Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:32, курсовая работа
Совершенствование системы школьного образования ставит перед методикой начального обучения целый ряд сложнейших проблем, направленных на организацию учебной деятельности младших школьников, обеспечивающую не только усвоение системы знаний, навыков, умений, но и реализацию развивающих и воспитывающих функций обучения.
С урока начинается образовательный процесс. Все остальные формы занятий в школе играют хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков. Каждый новый урок - это ступенька в овладении школьником новым знанием, в его личностном развитии.
Введение…………………………………………………………3-4
Проблема повышения эффективности урока в младшей школе в педагогике и психологии
1. 1. Психолого-педагогический аспект проблемы повышения эффективности урока в младшей школе (исследования по вопросам повышения эффективности урока, урок в младшей школе)…………..
1.2. Характеристика урока как педагогической категории
Пути повышения эффективности уроков в младшей школе
1.3. Урок как целостная система………….......................У
Классификация уроков……………………………….
Типология и структура урока………………………..
. Требования, предъявляемые к современному уроку
2. Пути повышения эффективности уроков в младшей школе
2.1 Диагностика эф урока в младшей (результативность усвоения м-ла детьми, плотность, активность)
2.2. Реализация путей пов эф
2.3. Результаты повышения эф урока
Вывод
Лит-ра
приложение
Повышение эффективности путем плотности урока, интеграции
Повышение эффективности путем увеличения творческой активности
Введение…………………………………………………………3-4
Проблема повышения эффективности урока в младшей школе в педагогике и психологии
1. 1. Психолого-педагогический аспект проблемы повышения эффективности урока в младшей школе (исследования по вопросам повышения эффективности урока, урок в младшей школе)…………..
1.2. Характеристика урока как педагогической категории
Пути повышения эффективности уроков в младшей школе
1.3. Урок как целостная система………….......................У
Классификация уроков……………………………….
Типология и структура урока………………………..
. Требования, предъявляемые к современному уроку
2. Пути повышения эффективности уроков в младшей школе
2.1 Диагностика эф урока в младшей (результативность усвоения м-ла детьми, плотность, активность)
2.2. Реализация путей пов эф
2.3. Результаты повышения эф урока
Вывод
Лит-ра
приложение
Повышение эффективности путем плотности урока, интеграции
Повышение эффективности путем увеличения творческой активности
Практическая часть
2.1.Подготовка и проведение урока Я и Украина на тему:
“Сохраним природу”.
Заключение………………………………………………………………….
Приложение………………………………………………………………..
Из всего вышесказанного анализа различных точек зрения дидактов, психологов можно выделить следующие положительные моменты в интегрированных уроках:
а) эти уроки позволяют преподнести учебный материал более глубже, показав его с различных сторон (литературы, музыки, изобразительного искусства).
б) такие уроки способствуют более прочному овладению знаний, повышению интеллекта детей.
в) дают возможность более эффективно провести закрепление, обобщение знаний.
г) широко решают воспитательные
задачи учебно-воспитательного
Существуют разнообразные формы интегрированных уроков, применяемых на практике при обучении чтению и других учебных предметах – это уроки – утренники, уроки отчеты, урок устный журнал. А учителю необходимо оценить возможности детей и уверенность в том, что задача для них посильна.
Интегрированный урок – это живое творчество учителя и учащихся. Важно понять главное: исходя из цели интегрированного обучения, объединить отдельные стороны в изучении понятий в единое целое, обеспечивая овладение учащимися аналитико-систематической деятельностью по углублению понимания учебного материала.
2.2.ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА ПУТЕМ ИНТЕГРАЦИИ.
Для проведения уроков и экспериментальной работы дало основание изучения теоретических основ. Создавать интегрированные уроки трудно, но очень интересно. Надо творить, стремиться делать учение посильным и интересным, постоянно повышать уровень профессионального мастерства.
И этому отвечали задачи интегрированного урока изобразительного искусства и окружающего мира, проводимого в 3 «В» классе средней школы № 26. Тема урока чтения: «О природе», тема окружающего мира «Сохраним природу»,
Одной из задач этого урока является развивать познавательный интерес к изучению природы. Начинается урок с обобщения цели урока, повторения изучаемых произведений, затем идет этап знакомства с новым произведением, которое читается учителем и отдельно подготовленными детьми, выборочно учитель читает отрывки из произведения.
Затем плавно переходим на то, как учащиеся анализируют рассказы о природе в учебнике «Окружающий мир» 3 класс. В обобщающей беседе учитель плавно переходит на такое явление, как важна природа в жизни человека. И выразительно читает сказку « о рыбаке и рыбке» В. Жуковского. Далее идет беседа о том, что как поступать людям, чтобы выжить в современном мире и уменьшить отрицательное влияние собственной деятельности на природу. В обобщающей беседе учитель говорит о пользе деятельности человека в природе.
Также закрепляются знания, полученные на уроке окружающего мира, прививается любовь к родному краю, ко всему живому вокруг. Урок насыщен не только эмоциональным настроем учащихся, но и самостоятельностью самих учащихся.
Интегрирование дает возможность снимать у детей переутомление, психологическую перегрузку, дает правильную дозировку заданий.
Такие уроки раскрепощают детей, дают возможность им высказаться.
Дети не боятся ошибаться, учат детей ориентироваться в потоке информации.
Урок должен нести что-то новое, незнакомое, интересное для ребят. Все нестандартные уроки проходят интересно, несут в себе большой, эмоциональный заряд, хотя этим урокам и предшествует очень большая, кропотливая работа Учащиеся обобщили свои знания о природоохранительных мероприятиях. Желательно при проведении таких уроков никогда не репетировать весь урок, а работать индивидуально с каждым ребенком или группой учащихся, чтобы дети не знали, как задуман урок.
Взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся на уроке способствует созданию творческих ситуаций, которые поднимают систему на новый уровень
Эксперимент, направленный
на выявление эффективности
Для выявления эффективности проведенной работы были определены следующие критерии:
1)уровень сформированности знаний;
2) уровень сформированности умений и навыков;
3) уровень успеваемости учащихся;
4)уровень познавательной потребности;
По первому критерию определены такие показатели: прочность, осмысленность, мобильность.
1) Прочность – твердое запоминание и удержание в памяти изученного материала и уверенное пользование приобретенными знаниями.
Прочность знаний проявляется на 3-х уровнях: высоком, среднем, низком.
Высокий уровень – прочное
Средний уровень – точное воспроизведение изученного материала в день повторения.
Низкий уровень – точное воспроизведение изученного материала в день его изучения.
2) Осмысленность – правильность и убедительность суждений, умение ответить на все вопросы, применить теоретические знания к объяснению и решению новых задач и вопросов.
Осмысленность проявляется на 3-х уровнях: высоком, среднем и низком.
Высокий уровень – точное воспроизведение правила, умение самостоятельно приводить примеры на данное правило.
Средний – то же, но с допущением незначительных ошибок (не более 3-х), исправленных самостоятельно.
Низкий – с допущением грубых ошибок, исправленных с помощью учителя.
3) Мобильность – умение использовать приобретенные знания в разнообразной познавательной и практической деятельности.
При проверке мобильность знаний мобильность оценивается по следующим уровням:
Высокий уровень – выполнение заданий повышенной сложности без затруднений.
Средний уровень – выполнение заданий средней сложности.
Низкий уровень – выполнение простых заданий.
показатели уровня сформированности умений и навыков: скорость, точность, мобильность.
1) Скорость – выполнение заданий за определенный промежуток времени.
Высокий уровень – задание выполняют за 25 минут.
Средний уровень – выполняют задание за 25 – 35 минут.
Низкий уровень – за 35 минут и более.
2) Точность – выявляется результат применения знаний в новой учебной ситуации.
Высокий уровень – очное воспроизведение заданий.
Средний уровень – выполнение заданий с допущением незначительных ошибок.
Низкий уровень – с допущением грубых ошибок.
3) Мобильность – результат дальнейшего преобразования знаний в новой и незнакомой для учащихся ситуациях.
Высокий уровень – самостоятельное выполнение заданий в усложненных условиях.
Средний уровень – в обычных условиях.
Низкий уровень – с помощью учителя.
Для определения третьего критерия уровня успеваемости были определены такие показатели, как средний балл успеваемости, процент успеваемости, процент качества успеваемости.
Эксперимент проводился по предметам: по окружающему миру и изобразительному искусству. В начале эксперимента был проведен констатирующий срез с целью выявления уровня имеющихся знаний, умений и навыков у учащихся на данный период обучения.
По изобразительному искусству в течение первого полугодия 3 класса учащиеся должны получить следующие сведения: рисование различных объектов действительности, простых по очертанию и строению; игрушек, цветов, предметов быта, архитектурных сооружений.
Перед детьми были поставлены задачи: передать в рисунках очертание, общее пространственное расположение, цвет изображаемых объектов, определить гармоническое содержание цветов в окраске, использовать прием «вливание цвета в цвет». Дети учились рисовать природу, а также пейзажи. Много уроков отводилось и на иллюстрации сюжетов литературных произведений.
После изучения требований программы был нами проведен констатирующий срез по изобразительному искусству и получены следующие результаты по первому критерию:
высокий уровень – 39% (10 человек);
средний уровень – 42% (11 человек);
низкий уровень – 19% (5 человек).
По второму критерию:
высокий уровень – 42% (11 человек);
средний уровень – 46% (12 человек);
низкий уровень – 12% (3 человек).
По третьему критерию:
средний бал – 4,3;
% успеваемости – 100%;
% качества – 88%.
По предмету окружающий мир учащиеся класса должны познакомится с разнообразием растительного и животного мира, а также с культурой и искусством. Учащиеся должны ориентироваться в книге; вести диалог; самостоятельно составлять рассказ на заданную тему по результатам наблюдения. В ходе изучения программного материала учащиеся могут различать тела и вещества (естественные и искусственные), существенные и несущественные свойства; знают о значении растительного и животного мира на Земле; сравнивать организмы между собой: устанавливать простейшие связи в зависимости в неживой и живой природе.
Практически применять
знания и умения, правильно оценивать
примеры разного отношения к
результатам труда людей,
Высокий – 31% (8 человек);
Средний – 50% (13 человек);
Низкий – 19% (5 человек).
Уровень сформированности умения:
высокий – 39% (10 человек);
средний – 54% (14 человек);
низкий – 8% (2 человек).
Уровень успеваемости:
средний бал – 4,3;
% успеваемости – 100%;
% качества – 92%.
Интегрированный урок окружающего мира и изобразительного искусства проходил по теме: «Сохраним природу» В задаче этого урока входит формирование знаний о вреде, нанесённом человеком растительному и животному миру, о массивах вырубках леса, об уничтожении природной среды. Закрепление знаний об окружающей среде методом рисунка на бумаге, воспитать чувство красоты, творческую фантазию, желание трудиться, эстетические чувства.
В заключении был проведен формирующий срез с целью выявления эффективности проведенной работы,
по изобразительному
искусству результаты
1 – ый критерий:
Высокий – 54 % (14 человек);
Средний – 42 % (11 человек);
Низкий – 4 % (1 человек);
2 – ой критерий:
Высокий уровень – 54 % (14 человек);
Средний уровень – 38 % (10 человек);
Низкий уровень – 8 % (2 человека);
Средний балл успеваемости – 4,5 при 100 % успеваемости, 96 % качества успеваемости.
Результаты формирующего среза по окружающему миру;
Уровень усвоения знаний:
Высокий – 35 % (9 человек);
Средний – 50 % (13 человек);
Низкий – 15 % (4 человека);
Уровень сформированности умений и навыков:
Высокий – 46 % (12 человек);
Средний – 50 % (13 человек);
Низкий – 4 % (1 человек);
Средний балл успеваемости – 4,4, при 100 % успеваемости, 96 % качества успеваемости.
Если сравнить результаты
констатирующего и
1. По изобразительному
искусству учащиеся с высоким
уровнем усвоения знаний
3. По окружающему миру
количество учащихся с высоким
уровнем усвоения знаний
Из вышеуказанного следует, что даже такая малая доля использования интегрированных уроков дает только положительные результаты. Проведенная работа позволила повысить уровень знаний, умений и навыков учащихся, их успеваемость.
Уровень познавательной
потребности при сравнении
Информация о работе Пути повышения эффективности урока в младшей школе