Пути повышения эффективности урока в младшей школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

Совершенствование системы школьного образования ставит перед методикой начального обучения целый ряд сложнейших проблем, направленных на организацию учебной деятельности младших школьников, обеспечивающую не только усвоение системы знаний, навыков, умений, но и реализацию развивающих и воспитывающих функций обучения.
С урока начинается образовательный процесс. Все остальные формы занятий в школе играют хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков. Каждый новый урок - это ступенька в овладении школьником новым знанием, в его личностном развитии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………3-4
Проблема повышения эффективности урока в младшей школе в педагогике и психологии
1. 1. Психолого-педагогический аспект проблемы повышения эффективности урока в младшей школе (исследования по вопросам повышения эффективности урока, урок в младшей школе)…………..
1.2. Характеристика урока как педагогической категории
Пути повышения эффективности уроков в младшей школе
1.3. Урок как целостная система………….......................У
Классификация уроков……………………………….
Типология и структура урока………………………..
. Требования, предъявляемые к современному уроку
2. Пути повышения эффективности уроков в младшей школе
2.1 Диагностика эф урока в младшей (результативность усвоения м-ла детьми, плотность, активность)
2.2. Реализация путей пов эф
2.3. Результаты повышения эф урока
Вывод
Лит-ра
приложение
Повышение эффективности путем плотности урока, интеграции
Повышение эффективности путем увеличения творческой активности
Введение…………………………………………………………3-4
Проблема повышения эффективности урока в младшей школе в педагогике и психологии
1. 1. Психолого-педагогический аспект проблемы повышения эффективности урока в младшей школе (исследования по вопросам повышения эффективности урока, урок в младшей школе)…………..
1.2. Характеристика урока как педагогической категории
Пути повышения эффективности уроков в младшей школе
1.3. Урок как целостная система………….......................У
Классификация уроков……………………………….
Типология и структура урока………………………..
. Требования, предъявляемые к современному уроку
2. Пути повышения эффективности уроков в младшей школе
2.1 Диагностика эф урока в младшей (результативность усвоения м-ла детьми, плотность, активность)
2.2. Реализация путей пов эф
2.3. Результаты повышения эф урока
Вывод
Лит-ра
приложение
Повышение эффективности путем плотности урока, интеграции
Повышение эффективности путем увеличения творческой активности
Практическая часть
2.1.Подготовка и проведение урока Я и Украина на тему:
“Сохраним природу”.
Заключение………………………………………………………………….
Приложение………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ.doc

— 343.00 Кб (Скачать файл)

       Современный учитель сочетает в себе не только знание предмета и методики его преподавания, но и в какой-то мере социологии, психологии, педагогики. Не говоря о том, что хороший учитель должен обладать ещё и высокими актёрскими способностями. Работая по одной методике, невозможно добиться успеха, воспитать творческую личность. А положительная мотивация при изучении того или иного предмета – это залог успеха в его изучении.

Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих  каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.

       Одна из составных трудностей обучения состоит в том, что дети приходят в школу с различной подготовкой, но с большим желанием учиться. И очень скоро у значительной части школьников это желание пропадает, учёба превращается в тяжёлую повинность. Причина очевидна: им предложены такие условия обучения и предъявлены такие требования, которые превышают уровень их развития. Этого можно избежать, если с первых школьных лет каждый ребёнок окажется в однородной среде, в которой он чувствует себя комфортно, а учёба сопровождается успехом.

        Ученику надо помочь научиться  учиться (т.е. сформировать учебную  деятельность), а далее остаётся лишь позволить ему добывать знания самому и помочь ему сделать это самому. Организация обучения учащихся начальной школы, ориентированная на психологические и личностные особенности младших школьников, приведет к тому, что дети научатся учиться, смогут использовать эту способность в средней и старшей школе, а главное - то желание, с которым многие малыши идут в школу, у них не только не пропадет, но и умножится.

       Все обучающиеся в образовательных школах дети могут усвоить программу. Но в одном и том, же классе, на одной и той, же ступени обучения встречаются дети, которые очень сильно отличаются друг от друга: одни легко схватывают учебный материал, другие усваивают его с трудом; одни очень активны в процессе обучения, другие проявляют пассивность. Достигнуть высоких  результатов при обучении можно только при условии учёта индивидуально-психологических развитий школьника.  

     Исторически  сложились на ранней стадии  развития человечества два вида  обучения: групповое и индивидуальное. При индивидуальном обучении наставник обучал каждого ученика отдельно, ориентируясь на его индивидуальный темп и способности. Групповое обучение предполагало работу наставника, учителя с группой учеников.

    На таких уроках  применяют разные виды работ и  разноуровневые задания для слабых, средних, сильных. При индивидуальной работе предлагают детям карточки: соответственно базовый, повышенной трудности, творческий.  Аналогичные задания предлагаются учащимся и на других уроках. При этом  имеют возможность увидеть продвижение одних и отставание других, а ученик имеет возможность постепенно переходить от менее трудных заданий к более сложным. Благодаря такому подходу активизируется мыслительная деятельность учащихся и поддерживается их интерес к знаниям.

        Работая по традиционной программе, стараются использовать на таких уроках элементы развивающего обучения и ставить цели, отличающиеся от традиционного урока.

Большой эффект в обучении дает живое слово учителя в  сочетании с наглядностью. Вспомним слова К.Ф. Гаусса о том, что «математика – наука для глаз, а не для ушей»

    Считается, что обучение математике должно быть ориентировано не столько на собственно математическое образование, сколько на формирование личности с помощью математики. А логика усвоения математики должна быть «понимающей математикой». Начинать урок нужно с арифметической минутки, предлагая для решения примеры, содержащие много действий, но выполнение их устное и индивидуальное.  Ученики с интересом выполняют задания, когда им предлагается исправить преднамеренно сделанные ошибки в решении. Уроки оживляются задачами-шутками, задачами, написанными в стихотворной форме, заданиями на внимание, задачами с занимательным сюжетом и т.п.

      Включаются в урок элементы дидактических игр и игровых моментов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаётся у детей бодрое рабочее настроение, облегчается преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

   Как регулятор отношения к учебной деятельности в целом и познавательной активности в частности в учении необходим успех. Переживание успеха может быть вызвано различными причинами.

       Не  случайно в зарубежной психологии  выделяется такое направление,  как позитивное мышление, основанное на технологии суггестии, внушения. Думай о себе: «Я – умный, способный; у меня есть все данные для преодоления любых препятствий» и пр. – и ты действительно станешь таким.

       Успех  сугубо индивидуален. Учебный успех  зависит ещё и от того, что человек «может».  Значимость его пока всё же определяется нормами, установленными заранее, ученик каждый раз вынужден сверять свои достижения с предложенным уровнем. Есть ученики, для которых последовательное, логически выдержанное изложение материала вызывает затруднение, но зато они быстро и безошибочно находят решение интуитивно. Есть ученики, которые легче расскажут, чем напишут, а есть, кому устные ответы даются труднее, но зато письменно они чётко и полно изложат свои мысли.  А добиваться успеха – это значит сформировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов путём формирования их познавательной активности. Следовательно, если ситуацию успеха создать последовательно и сознательно, то она должна включать в себя все перечисленные компоненты.

         Этапы создания ситуации успеха:

1.  Мотивационный этап, т.е. сформировать мотив достижения.

2. Организационный этап. Обеспечить ученика условиями для успешного выполнения задания (с учётом индивидуальных способностей и личностных качеств), заинтересовать ученика самим познавательным процессом.

      Успех  ученика, конечно же, зависит от  того объёма знаний по предмету, которым ученик владеет. Но  только одни знания – факты, числа, теории – не могут обеспечить настоящий успех в учении.

       Построение  и эффективность урока, как  основной организационной формы  обучения и воспитания младших  школьников зависит от конкретных  целей, от содержания учебного  материала и в значительной мере от методов обучения, которые должны обеспечивать максимально комфортное для детей общение с учителем. Поэтому одним из способов повышения эффективности урока  считают использование нестандартных форм обучения: уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки в форме игр и т.д.

       Главной  задачей является привитие интереса  к учебным предметам и удержание  интереса в дальнейшем. Этому  способствует соединение учебной  и игровой деятельности.  

         У детей младшего школьного  возраста должно быть сформировано желание и умение учиться.

          Успешности обучения математике  нельзя добиться только при  использовании классно-урочной формы,  необходима планомерная и системная  внеклассная, индивидуальная работа  с учащимися.

       На завершающем этапе ставят основную цель: организовать работу таким образом, чтобы обратить результат выполненной работы в стимул, в осознанный мотив для следующего учебного задания.

       Итог учебной  работы обычно сводится к отметке,  что оказывается болезненным. Другими словами, ученик ждёт, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности.

   Очень важно отметить  достижения ученика,  чтобы у  него появилось желание с охотой  учиться дальше.

       Особого внимания  требуют к себе слабоуспевающие ученики, к которым можно применить завышенную, или авансированную оценку, позитивное рецензирование и т. п., соблюдая при этом чувство меры, чтобы ученик не переоценил свои способности.

      Эффективность ситуации  успеха в учебной деятельности проверяется не только наличием активного отношения к учёбе, но и умением самого школьника создавать себе условия для успешной деятельности.

         Исходя, из вышеизложенного можно сделать вывод, чтобы эффективность урока была «отличной» надо создать увлекательный урок. Чтобы он приносил пользу, надо знать, в какой клеточке урока что уместно, а что – нет, как соединить привычное с непривычным. Необходимы  и многие другие умения: демонстрировать детям своё полное к ним доверие, помогать в формулировании и уточнении целей и задач, организовывать сообщение нового материала в форме увлекательного диалога  и  саморефлексию достигнутого, не нарушать логическую структуру урока, исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению и многое другое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ.      

Однозначно определить сущность урока как дидактического понятия очень сложно, так как  такое определение должно включать слишком большое количество компонентов.

Самое элементарное определение: урок - это важнейшая форма осуществления процесса обучения. Характер урока, его структура, особенности определяются самой сущностью процесса обучения.

Одна из важнейших  особенностей традиционного урока  заключается в том, что учитель  прежде всего озабочен организацией своей деятельности на уроке, а не деятельностью учащихся, хотя сущность процесса обучения требует продумывания организации и стимулирования прежде всего познавательной деятельности учащихся.

 Многие учителя  сегодня отказываются от традиционного расчленения урока на его изолированные друг от друга этапы (опрос, объяснение, закрепление, домашнее задание), поскольку это вносит монотонность в процесс обучения и учащиеся теряют к нему интерес. Каждый урок по любому школьному предмету должен иметь определенную, продуманную при подготовке к нему структуру, однако учащиеся не должны этого замечать. И поэтому при подготовке к уроку учитель должен продумать когда, как, чем должны заниматься все учащиеся с учетом их индивидуальных способностей и возможностей. В этом состоит главная цель подготовки к уроку.

Овладение знаниями, умениями и навыками не может считаться  единственной целью урока. Цели должны предусматривать формирование взглядов и убеждений учащихся, развитие их познавательных и творческих способностей. И, конечно, они должны быть предельно четкими и конкретными. Успех урока во многом зависит не только от подготовки учителя, но и от учащихся.  При подготовке к уроку учитель должен руководствоваться всеми принципами дидактики и владеть всеми необходимыми правилами их реализации.

И, тем не менее, учитель  должен стремиться к тому, чтобы  начало урока ничем не напоминало начало вчерашнего, это позволит с  первых минут завладеть вниманием  учащихся и будет способствовать тому, что они будут работать по плану учителя в течение всего урока.

Эти важнейшие задачи обусловлены характером деятельности современного человека, и они требуют  от учителя постоянного поиска путей  повышения эффективности обучения. Рассмотрим главные из них.

1. Одним из путей повышения эффективности урока    является то, что познавательная деятельность производится на основе закономерностей и принципов обучения.

Поэтому при подготовке к уроку учитель должен не только продумать объем информации, с  которой будет знакомить учащихся, но главным образом те методы, приемы, средства, которые позволят учащимся овладеть основами изучаемого материала уже на самом уроке. Необходимо добиваться того, чтобы новый материал осмысливался и частично запоминался именно на уроке. Это достигается, прежде всего, умением учителя выделять главное, чтобы учащиеся поняли и усвоили суть, а не второстепенный материал.  Поэтому сегодняшнему учителю необходимо научиться правильно и с наибольшей пользой использовать учебное время. Тогда и учащимся не нужно будет тратить его впустую, тогда у них появится возможность заниматься спортом, искусством и т. д.

 2. Следующий, не менее важный путь повышения эффективности урока - это напряженная,  познавательная и результативная деятельность учащихся.

Это говорит о том, что есть зависимость между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения. Согласно этому положению обучение не может состояться, если нет взаимообусловленной деятельности участников процесса обучения, отсутствует их единство. Частным, более конкретным проявлением этой закономерности является связь между активностью ученика и результатами учения: чем интенсивнее, сознательнее учебно-познавательная деятельность школьника, тем выше качество обучения.

3. Следующий путь повышения  эффективности урока - это связь содержания, форм и методов обучения.

 4. Следующий путь повышения эффективности урока - это взаимосвязь традиционных и инновационных методов обучения. Я считаю, что  нужно  продвигать вперёд инновационные методы и  традиционные методы. Но в свою очередь, я считаю, что каждый учитель должен знать о прогрессе в структуре образования. Не секрет, что в последнее время все чаще стали высказываться идеи о необходимости полной перестройки современной образовательной системы. В целом эта система не изменилась коренным образом со времени своего появления, и все так же главным способом подготовки ребенка к будущей жизни является обучение его навыкам прошлого, передача традиции. Однако, как представляется, сегодня перед образованием должны быть поставлены совсем иные цели. Стремительность, с которой меняется мир вокруг нас, приводит к тому, что многие знания, полученные нами в юности, к старости (или даже к зрелости) потеряют свою актуальность. Огромные массивы информации, с которой каждый день приходится иметь дело в современном (“информационном”) обществе, могут стать серьезным стрессом для человека, который не имеет навыков работы с ней. Одним из способов решения проблемы могла бы стать новая образовательная система, способная “создать серьезные предпосылки для пожизненного образовательного процесса”[1]. В настоящее время “новая образовательная парадигма, основанная на принципах непрерывности (“образование в течение всей жизни”), индивидуализации обучения, фундаментальности образовательных программ”[2] в наибольшей степени реализована в так называемой “открытой системе образования” и, уже, в технологии дистанционного обучения. Деловая игра всегда имеет коллективный характер и осуществляется методом игрового имитационного эксперимента.

Информация о работе Пути повышения эффективности урока в младшей школе