игры. Лучше иметь в запасе несколько комплектов одежды на смену.
2. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Необходимо сформировать
у ребенка положительную
Успокаивающе действуют на детей игры с песком и водой. Летом подобные игры легко организовать на улице. Для разнообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые трубочки. Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать ее струей, пускать по воде кораблики и т. д.
Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате. Такая простая вещь, как любимая игрушка, принесенная ребенком из дома, может решить ряд проблем: создать ощущение психологического комфорта, защищенности. Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте с взрослым. Ласковое обращение с ребенком дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться. Важен индивидуальный подход к поступившему ребенку в соответствии с его прошлым опытом и индивидуальными особенностями.
В период адаптации
важно предупреждать
Задача родителей на данном этапе – помочь ребенку адаптироваться к новым социальным условиям, для чего им самим требуется изменить свое поведение в отношении ребенка и друг друга. Самостоятельно справиться с данным кризисом под силу только психологически здоровой семье.
3. Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период направлена на формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Задача педагога - создать условия для выдвижения на первый план предметной деятельности. Для ребенка предметная деятельность – это игра. предлагаются специальные игры, которые помогают детям справиться с напряженной, стрессовой ситуацией в период привыкания [12].
Хороший эффект дают разнообразные игры с песком и водой, сухой бассейн.
Затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому для детей готовятся такие игры, как нанизывание шариков на шнур, резиновые игрушки-пищалки, крупные детали конструктора «Лего». Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д. Например: «Дай ручку» «Пришел Петрушка», «Выдувание мыльных пузырьков», «Хоровод», «Догонялки», «Солнечные зайчики», и т.д.
В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно «пальчиковыми» играми. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений: «Кто в кулачке», «Игра с кистями рук» и т.д.
Такие игры, как «Книжка - угадай-ка», «Вместе с мишкой», «Чертим разные фигуры», «Игры с куклой» не только ободрят робкого и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку. Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи. Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры. В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность [3, ].
4. Правильное комплектование групп в период адаптации. В неделю в группу принимать не более 3-4 новых детей, затем, в течение следующей недели новые дети в группу не принимаются.
5. Правильная расстановка кадров. Недопустима частая смена кадров, пребывание в группе детей без воспитателя. Обязанность персонала группы - окружить каждого вновь поступающего ребенка особым вниманием, лаской и бережным отношением.
6. Медицинское
сопровождение детей в период адаптации. Врач и медсестра
в детском саду также следят за поведением
детей в первые дни: 1 раз в десять дней
взвешивают, корректируют рацион питания,
беседуют с родителями. Прививки и другие
процедуры, травмирующие детей в период
адаптации, отменяются.
Адаптация ребенка контролируется с помощью «Листа адаптации», где отмечаются в контрольные дни (1й, 2й, 3й, 4й, 8й, 16й, 32й и при необходимости 64й (по методике К. Печоры)) эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, вид наиболее предпочитаемой деятельности [43].
Первоначально для каждого
ребенка устанавливается
7. Лучшее лекарство от стресса – смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используются игрушки-забавы, мультфильмы, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички.
8. Исключить интеллектуальные и физические перегрузки.
Для организации условий жизни ребенка в группе в период адаптации существуют определенные педагогические правила, которые помогают быстрее ребенку адаптироваться:
- учет органических потребностей ребенка в еде, питье, туалете;
- приучение ребенка ко всему новому постепенно;
- единство и постоянство требований со стороны всех лиц, воспитывающих ребенка;
- предъявляемые требования должны быть посильны и выполнимы;
- создавать установку у ребенка на все предстоящие процессы,
- все режимные процессы проводить спокойно, не причиняя ребенку неприятных ощущений;
- нельзя заставить ребенка длительно ожидать чего-либо;
- с момента поступления ребенка в детский сад приучать к активному участию в режимных процессах, к самостоятельности;
- учитывать уровень развития культурно-гигиенических навыков, и на его основе применять приемы и методы педагогического воздействия;
- при формировании режима и культурно-гигиенических навыков соблюдать преемственность, последовательность, постепенность в усложнении требований.
Таким образом, работа с детьми в адаптационный период многопланова. Для успешной адаптации необходимы согласованные действия всех сотрудников дошкольного учреждения: заведующей, методиста, психолога, воспитателей, медицинских работников. Важное значение имеет психолого-педагогическое просвещение родителей, правильная организация приема детей, профилактика заболеваемости, создание оптимальной развивающей среды и положительной эмоциональной обстановки, учет индивидуальных особенностей детей.