Развитие двигательной активности детей с интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Цель:
Изучить особенности двигательной активности и физической подготовленности детей с интеллектуальной недостаточностью
Задачи:
- проанализировать научную и методическую литературу по вопросу двигательная активность и физическая подготовленность детей с интеллектуальной недостаточностью;
- изучить влияние двигательной активности на здоровье ребёнка;
- сравнить уровень развития двигательной активности и физической подготовленности детей с интеллектуальной недостаточностью с показателями их нормально развивающихся сверстников.
- разработать методические рекомендации педагогам и родителям по оптимизации двигательной активности детей с интеллектуальной недостаточностью.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1 СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАЗВИТИИ
ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ…………………………………………………..5
1.1. Двигательная активность и её влияние на здоровье человека………5
1.2. Специфические особенности двигательной сферы детей с
интеллектуальной недостаточностью……………………………………..9
1.3. Средства повышения двигательной активности детей с
интеллектуальной недостаточностью…………………………………….14
Глава 2 ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ………………………………………………...21
2.1. Методика и организация экспериментального исследования
двигательной активности и физической подготовленности детей с
интеллектуальной недостаточностью……………………………………..21

2.2. Сравнительный анализ показателей развития двигательной
активности и физической подготовленности детей с
интеллектуальной недостаточностью с показателями их
нормально развивающихся сверстников……………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….…….28
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

швайковская_2.doc

— 420.00 Кб (Скачать файл)

        Если же обратиться к данным  исследований Е. С. Черник [22] по развитию выносливости, то это двигательное качество с возрастом увеличивается; вместе с тем нормально развивающиеся дети проявляют большую выносливость по сравнению с умственно отсталыми детьми. Автор полагает, что нарушения деятельности ЦНС у учащихся вспомогательной школы отражаются на величине выносливости при статистических напряжениях.

      Дмитриев  А. А. и др. [6; 27] указывают, что выносливость к мышечной работе в первую очередь зависит от свойств и деятельности ЦНС. В связи с этим дети с интеллектуальной недостаточностью не могут выполнять длительные физические нагрузки прежде всего из-за недостаточного уровня функционирования ЦНС, неумения управлять своими действиями, неспособности к удержанию инструкции, слабости к волевым проявлениям. Авторы отмечают, что отставание в развитии выносливости у учащихся с нарушением интеллекта в 8 – 9 лет незначительное, однако в возрасте 10 лет и старше продолжительность бега у них почти в два раза меньше, чем у учащихся массовых школ.

       Хотелось бы отметить, во-первых, что возрастная динамика развития выносливости  к нагрузкам в зонах субмаксимальной и большой мощности работы аналогична как у мальчиков, так и у девочек. Во-вторых, отставание школьников с нарушением интеллекта в развитии выносливости от учащихся массовых школ довольно существенное, что указывает на необходимость целенаправленного развития этого важнейшего качества [6].

       Рассмотрим  теперь группу исследований, в  которых изучалась способность  школьников развивать максимальную  скорость своих движений (быстрота).

      Быстрота движений  зависит от скорости перехода  двигательных нервных центров  из состояния возбуждения в  состояние торможения и обратно,  т.е от подвижности нервных  процессов. Учитывая то, что у  детей с нарушением интеллекта  сила и подвижность нервных процессов недостаточны по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, можно предположить, что показатели качества быстроты у них будет меньше [6].

    Изучая особенности возрастных  изменений латентного времени  двигательной реакции у учащихся вспомогательной школы, Ю. И. Гожев отмечал, что у старших школьников выявлены наивысшие показатели латентного времени двигательной реакции [23]. Объясняя эти факторы, Б. В. Сермеев трактует их как материал, подтверждающий положение, что становление моторного анализатора у детей с интеллектуальной недостаточностью запаздывает на 2-5 лет по сравнению с нормально развивающимися детьми [19].

      Эта же мысль  приводится в работе Э. П.  Бебриша [2]. Анализируя скоростные качества у учеников вспомогательных школ, он установил, что в развитии этого двигательного качества дети с нарушением интеллекта отстают от нормы на 6-7 лет, что свидетельствует о низкой подвижности нервных процессов у детей с интеллектуальной недостаточностью.

      Статическое равновесие  является одним из показателей, характеризующих локомоторные функции человека. От него во многом зависят ориентировка человека в пространстве, уровень развития бытовых и трудовых навыков. Наличие органических поражений ЦНС у детей с нарушением интеллекта позволяет предположить недостаточность уровня развития функции статистического равновесия по сравнению с их сверстниками из массовых школ. У учеников специальных школ заметный прирост показателей равновесия наблюдается в возрасте от 11 до 13 лет, после чего отмечается незначительное его увеличение [6].

      Известно, что наиболее  трудным для детей с интеллектуальной  недостаточностью является выполнение  физических упражнений, связанных  с пространственной ориентировкой  и точностью движений. Исследования, проведённые А. Г. Хасиным [3] на школьницах, обучающихся в спецшколах, показали, что дальность прыжка с места у них останавливается в 14 лет. При выполнении прыжка особое значение имеет точность его воспроизведения, которую можно трактовать как пространственную ориентировку в движениях. А поскольку по точности прыжка можно судить о нарушениях в функциональном состоянии высших отделов ЦНС, то точность пространственной ориентировки при выполнении данного движения прямо указывает на проявления взаимоотношений тормозно-возбудительных процессов в высших отделах ЦНС. Об этом же говорят и данные, полученные С. Ю. Юровским о значительных нарушениях в точности пространственной оценки движений у детей с нарушениями интеллекта по сравнению со здоровыми детьми [26]. Автор отмечает наилучший возраст для развития данного показателя – период от 7 до 12 лет. Автор делает вывод, что точность движений у детей с интеллектуальной недостаточностью зависит от функционального совершенства анализаторных систем.

       В суждении  о развитии двигательной сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью можно опираться на исследования по формированию двигательных навыков и двигательных способностей. Так, весьма интересные материалы по формированию трудовых навыков у таких детей приводил Б. И. Пинский [21]. На большом фактическом материале показан процесс овладения тем или иным навыком одной группой школьников на основе предварительной инструкции и показа, а в другой группе – на основе предварительной инструкции, показа, но в сочетании со специальными приёмами обучения и коррекции.

      Анализируя  двигательные способности у учеников  с нарушением интеллекта, А. С.  Самыличев [28] указывает, что эти способности развиваются неравномерно и неодновременно. В младшем школьном возрасте необходимо особое внимание обратить на развитие координационных способностей и гибкости. Целесообразно, по мнению автора, более интенсивно развивать скоростные, силовые способности и выносливость, выявленные в период ускоренного роста в младшем и среднем школьном возрасте.

      Анализ  развития двигательной сферы  школьников с интеллектуальной  недостаточностью, сопоставление данных различных авторов [2;3;6;10;15;26;28] позволили выявить характерные особенности развития двигательной сферы, основные нарушения физического развития и двигательных способностей таких детей, а также сохранные двигательные возможности. При этом важно отметить, что каждый ученик обладает только ему присущими особенностями, степенью отставания в развитии той или иной функции двигательной сферы.

      Установлены особенности развития двигательной сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью:

  • отставание в развитии тонкой моторики от уровня учащихся массовых школ особенно явственно проявляются в младшем, а общей моторики – в старшем школьном возрасте;
  • уровень сформированности двигательной сферы ребёнка с недостатками интеллекта находится в непосредственной зависимости от глубины и характера двигательных нарушений.

      Анализ  большого количества исследований двигательной сферы (Н. А. Козленко, Р. Д. Бабенкова, С. И. Юровский, А. С. Самыличев, А. А. Дмитриев и др.) позволил классифицировать основные нарушения двигательных способностей детей с интеллектуальной недостаточностью.

Классификация нарушений двигательных способностей детей с нарушениями интеллекта [6]

     Нарушения в развитии основных движений: неточность движений в пространстве; неточность движений во времени; неумение выполнять ритмичные движения; низкий уровень дифференцирования мышечных усилий; низкий уровень развития функции равновесия; дискоординация движений.

     Нарушения при ходьбе: сутулость; дискоординация движений рук и ног; топанье ногами; шарканье ногами; волочение ног по полу; неритмичность движений; постоянные отклонения от пути по прямой; неодинаковая длина шагов; неодинаковые амплитуды при взмахах руками; носки ног обращены кнаружи; вялость; вертикальные движения туловищем; постоянные отклонения туловища от вертикальной оси.

     К нарушениям  следует отнести и ходьбу на  прямых, полусогнутых ногах, вразвалку,  опущенную при ходьбе вниз или наклоненную голову.

     Нарушения движений при беге: чрезмерный наклон туловища вперёд; чрезмерное напряжение рук; мелкие шаги; неритмичность; чрезмерный наклон головы вперёд; малая амплитуда в движениях рук; руки прижаты к туловищу; стопы развёрнуты кнаружи; стопы повёрнуты внутрь; раскачивание туловища в стороны; дискоординация движений рук и ног; вялость движений. Сюда же относятся бег на почти прямых ногах и бег на полусогнутых ногах.

     В прыжках наблюдаются следующие нарушения:

  • в прыжках с места толчком двумя ногами: отталкивание производится одной ногой; дискоординация движений рук и ног при отталкивании и в полёте; слабое финальное усилие; неумение приземляться; слабый взмах руками; упражнение выполняется из низкого приседа; толчок выполняется почти прямыми ногами;
  • в прыжках в длину и высоту с разбега: неумение подобрать точное место отталкивания; слабое финальное усилие; дискоординация движений рук и ног в полёте; неумение приземляться; отталкивание прямой ногой.

    При выполнении метаний встречаются следующие нарушения: напряжённость, скованность туловища; торопливость; неправильный замах; несвоевременный выпуск мяча из рук; вялость; слабость финального усилия; дискоординация движений рук, ног и туловища при броске; Метания производятся на прямых ногах или прямыми руками.

     Нарушения в развитии основных двигательных способностей: отставание от нормы в показателях силы основных мышечных групп туловища (рук, ног, живота, спины); быстроты движений; выносливости динамического характера; скоростно-силовых качеств; гибкости и подвижности в суставах.

     Практически  во всех видах движений нарушены  координационные способности, обеспечивающие  развитие тонкой моторики –  наиболее уязвимого звена в  развитии двигательной сферы  детей с интеллектуальной недостаточностью. 

    

 

 

 

1.3   Средства повышения двигательной активности детей с интеллектуальной недостаточностью

     

      Физическое  воспитание в специальной школе  для детей с нарушением интеллекта  разрешает образовательные, воспитательные, коррекционно-компенсаторные и лечебно-оздоровительные задачи. Использование системы физического воспитания как эффективного средства коррекции нарушенных и компенсации недоразвитых функций позволяет своевременно предупредить появление вторичных отклонений в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью. Коррекционно-педагогический процесс следует строить, опираясь на сохранные функции, учитывая потенциальные возможности развития ребёнка.

     Наблюдения и исследования учёных [7;10;22] говорят о том, что ученики вспомогательной школы, имеющие нейродинамические особенности, нуждаются в повышении двигательной активности.

      Единственная  возможность нейтрализовать отрицательное  воздействие, возникающее у школьников  при продолжительных статических  нагрузках, а также исправить  нарушения моторики – это активная  и определённым образом организованная  физическая деятельность. При этом  двигательный режим учеников вспомогательной школы должен складываться из неукоснительного выполнения рационального распорядка дня, который должен быть буквально пронизан разнообразными формами физического воспитания.

     Урок физической культуры является основной формой организации систематических занятий по физическому воспитанию, в процессе которой осуществляется непрерывное взаимодействие преподавателя и занимающихся для решения очередных педагогических задач в соответствии с действующими программными документами. Реализация общих и частных задач по оздоровлению учащихся, по повышению их образовательного уровня и разностороннего физического развития осуществляется путем применения разнообразных (доступных контингенту занимающихся) средств физического воспитания, включая естественные силы природы и гигиенические факторы. Стойкое нарушение интеллекта у детей требует от педагога повышенного внимания к их нуждам. Доброжелательность, выдержка, педагогический такт, умение в нужный момент прийти на помощь, а иногда даже и опека со стороны учителя во вспомогательной школе приобретают особое значение, определяющее эффективность образовательного процесса в целом.

     При разработке  рациональной методики уроков  следует основываться на том,  что активная двигательная деятельность ребёнка способствует развитию всех зон коры больших полушарий мозга, содействует улучшению координации межцентральных связей, формированию двигательных взаимодействий, повышению умственной работоспособности [22;23; 6].

     При этом важно помнить о необходимости использования нагрузок оптимального характера, так как высокие нагрузки опасны для здоровья, малые же не дают желаемого эффекта [19].

     Физкультурно-оздоровительные  мероприятия в режиме учебного  дня – важный составной компонент двигательной активности школьников с особенностями психофизического развития. Формами их реализации являются: гимнастика до учебных занятий, подвижная (динамическая) перемена, физкультурные паузы во время уроков и спортивный час в группе продленного дня. Они являются рекомендуемыми, имеют узкую направленность и решают совокупность частных специфических задач. Содержание и условия проведения должны обеспечивать в значительной степени решение оздоровительных и коррекционных задач, при умелом комплексном подходе служат хорошим подспорьем в деле оздоровления школьников и коррекции их отклонений в развитии.

Информация о работе Развитие двигательной активности детей с интеллектуальной недостаточностью