Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 11:21, курсовая работа
Цель:
Изучить особенности двигательной активности и физической подготовленности детей с интеллектуальной недостаточностью
Задачи:
- проанализировать научную и методическую литературу по вопросу двигательная активность и физическая подготовленность детей с интеллектуальной недостаточностью;
- изучить влияние двигательной активности на здоровье ребёнка;
- сравнить уровень развития двигательной активности и физической подготовленности детей с интеллектуальной недостаточностью с показателями их нормально развивающихся сверстников.
- разработать методические рекомендации педагогам и родителям по оптимизации двигательной активности детей с интеллектуальной недостаточностью.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1 СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАЗВИТИИ
ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ…………………………………………………..5
1.1. Двигательная активность и её влияние на здоровье человека………5
1.2. Специфические особенности двигательной сферы детей с
интеллектуальной недостаточностью……………………………………..9
1.3. Средства повышения двигательной активности детей с
интеллектуальной недостаточностью…………………………………….14
Глава 2 ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ………………………………………………...21
2.1. Методика и организация экспериментального исследования
двигательной активности и физической подготовленности детей с
интеллектуальной недостаточностью……………………………………..21
2.2. Сравнительный анализ показателей развития двигательной
активности и физической подготовленности детей с
интеллектуальной недостаточностью с показателями их
нормально развивающихся сверстников……………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….…….28
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….30
Методика обследования
Параметр 1. Рост (см.) – из данных медицинских осмотров.
Параметр 2. Вес (кг.) – из данных медицинских осмотров.
Параметр 3. Окружность грудной клетки – из данных медицинских осмотров.
Параметр 4. Осанка (указывается тип нарушения или отсутствие такового) – из данных медицинских осмотров.
Параметр 5. сила кисти (кг.) – измеряется динамометром.
Параметр 6. Бег 30метров (с.).
Параметр 7. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см.).
Параметр 8. Гибкость (см +, - ) – измеряется по наклону туловища вперёд. Ученик, стоя на скамейке так, чтобы носки и пятки были вместе, наклоняется вперёд, не сгибая колен.
Параметр 9. Равновесие (с.) – ученик, стоя на одной ноге, держа руки на поясе и закрыв глаза, другую ногу прислоняет подошвой сбоку к колену. Учитывается время удержания этой позы.
Параметр 10. Метание набивного мяча весом 1 кг производится вперёд, сзади из-за головы, из положения сидя (м.).
Параметр 11. Приседания – количество приседаний, выполненных в течение 30 секунд.
Параметр 12. Группа здоровья – из данных медицинских осмотров.
2.2. Сравнительный анализ
показателей развития
Результаты констатирующего эксперимента позволили подтвердить и расширить научные представления по изучаемой проблеме.
Сравнительный анализ
физической подготовленности
В ходе исследования было выявлено значительное превосходство здоровых мальчиков и девочек над детьми с нарушением интеллекта в проявлении гибкости, соответственно на 7 и на 11см. Средний показатель гибкости у здоровых мальчиков составил 1,4см, у девочек – 2,6см. Мальчики с нарушением интеллекта показали средний результат 0см, а девочки – - 0,4 см.
При
исследовании бега на 30м. выявлены
следующие результаты: у мальчиков
обоих типов школ показатели
бега были практически
Статическое равновесие является одним из показателей, характеризующих локомоторные функции человека. От него во многом зависят ориентировка человека в пространстве, уровень развития бытовых и трудовых навыков. Показатели равновесия у учащихся массовой школы превалируют над таковыми у учеников специальной школы (53,8 и 9,4с, т.е., на 44,4с). Показатели равновесия учениц массовой школы также более значительны, чем у девочек из специальной школы (62,0 и 10,6, т.е., на 51,4с.).
Показатели
силы кисти детей с интеллектуа
Обобщая полученные данные, можно сказать, что наибольшее отставание учеников вспомогательной школы от здоровых сверстников наблюдается в показателях гибкости и равновесия (тонкая моторика); и лишь в беге на 30м. результаты мальчиков из обеих школ практически равны.
Дети с
нарушением интеллекта
Обобщающий коррекционно-развивающий эффект от физических упражнений, базируясь на механизмах взаимодействия «мозг – мышца», заключается в единстве развития двигательной сферы детей с особенностями психофизического развития и психических функций, что в конечном итоге обеспечивает возможную социальную адаптацию личности. В силу того, что организация физкультурно-оздоровительной работы во вспомогательной школе имеет свои характерные черты, комплексное решение оздоровительных, образовательных, коррекционных и воспитательных задач требует грамотного педагогического подхода. Опорными точками служат учет психофизических особенностей детей и состояния их здоровья, знание учителями-предметниками и воспитателями методических основ построения двигательного режима учащихся, наличие необходимой материальной базы школы и перспектив ее расширения. Педагоги-предметники и воспитатели, работающие с детьми с интеллектуальной недостаточностью, должны помнить, что, разносторонне воздействуя на организм ребенка, снимая напряжение во время и после уроков, формируя моторные функции (координацию движений, мелкую моторику и т.д.), физические упражнения способствуют образованию новых функциональных связей, необходимых для обучения в школе. К тому же интересные формы организации физических упражнений (приложения 5-10) улучшают настроение и поведение учащихся, противодействуют отрицательному влиянию длительных однообразных поз, за счет совершенствования техники основных двигательных действий положительно сказываются на расширении двигательных возможностей, способствуют формированию умений управлять своими движениями, что важно для повседневной жизни.
В работе, направленной на совершенствование двигательной сферы детей с нарушением интеллекта, необходимо учитывать следующие аспекты:
Вывод:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Анализ литературных источников показал, что двигательная активность рассматривается как лучшее средство формирования здоровья и профилактики болезней. Физические нагрузки благотворно влияют на организм человека: происходит улучшение обменных процессов, стимулирование функций сердечно-сосудистой системы, укрепление костно-мышечной системы; оказывается общее тонизирующее воздействие на нервную систему; повышается сопротивляемость организма к неблагоприятным факторам, общий уровень работоспособности.
2. Изучив особенности двигательной активности и физической подготовленности детей с интеллектуальной недостаточностью, можно сказать, что:
Всё вышеуказанное свидетельствует
о необходимости организации
специальной коррекционно-
3. Разработанные комплексы утренней гимнастики, физкультминуток и физкультурных пауз, подвижных игр могут быть полезны в практической работе с учащимися с нарушением интеллекта, а также в общеобразовательных учреждениях.
Организованная таким образом двигательная активность детей с интеллектуальной недостаточностью способствует повышению тонуса организма ребёнка, формированию правильной осанки, укрепляет мышцы туловища, создаёт хорошее настроение, а также формирует привычку к систематическим занятиям физической культурой.
Развитие двигательной активности и физической подготовленности является важным направлением коррекционно-воспитательной работы. Высокая степень физической подготовки является одним из факторов повышения познавательной активности детей, оказывает существенное влияние на эмоциональное состояние ученика, способствует успешной социализации личности ребёнка, а также оптимизации учебного и трудового процессов в школе.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Барков, В. А. Физкультурно-оздоровительная работа в начальных классах вспомогательной школы: учеб-метод. Пособие / В. А. Барков, А. М. Полещук, Д. В. Тихон;под ред. В. А. Баркова. – Гродно: ГрГУ, 2003. – 107с.
2. Бебриш, Э. П. Некоторые особенности физического развития умственно отсталых учащихся / Э. П. Бебриш // Дефектология. – 1976. - № 4. – С. 29 – 32.
3. Вайзман, Н. П. Психомоторика детей-олигофренов / Н. П. Вайзман – М.: Педагогика. – 1976.
4. Выготский, Л. С. Собрание сочинений.: в 6 т. / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 1983. – Т.5: Основы дефектологии. – 367с.
5. Дедулевич, М. Н. Физическая подготовленность детей дошкольного возраста (методика тестирования): Методическое пособие для студентов факультета дошкольного воспитания и воспитателей дошкольных учреждений / М. Н. Дедулевич. – Могилёв, 1998. – 24с.
6. Дмитриев, А. А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию двигательной сферы учащихся с нарушением интеллектуального развития: учебн. Пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 224с.
7. Дмитриев, А. А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей / А. А. Дмитриев. – М.: Советский спорт. – 1991. – 32с.
8. Дмитриев, А. А. Развитие и коррекция двигательной сферы детей с интеллектуальными нарушениями / А. А. Дмитриев. – Красноярск: РИО КГПУ, 2002. – 320с.
9. Катаева, А. А. Дошкольная олигофренопедагогика: учебн. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология» / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. – М.: Просвещение, 1988. – 144с.
10. Козленко, Н. А. Физическое воспитание в системе коррекционно-воспитательной работы вспомогательной школы / Н. А. Козленко // Дефектология. – 1991. - № 2. – С. 33-37.
11. Купчинов, Р. И. Формирование у учащихся здорового образа жизни (материалы для лекций, бесед, факультативных занятий): пособие для учителей, классных руководителей, воспитателей / Р. И. Купчинов. – Минск: Нац. ин-т образования, 2009. – 224с.
12. Логвина, Т. Ю. Функциональная направленность двигательной активности детей с умственными отклонениями / Т. Ю. Логвина // Дэфекталогiя. – 1998. - №4. – С.102-108.
13. Логвина, Т. Ю. и др. Диагностика и коррекция физического состояния детей дошкольного возраста: методические рекомендации / Т. Ю. Логвина, В. Н. Шебеко, В. А. Шишкина. – Минск: изд. В. М. Скакун, 1996. – 32с.
14. Мастюкова, Е. М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аноиального развития /Е. М. Мастюкова // Дефектология. – 1987. - № 5. – С. 3-9.
15. Мозговой, В. М. Характеристика двигательных нарушений у умственно отсталых учащихся / В. М. Мозговой // Дефектология. – 1993. - № 3. – С. 34-38.
16. Нарскин, Г. И. Физическая реабилитация и укрепление здоровья дошкольников: пособие для педагогов дошк. учреждений / Г. И. Нарскин, М. В. Коняхин, О. А. Ковалёва и др.; под ред. Г. И. Нарскина. – Мн.: Полымя, 2002. – 176с.
Информация о работе Развитие двигательной активности детей с интеллектуальной недостаточностью