Развитие двигательной активности детей с интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Цель:
Изучить особенности двигательной активности и физической подготовленности детей с интеллектуальной недостаточностью
Задачи:
- проанализировать научную и методическую литературу по вопросу двигательная активность и физическая подготовленность детей с интеллектуальной недостаточностью;
- изучить влияние двигательной активности на здоровье ребёнка;
- сравнить уровень развития двигательной активности и физической подготовленности детей с интеллектуальной недостаточностью с показателями их нормально развивающихся сверстников.
- разработать методические рекомендации педагогам и родителям по оптимизации двигательной активности детей с интеллектуальной недостаточностью.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1 СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАЗВИТИИ
ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ…………………………………………………..5
1.1. Двигательная активность и её влияние на здоровье человека………5
1.2. Специфические особенности двигательной сферы детей с
интеллектуальной недостаточностью……………………………………..9
1.3. Средства повышения двигательной активности детей с
интеллектуальной недостаточностью…………………………………….14
Глава 2 ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ………………………………………………...21
2.1. Методика и организация экспериментального исследования
двигательной активности и физической подготовленности детей с
интеллектуальной недостаточностью……………………………………..21

2.2. Сравнительный анализ показателей развития двигательной
активности и физической подготовленности детей с
интеллектуальной недостаточностью с показателями их
нормально развивающихся сверстников……………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….…….28
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

швайковская_2.doc

— 420.00 Кб (Скачать файл)

      При гипокинезии в крови увеличивается содержание молочной кислоты, происходит нежелательное «закисление» тканей. Любое значительное изменение кислотно-щелочного равновесия ухудшает жизнедеятельность клетки.

     Ограничение двигательной активности влияет также на скелетные мышцы: снижается импульсация, вызывающая напряжение их волокон, и обратный поток импульсов, информирующих ЦНС и другие системы организма о происходящих в мышцах функциональных изменениях. Снижается тонус и уменьшается сила мышц, ограничивается объём движений в суставах, ослабевают двигательные навыки, ухудшается координация движений. Происходят изменения даже таких простых актов биомеханики, как удержание вертикальной позы, ходьба, подъём из положения лёжа в положение сидя и стоя. При длительном снижении двигательной активности в функционально недогруженных тканях (скелетная мышца, миокард, сухожилие) могут иметь место нарушения, типичные для старения. Итак, при ограничении объёма движений в мышечной системе страдают энергетическая, структурная и регуляторная функции.

      От малоподвижного образа жизни страдает и пищеварительная система: она становится вялой, так как снижается активность секреторной и двигательной функций желудка, ухудшается моторика желудка. Кроме того, под влиянием гипокинезии в составе микрофлоры кишечника начинают преобладать формы, усиливающие гнилостные процессы, активизируются вредоносные виды организмов, которые постепенно приводят к самоотравлению организма.

       Перечисленные отрицательные воздействия гипокинезии на организм человека убедительно свидетельствуют о необходимости постоянной мышечной деятельности. Единственная возможность нейтрализовать отрицательные явления, возникающие при малоподвижном образе жизни, - активная и определённым образом организованная физическая активность. Регулярные занятия физическими упражнениями дают возможность свести к минимуму вредные явления низкой двигательной активности.

       Также экспериментально доказано, что систематические занятия физической культурой оказывают существенное положительное воздействие на психофизическое состояние здоровья, формируют умственную и эмоциональную устойчивость к выполнению напряжённой интеллектуальной деятельности. Результаты многочисленных исследований по изучению параметров мышления, памяти, устойчивости внимания, динамики умственной работоспособности в процессе различной деятельности у адаптированных к систематическим физическим нагрузкам лиц и у неадаптированных показывают прямую зависимость всех названных параметров умственной работоспособности от уровня общей и специальной физической подготовленности.

      Двигательная активность – форма деятельного участия человека в физическом труде или активном отдыхе. Двигательная активность имеет суточные, сезонные и возрастные колебания. Кроме того, каждый человек имеет свой индивидуальный уровень двигательной активности. При прочих равных условиях целесообразный объём двигательной активности, необходимой для поддержания здорового образа жизни, определяется характером трудовой деятельности.

      Занятия физическими упражнениями оказывают влияние на психические процессы. Они развивают чувство равновесия, глазомер. Познаются скорость, направление движений. В процессе систематического выполнения физических упражнений развиваются быстрота движений, сила, ловкость, волевые усилия, пространственные ощущения. Физические упражнения способствуют развитию воображения, мышления и других форм высшей психической деятельности человека. Организованные коллективные занятия физическими упражнениями – важный фактор развития не только физических способностей, но и морально-волевых качеств. Физические упражнения всегда связаны с проявлением воли и всегда служат одним из основных средств её совершенствования.

      Благодаря влиянию физических упражнений, в организме происходят следующие биохимические изменения:

- возникает рабочая гипертрофия мышц;

- в печени увеличивается количество гликогена, возрастает активность ряда ферментов углеводного, белкового, жирового обмена;

- в мышце сердца усиливается образование белков, увеличивается масса сердечной мышцы; увеличивается содержание гемоглобина и количество эритроцитов в крови, в результате чего повышаются её окислительные способности;

- явления гипертрофии и утолщения кости, которые возникают вследствие увеличения содержания костного белка оссеина и минеральных элементов.

      Регулярные занятия физической культурой повышают сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, способствуют физической и нервно-психической разгрузке человека, то есть способствуют повышению выносливости и адаптации человека к отрицательным явлениям окружающей среды. Кроме того, занятия физической культурой прямо или опосредованно связаны не только с медицинскими, социальными, экономическими и производственными аспектами жизнедеятельности общества, но и с моральными, нравственными, эстетическими, этическими и другими сторонами воспитания человека.

       Физическая активность – одно из важных условий жизни и развития человека. Её следует рассматривать как биологический раздражитель, стимулирующий процессы роста, развития и формирования организма.

      Обобщая значение двигательной активности для организма, можно заключить, что она является лучшим средством профилактики заболеваний и развития физических и духовных начал человека.

       Основными факторами, позволяющими утверждать, что двигательная активность в виде организованных физических упражнений является лучшим средством формирования здоровья и профилактики болезней, являются:

- улучшение обменных процессов, что обеспечивает человека полноценной энергией и способствует выводу из организма продуктов распада (шлаков, ядов, токсинов), естественному очищению организма;

- стимулирование функций сердечно-сосудистой системы, что проявляется в нормализации артериального давления, улучшении кровоснабжения и тренированности сердечной мышцы, улучшении сократительной способности кровеносных сосудов, обеспечении кислородом и питанием всех органов и систем человека;

- оказание общего тонизирующего воздействия на нервную систему, что выражается в высокой подвижности нервных процессов, уравновешенности процессов возбуждения и торможения, быстрой точной реакции на различные раздражения;

- укрепление костно-мышечной системы, что позволяет сохранять правильную осанку, способствует нормальному функционированию внутренних органов и систем;

- повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам, что усиливает мобилизацию собственных сил организма на борьбу с инфекциями, болезнями, утомлением и т. д.;

- повышение общего уровня работоспособности, что адаптирует организм к увеличивающимся с возрастом физическим, психическим и бытовым нагрузкам.  

 

 

 

 

1.2 Специфические особенности двигательной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью

 

     Двигательная  сфера умственно отсталых детей  имеет множество особенностей, проявляющихся  в лёгком похудении отдельных мышечных групп и характерных паретичных позах конечностей. Часто последствия бывших ранее порезов у детей школьного возраста проявляются только в процессе функциональной нагрузки и, главным образом, в качественных особенностях функций соответствующих мышц. Так, активные движения паретичных мышц замедленны, неплавны, напряжены, недифференцированны, истощаемы. У детей наблюдаются трудности в развитии тонического напряжения мышц, которое осуществляется только через несколько секунд, иногда через фазу диффузного напряжения или напряжения мышц-антагонистов.

     Одной из причин  недоразвития моторики у таких  детей является нарушение их  подвижности, иррадиация процессов  возбуждения и торможения. Нарушения  основных нервных процессов обусловлены  дефектами нервной ткани, а также расстройством крово- и ликворообращения. Всё это затрудняет образование новых условно-рефлекторных связей, обеспечивающих произвольные движения.

     На недостаточный  уровень сформированности движений  у детей с нарушением интеллекта  указывали ещё основоположники олигофренопедагогики Э. Сеген и Ж. Демоор. Так, Ж. Демоор предлагал для выявления двигательных нарушений обращать внимание на выполнение детьми ходьбы, игровых действий, осуществлять проверку стоять на одной ноге, изучать ловкость и точность движений.

     Неловкость движений, повышенная утомляемость, наличие  лишних движений, недостаточная  способность овладевать новыми  движениями были выявлены у  детей с интеллектуальной недостаточностью  ещё В. П. Кащенко,  Г. Я.  Трошиным и др.

    Отклонения в развитии движений  детей с интеллектуальной недостаточностью описывались на основе визуальных наблюдений. Позднее эта проблема привлекла к себе большое внимание и рассматривалась более подробно, разноаспектно, с изучением качественных и количественных параметров движений. Это позволило выявить у таких детей довольно широкое многообразие двигательных нарушений, подлежащих коррекционному воздействию.

     Ключ к оценке недостатков  детей с нарушением интеллекта  даёт нам разработанная Л. С.  Выготским концепция о соотношении первичных дефектов и вызываемых ими вторичных и дальнейших отклонений в развитии [4].

     Основной вывод, сделанный  по данной работе, касается того, что двигательная недостаточность  является основной частью ведущего  дефекта и определяется теми же механизмами, что и умственная отсталость, а именно, недостаточностью аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга.

     Изучение особенностей  двигательной сферы детей с  интеллектуальной недостаточностью  показало, что, наряду со снижением интеллекта, дети имеют выраженные дефекты локомоторно-статических функций, которые затрудняют организацию игр, манипуляцию с предметами. У них задерживается прямостояние, они начинают поздно ходить, при этом ходьба у них неустойчива, движения рук и ног плохо координированы, они испытывают трудности в осмыслении и запоминании движений.

      У учащихся 1-го  класса школ для детей с  нарушением интеллекта при выполнении  беговых упражнений выявлены  несогласованность движений рук  и ног, неравномерность движений рук по амплитуде и направлению, чрезмерное раскачивание туловища, закрепощённость плечевого пояса, значительная задержка на старте [10]. У 10% учащихся нарушено динамическое равновесие (ходьба по скамейке). Н. А. Козленко также выявлено, что, выполняя прыжки с места, ученики часто не могли скоординировать отталкивание ногами со взмахом рук. При метании обнаруживались неловкость, недостаточная координация, вялость движений, неумение вносить в движение поправки. Существенные ошибки школьники допускают при воспроизведении мышечных усилий, выполнении прыжков, метании и других упражнениях, не умеют дифференцировать свои усилия.

       В моторике  учащихся 1 – 3-х классов выявлено  своеобразие качественных нарушений  движений, которое проявляется в  неумении учеников быстро и точно начать движение, поменять быстроту, темп и ритм движений, имеются значительные затруднения при выполнении противоположных, последовательных и дифференцированных движений [6].

       Особенности  развития двигательной сферы  детей с интеллектуальной недостаточностью рассматривались многими исследователями. Ряд учёных (А. А. Дмитриев Н. А. Козленко, Е. С. Черник и др.) [7;10;22;23] изучали возрастные изменения при выполнении разнообразных физических упражнений, относящихся к лёгкой атлетике: бега, прыжков, метания и т. д. Почти все авторы указывают на то, что в параметрах физической подготовленности детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается скачкообразность возрастных изменений.  Так, при исследовании возрастных особенностей развития скоростно-силовых качеств у девочек специальной школы наблюдается существенный прирост их в возрасте 9 – 12 лет; возрастные изменения выносливости у мальчиков, обучающихся в специальной школе, имеют наибольший прирост в возрасте от 11 – 12 до 13 – 14 лет [6].

           Уровень проявления двигательных  способностей у детей зависит  от многих причин, главным образом,  от степени созревания коры  головного мозга и готовности  опорно-двигательного аппарата к  выполнению определённых движений, а также от сформированности двигательных умений и навыков [19].

    Обратимся к исследованиям, в которых изучалась выносливость учащихся вспомогательной школы.

        К сожалению, выносливость таких детей изучена слабее всего, хотя потребность в знаниях о возрастном развитии выносливости очень велика. Выносливость иногда определяют как способность противостоять утомлению [27]. Показателем выносливости чаще всего является время, в течение человек способен поддерживать заданную интенсивность движения. Поскольку у выносливого школьника отмечается и большая работоспособность, то и известно, что более выносливые учащиеся могут выполнить более значительную умственную и физическую работу. Естественно, это положение может относится и к учащимся массовой школы, однако для детей со сниженным интеллектом такое двигательное качество имеет определяющее значение не только в учебно-воспитательном процессе, но и в последующей трудовой деятельности. Так, Р. А. Белов [23] провёл сравнительный анализ показателей выносливости у детей массовой и вспомогательной школ и указал на значительное отставание их показателей от показателей нормы. Причину этого отставания автор видит в снижении моторной функции учеников.

Информация о работе Развитие двигательной активности детей с интеллектуальной недостаточностью