Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 11:21, курсовая работа
Цель:
Изучить особенности двигательной активности и физической подготовленности детей с интеллектуальной недостаточностью
Задачи:
- проанализировать научную и методическую литературу по вопросу двигательная активность и физическая подготовленность детей с интеллектуальной недостаточностью;
- изучить влияние двигательной активности на здоровье ребёнка;
- сравнить уровень развития двигательной активности и физической подготовленности детей с интеллектуальной недостаточностью с показателями их нормально развивающихся сверстников.
- разработать методические рекомендации педагогам и родителям по оптимизации двигательной активности детей с интеллектуальной недостаточностью.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1 СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАЗВИТИИ
ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ…………………………………………………..5
1.1. Двигательная активность и её влияние на здоровье человека………5
1.2. Специфические особенности двигательной сферы детей с
интеллектуальной недостаточностью……………………………………..9
1.3. Средства повышения двигательной активности детей с
интеллектуальной недостаточностью…………………………………….14
Глава 2 ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ………………………………………………...21
2.1. Методика и организация экспериментального исследования
двигательной активности и физической подготовленности детей с
интеллектуальной недостаточностью……………………………………..21
2.2. Сравнительный анализ показателей развития двигательной
активности и физической подготовленности детей с
интеллектуальной недостаточностью с показателями их
нормально развивающихся сверстников……………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….…….28
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….30
Силу рук развивают с помощью: сгибания — разгибания рук от скамейки, гимнастической стенки; сжимания — разжимания пальцев рук; круговых движений кистями внутрь и наружу; подтягиваний на перекладине; передвижений в висе на руках по горизонтальной лестнице; ловли, передачи и других упражнении мячами; сжимания пальцами теннисного мяча.
Сила мышц ног развивается при приседании на двух ногах, на одной; выпрыгиваниях из полуприседа, приседа; лазании по гимнастической стенке; в положении лежа на спине при сгибании — разгибании ног с грузом; приседании с набивными мячами разного веса в руках, за головой.
Упражнения для развития мышц спины: наклоны туловища вперед-назад, влево-вправо, руки вверх, наклоны вперед-назад с набивным мячом за головой; в положении лежа на животе разгибание спины без груза, с удержанием за плечи партнером.
Силу мышц живота развивают следующими физическими упражнениями: в положении сидя, руки в упоре сзади — поднять ноги, согнутые в коленях, прямые ноги; в положении лежа — удерживая набивной мяч стопами, поднять ноги; в положении лежа (партнер удерживает ноги) — поднять туловище, руки за головой.
Развитие быстроты осуществляется с помощью: быстрой ходьбы (повторно) в течение 5—10 с; повторного бега на короткие отрезки (10—20 м); быстрых прыжков на одной ноге, на двух, с продвижением вперед; ускорений с высокого и низкого старта по 5—8 м; метания мячей на дальность, в быстродвижущуюся цель; быстрых приседаний, наклонов, других упражнений; из положения лежа — быстро встать, начать бег; челночного бега; быстрого передвижения на лыжах 30—40 м.
Выносливость
к повторным нагрузкам
Для развития выносливости к нагрузкам субмаксимальной мощности практикуют: повторную быструю ходьбу (одно повторение 20—30 с); повторный быстрый бег 30—50 м х 3—4 раза; повторное быстрое передвижение на лыжах 70—80 м. Развитие выносливости к работе большей мощности осуществляется с помощью: ходьбы в среднем темпе 5—10 мин; бега в среднем темпе 2—3 мин; передвижения на лыжах в среднем темпе 5—8 мин.
Выносливость к работе умеренной мощности развивается такими упражнениями, как произвольная ходьба до 30—40 мин; бег с ходьбой до 10—12 мин, передвижение на лыжах до 20—25 мин.
Для развития выносливости к статическим усилиям различных мышечных групп (рук, ног, спины, живота) применяются: висы на перекладине, гимнастической стенке, горизонтальной лестнице; упражнения на равновесие; удержание рук в стороны, вперед с гантелями, с мячами, другими предметами; лежа на животе, прогнувшись, упираясь руками о пол, зафиксировать эту позу; удерживая упор лежа, упор лежа сзади, угол в висе на перекладине, гимнастической стенке, горизонтальной лестнице.
Развитие скоростно-силовых качеств в прыжках осуществляется с помощью: прыжков на двух ногах на месте вверх, с продвижением вперед, с ноги на ногу, вверх; выполнения этих упражнений сериями; прыжков с разбега в длину, высоту, через козла, у волейбольного щита.
Для развития скоростно-силовых качеств в метаниях практикуют: метания теннисного, волейбольного, баскетбольного мячей левой, правой, обеими руками, из-за головы в цель, на дальность; метание и толкание набивных мячей левой, правой, обеими руками от груди, из-за головы вперед на дальность; метание различных предметов с разбега на дальность.
Отставание в развитии гибкости и подвижности в суставах корригируют следующими упражнениями, выполняемыми с максимальной амплитудой: махи, рывки, наклоны, шпагаты, сгибания, разгибания, пронация, супинация конечностей, пассивные движения с использованием собственной силы, с отягощениями в уступающем режиме, пассивные движения, выполняемые с помощью партнера.
Нарушения при ходьбе корригируются следующими упражнениями: ходьба на месте со взмахом обеими руками, одной левой, одной правой; ходьба на месте без взмаха руками; ходьба вперед по линии со взмахом обеими руками, одной левой, одной правой; ходьба назад со взмахом, без взмаха руками; ходьба на месте в различном темпе; ходьба в движении в различном темпе; быстрая ходьба; спортивная ходьба; движения руками без движения ног; ходьба под различные музыкальные ритмы; ходьба в колоннах по одному, по два, по три и т. д.; ходьба в шеренге вперед и назад.
Нарушения в беге корригируются следующими упражнениями: бег в легком, среднем, быстром темпе; бег с изменением направления движения; «семенящий» бег; бег с высоким подниманием бедра; бег с забрасыванием голени назад; повторный бег на отрезках; бег в гору; бег с горы; бег по прямой; по кругу слева направо и наоборот; бег в переменном темпе; соревновательный бег на дистанции 30—500 м с учетом индивидуальных особенностей школьников; бег парами, тройками и т. д., взявшись за руки; бег в шеренге; бег спиной вперед.
Нарушения в метаниях корригируются следующими упражнениями: метанием мячей, снежков, камешков, колец на дальность, точность, высоту отскока; метать следует правой, левой и обеими руками с места, с шага, с разбега, вверх, вперед, назад, вправо, влево; имитацией движений.
Нарушения в прыжках корригируются следующими упражнениями: прыжками на одной ноге, на двух на месте, руки на пояс, к плечам, вверх, вперед; прыжками на одной, на двух ногах, с продвижением вперед, назад, вправо, влево с разным положением рук; прыжками по прямой, «змейкой», по треугольнику, квадрату, шестиугольнику, по различным ориентирам, прыжками через различные предметы разной длины и высоты (гимнастические палки, скамейку, кольца, мячи, обручи и т. д.); прыжками с разбега в длину и высоту с направленностью на точность отталкивания, длину и высоту; имитацией движений.
Упражнения для коррекции нарушений тонкой моторики рук: перекладывание мелких предметов с места на место, причем по очереди выбирая треугольники, квадраты, полоски (можно это делать по треугольнику, квадрату); перестав-ление палочек в доске из гнезд в гнезда; сжимание — разжимание пальцев одновременно правой и левой руками, поочередно, закрыв глаза; сжимание обеими руками мелких резиновых мячей — большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем; круговые движения кистями: отведение — приведение пальцев; сжимание ластика пальцами; соприкосновение концов пальцев разноименных рук с открытыми и закрытыми глазами; касание указательным пальцем правой руки всех пальцев левой поочередно; затем другими пальцами то же (темп и сила надавливания могут быть разные); руки «в замок» — круговые движения влево-вправо, вперед-назад; постукивание пальцами рук по столу попеременно с большого до мизинца и в обратном порядке; перекладывание мячей разного диаметра; броски мяча о стены с разного расстояния и его ловля; удары мяча об пол и его ловля двумя руками, одной, после поворота на 360°, после хлопка в ладоши; ловля мяча хватом сверху, хватом снизу; пальцы «в замок», попеременное сгибание — разгибание пальцев; И. П. — сидя или стоя, ладони вместе, пальцы переплетены; сгибание — разгибание кисти в лучезапястных суставах; сжимания — разжимания пальцев в кулак с разворотом рук кнаружи; перекладывание карандашей в пальцах; держать и передавать между пальцами теннисный шарик; три-четыре теннисных шарика, при этом производить вращательные движения кистями рук.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Комплексы утренней гимнастики
Комплекс № 1
Ходьба на месте (15—20 c).
Упр. 1.
И. п. – о. с., руки перед грудью согнуты в локтях. 1. Отвести локти назад, подняться на носки, прогнуться (вдох). 2. И. п. (выдох). Повторить 8—10 раз, сохраняя равновесие.
Упр. 2.
И. п. – о. с., руки к плечам. 1. Отставляя левую ногу влево, поднять руки вверх и наклониться влево. 2. И. п. 3—4. То же вправо. Повторить 6—8 раз в каждую сторону.
Упр. 3.
И. п. – ноги врозь пошире, руки вверх. 1—2. Сгибая правую ногу, наклон к левой ноге, руками дотронуться до левой ноги (выдох). 3—4. И. п. (вдох). 5—8. То же в другую сторону. Повторить 4—6 раз в каждую сторону.
Упр. 4.
И. п. – о. с., руки за спиной. 1. Присесть на носках (выдох). 2. И. п. (вдох).
Повторить 8—10 раз. Дыхание равномерное.
Упр. 5.
И. п. – о. с., руки на пояс. 1. Поднять правую ногу вперед. 2. И. п. 3. Отвести правую ногу в сторону. 4. И. п. 5. Отвести правую ногу назад. 6. И. п. 7. Присесть. 8. И. п. 9—16. То же левой ногой. Повторить 3—4 раза каждой ногой.
Упр. 6.
И. п. – ноги скрестно, правая перед левой.
1. Прыжком ноги в стороны, руки в стороны. 2. Прыжком ноги скрестно, левая перед правой, руки на пояс. 3. Прыжком ноги в стороны, руки в стороны.
4. И. п. Повторить 4—6 раз. Подскоки выполнять ритмично.
Упр. 7.
И. п. – о. с. Ходьба на месте 20—30 с. После каждых четырех шагов поворот направо. То же с поворотом налево.
Комплекс № 2
Ходьба на месте (15—20 c).
Упр. 1.
И. п. – ноги врозь на ширине стопы, руки, согнутые в локтях, прижаты к груди, пальцы сжаты в кулаки. 1—2. Поднимаясь на носках, поднять руки в стороны-вверх, разжать пальцы (вдох). 3—4. И. п. (выдох). Повторить 6—8 раз в медленном темпе.
Упр. 2.
И. п. – о. с. 1. Выпад левой ногой вперед, руки назад. 2. И. п. 3—4. То же другой ногой. Повторить 4—6 раз каждой ногой.
Упр. 3.
И. п. – ноги на ширине плеч, руки на пояс. 1. Наклон туловища вперед. 2. И. п.
3. Наклон туловища
вправо. 4. И. п. 5. Наклон туловища
назад. 6. И. п. 7. Наклон туловища
влево. 8. И. п. Повторить 5—6
раз. Во время наклонов
Упр. 4.
И. п. – ноги врозь пошире, руки в стороны. 1. Наклониться вперед, поворачивая туловище налево так, чтобы правой рукой коснуться левого носка (выдох). 2. И. п. (вдох). 3—4. То же, наклоняясь к правой ноге. Повторить 5—6 раз к каждой ноге.
Упр. 5.
И. п. – ноги врозь на ширине плеч, руки вперед-в стороны ладонями вниз.
1. Поднять левую ногу
и коснуться носком ладони
правой руки. 2. И. п. 3—4. То же
другой ногой. Повторить 6—8
раз каждой ногой. Мах
Упр. 6.
И. п. – о. с., руки на пояс. 1. Сгибая левую ногу в колене, пяткой коснуться колена правой ноги. 2. И. п. 3. Сгибая правую ногу в колене, пяткой коснуться колена левой ноги. 4. И. п. Повторить 5—6 раз каждой ногой. Во время касания колено согнутой ноги направлено вперед.
Упр. 7.
И. п. – о. с., руки за спиной. 1. Прыжком перейти в полуприсед (выдох). 2. Выпрямляясь, поставить правую ногу на пятку (вдох). 3. Прыжком перейти в полуприсед (выдох). 4. Выпрямляясь, поставить левую ногу на пятку (вдох). Повторить 6—8 раз. Ногу далеко не отставлять, сохранять равновесие.
Ходьба на месте 10—15 с.
Комплекс № 3
Ходьба на месте (15—20 c).
Упр. 1.
И. п. – о. с., руки внизу спереди, пальцы сцеплены. 1—2. Поднять руки и перевести за голову, локти отвести назад, подняться на носки (вдох). 3—4. И. п. (вдох). Повторить 5—6 раз в медленном темпе.
Упр. 2.
И. п. – о. с., руки вытянуты вперед. 1. Руки скрестно, правая над левой.
2. Руки скрестно, левая над правой. 3. Руки скрестно, правая над левой. 4. И. п.
5—8. То же в обратной последовательности. Повторить 6—8 раз. Темп быстрый. Руки напряжены, выпрямлены.
Упр. 3.
И. п. – о. с. 1. Отставить левую ногу влево. 2. Наклоняясь влево, поднять правую руку вверх, левую на пояс. 3. Выпрямиться, опустить руки. 4. И. п. 5—8. То же в другую сторону. Повторить 5—6 раз в каждую сторону. Вперед туловище не наклонять.
Упр. 4.
И. п. – ноги врозь пошире, руки перед грудью. 1. Повернуть туловище влево, руки в стороны (выдох). 2. И. п. (вдох). 3. Наклониться вперед к левой ноге, руками дотронуться до носка левой ноги, правую ногу согнуть (выдох). 4. И. п. (вдох). 5—8. То же в другую сторону. Повторить 4—6 раз в каждую сторону.
Упр. 5.
И. п. – о. с., руки за спиной. 1. Присесть, поставить руки вперед (выдох). 2. И. п. (вдох). 3. Присесть на носках, руки поднять в стороны (выдох). 4. И. п. (вдох). Повторить 6—8 раз. Туловище вперед не наклонять.
Упр. 6.
И. п. – упор присев. 1. Встать, руки вверх (вдох). 2. Опустить руки (выдох).
3. Руки в стороны, правую ногу назад на носок (вдох). 4. И. п. (выдох). 5—8. То же, но отставляя левую ногу назад. Повторить 5—6 раз. Темп средний, дыхание равномерное.
Упр. 7.
И. п. – о. с., руки на пояс. 1. Прыжок на левой ноге, правую вперед. 2. Прыжком встать на правую, левую вперед. 3—4. 2 прыжка на месте на двух ногах. Повторить 8—10 раз.
Ходьба на месте 10—15 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Физкультминутки с речетативами
А теперь на месте шаг
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем -
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
Во дворе стоит сосна
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся —руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)
Ветки гнутся взад-вперед,
Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)
Будем вместе приседать —
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)
Мы размялись от души
И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)
Вы достать хотите крышу
Потянитесь вверх повыше -
Вы достать хотите крышу. (Потягивания — руки вверх.)
Раз, два, три,
Корпус влево поверни.
И руками помогай,
Поясницу разминай. (Повороты туловища в стороны.)
Руки в стороны потянем (Потягивания — руки в стороны.)
Информация о работе Развитие двигательной активности детей с интеллектуальной недостаточностью