Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:32, курсовая работа
Совершенствование системы школьного образования ставит перед методикой начального обучения целый ряд сложнейших проблем, направленных на организацию учебной деятельности младших школьников, обеспечивающую не только усвоение системы знаний, навыков, умений, но и реализацию развивающих и воспитывающих функций обучения.
С урока начинается образовательный процесс. Все остальные формы занятий в школе играют хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков. Каждый новый урок - это ступенька в овладении школьником новым знанием, в его личностном развитии.
Введение…………………………………………………………3-4
Проблема повышения эффективности урока в младшей школе в педагогике и психологии
1. 1. Психолого-педагогический аспект проблемы повышения эффективности урока в младшей школе (исследования по вопросам повышения эффективности урока, урок в младшей школе)…………..
1.2. Характеристика урока как педагогической категории
Пути повышения эффективности уроков в младшей школе
1.3. Урок как целостная система………….......................У
Классификация уроков……………………………….
Типология и структура урока………………………..
. Требования, предъявляемые к современному уроку
2. Пути повышения эффективности уроков в младшей школе
2.1 Диагностика эф урока в младшей (результативность усвоения м-ла детьми, плотность, активность)
2.2. Реализация путей пов эф
2.3. Результаты повышения эф урока
Вывод
Лит-ра
приложение
Повышение эффективности путем плотности урока, интеграции
Повышение эффективности путем увеличения творческой активности
Введение…………………………………………………………3-4
Проблема повышения эффективности урока в младшей школе в педагогике и психологии
1. 1. Психолого-педагогический аспект проблемы повышения эффективности урока в младшей школе (исследования по вопросам повышения эффективности урока, урок в младшей школе)…………..
1.2. Характеристика урока как педагогической категории
Пути повышения эффективности уроков в младшей школе
1.3. Урок как целостная система………….......................У
Классификация уроков……………………………….
Типология и структура урока………………………..
. Требования, предъявляемые к современному уроку
2. Пути повышения эффективности уроков в младшей школе
2.1 Диагностика эф урока в младшей (результативность усвоения м-ла детьми, плотность, активность)
2.2. Реализация путей пов эф
2.3. Результаты повышения эф урока
Вывод
Лит-ра
приложение
Повышение эффективности путем плотности урока, интеграции
Повышение эффективности путем увеличения творческой активности
Практическая часть
2.1.Подготовка и проведение урока Я и Украина на тему:
“Сохраним природу”.
Заключение………………………………………………………………….
Приложение………………………………………………………………..
Учитель, давая задание на дом, должен быть уверен, что все учащиеся смогут с ним справиться. Иногда предлагаются задания повышенной трудности, но в любом случае учитель обязан комментировать домашнее задание, объясняя, в чем его суть, какова цель, где прочитать основные правила его выполнения и т. п.
Выполнение учащимися
любого домашнего задания должно
обязательно проверяться и
16. Создание благоприятных
морально-психологических и
Эти условия во многом предопределяют выполнение всех вышеназванных требований, предъявляемых к уроку. На каждом уроке прежде всего должны быть нормальные отношения между учащимися в классе, между учащимися и учителем. Необходимо учитывать и психо-физиологические особенности учащихся.
Выше перечислено шестнадцать требований к уроку, но это не значит, что этот перечень нельзя продолжить. И нельзя, конечно, требовать, чтобы учитель на каждом уроке выполнял их все. Но знать их необходимо, поскольку это ведет к максимальной эффективности урока.
2. Организация деятельности учащихся, обеспечивающая учебную мотивацию: | ||
а |
слушание |
|
б |
деятельность под руководством учителя |
|
в |
самостоятельное открытие новых знаний под руководством учителя |
|
3. Оптимизация за счет формы организации познавательной деятельности учащихся, методов обучения, технологий: | ||
а |
|
|
б |
|
|
в |
Информационно-компьютерные технологии (ИКТ) и др. современные технологии |
|
4. Личностно ориентированное обучение: | ||
а |
работа со всем классом (без индивидуального и дифференцированного подходов) |
|
б |
индивидуальный подход к некоторым учащимся |
|
в |
дифференциация на 3 уровнях |
|
5. Микроклимат на уроке: | ||
а |
дисциплина обеспечена |
|
б |
атмосфера сотрудничества |
|
в |
создание условий для развития творческих способностей учащихся |
|
Сумма баллов (эффективность урока) |
В каждой
из пяти позиций выбирается одна из
оценок – 10, 15 или 20 баллов в зависимости
от степени проработки данного блока
учителем при подготовке к уроку.
Эффективность урока оцениваетс
При эффективности урока ниже 40%, как правило, нет четко выраженных целей урока; учителем не продумана деятельность учащихся, на уроке преобладает монолог учителя, у большей части класса отмечается низкий уровень учебной мотивации. На таких уроках проводится в основном фронтальная работа с классом без индивидуализации и дифференциации обучения. Учитель не работает с книгой или другими источниками информации, не учит детей ставить цели и искать пути их достижения. При такой организации уровень проведения урока недостаточный для получения качественного образовательного результата. В нашем ОУ доля таких уроков не превысила 5%. Как правило, такие уроки "случаются" у начинающих педагогов или учителей, не имеющих педагогического образования.
Эффективность урока от 45 до 60% также характеризует достаточно низкий уровень его проведения. На таком уроке не реализуются постановка цели урока вместе с учащимися; формирование общих учебных умений и навыков или таких ключевых компетенций, как проблемная, информационная, коммуникативная и кооперативная, и т. д. Подобный урок малопродуктивен и не способствует формированию учебной мотивации школьников. К сожалению, доля таких уроков может достигать 25%. Вызвано это обычно перегрузкой некоторых учителей, инертностью в работе, нежеланием внедрять современные образовательные технологии, маленьким стажем работы.
При эффективности от 65 до 70% уровень проведения урока – достаточный. Педагоги, проводящие уроки такого уровня, в основном способны адекватно оценить свой урок и увидеть перспективы повышения его эффективности. Например, такие как дифференциация на трех уровнях и более, возможность применения ИК-технологий, проблемных и дискуссионных методов обучения и т. д. Часть педагогов затрудняется в определении этих перспектив, но, как правило, соглашается с предложениями завуча и в дальнейшей работе применяют полученные рекомендации.
Эффективность урока от 80% и более характерна для опытных педагогов, имеющих первую или высшую квалификационную категорию. Мы отмечаем уровень проведения таких уроков как высокий. На них продуманы и созданы проблемные ситуации, дети вовлечены в учебные дискуссии, цель которых – решить проблему. Все учащиеся мотивированы, и потому активны. В атмосфере сотрудничества и творчества дети самостоятельно или при поддержке учителя приобретают новые знания, исследуют, проектируют, мыслят, действуют.
Критерии и показатели |
«Школа мышления» инновационная школа |
«Школа памяти» традиционная школа |
1.Интерес и мотивация |
Целенаправленно создается учителем |
Не создается |
2.Целеполагание урока |
Цель урока согласуется в обсуждении с учениками |
Цель урока задается учителем |
3.Характер учебных заданий |
Проблемный поисковый. Творческий |
Репродуктивный. по алгоритму |
4.Время говорения
уч-ся на уроке в сравнении
со временем активного |
Сопоставимо |
Много меньше |
5.Активность ученика на уроке |
Высказывание своей точки зрения, участие в диалоге, дискуссии; формулирование гипотез; предложение своего способа решения |
Ответы на вопросы учителя репродуктивного, воспроизводящего характера |
6.Преобладание стиля общения«учитель-ученик» |
Диалогический |
Монологический(со стороны учителя0 |
7.Форма пространства учебной деятельности |
Урок-исследование, защита проекта, игровой урок урок-конференция и т.д. |
Традиционный урок |
8.Психологич. климат урока |
Положительное эмоциональное воздействие, комфортность |
Напряженность, страх, смятение |
9.Рефлексия урока |
Присутствует |
Отсутствует |
10.Приёмы, методики, технологии преподавания |
Наличие авторских приемов, методик, технологий преподавания |
Типовые учебные планы и методики |
Попробуйте оценить эффективность своих уроков, исходя из данных критериев, к какой школе вы отнесли бы свой стиль работы?
Критерии анализа
инновационного урока.
В условиях инновационного урока учитель,
кроме того, что он делает на традиционном
уроке, дополнительно осуществляет какое-либо нововведение: вводит
новое содержание, новую методику обучения
или воспитания, ведет экспериментально-
При оценке эффективности урока могут
быть использованы как 5-, так и 10- балльные
шкалы. Это зависит от того, какой шкале
вы отдаете предпочтение.
Показатели и критерии
оценки эффективности инновационного
урока.
№ |
Показатели эффективности |
Критерии |
Оценка |
1. |
Степень оригинальности и новизны методики (технологии) урока |
Оригинальность, |
|
2. |
Гибкость сочетания традиционных и инновационных форм, методов обучения, содержания урока. |
гибкость, |
|
3. |
Степень использования средств педагогической диагностики, позволяющих выявить эффективность педагогической инновации |
диагностичность |
|
4. |
Технологичность,
возможности для |
воспроизводимость |
|
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА |
Критерии эффективности современного урока
Это лишь некоторые, наиболее общие пути повышения эффективности урока, которые показывают, что учитель не должен ограничиваться сообщением определенного объема учебной информации в готовом виде, что изложение учебного материала должно учить учащихся, думать, которые не только должны получать информацию, но познавать способы усвоения сведений об окружающем мире, овладевать процессом познания, получать элементарные представления об общих и частных методах познания.
Значительным вкладом в теорию урока и методику обучения явилось развитие педагогами-новаторами ведущих идей педагогики сотрудничества. Получили обоснование и широкое распространение требования демократизации школы и личности, гуманного отношения к детям. Ученик рассматривался как добровольный и заинтересованный единомышленник учителей. Основой успеха в обучении и воспитании провозглашались духовная общность учителя и учеников, обучение без принуждения. Урок рассматривался как важнейшая ступень духовно-нравственного восхождения школьника. В духе идей педагогики сотрудничества был разработан ряд новых технологий, повышающих эффективность урока и процесс обучения в целом.
Положительные стороны
совершенствования теории и практики
урока, могут находить применение в
современной общеобразовательно
- формирование высокого
уровня мотивации учебной
- диагностирование обучаемости с целью своевременного объективного выявления продуктивности процесса обучения и установления личного рейтинга каждого обучаемого;
- предоставление самим
учащимся возможности
- использование электронно-
- создание в процессе
обучения личностно
- подготовка учащихся к самостоятельному открытию знаний, норм и ценностей в процессе жизненного и профессионального самоопределения, к самостоятельной выработке качеств личности, необходимых для жизни;
- применение «нестандартных»
уроков (в форме соревнования, игр,
публичного общения;
- создание на уроке
здорового нравственно-
Информация о работе Пути повышения эффективности урока в младшей школе