Пути повышения эффективности урока в младшей школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

Совершенствование системы школьного образования ставит перед методикой начального обучения целый ряд сложнейших проблем, направленных на организацию учебной деятельности младших школьников, обеспечивающую не только усвоение системы знаний, навыков, умений, но и реализацию развивающих и воспитывающих функций обучения.
С урока начинается образовательный процесс. Все остальные формы занятий в школе играют хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков. Каждый новый урок - это ступенька в овладении школьником новым знанием, в его личностном развитии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………3-4
Проблема повышения эффективности урока в младшей школе в педагогике и психологии
1. 1. Психолого-педагогический аспект проблемы повышения эффективности урока в младшей школе (исследования по вопросам повышения эффективности урока, урок в младшей школе)…………..
1.2. Характеристика урока как педагогической категории
Пути повышения эффективности уроков в младшей школе
1.3. Урок как целостная система………….......................У
Классификация уроков……………………………….
Типология и структура урока………………………..
. Требования, предъявляемые к современному уроку
2. Пути повышения эффективности уроков в младшей школе
2.1 Диагностика эф урока в младшей (результативность усвоения м-ла детьми, плотность, активность)
2.2. Реализация путей пов эф
2.3. Результаты повышения эф урока
Вывод
Лит-ра
приложение
Повышение эффективности путем плотности урока, интеграции
Повышение эффективности путем увеличения творческой активности
Введение…………………………………………………………3-4
Проблема повышения эффективности урока в младшей школе в педагогике и психологии
1. 1. Психолого-педагогический аспект проблемы повышения эффективности урока в младшей школе (исследования по вопросам повышения эффективности урока, урок в младшей школе)…………..
1.2. Характеристика урока как педагогической категории
Пути повышения эффективности уроков в младшей школе
1.3. Урок как целостная система………….......................У
Классификация уроков……………………………….
Типология и структура урока………………………..
. Требования, предъявляемые к современному уроку
2. Пути повышения эффективности уроков в младшей школе
2.1 Диагностика эф урока в младшей (результативность усвоения м-ла детьми, плотность, активность)
2.2. Реализация путей пов эф
2.3. Результаты повышения эф урока
Вывод
Лит-ра
приложение
Повышение эффективности путем плотности урока, интеграции
Повышение эффективности путем увеличения творческой активности
Практическая часть
2.1.Подготовка и проведение урока Я и Украина на тему:
“Сохраним природу”.
Заключение………………………………………………………………….
Приложение………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ.doc

— 343.00 Кб (Скачать файл)

Мультимедиа и компьютерные сети являются сегодня немаловажным компонентом информационных технологий.

Средства новых информационных технологий - персональный компьютер, интерактивное видео, мультимедиа, электронная почта - позволяют в  сочетании с методом  игры повысить качество учебного процесса.

 Я считаю, что эти  два понятия должны существовать  на одном уровне.

 5. Повышению эффективности урока во многом зависит от дифференцированного подхода к учащимся.

Одна из важнейших  задач начального образования - это  создание условий для того чтобы  каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться.

Поэтому, нужно, чтобы  каждый ученик работал в полную силу,  чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно  и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии. Для этого учебный процесс необходимо строить на основе принципа индивидуального подхода:

- сильным учащимся  можно уделить время;

- слабым учащимся можно  уделить внимание и контроль;

- повышается уровень  Я-концепции;

(ситуация успеха, повышается  самооценка у слабого);

-повышается уровень  мотивации у сильных учеников.

 Младший школьник  должен учиться в ситуации  успеха: только тогда он спокойно  примет оценку учителя, проанализирует  с его помощью, свои шибки  и наметит пути их устранения. Эмоциональная реакция учителя должна нацеливать ребенка на успех: радуясь, огорчаясь вместе с учеником его неудачам, нужно всегда выражать уверенность в том, что он непременно сможет достичь большего, преодолеет все трудности.

6. Одним из своеобразных  путей повышения эффективности урока является обучение на демократических началах.качественно новых форм контроля, которые при сокращении времени повышают эффективность проверки.

С этой целью необходимо использовать разнообразные технические  средства (компьютеры, различного рода карточки-задания, анкеты с вопросами, где учащимся надо выбрать нужный ответ или ответить словами да - нет), можно использовать взаимопроверку (без выставления оценок, как это делает В.Ф. Шаталов). Каждый учитель может разработать собственную систему контроля.

Это лишь некоторые, наиболее общие пути повышения эффективности  урока, которые показывают, что учитель  не должен ограничиваться сообщением определенного объема учебной информации в готовом виде, что изложение  учебного материала должно учить  учащихся думать, которые не только должны получать информацию, но познавать способы усвоения сведений об окружающем мире, овладевать процессом познания, получать элементарные представления об общих и частных методах познания. В процессе изложения материала на уроке необходимо постоянно ставить задачи перед учащимися: «попробуй предположить», «докажи, сколько здесь возможных решений», «какие решения более рациональны» и т. п.

  Для реализации  вышеназванных путей повышения  его эффективности необходимо  соблюдать ряд требований, предъявляемых к современному уроку:

1. На каждом уроке  должно соблюдаться единство  образовательной, развивающей и  воспитывающей целей. Каждый урок  должен способствовать реализации  важнейших закономерностей процесса  обучения.

Сообщая определенные знания на уроке, необходимо развивать мышление учащихся, способствовать их умственному развитию и формировать соответствующее отношение к окружающей их действительности, прививать им навыки поведения на основе этих отношений. Необходимо стремиться к тому, чтобы приобретаемые знания определяли поведение учащихся, чтобы у них формировались качества личности, необходимые для любого будущего вида трудовой деятельности (культура на рабочем месте, ответственное отношение к качеству выполнения задания, преодоление трудностей при их выполнении и т. п.).

2. Каждый урок должен  отвечать всем принципам дидактики  и прежде всего научности и  связи обучения с жизнью.

Любой урок по любому учебному предмету - это часть процесса, поэтому  и необходимо увязывать обучение с жизнью, с практикой, которая в научном познании играет роль критерия истинности, а в учебном - способствует формированию интереса к учебе, положительного отношения к ней, выработке умений применять теоретические знания на практике для объяснения явлений окружающей действительности.

3. Каждый урок должен  быть характерен прежде всего  четко выраженной дидактической  целью, которая часто подменяется  темой урока.

По каждой теме может  быть проведено несколько уроков, и каждый из них должен иметь свою конкретную дидактическую цель: вооружение учащихся мыслительными операциями (классификация, перенос, обобщение и т. п.), выработка умений по применению знаний на практике, ознакомление учащихся с отдельными фактами по теме, формирование умений самостоятельно формулировать теоретические выводы и т. п.

В зависимости от намеченной цели учитель в процессе подготовки к уроку должен определить содержание учебного материала, которое необходимо дать учащимся, структуру урока, методы обучения, средства и т. п. Отсутствие четко выраженной цели для каждого урока приводит к тому, что они становятся однообразными, а это способствует потере интереса к учению.

4. Использование разнообразных  методов и приемов обучения  с целью активизации познавательной  деятельности учащихся на всех  этапах урока.

Любое однообразное длительное воздействие (длительное устное объяснение, например) на учащихся может привести к рассеиванию их внимания, к сонливости. Такое воздействие порой ощущают  на себе студенты на некоторых лекциях  в институте. Это явление вполне объяснимо с физиологической точки зрения - мозг человека обладает свойством самозащиты. Наступление сонливости - это и есть результат такой самозащиты. Однако у детей это свойство проявляется в поисках различных посторонних видов деятельности, они отвлекаются от хода урока, не воспринимают информацию учителя. Поэтому на каждом уроке, на каждом его этапе необходимо стремиться к разумному изменению видов деятельности учащихся. Для эюго необходимо пользоваться разнообразными методами и приемами обучения, чтобы периодически воздействовать на разные органы чувств, создавая условия для более эффективной познавательной деятельности. Необходимо четко продумывать при подготовке к уроку, когда, в какой части урока ^удет использоваться тот или иной метод, прием или средство (слово, наглядность, учебник и т. п.).

Однако смена видов  деятельности на уроке должна быть разумной, должна учитывать возрастные особенности учащихся, особенности  данного класса и т. п. Не все дети и не всегда могут легко переключаться  с одного вида деятельности на другой.

5. Одним из требований  к уроку является его эмоциональность,  что должно побуждать учащихся  к осуществлению важнейшего вида  деятельности на уроке - усвоению  новых знаний. Это не должно  проявляться только внешне (громкий  голос учителя, жестикуляция и пр.), эмоциональность должна проявляться в отношении учителя к процессу обучения на уроке, к изучаемой теме и т. д.

Урок должен быть эмоциональным, чтобы было какое-то напряжение у  учащихся, это один из способов их активизации. Использование на уроке различного рода проблемных ситуаций также способствует эмоциональности, активизирует познавательную деятельность учащихся.

6. На каждом уроке  должен проводиться непрерывный  учет знаний учащихся.

Процесс обучения на любом  уроке будет эффективным лишь при наличии постоянной обратной связи. На каждом этапе урока учитель должен четко представлять уровень овладения учащимися учебным материалом, чтобы способствовать постоянному повышению этого уровня. Учитель не имеет возможности опросить на уроке всех учащихся, он не может осуществлять опрос так, как он проводился в старой школе в начале века, когда учащегося опрашивали по всему пройденному материалу с момента последнего его ответа. Поэтому необходимо использовать самые разнообразные формы контроля за знаниями учащихся. Для этого могут использоваться различного рода компьютерные программы (если позволяют условия), письменные задания, анкеты, перфокарты и пр., которые позволяли бы сразу же получить результаты проверки знаний. И главное при этом - у каждого учителя должна быть хорошо развита наблюдательность для оценки результатов познавательной деятельности учащихся на уроке.

7. Каждый урок должен  отличаться своей организационной  закономерностью, ощутимостью положительных  результатов.

Чтобы каждый прошедший урок вызывал у учащихся и учителя чувство движения вперед. Чтобы урок давал заметное количественное нарастание знаний, или их качественное совершенствование, или и то и другое вместе. Такое заметное нарастание знаний (умений и навыков) всегда вызывает чувство удовлетворения и, естественно, вызывает активное отношение у учащихся к учению. Каждый урок должен быть законченной частью процесса обучения.

8. На каждом уроке  должны присутствовать элементы  систематического повторения.

Но не всякое повторение пройденного учебного материала способствует эффективности процесса обучения. Повторение пройденного никогда не должно сводиться к механическому его воспроизведению. Вновь изучаемый материал на каждом уроке должен рассматриваться с позиций ранее пройденного. При сообщении нового материала учитель по возможности должен увязывать его с ранее пройденным, опираться на него.

9. Каждый урок должен  быть оптимально технически и  дидактически оснащен.

Познание начинается с чувственных восприятий. Однако не нужно использовать наглядность ради наглядности, нельзя злоупотреблять техническими средствами, необходимо чувство меры. Все затраты времени при подготовке учителя к уроку на изобретение и изготовление наглядных и дидактических пособий с лихвой окупаются результатами обучения.

10. Связь каждого урока  по любому учебному предмету  с предыдущими и последующими  уроками.

Любой урок не должен рассматриваться  изолированно от других, а быть определенным звеном в общей системе уроков. Готовясь к уроку, учитель обязан хорошо представлять не только предыдущий урок по данному предмету, что почти всегда и реализуется. Каждый учитель в меру своих способностей пытается увязывать материал урока с материалом предыдущего. Однако необходимо также четко представлять структуру и содержание последующего урока. Это особенно важно для начинающих педагогов. Формируя знания на любом уроке, учитель обязан как бы создавать почву для последующего (завтрашнего) урока. Необходимость такого подхода к организации процесса обучения теоретически была обоснована в исследованиях Выготского. Конкретным примером реализации этой идеи на уроках является деятельность известного педагога-новатора Лысенковой.

11. Использование всего  времени урока с максимальной  продуктивностью.

При подготовке урока  необходимо продумать организацию работы учащихся на все 45 мин. Класс никогда не должен выходить из-под внимания учителя, который должен располагать достаточным количеством заданий, вопросов и т. п. для всего класса.

Наглядные пособия, приборы, технические средства должны быть опробованы заранее, чтобы на уроке не тратить времени на их настройку и подготовку.

Даже сама традиционная структура (опрос, объяснение, закрепление) ведет к потере времени при  переходе от одного вида деятельности к другому. Поэтому необходимо продумывать структуру таким образом, чтобы переходы были незаметны для учащихся.

Нежелательно тратить  время на выяснение причин опоздания  отдельных учащихся на урок, других нарушений дисциплины на уроке, об этом можно вести разговор после звонка.

Многие учителя практикуют устные ответы учащихся с места, не вставая при этом, так как это тоже способствует потере времени.

12. Обеспечение учебно-трудовой  дисциплины учащихся на протяжении  всего урока.

Соблюдение всех предыдущих требований в какой-то мере обеспечивает соответствующую дисциплину на уроке. И все же, с целью поддержания дисциплины учитель должен проявлять определенную требовательность, сочетающуюся с уважением к личности каждого учащегося. Необходимо добиваться, чтобы коллектив класса был нетерпим к нарушениям дисциплины, поскольку дисциплина на уроке - это основа для устойчивого внимания.

Многие учителя добиваются от учащихся порой лишь ложного внимания, но еще великий К.С. Станиславский  отмечал, что «внимание заключается  не в том, чтобы пялить глаза на объект». Учащиеся должны не просто смотреть на учителя и слушать его, а быть деятельными по отношению к изучаемому материалу, на уроке должна царить рабочая обстановка, способствующая эффективной познавательной деятельности.

13. Одним из своеобразных  требований к уроку является гибкость его структуры.

Например, учитель продумал четкую структуру урока, конкретную его цель, но что-то не получается, урок не идет по намеченному плану. В этом случае по ходу урока учитель должен уметь вносить необходимые коррективы, менять его структуру, использовать дополнительные приемы, но цель должна быть достигнута.

Урок - это не спектакль, хотя к нему и много готовятся, но он никогда не репетируется.

14. Профессиональная направленность  урока.

Каждый урок, независимо от учебного предмета, должен иметь профессиональную направленность. Каждый раз, по возможности, необходимо подчеркивать важность изучаемого учебного материала для овладения в будущем какой-то конкретной профессией, важность получаемых знаний для всей дальнейшей жизни.

15. Эффективность домашнего  задания и его обязательная  проверка.

Информация о работе Пути повышения эффективности урока в младшей школе