Развитие двигательной активности детей с интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Цель:
Изучить особенности двигательной активности и физической подготовленности детей с интеллектуальной недостаточностью
Задачи:
- проанализировать научную и методическую литературу по вопросу двигательная активность и физическая подготовленность детей с интеллектуальной недостаточностью;
- изучить влияние двигательной активности на здоровье ребёнка;
- сравнить уровень развития двигательной активности и физической подготовленности детей с интеллектуальной недостаточностью с показателями их нормально развивающихся сверстников.
- разработать методические рекомендации педагогам и родителям по оптимизации двигательной активности детей с интеллектуальной недостаточностью.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1 СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАЗВИТИИ
ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ…………………………………………………..5
1.1. Двигательная активность и её влияние на здоровье человека………5
1.2. Специфические особенности двигательной сферы детей с
интеллектуальной недостаточностью……………………………………..9
1.3. Средства повышения двигательной активности детей с
интеллектуальной недостаточностью…………………………………….14
Глава 2 ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ………………………………………………...21
2.1. Методика и организация экспериментального исследования
двигательной активности и физической подготовленности детей с
интеллектуальной недостаточностью……………………………………..21

2.2. Сравнительный анализ показателей развития двигательной
активности и физической подготовленности детей с
интеллектуальной недостаточностью с показателями их
нормально развивающихся сверстников……………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….…….28
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

швайковская_2.doc

— 420.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Республики Беларусь

 

Учреждение образования 

«Белорусский государственный  педагогический университет

имени Максима Танка»

 

Факультет специального образования

 

Кафедра основ дефектологии

 

 

                          «Допустить к защите»

                                                               Заведующий кафедрой основ специальной  педагогики и психологии

                                                                _______________________ В. В. Радыгина

                                                                «___»__________________________200_г.

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ

 С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ  НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

 

 

 

 

                                                             

                                                                Работу выполнила:

                                                                студентка 31 группы 3 курса

                                                                заочной формы получения образования

                                                                Швайковская Инна Михайловна

 

                                                                 Научный руководитель:

                                                                 Радыгина Вероника Валерьевна

                                                                 Защищена «___»________20 __г.

                                                                 с оценкой «___________»

 

 

 

 

 

 

Минск 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

 

Глава 1 СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАЗВИТИИ

             ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ  С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ 

             НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ…………………………………………………..5

1.1. Двигательная активность  и её влияние на здоровье  человека………5

 

1.2. Специфические особенности двигательной сферы детей с

интеллектуальной недостаточностью……………………………………..9

 

1.3. Средства повышения  двигательной активности детей  с 

интеллектуальной недостаточностью…………………………………….14    

 

Глава 2 ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ФИЗИЧЕСКОЙ   

              ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ 

              НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ………………………………………………...21

            2.1. Методика и организация экспериментального  исследования      

            двигательной активности и физической подготовленности детей с

            интеллектуальной недостаточностью……………………………………..21

           

            2.2. Сравнительный анализ показателей развития двигательной   

            активности и физической подготовленности детей с   

            интеллектуальной недостаточностью с показателями их

            нормально     развивающихся сверстников……………………………….22

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..26

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….…….28

 

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Государственная  политика Республики Беларусь  в сфере специального образования  направлена на создание благоприятных  правовых, экономических, социальных  и организационных условий для  реализации права лиц с ОПФР  на получение образования. В связи с этим идёт активный процесс создания системы коррекционно-развивающего обучения детей с проблемами в развитии, представляющий собой качественно новый уровень образовательного процесса, позволяющий удовлетворять потребности и интересы каждого конкретного ребёнка, учитывать его индивидуальные особенности, сохранять и укреплять его здоровье [17].

     Количество  детей с интеллектуальной недостаточностью  ежегодно увеличивается. Это приводит  к повышению внимания к проблеме  воспитания и обучения таких детей. Объединяющим признаком интеллектуальной недостаточности является тотальность и иерархичность нервно-психического недоразвития, которое приводит к отставанию в развитии соматических функций, мышечной и нервной систем и личности в целом.

     Как известно, нарушение интеллекта у ребёнка в преобладающем большинстве случаев сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками [4; 20 и др.]. Именно поэтому важное значение для социализации личности детей с интеллектуальной недостаточностью имеет уровень сформированности их двигательной сферы. Рассматривая умственную отсталость как результат рассогласования межфункциональных связей мозга, Л. С. Выготский указывал: «Исключительную важность при изучении умственной отсталости ребёнка представляет моторная сфера. Моторная отсталость, моторная деятельность, моторный инфантилизм…, моторная идиотия могут в самой различной степени комбинировать  с умственной отсталостью всех видов, придавая своеобразную картину развитию и поведению ребёнка» [4].

     Ход эволюционного  развития человека предопределил  нормальное функционирование всех  его органов и систем в условиях  активной двигательной деятельности. Если ребёнок ограничен в этой  естественной потребности, его природные задатки постепенно утрачивают своё значение. Бездеятельность губит и душу, и тело! Ограничение двигательной активности приводит к функциональным и двигательным изменениям в организме и снижению продолжительности жизни. Движение является одним из главных условий существования живого мира и прогресса в его эволюции. От активности скелетной мускулатуры зависит резервирование энергетических ресурсов, экономное их использование в условиях покоя и, как следствие этого, увеличение продолжительности жизни.

     Движения  являются естественной физиологической  потребностью. Вытеснить или заменить  эту потребность без ущерба  для здоровья нельзя. Недостаток  двигательных навыков затрудняет  приспособление ребёнка к самообслуживанию  и бытовым нагрузкам. Напротив, расширение двигательной активности, формирование двигательных навыков помогает больным детям лучше адаптироваться к условиям быта, даёт им реальную возможность ощутить себя членом коллектива, а позднее – и общества. Играющий, активный ребёнок укрепляет надежду родителей, уменьшает их каждодневное «терзание души». В этом плане двигательная активность должна рассматриваться как акция гуманности, человечности, уважения к личности больного ребёнка и его родителей.

     Изучение  двигательных способностей детей необходимо для их всесторонней системной оценки, на основе которой возможна целенаправленная коррекционно-развивающая работа. Обязательным и важным направлением коррекционно-развивающей работы является     коррекция двигательных нарушений, поскольку процесс физического воспитания оказывает значительное влияние на развитие личностных качеств аномального ребёнка и в известной мере – на становление его познавательной деятельности. Выявление двигательных нарушений должно осуществляться параллельно с выявлением сохранных двигательных возможностей с целью дальнейшей опоры на них при коррекции движений.

     Цель:

Изучить особенности  двигательной активности и физической подготовленности детей с интеллектуальной недостаточностью

     Задачи:

- проанализировать научную  и методическую литературу по  вопросу двигательная активность  и физическая подготовленность  детей с интеллектуальной недостаточностью;

-    изучить влияние двигательной активности на здоровье ребёнка;

- сравнить уровень развития двигательной активности и физической подготовленности детей с интеллектуальной недостаточностью с показателями их нормально развивающихся сверстников.

- разработать методические  рекомендации педагогам и родителям  по оптимизации двигательной  активности детей с интеллектуальной недостаточностью.

     Объект: двигательная активность и физическая подготовленность детей с интеллектуальной недостаточностью.

     Предмет: особенности развития двигательной активности и физической подготовленности детей с интеллектуальной недостаточностью

     Методы:

- теоретический анализ  и обобщение психолого-педагогической  литературы по исследуемой проблеме;

- изучение документации;

- наблюдение;

- количественно-качественный  анализ.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

 

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ  О РАЗВИТИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

 

    1.     Двигательная активность и её влияние на здоровье человека

 

         Тело без движения подобно стоячей

 воде, которая плесневеет, портится и гниёт.

                                                                                         Е. М. Максимович-Амбодик

 

 

               «Движение как таковое может

 заменить любое  лекарство, но все лекарства

мира не могут заменить движения».

                                                                                                                          А. Тиссо  

 

 

       Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

     К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Последние годы в силу высокой нагрузки на работе и дома и других причин у большинства людей отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме. 
    Людям не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу сидя.

      Результатом малоподвижного образа жизни является в первую очередь недостаточная двигательная активность, которая создаёт особые неестественные условия для жизнедеятельности человека. В этих условиях задерживается развитие молодого организма и ускоряется старение людей. Малоподвижный образ жизни включает два понятия – гипокинезию и гиподинамию.

     Анализ медицинской научно-методической литературы по вопросам, связанным с малоподвижным образом жизни, показал, что гипокинезия и гиподинамия являются основным источником большинства болезней ХХ и ХХI веков.

      Гипокинезия (от греч. hypo – понижение, уменьшение, недостаточность; kinesis – движение) – особое состояние организма, обусловленное недостаточностью двигательной активности, то есть ограничение количества и объёма движений в результате образа жизни, особенностей профессиональной деятельности, постельного режима в период заболевания и др.  В ряде случаев это состояние приводит к гиподинамии.

      Гиподинамия (от греч. hupo + dynamis – сила) – совокупность отрицательных морфофункциональных изменений в организме вследствие длительной гипокинезии. Это атрофические изменения в мышцах, детренированность общая физическая, детренированность сердечно-сосудистой системы, изменение водно-солевого баланса, системы крови, деминерализация костей и т. д. В конечном итоге всё сводится к снижению функциональной активности органов и систем и нарушениям функциональной регуляторных механизмов, обеспечивающих их взаимосвязь, ухудшению устойчивости к различным неблагоприятным факторам.

       Гипокинезия, являющаяся фактором, который ослабляет весь организм, может способствовать развитию заболеваний в любом органе или системе. «Тело человека состоит из массы мускулов. Следовательно, оставить эту часть нашего тела, исторически тренированную, в покое, не давать ей работы – это огромный ущерб, это должно привести к резкому неравновесию всего нашего существа, эмоций…» (И. П. Павлов).

       Ускорение темпа жизни и вызванное этим увеличение отрицательных эмоций наряду с грозным, разрушительным для сердца и всего организма фактором снижения двигательной активности становятся главными причинами большинства заболеваний  ХХI века.

      Согласно исследованиям многих учёных, у физически малоактивных людей объём сердца в среднем на 36,5 % меньше, чем у спортсменов. В связи со снижением мышечной массы уменьшаются размеры сердца и его камер, понижается максимальное и повышается минимальное кровяное давление, учащается пульс. При малоподвижном образе жизни кровообращение протекает инертно, в конечном итоге это является причиной застойных явлений.

Информация о работе Развитие двигательной активности детей с интеллектуальной недостаточностью