Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 11:21, курсовая работа
Цель:
Изучить особенности двигательной активности и физической подготовленности детей с интеллектуальной недостаточностью
Задачи:
- проанализировать научную и методическую литературу по вопросу двигательная активность и физическая подготовленность детей с интеллектуальной недостаточностью;
- изучить влияние двигательной активности на здоровье ребёнка;
- сравнить уровень развития двигательной активности и физической подготовленности детей с интеллектуальной недостаточностью с показателями их нормально развивающихся сверстников.
- разработать методические рекомендации педагогам и родителям по оптимизации двигательной активности детей с интеллектуальной недостаточностью.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1 СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАЗВИТИИ
ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ…………………………………………………..5
1.1. Двигательная активность и её влияние на здоровье человека………5
1.2. Специфические особенности двигательной сферы детей с
интеллектуальной недостаточностью……………………………………..9
1.3. Средства повышения двигательной активности детей с
интеллектуальной недостаточностью…………………………………….14
Глава 2 ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ………………………………………………...21
2.1. Методика и организация экспериментального исследования
двигательной активности и физической подготовленности детей с
интеллектуальной недостаточностью……………………………………..21
2.2. Сравнительный анализ показателей развития двигательной
активности и физической подготовленности детей с
интеллектуальной недостаточностью с показателями их
нормально развивающихся сверстников……………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….…….28
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….30
17. Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании): Закон Респ. Беларусь: принят Палатой представителей 7 апр. 2004г. Одобр. Советом Республики 29 апр. 2004г. – Минск: БДП, 2004. – 25с.
18. Пороцкая, Т. И.
Работа воспитателя
19. Сермеев, Б. В. Пути повышения эффективности физического воспитания детей с отклонениями в развитии / Б. В. Сермеев // Дефектология. – 1990. - № 4. – С. 7-14.
20. Певзнер, М. С. Динамика развития детей-олигофренов / М. С. Певзнер, В. И. Лубовский. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. – 223с.
21. Пинский, Б. И. Формирование двигательных навыков учащихся вспомогательной школы / Б. И. Пинский. – М.: Педагогика. – 1977. – 128с.
22. Черник, Е. С. Двигательные возможности учащихся вспомогательной школы / Е. С. Черник. – М.: Просвещение, 1992. – 128с.
23. Черник, Е. С. Физическая культура во вспомогательной школе /Е. С. Черник. – М.: Учеб. лит., 1997. – 320с.
24. Шишкина, В. А. Физическое воспитание дошкольников: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / В. А. Шишкина. – Минск: Зорны верасень, 2007. – 160с.
25. Шишкина, В. А. В детский сад – за здоровьем: пособие для педагогов, обеспечивающих получение дошк. образования / В. А. Шишкина. – Мн.: Зорны верасень, 2006. – 184с.
26. Юровский, С. Ю. Воспитательная работа с учащимися вспомогательной школы в процессе занятий по физической культуре / С. Ю. Юровский // Дефектология. – 1985. - № 1. – С. 39-44.
27. Крестивников, А. Н. Очерки по физиологии физических упражнений / А. Н. Крестивников. – М.: Физкультура и спорт, 1951. – 59с.
28. Самыличев, А. С., Олейник, В. М. Мышечная работоспособность учащихся вспомогательной школы / А. С. Самыличев, В. М. Олейник // Дефектология. – 1988. - №3. – с.17.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Состав учащихся 4 класса СОШ № 2 г. Рогачёва
(Группа № 1)
№ п/п |
Фамилия, имя ребёнка |
Возраст |
1 |
Будников Женя |
9 л. |
2 |
Верховодко Антон |
9 л. |
3 |
Дубинова Вика |
9 л. |
4 |
Кузнецов Влад |
10 л. |
5 |
Матвеев Юра |
10 л. |
6 |
Кириенко Лиза |
9 л. |
7 |
Надточаева Ксюша |
9 л. |
8 |
Перевалова Аня |
10 л. |
9 |
Урусов Максим |
9 л. |
10 |
Хмельнова Ульяна |
10 л. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Состав учащихся 3 класса Городецкой
вспомогательной школы-интерната
(Группа № 2)
№ п/п |
Фамилия, имя ребёнка |
Воз-раст |
Диагноз ПМПК |
1 |
Гилюк Илья |
10 л. |
Лёгкая интеллектуальная недостаточ-ность с нарушением поведения |
2 |
Демьяненко Влад |
10 л. |
Лёгкая интеллектуальная недостаточ-ность вследствие алкоголизма родителей |
3 |
Ильина Арина |
11 л. |
Слабоумие вследствие фенилкетонурии |
4 |
Карпов Стас |
10 л. |
Умеренно-выраженные интеллектуально- мнестические расстройства вследствие орг. поражения ЦНС. |
5 |
Нуждин Дима |
10 л. |
Лёгкая интеллектуальная недостаточ-ность |
6 |
Романова Даша |
9 л. |
Лёгкая интеллектуальная недостаточ-ность, с нарушением поведения |
7 |
Смолина Саша |
11 л. |
Лёгкая интеллектуальная недостаточ-ность неясного генеза |
8 |
Цулыгин Ваня |
10 л. |
Лёгкая интеллектуальная недостаточ-ность |
9 |
Ясонова Лиза |
10 л. |
Лёгкая интеллектуальная недостаточ-ность, обусловленная пренатальными факторами |
10 |
Ященко Вероника |
10 л. |
Лёгкая интеллектуальная недостаточ-ность |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Паспорт здоровья учащихся 4 класса
СОШ № 2 г. Рогачёва
(Группа № 1)
Наименование параметра
|
Порядковый номер учащегося по списку | |||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |||
1. Рост (см.) |
131 |
133 |
124 |
146 |
134 |
129 |
122 |
132 |
129 |
135 | ||
2. Вес (кг.) |
27 |
29 |
25 |
34 |
30 |
28 |
21 |
29 |
28 |
31 | ||
3. Окружность груд-ной клетки |
66 |
68 |
62 |
69 |
66 |
61 |
60 |
67 |
65 |
68 | ||
4. Состояние осанки |
N |
нар |
N |
N |
нар |
N |
нар |
нар |
N |
N | ||
5. Сила кисти лев./пр. (кг.) |
6/7 |
11/13 |
9/6 |
9/9 |
11/15 |
7/ 10 |
10/11 |
9/ 10 |
10/8 |
10/12 | ||
6. Бег 30 м. (сек.) |
6,6 |
5,7 |
6,1 |
5,9 |
6,0 |
5,4 |
6,4 |
5,5 |
6,1 |
5,3 | ||
7. Прыжок с места (см.) |
159 |
143 |
124 |
140 |
132 |
138 |
132 |
123 |
137 |
143 | ||
8. Гибкость (см.) |
2 |
1 |
2 |
3 |
1 |
5 |
1 |
7 |
0 |
-2 | ||
9. Равновесие (сек.) |
64 |
88 |
86 |
32 |
56 |
67 |
74 |
44 |
29 |
39 | ||
10. Метание набивного мяча (м.) |
3,2 |
2,9 |
4,1 |
3,7 |
4,4 |
2,6 |
3,3 |
3,8 |
4,0 |
3,7 | ||
11. Группа здоровья |
II |
I |
II |
I |
I |
II |
I |
II |
I |
I |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Паспорт здоровья учащихся 3 класса
Городецкой
вспомогательной школы-
(Группа № 2)
Наименование параметра
|
Порядковый номер учащегося по списку | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
1. Рост (см.) |
118 |
141 |
131 |
116 |
126 |
117 |
129 |
136 |
131 |
118 |
2. Вес (кг.) |
18 |
31 |
31 |
19 |
26 |
19 |
28 |
31 |
21 |
20 |
3. Окружность грудной клетки |
55 |
67 |
69 |
56 |
62 |
57 |
60 |
69 |
60 |
59 |
4. Состояние осанки |
N |
N |
N |
Скол. |
N |
Нар |
Нар |
N |
N |
N |
5. Сила кисти лев./пр. (кг.) |
3/4 |
7/8 |
8/6 |
3/4 |
6/8 |
4/5 |
8/9 |
7/7 |
7/10 |
4/7 |
6. Бег 30 м. (сек.) |
6,5 |
5,8 |
6,0 |
6,9 |
5,9 |
7,0 |
6,2 |
5,6 |
5,9 |
6,7 |
7. Прыжок с места (см.) |
115 |
130 |
125 |
100 |
115 |
95 |
100 |
120 |
130 |
108 |
8. Гибкость (см.) |
-3 |
2 |
0 |
-1 |
1 |
-4 |
-2 |
1 |
3 |
1 |
9. Равновесие (сек.) |
10 |
11 |
8 |
6 |
8 |
3 |
13 |
12 |
9 |
5 |
10. Метание набивного мяча (м.) |
3 |
4 |
3,5 |
2 |
3,2 |
1 |
3,2 |
2,8 |
3,1 |
2,3 |
11. Приседания |
30 |
32 |
30 |
27 |
33 |
20 |
26 |
32 |
30 |
29 |
12. Группа здоровья |
II |
II |
II |
II |
III |
III |
III |
III |
II |
III |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Средства развития двигательных способностей детей с интеллектуальной недостаточностью
Нарушения точности движений в пространстве корригируются с помощью метания мячей в цель, колец на шесты; ходьбы по ориентирам; ходьбы с перешагиванием через предметы; поворотов направо, налево; построения в круг, в квадрат; пролезания под гимнастическим козлом, конем, бревном, в обруч; перелезания через препятствия; перекатывания мячей по полу в парах, тройках и т. д.; ходьбы по гимнастической скамейке; ходьбы и бега с различной скоростью; метания мячей в определенном коридоре; ходьбы и бега с остановками в определенных точках; ходьбы и бега по треугольнику; передач мяча в парах, тройках и т. д. двумя руками снизу, от груди, одной рукой от плеча, с ударом об пол; передвижения на лыжах по ориентирам; торможения лыжами при спусках по ориентирам; ходьбы с измерением длины шагов; выполнения простейших упражнений с закрытыми глазами; переноски и перестановки предметов по ориентирам; метания мячей в движущиеся цели; бега в гору, с горы; ловли мяча после поворота, приседания; прыжков через козла разной высоты; передвижения на лыжах в различном темпе, на различных отрезках, разными ходами; спусков, поворотов, торможений разными способами; ведения мяча с обводкой препятствий, условного противника, по ориентирам, с остановками; прыжков с длинной и короткой скакалками; челночного бега; бега с преодолением препятствий; метания мяча через голову, из-за головы в цель, на дальность; прохождения отрезков в 10—15 м по прямой со зрительным контролем и без него; построений и перестроений в колонну по два и по четыре; ведения мяча с ускорениями; бросков мяча по разным ориентирам.
С целью коррекций нарушений точности движений во времени применяются: ходьба по интервалам времени на месте и в движении (5—10 с); бег 5—10 с; метание мячей (5—6 бросков за 10 с); прыжки на месте 5—10 с; даются понятия о начале занятий и их конце, лазание по гимнастической стенке за 5,7,10 с; различные исходные положения в течение 3, 5, 7, 10 с, манипуляции флажками 5, 10 с, 3—4 простейших упражнения за 15—20 с, ходьба по ориентирам 30, 45, 60 с, упражнения в определенном темпе и ритме под аккомпанемент, ходьба, прыжки с хлопками и без них с изменением темпа, ходьба до ориентира за определенное время; то же — при передвижении на лыжах, занятиях подвижными и спортивными играми; передвижение по залу в различном темпе 15—30 с; переноска набивных мячей, булав, других предметов на определенное расстояние за 5,10, ^соучеников следует вырабатывать умение определять время выполнения упражнений самим и товарищами по уроку.
Нарушение ритма движений корригируется: ходьбой с хлопками под левую ногу, под правую; ходьбой под счет; ходьбой с акцентом на первый счет; ходьбой под метроном; бегом с акцентом на первый счет; бегом под метроном; прыжками на одной, на двух ногах под счет, под метроном; упражнениями с флажками под счет, под метроном; ходьбой под музыкальный аккомпанемент; бегом, прыжками, упражнениями под музыку, ускоренной и замедленной ходьбой в соответствии с изменением ритма музыки; прыжками с ноги на ногу в разном ритме музыки; полуприседанием в I, II, III позициях под музыку; парными упражнениями под музыку; открытыми прыжками; движениями галопом, полькой по кругу; движением и остановками по сигналу; ходьбой с хлопками и другими движениями рук в ритме музыки; прохлопыванием музыкальных ритмов 3/4, 4/4; передачей мяча под счет, под хлопки, под метроном, под музыкальный аккомпанемент; выполнением на лыжах одновременных бесшажного, одношажного и двухшажного ходов; групповыми упражнениями под музыку; переменным шагом; переменным шагом под музыку; упражнениями с различными предметами в ритме музыки; шагами вальса вперед, назад; шагами вальса вперед, с поворотом кругом; прыжками с короткой скакалкой; движениями под музыку в ритме марша, галопа, польки, вальса.
С целью коррекции нарушений функции равновесия рекомендуется: ходьба на носках по линии, подоске, по гимнастической скамейке с различными положениями рук; стойка на одной ноге, другая согнута, руки произвольно; ходьба по скамейке с перешагиванием через веревочку, лежащую на скамейке, поднятую над ней на 10—20 см; ходьба на пятках, на наружном, внутреннем сводах стоп по линии; ходьба через мячи с высоким подниманием колен; бег по линии с высоким подниманием колен; семенящий бег по линии; прыжки на одной ноге с продвижением вперед по линии, по треугольнику, по квадрату; метать мячи, стоя на одной ноге, на дальность, в цель; ходьба по гимнастической скамейке с мячом, обручем, гимнастической палкой на всей стопе, на носках, пятках; при передвижении на лыжах — скольжение на одной лыже, отталкиваясь другой, повороты, спуски со склонов крутизной 4—6°; прыжки с ноги на ногу с продвижением вперед по линии, по треугольнику, по квадрату; стойка на одной ноге без зрительного контроля, руки в стороны, вверх, на поясе; ходьба по наклонной скамейке, руки произвольно; подбрасывание и ловля мяча с поворотом кругом; приседания с набивным мячом, мяч вперед, вверх, у груди, за головой; ходьба по буму, бревну, высотой 40—60 см; ходьба по буму, бревну приставными шагами; упражнения, применяемые при обучении катанию на коньках: равновесие на одной ноге в парах, тройках; прыжки на одной ноге в парах, тройках, шеренге; балансирование на набивном мяче; ходьба по гимнастической скамейке с ударами мяча об пол и ловля его; повороты на скамейке; равновесие на скамейке; ходьба по скамейке с хлопками под ногой, повороты в приседе; ходьба по гимнастической скамейке с доставанием с пола булав, обручей; «полушпагат» на скамейке.
Нарушения координации движений корригируется с помощью: ходьбы, бега; прыжков руки в стороны — ноги вместе, руки вверх — ноги в стороны; поворотов на месте; приседаний, руки вперед, вверх, в стороны; простейших сочетаний изученных упражнений; выставлений ноги вперед на носок, назад на носок, влево и вправо на носок, руки на пояс, вверх, в стороны, за голову; лазания по гимнастической стенке вверх и вниз с правильной координацией движений рук и ног; упражнений с флажками: флажки вперед, вверх, в стороны, к плечам, круговые движения вперед и назад, стоя на месте, в ходьбе на месте и в движении; то же — с теннисными мячами; ходьбы с хлопками на каждый шаг, только на шаг левой, правой; метания теннисных мячей правой и левой руками одновременно и по очереди; прыжков — два на месте, два с продвижением, руки на поясе (возможны варианты); круговых движений вперед и назад одной, двумя руками, встречных движений; взмахов ногами вперед, назад, влево, вправо, стоя у гимнастической стенки; передвижения на лыжах различными ходами; перекатывания и передач мячей в парах, тройках; подбрасывания мяча левой, ловли правой рукой (и наоборот); наклонов к левой и правой ноге с поворотами туловища; приседаний на всей стопе и на носках поочередно, держась руками за рейку гимнастической стенки; выполнения на память 3—4 упражнений; прыжков в длину с разбега «согнув ноги», в высоту — перешагиванием; прыжков со скакалкой в различном темпе; лазания по канату в три приема; подбрасывания гимнастической палки и ловли ее после хлопка руками; прыжков через гимнастическую палку вперед-назад и влево-вправо; ходьбы с движениями палки вперед, назад, влево, вправо, вверх, за голову; перекладывания набивного мяча из руки в руку перед собой и за спиной; перекатывания мяча в цель; прыжков через гимнастического «козла» с разбега разной длины; поворотов на месте вперед и назад на сзади стоящей ноге; передачи мяча рукой от плеча с шагом; ловли и передачи мяча в движении; бросков мяча по корзине двумя руками снизу с места и в движении; ходьбы и бега с изменением направления между ориентирами с различной скоростью; ходьбы и бега спиной вперед; ведения мяча с обводкой препятствий; ведения мяча с остановкой и передачей; бросков мяча по корзине одной рукой от плеча после ведения; прыжков в сомкнутой колонне на левой (правой) ноге, удерживая впередистоящего за голеностопный сустав; ведения мяча с ускорением и обводкой пассивного и условного противника.
Информация о работе Развитие двигательной активности детей с интеллектуальной недостаточностью