Развитие двигательной активности детей с интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Цель:
Изучить особенности двигательной активности и физической подготовленности детей с интеллектуальной недостаточностью
Задачи:
- проанализировать научную и методическую литературу по вопросу двигательная активность и физическая подготовленность детей с интеллектуальной недостаточностью;
- изучить влияние двигательной активности на здоровье ребёнка;
- сравнить уровень развития двигательной активности и физической подготовленности детей с интеллектуальной недостаточностью с показателями их нормально развивающихся сверстников.
- разработать методические рекомендации педагогам и родителям по оптимизации двигательной активности детей с интеллектуальной недостаточностью.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1 СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАЗВИТИИ
ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ…………………………………………………..5
1.1. Двигательная активность и её влияние на здоровье человека………5
1.2. Специфические особенности двигательной сферы детей с
интеллектуальной недостаточностью……………………………………..9
1.3. Средства повышения двигательной активности детей с
интеллектуальной недостаточностью…………………………………….14
Глава 2 ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ………………………………………………...21
2.1. Методика и организация экспериментального исследования
двигательной активности и физической подготовленности детей с
интеллектуальной недостаточностью……………………………………..21

2.2. Сравнительный анализ показателей развития двигательной
активности и физической подготовленности детей с
интеллектуальной недостаточностью с показателями их
нормально развивающихся сверстников……………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….…….28
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

швайковская_2.doc

— 420.00 Кб (Скачать файл)

17. Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании): Закон Респ. Беларусь: принят Палатой представителей 7 апр. 2004г. Одобр. Советом Республики 29 апр. 2004г. – Минск: БДП, 2004. – 25с.

18.  Пороцкая, Т. И.  Работа воспитателя  вспомогательной  школы: кн. Для воспитателя. Из  опыта работы / Т. И. Пороцкая. – М.: Просвещение, 1984. – 176с.

19. Сермеев, Б. В. Пути повышения эффективности физического воспитания детей с отклонениями в развитии / Б. В. Сермеев // Дефектология. – 1990. - № 4. – С. 7-14.

20. Певзнер, М. С. Динамика развития детей-олигофренов / М. С. Певзнер, В. И. Лубовский. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. – 223с.

21. Пинский, Б. И. Формирование двигательных навыков учащихся вспомогательной школы / Б. И. Пинский. – М.: Педагогика. – 1977. – 128с.

22. Черник, Е. С. Двигательные возможности учащихся вспомогательной школы / Е. С. Черник. – М.: Просвещение, 1992. – 128с.

23. Черник, Е. С. Физическая культура во вспомогательной школе /Е. С. Черник. – М.: Учеб. лит., 1997. – 320с.

24. Шишкина, В. А. Физическое воспитание дошкольников: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / В. А. Шишкина. – Минск: Зорны верасень, 2007. – 160с.

25. Шишкина, В. А. В детский сад – за здоровьем: пособие для педагогов, обеспечивающих получение дошк. образования / В. А. Шишкина. – Мн.: Зорны верасень, 2006. – 184с.

26. Юровский, С. Ю. Воспитательная работа с учащимися вспомогательной школы в процессе занятий по физической культуре / С. Ю. Юровский // Дефектология. – 1985. - № 1. – С. 39-44.

27. Крестивников, А. Н. Очерки по физиологии физических упражнений / А. Н. Крестивников. – М.: Физкультура и спорт, 1951. – 59с.

28. Самыличев, А. С., Олейник, В. М. Мышечная работоспособность учащихся вспомогательной школы / А. С. Самыличев, В. М. Олейник // Дефектология. – 1988. - №3. – с.17.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Состав учащихся 4 класса СОШ № 2 г. Рогачёва

(Группа №  1)

 

 

№ п/п

Фамилия, имя ребёнка

Возраст

1

Будников Женя

9 л.

2

Верховодко Антон

9 л.

3

Дубинова Вика

9 л.

4

Кузнецов Влад

10 л.

5

Матвеев Юра

10 л.

6

Кириенко Лиза

9 л.

7

Надточаева Ксюша

9 л.

8

Перевалова Аня

10 л.

9

Урусов Максим

9 л.

10

Хмельнова Ульяна

10 л.


 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Состав учащихся 3 класса Городецкой

вспомогательной школы-интерната

(Группа №  2)

 

№ п/п

Фамилия, имя ребёнка

Воз-раст

Диагноз ПМПК

1

 Гилюк Илья

10 л.

Лёгкая интеллектуальная недостаточ-ность с  нарушением поведения

2

Демьяненко Влад

10 л.

Лёгкая интеллектуальная недостаточ-ность  вследствие алкоголизма родителей

3

Ильина Арина

11 л.

Слабоумие вследствие фенилкетонурии

4

Карпов Стас

10 л.

Умеренно-выраженные интеллектуально- мнестические расстройства вследствие орг. поражения ЦНС.

5

 

Нуждин Дима

10 л.

Лёгкая интеллектуальная недостаточ-ность

6

Романова Даша

9 л.

Лёгкая интеллектуальная недостаточ-ность, с  нарушением поведения 

7

Смолина Саша

11 л.

Лёгкая интеллектуальная недостаточ-ность неясного генеза

8

Цулыгин Ваня

10 л.

Лёгкая интеллектуальная недостаточ-ность

9

Ясонова Лиза

10 л.

Лёгкая интеллектуальная недостаточ-ность, обусловленная пренатальными  факторами

10

Ященко Вероника

10 л.

Лёгкая интеллектуальная недостаточ-ность


 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Паспорт здоровья учащихся 4 класса

СОШ № 2 г. Рогачёва

(Группа №  1)

 

Наименование параметра

 

Порядковый номер учащегося  по списку

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Рост (см.)

131

133

124

146

134

129

122

132

129

135

2. Вес (кг.)

27

29

25

34

30

28

21

29

28

31

3. Окружность груд-ной  клетки 

66

68

62

69

66

61

60

67

65

68

4. Состояние осанки

N

нар

N

N

нар

N

нар

нар

N

N

5. Сила кисти лев./пр. (кг.)

6/7

11/13

9/6

9/9

11/15

7/

10

10/11

9/

10

10/8

10/12

6. Бег 30 м. (сек.)

6,6

5,7

6,1

5,9

6,0

5,4

6,4

5,5

6,1

5,3

7. Прыжок с места 

(см.)

159

143

124

140

132

138

132

123

137

143

8. Гибкость (см.)

2

1

2

3

1

5

1

7

0

-2

9. Равновесие (сек.)

64

88

86

32

56

67

74

44

29

39

10. Метание набивного  мяча (м.)

3,2

2,9

4,1

3,7

4,4

2,6

3,3

3,8

4,0

3,7

11. Группа здоровья

II

I

II

I

I

II

I

II

I

I


 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Паспорт здоровья учащихся 3 класса

Городецкой  вспомогательной школы-интерната

(Группа №  2)

 

Наименование параметра

 

Порядковый номер учащегося  по списку

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Рост (см.)

118

141

131

116

126

117

129

136

131

118

2. Вес (кг.)

18

31

31

19

26

19

28

31

21

20

3. Окружность грудной  клетки

55

67

69

56

62

57

60

69

60

59

4. Состояние осанки

N

N

N

Скол.

N

Нар

Нар

N

N

N

5. Сила кисти лев./пр. (кг.)

3/4

7/8

8/6

3/4

6/8

4/5

8/9

7/7

7/10

4/7

6. Бег 30 м. (сек.)

6,5

5,8

6,0

6,9

5,9

7,0

6,2

5,6

5,9

6,7

7. Прыжок с места

(см.)

115

130

125

100

115

95

100

120

130

108

8. Гибкость (см.)

-3

2

0

-1

1

-4

-2

1

3

1

9. Равновесие (сек.)

10

11

8

6

8

3

13

12

9

5

10. Метание набивного  мяча (м.)

3

4

3,5

2

3,2

1

3,2

2,8

3,1

2,3

11. Приседания

30

32

30

27

33

20

26

32

30

29

12. Группа здоровья

II

II

II

II

III

III

III

III

II

III


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

Средства развития двигательных способностей  детей с интеллектуальной недостаточностью

 

       Нарушения точности движений  в пространстве корригируются с помощью метания мячей в цель, колец на шесты; ходьбы по ориентирам; ходьбы с перешагиванием через предметы; поворотов направо, налево; построения в круг, в квадрат; пролезания под гимнастическим козлом, конем, бревном, в обруч; перелезания через препятствия; перекатывания мячей по полу в парах, тройках и т. д.; ходьбы по гимнастической скамейке; ходьбы и бега с различной скоростью; метания мячей в определенном коридоре; ходьбы и бега с остановками в определенных точках; ходьбы и бега по треугольнику; передач мяча в парах, тройках и т. д. двумя руками снизу, от груди, одной рукой от плеча, с ударом об пол; передвижения на лыжах по ориентирам; торможения лыжами при спусках по ориентирам; ходьбы с измерением длины шагов; выполнения простейших упражнений с закрытыми глазами; переноски и перестановки предметов по ориентирам; метания мячей в движущиеся цели; бега в гору, с горы; ловли мяча после поворота, приседания; прыжков через козла разной высоты; передвижения на лыжах в различном темпе, на различных отрезках, разными ходами; спусков, поворотов, торможений разными способами; ведения мяча с обводкой препятствий, условного противника, по ориентирам, с остановками; прыжков с длинной и короткой скакалками; челночного бега; бега с преодолением препятствий; метания мяча через голову, из-за головы в цель, на дальность; прохождения отрезков в 10—15 м по прямой со зрительным контролем и без него; построений и перестроений в колонну по два и по четыре; ведения мяча с ускорениями; бросков мяча по разным ориентирам.

       С целью коррекций нарушений точности движений во времени применяются: ходьба по интервалам времени на месте и в движении (5—10 с); бег 5—10 с; метание мячей (5—6 бросков за 10 с); прыжки на месте 5—10 с; даются понятия о начале занятий и их конце, лазание по гимнастической стенке за 5,7,10 с; различные исходные положения в течение 3, 5, 7, 10 с, манипуляции флажками 5, 10 с, 3—4 простейших упражнения за 15—20 с, ходьба по ориентирам 30, 45, 60 с, упражнения в определенном темпе и ритме под аккомпанемент, ходьба, прыжки с хлопками и без них с изменением темпа, ходьба до ориентира за определенное время;  то же — при передвижении на лыжах, занятиях подвижными и спортивными играми; передвижение по залу в различном темпе 15—30 с; переноска набивных мячей, булав, других предметов на определенное расстояние за 5,10, ^соучеников следует вырабатывать умение определять время выполнения упражнений самим и товарищами по уроку.

  Нарушение ритма движений корригируется: ходьбой с хлопками под левую ногу, под правую; ходьбой под счет; ходьбой с акцентом на первый счет; ходьбой под метроном; бегом с акцентом на первый счет; бегом под метроном; прыжками на одной, на двух ногах под счет, под метроном; упражнениями с флажками под счет, под метроном; ходьбой под музыкальный аккомпанемент; бегом, прыжками, упражнениями под музыку, ускоренной и замедленной ходьбой в соответствии с изменением ритма музыки; прыжками с ноги на ногу в разном ритме музыки; полуприседанием в I, II, III позициях под музыку; парными упражнениями под музыку; открытыми прыжками; движениями галопом, полькой по кругу; движением и остановками по сигналу; ходьбой с хлопками и другими движениями рук в ритме музыки; прохлопыванием музыкальных ритмов 3/4, 4/4; передачей мяча под счет, под хлопки, под метроном, под музыкальный аккомпанемент; выполнением на лыжах одновременных бесшажного, одношажного и двухшажного ходов; групповыми упражнениями под музыку; переменным шагом; переменным шагом под музыку; упражнениями с различными предметами в ритме музыки; шагами вальса вперед, назад; шагами вальса вперед, с поворотом кругом; прыжками с короткой скакалкой; движениями под музыку в ритме марша, галопа, польки, вальса.

С целью коррекции нарушений функции равновесия рекомендуется: ходьба на носках по линии, подоске, по гимнастической скамейке с различными положениями рук; стойка на одной ноге, другая согнута, руки произвольно; ходьба по скамейке с перешагиванием через веревочку, лежащую на скамейке, поднятую над ней на 10—20 см; ходьба на пятках, на наружном, внутреннем сводах стоп по линии; ходьба через мячи с высоким подниманием колен; бег по линии с высоким подниманием колен; семенящий бег по линии; прыжки на одной ноге с продвижением вперед по линии, по треугольнику, по квадрату; метать мячи, стоя на одной ноге, на дальность, в цель; ходьба по гимнастической скамейке с мячом, обручем, гимнастической палкой на всей стопе, на носках, пятках; при передвижении на лыжах — скольжение на одной лыже, отталкиваясь другой, повороты, спуски со склонов крутизной 4—6°; прыжки с ноги на ногу с продвижением вперед по линии, по треугольнику, по квадрату; стойка на одной ноге без зрительного контроля, руки в стороны, вверх, на поясе; ходьба по наклонной скамейке, руки произвольно; подбрасывание и ловля мяча с поворотом кругом; приседания с набивным мячом, мяч вперед, вверх, у груди, за головой; ходьба по буму, бревну, высотой 40—60 см; ходьба по буму, бревну приставными шагами; упражнения, применяемые при обучении катанию на коньках: равновесие на одной ноге в парах, тройках; прыжки на одной ноге в парах, тройках, шеренге; балансирование на набивном мяче; ходьба по гимнастической скамейке с ударами мяча об пол и ловля его; повороты на скамейке; равновесие на скамейке; ходьба по скамейке с хлопками под ногой, повороты в приседе; ходьба по гимнастической скамейке с доставанием с пола булав, обручей; «полушпагат» на скамейке.

       Нарушения координации движений корригируется с помощью: ходьбы, бега; прыжков руки в стороны — ноги вместе, руки вверх — ноги в стороны; поворотов на месте; приседаний, руки вперед, вверх, в стороны; простейших сочетаний изученных упражнений; выставлений ноги вперед на носок, назад на носок, влево и вправо на носок, руки на пояс, вверх, в стороны, за голову; лазания по гимнастической стенке вверх и вниз с правильной координацией движений рук и ног; упражнений с флажками: флажки вперед, вверх, в стороны, к плечам, круговые движения вперед и назад, стоя на месте, в ходьбе на месте и в движении; то же — с теннисными мячами; ходьбы с хлопками на каждый шаг, только на шаг левой, правой; метания теннисных мячей правой и левой руками одновременно и по очереди; прыжков — два на месте, два с продвижением, руки на поясе (возможны варианты); круговых движений вперед и назад одной, двумя руками, встречных движений; взмахов ногами вперед, назад, влево, вправо, стоя у гимнастической стенки; передвижения на лыжах различными ходами; перекатывания и передач мячей в парах, тройках; подбрасывания мяча левой, ловли правой рукой (и наоборот); наклонов к левой и правой ноге с поворотами туловища; приседаний на всей стопе и на носках поочередно, держась руками за рейку гимнастической стенки; выполнения на память 3—4 упражнений; прыжков в длину с разбега «согнув ноги», в высоту — перешагиванием; прыжков со скакалкой в различном темпе; лазания по канату в три приема; подбрасывания гимнастической палки и ловли ее после хлопка руками; прыжков через гимнастическую палку вперед-назад и влево-вправо; ходьбы с движениями палки вперед, назад, влево, вправо, вверх, за голову; перекладывания набивного мяча из руки в руку перед собой и за спиной; перекатывания мяча в цель; прыжков через гимнастического «козла» с разбега разной длины; поворотов на месте вперед и назад на сзади стоящей ноге; передачи мяча рукой от плеча с шагом; ловли и передачи мяча в движении; бросков мяча по корзине двумя руками снизу с места и в движении; ходьбы и бега с изменением направления между ориентирами с различной скоростью; ходьбы и бега спиной вперед; ведения мяча с обводкой препятствий; ведения мяча с остановкой и передачей; бросков мяча по корзине одной рукой от плеча после ведения; прыжков в сомкнутой колонне на левой (правой) ноге, удерживая впередистоящего за голеностопный сустав; ведения мяча с ускорением и обводкой пассивного и условного противника.

Информация о работе Развитие двигательной активности детей с интеллектуальной недостаточностью