Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:32, курсовая работа
Совершенствование системы школьного образования ставит перед методикой начального обучения целый ряд сложнейших проблем, направленных на организацию учебной деятельности младших школьников, обеспечивающую не только усвоение системы знаний, навыков, умений, но и реализацию развивающих и воспитывающих функций обучения.
С урока начинается образовательный процесс. Все остальные формы занятий в школе играют хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков. Каждый новый урок - это ступенька в овладении школьником новым знанием, в его личностном развитии.
Введение…………………………………………………………3-4
Проблема повышения эффективности урока в младшей школе в педагогике и психологии
1. 1. Психолого-педагогический аспект проблемы повышения эффективности урока в младшей школе (исследования по вопросам повышения эффективности урока, урок в младшей школе)…………..
1.2. Характеристика урока как педагогической категории
Пути повышения эффективности уроков в младшей школе
1.3. Урок как целостная система………….......................У
Классификация уроков……………………………….
Типология и структура урока………………………..
. Требования, предъявляемые к современному уроку
2. Пути повышения эффективности уроков в младшей школе
2.1 Диагностика эф урока в младшей (результативность усвоения м-ла детьми, плотность, активность)
2.2. Реализация путей пов эф
2.3. Результаты повышения эф урока
Вывод
Лит-ра
приложение
Повышение эффективности путем плотности урока, интеграции
Повышение эффективности путем увеличения творческой активности
Введение…………………………………………………………3-4
Проблема повышения эффективности урока в младшей школе в педагогике и психологии
1. 1. Психолого-педагогический аспект проблемы повышения эффективности урока в младшей школе (исследования по вопросам повышения эффективности урока, урок в младшей школе)…………..
1.2. Характеристика урока как педагогической категории
Пути повышения эффективности уроков в младшей школе
1.3. Урок как целостная система………….......................У
Классификация уроков……………………………….
Типология и структура урока………………………..
. Требования, предъявляемые к современному уроку
2. Пути повышения эффективности уроков в младшей школе
2.1 Диагностика эф урока в младшей (результативность усвоения м-ла детьми, плотность, активность)
2.2. Реализация путей пов эф
2.3. Результаты повышения эф урока
Вывод
Лит-ра
приложение
Повышение эффективности путем плотности урока, интеграции
Повышение эффективности путем увеличения творческой активности
Практическая часть
2.1.Подготовка и проведение урока Я и Украина на тему:
“Сохраним природу”.
Заключение………………………………………………………………….
Приложение………………………………………………………………..
Полная занятость на уроке
– решающее условие хорошей дис
Педагогический такт, под которым подразумевается умение понять состояние учащегося, найти к нему индивидуальный подход, способность добиться целей обучения, не травмируя психику ребенка, - важнейшее требование к преподавателю. Чуткость, выдержанность, самообладание никогда не помешают педагогу. Однако нужна искренняя доброжелательность, а не внешняя холодная вежливость. Дети очень тонко различают искренность в отношениях.
Велика роль шутки. К
Подводя итог выше сказанному,
можно отметить тот факт, что
педагог постоянно стремиться
к повышению своего
Еще одним методом можно
решить проблему эффективности
урока – это использование элем
В основе организации
Целесообразность применения проблемного подхода во многом зависит от содержания темы. Каждая учебная тема представляет собой логически завершенный круг фактов, сведений, понятий, которые должны быть в ходе подготовки к уроку переработаны, продуманы учителем. Создание и решение проблемных ситуаций должно играть вспомогательную роль и составлять, как правило, только часть урока. Проблемное обучение поможет учащимся не только успешно овладеть учебным материалом, но и будет способствовать воспитанию у них интереса к уроку, повышать активность обучения школьников.
Активизация познавательной деятельности учеников на уроках – один из главных путей повышения эффективности обучения. Большое значение с точки зрения активизации мышления имеет проблемное обучение-это самостоятельная работа. В обучении применяются следующие виды самостоятельной работы:
1. усвоение учебного материала на основе работы с учебником;
2. поиск в новом материале
ответов на вопросы,
3. чтение рассказа и выделение
в нем основных положений,
4. работа с иллюстративным материалом учебника.
В практике редко встречаются уроки,
целиком посвященные
Обучение необходимо организовывать так, чтобы самостоятельная работа учеников в учебном процессе была не эпизодическим явлением, а составной, запланированной ее частью. Главным средством, вовлекающим учащихся в самостоятельную работу, должна быть система познавательных заданий.
Занимательность можно использовать на любом этапе урока, это зависит от поставленной учителем цели. При этом занимательность не должна выступать как самоцель. Она – одно из средств решения учебно-воспитательных задач. Любое чередование заданий должно быть направлено, прежде всего, на изменение в характере или темпе мыслительной деятельности. В связи с этим полезно предусмотреть смену видов учебной деятельности учащихся путем введения пятиминутных разминок.
Таким образом, важно
Другой элемент
активизации занятий – более ра
Часть учителей
стала добиваться этого,
Нужно отметить
тот факт, что теперь все реже
можно наблюдать, как учитель,
вызвав к доске одного из
школьников, довольно долго занимается
его опросом при
Уплотненный опрос представляет собой сочетание различных форм повторения, закрепления и проверки знаний. Задача такого опроса – активизировать весь класс в процессе соответствующего элемента урока.
Первым этапом такого опроса служит очень кратковременная фронтальная беседа, в процессе которой учащиеся со своих рабочих мест отвечают на вопросы по ранее изученной теме. Эти вопросы ставятся в конкретной форме и так, чтобы на них не требовался ответ. На этом этапе от учеников требуется лишь вспомнить и осмыслить ранее изученный материал. Допускается использование учебных таблиц и других средств наглядности.
Для закрепления материала следует давать ученикам несколько другое задание, отличное от того, что они делали вместе с учителем. Только в этом случае учитель сможет установить, насколько сознательно учащиеся усвоили новый материал.
Таким образом, если педагог будет задумываться о тех примерах формализма, о которых мы говорили, а также станет продумывать каждую часть урока, то он сможет предупредить неуспеваемость учащихся и сделать урок наиболее эффективным.
Еще одним методом повышения эффективности уроков является применение наглядных пособий.
Применение наглядности повышает интерес учеников к изучаемому предмету, облегчает процесс получения знаний, способствует прочности усвоения предмета в обучении. Поэтому, пользуясь наглядными пособиями, можно вооружать учеников конкретными представлениями о предмете. При этом большое значение имеют такие наглядные пособия, которые могут не только наблюдать, но и держать в руках, подробно знакомиться с их формой.
Однако, придавая наглядности в обучении большое значение, нельзя ее переоценивать и недооценивать другие принципы обучения. При перегрузке урока наглядными пособиями можно отвлечь учеников от основной цели урока, упустить общие закономерности изучаемых вопросов, не отделить главного от второстепенного. В обучении должно быть обеспечено правильное соотношение наглядного и абстрактного, конкретного и обобщенного пособий. Наглядные пособия должны быть подобраны по темам учебных программ таким образом, чтобы обеспечить проведение необходимых демонстраций при изложении соответствующих разделов курса, закреплении и повторении материала.
Вообще, в практике установились следующие методические требования к демонстрации наглядных пособий: демонстрируя пособие на уроке, нужно не просто показать его а подробно пояснить его смысл, выделить при этом главную мысль, им раскрываемую; демонстрацию наглядных пособий следует проводить фронтально; после демонстрации пособие должно быть использовано для закрепления и повторения материала; использование пособия на уроке, полезно выставить его на некоторое время для самостоятельного ознакомления с ним учащихся.
Если педагог будет придерживаться данных требований, то урок будет наиболее эффективным.
Мы рассмотрели основные направления решения проблемы эффективности обучения и если этими методами, о которых мы говорили, преподаватели будут пользоваться, умело сочетать с другими принципами обучения, то уроки таких учителей будут эффективными. Стремясь всеми средствами повысить эффективность уроков, важно не допустить перегрузки детей и обеспечить необходимый уровень подготовки.
1.2. ЭФФЕКТИВНЫЙ УРОК, ЕГО ОСОБЕННОСТИ.
Проблема урока
интересовала многих
Появились новые типы уроков, основное задание которых - активизация познавательной деятельности учеников: “деловые игры", уроки - соревнование, уроки - консультации, уроки творчества учеников, уроки-произведения, компьютерные уроки и т.п.
Урок-это завершенный,
ограниченный во времени, регламентированный
объемом учебного материала, основной
элемент педагогического процес
Функция урока, как организационной формы обучения заключается в достижении завершенной, но частичной цели, которая, например, в одном случае заключается в усвоении нового, целостного содержания, которая является частью более широкого содержания, в другом - в частичном усвоении материала, на уровне осознанного восприятия и запоминания (закрепление).
Вопрос качества, а значит, современности урока волнует всех.Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.
«Эффективность» в переводе с латинского – «эфектос» означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий, т.е. полезность для развития каждого ребёнка.
Одно
из важнейших условий
Урок является
сложным педагогическим
Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Обучение должно быть трудным, посильным. Чем чаще проверяются и оцениваются работы школьника, тем интереснее ему работать. Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействует на школьника, на его отношение к предмету.
Занимательность – необходимое средство возбуждать и поддерживать внимание и интерес к предмету.
У каждого
учителя свои методические
Учитывается особенности класса:
* уровень успеваемости,
* отношение к предмету,
* темп работы,
* подготовленность учащихся,
* отношение к дисциплине,
* индивидуальные особенности.
Для себя
он всегда ставит цель. Ученику
эта цель может не сообщаться,
но создаются условия, при
Структуризация любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения цели — чего учитель хочет достичь; потом обеспечение средств - что поможет учителю в достижении цели, а уже потом определение способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Результат эффективности деятельности на уроке зависит от профессионализма учителя, а именно: знания предмета, культуры общения,
любви к детям.
Конечно же, хочется, чтобы урок был интересным, ведь интересный урок – это активизация интеллектуальных и волевых процессов, их взаимопроникновение и взаимодействие друг на друга. Что может помочь сделать урок ярким, эмоциональным, способным вовлечь ученика в процесс самостоятельного поиска, возбудить у учеников интерес к предмету, желание познания?
Информация о работе Пути повышения эффективности урока в младшей школе