Развитие двигательной активности детей с интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Цель:
Изучить особенности двигательной активности и физической подготовленности детей с интеллектуальной недостаточностью
Задачи:
- проанализировать научную и методическую литературу по вопросу двигательная активность и физическая подготовленность детей с интеллектуальной недостаточностью;
- изучить влияние двигательной активности на здоровье ребёнка;
- сравнить уровень развития двигательной активности и физической подготовленности детей с интеллектуальной недостаточностью с показателями их нормально развивающихся сверстников.
- разработать методические рекомендации педагогам и родителям по оптимизации двигательной активности детей с интеллектуальной недостаточностью.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1 СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАЗВИТИИ
ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ…………………………………………………..5
1.1. Двигательная активность и её влияние на здоровье человека………5
1.2. Специфические особенности двигательной сферы детей с
интеллектуальной недостаточностью……………………………………..9
1.3. Средства повышения двигательной активности детей с
интеллектуальной недостаточностью…………………………………….14
Глава 2 ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ………………………………………………...21
2.1. Методика и организация экспериментального исследования
двигательной активности и физической подготовленности детей с
интеллектуальной недостаточностью……………………………………..21

2.2. Сравнительный анализ показателей развития двигательной
активности и физической подготовленности детей с
интеллектуальной недостаточностью с показателями их
нормально развивающихся сверстников……………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….…….28
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

швайковская_2.doc

— 420.00 Кб (Скачать файл)

     Утренняя гимнастика как одна из форм физического воспитания учащихся имеет прежде всего оздоровительное значение. Она способствует повышению тонуса организма ребёнка, формированию правильной осанки, укрепляет мышцы туловища, создаёт хорошее настроение, а также формирует привычку к систематическим занятиям физической культурой [6;18].

     Кратковременные сеансы физических упражнений во время занятий проводятся учителями-предметниками непосредственно на уроках с целью снятия нервно-мышечного напряжения и застойных явлений, вызываемых продолжительной работой. Учитывая психофизиологические особенности детей с интеллектуальной недостаточностью, перерыв в работе необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц туловища (особенно спины) и мышц кистей. Переключение на другой вид деятельности путем выполнения упражнений не только позволяет учащимся перераспределить мышечный тонус, но и создает предпосылки для восстановления работоспособности угнетенных нервных центров. В школьной практике широкое распространение получили так называемые физкультпаузы и физкультминутки. Последние короче по продолжительности (1—2 мин), включают в себя до 3 упражнений и могут на уроке при необходимости использоваться неоднократно. В случае незначительного физического и нервно-психического утомления учащихся в процессе учебной деятельности педагог вправе использовать упражнения, выполняемые сидя за партой. При выраженном утомлении, вызванном интенсивной работой – упражнения из исходного положения стоя. Они вовлекают в работу больше мышечных групп и обеспечивают активное перераспределение мышечного тонуса. Физкультурные паузы более продолжительные по времени, применяются в качестве активного отдыха, вызывают большие рекреационные сдвиги. Жесткой регламентации по их проведению не существует. Чаще всего педагог прибегает к их помощи по мере накопления утомления у учащихся, визуально определяя тот момент, когда им необходим отдых. К примеру, если в течение первого и второго уроков оправданно использование физкультминуток, то на 20—25 минуте третьего необходима полноценная физкультурная пауза.

     В режиме учебного дня вспомогательной школы в соответствии с принципом оздоровительной направленности оправдано широкое использование физических упражнений и подвижных игр на переменах. Это позволяет создать условия для активной двигательной деятельности и развлечения учащихся, способствует их активному отдыху, оздоровительному и рекреативному эффекту. Проведение такой перемены целесообразно после 3—4 урока. Местом ее проведения (в зависимости от содержания и погодных условий) могут стать коридоры и рекреации школы, спортивная площадка, пришкольная территория. По продолжительности – это 15—20 минут активной динамической работы. Игры всегда привлекательны своей эмоциональностью, возможностью проявления личностных качеств, активности, инициативы, элементов соревнования, стремлением к победе, к наилучшим результатам.

      При  подборе игр следует ориентироваться прежде всего на интеллект учащихся, нарушения их физического развития и двигательных способностей, физическую подготовленность, условия и возможности проведения игр.

       Целенаправленная  нагрузка оказывает стимулирующее  воздействие на организм, соответствует удовлетворению  естественной потребности  в движении. Игра противодействует гипокинезии – вынужденному спутнику ребенка с особенностями психофизического развития].

     Во время игровой деятельности закладываются основы естественных движений (ходьба, бег, прыжки, подскоки, выпады, рывки, ускорения), элементарных игровых умений (прием и передача мяча, ловля, остановка, подача и т.д.), технико-тактических взаимодействий (выбор места, взаимодействие с партнером, с соперником, с командой; предвидение и моделирование игровых ситуаций, реализация разученных тактических комбинаций).

     Многообразие двигательных действий, входящих в содержание спортивных игр оказывает комплексное воздействие на развитие координационных и других двигательных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей).

     Многократное выполнение технических приемов игры у учащихся вызывает не только овладение отдельным умениям (навыкам), но и формирование умения  строить свои движения целесообразно. В итоге у постоянно занимающихся развивается способность накапливать двигательный опыт и пользоваться им не только в игре, но и в быту.

     Спортивные игры характеризуются разнообразными движениями, которые и определяют их специфику. Так, например, если в легкой атлетике или спортивной гимнастике разучиваемые движения стереотипны, то в спортивных играх, движение, как правило, является ответом на меняющуюся игровую обстановку, внезапно складывающиеся игровые ситуации. Игрок должен перестраиваться в зависимости от поведения игроков своей команды и команды соперника.

     В интернатах всех типов и группах продлённого дня, в том числе и школах-интернатах, во второй половине дня режимными моментами предусмотрен ежедневный физкультурный (спортивный) час с целью оздоровления, повышения двигательной активности детей, улучшения их физического развития и физической подготовленности [1;6;18].Во время его проведения у учащихся путем переключения на другой вид деятельности снимаются общее утомление и накопленное психическое напряжение, корригируются психо-физические отклонения в развитии, формируется жизненно необходимый двигательный багаж, развиваются двигательные способности. Однако максимальный оздоровительный эффект возможен только в случае правильного планирования распорядка дня учащихся и педагогически оправданной организации двигательной активности школьников. Спортивный час (во временном аспекте – 45–60 минут) желательно планировать в послеобеденное время не ранее, чем через час после приема пищи, а в группах, уходящих на дневной сон – после полдника. Очень важно проведение такого рода физкультурного занятия на свежем воздухе. Только плохие погодные условия могут послужить причиной его проведения в спортивном зале или игровой комнате. В этом случае для более полного решения поставленных задач в изменившихся условиях воспитатель делает определенные корректировки в содержании предстоящего занятия.Характерной чертой спортивного часа является его близость по своим организационным особенностям к уроку физической культуры. Школьники обладают достаточно примитивными представлениями о занятиях физическими упражнениями, бедным запасом движений, поэтому пределов их воображения хватает лишь на самые непритязательные виды двигательной активности, они стараются доступными им средствами как можно быстрее реализовать свои двигательные потребности и выплеснуть накопившийся эмоциональный потенциал. Именно поэтому им требуется обязательная организационная помощь педагога-воспитателя. Придерживаясь физиологически оправданной схемы проведения занятия, начинать его следует с разминки. Содержанием разминки могут стать разновидности ходьбы и бега, общеразвивающие упражнения, подвижные игры средней интенсивности, соответствующие по своему содержанию решению задач подготовки организма занимающихся к предстоящей работе и специально для этого дозированные.

     Основное  отличие спортивного часа от  урока физкультуры во вспомогательной  школе, как и в других учебных заведениях, – отсутствие целенаправленного процесса обучения. Решая задачу активного отдыха, дети могут использовать различные средства на том уровне, который свойствен им на сегодняшний день. Задача воспитателя, имея четкое представление о шкале движений учащихся, – предоставить им широкий выбор доступных средств и адаптировать их к половым, возрастным, психическим особенностям детей. Основную часть спортивного часа составляют различные упражнения без предметов и с предметами, беговые и прыжковые упражнения, лазания и перелезания, игры и игровые эстафеты. Детям интересны упражнения с функциональным инвентарем: мячами, скакалками, обручами [1].

     Внеклассная спортивно-массовая работа - составная часть школьного физического воспитания и спорта, решающая многочисленные задачи по коррекции развития ребенка и удовлетворяющая его потребности в движении. Она должна носить массовый характер, иметь воспитательную и развивающую направленность. При правильной организации занятий  ее содержание должно быть тесно связано с учебными программами, способствовать расширению и углублению знаний о видах спорта, правилах соревнований, формировать жизненно необходимых двигательные умения, а при возможности ребенка выходить на уровень навыков. Учитывая существующие психофизические особенности контингента учащихся, внеклассная работа строится на основе их заинтересованности, добровольности, самодеятельности при определяющей и регламентирующей роли педагога. В начальном звене вспомогательной школы внеклассная физкультурно-оздоровительная работа представлена такими формами, как кружки и секции по видам спорта, секции общей физической подготовки с оздоровительной направленностью.

     Для школьников значительный интерес представляют секционные занятия. Специфической особенностью работы спортивной секции во вспомогательной школе является то, что она направлена не столько на достижение детьми высоких спортивных показателей, сколько на содействие всестороннему физическому развитию, на коррекцию у детей имеющих место дефектов и на повышение их двигательной активности.

     Привлечение учащихся в секции общей физической подготовки подчинено задачам улучшения состояния их здоровья, коррекции недостатков физического развития, достижения в процессе воспитания оптимального уровня физических качеств или поддержания его на жизненно необходимом уровне. Жесткой регламентации к контингенту школьников, посещающих секцию, нет. Определяющим фактором служит желание ученика заниматься. Занятия имеют выраженную оздоровительно-рекреативную направленность. Их содержанием являются все доступные средства физической культуры. Для детей с легкой степенью интеллектуальной недостаточности основными являются общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами и без них, разнообразные подвижные игры. Детям с выраженными нарушениями интеллектуального развития показаны упражнения для осанки, мелкой моторики, разновидности перемещений, упражнения для развития координации движений, подвижные игры с небольшим количеством правил. В работе с детьми используются методы адаптивной, оздоровительной и лечебной физической культуры. Для каждого ребенка, согласно имеющим место психофизическим особенностям, педагог разрабатывает индивидуальную программу. Обязательным ее компонентом служит педагогический контроль. Его своевременность и объективность позволит отражать уровень физического состояния занимающихся, при необходимости вносить изменения в педагогический процесс и повышать его эффективность.

     Задачами школьных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий в первую очередь являются привлечение внимания общественности к проблемам детей-инвалидов, интересная организация свободного времени детей с особенностями психофизического развития, содействие полноценной социализации через организацию общения, выходящего за рамки учебного коллектива и семьи. Для детей с интеллектуальной недостаточностью, как вообще для всех детей, семья является решающей обучающей и жизненной средой. Поэтому нужна взаимная помощь родителей и педагогического коллектива в образовательных и воспитательных вопросах.

    Прежде чем  использовать весь этот богатый  арсенал, необходимо выделить  специфические недостатки и особенности  физического развития и двигательных  навыков каждого конкретного  ученика, так как успешность  коррекционной работы во многом определяется дифференцированным подходом к детям.

      Вывод:

  • Двигательная активность – одно из важных условий жизни и развития человека. Её следует рассматривать как биологический раздражитель, стимулирующий процессы роста, развития и формирования организма. Двигательную активность является лучшим средством профилактики заболеваний и развития физических и духовных начал человека;
  • двигательная сфера школьников с интеллектуальной недостаточностью имеет следующие особенности:
    1. отставание в развитии тонкой моторики от уровня учащихся массовых школ особенно явственно проявляются в младшем, а общей моторики – в старшем школьном возрасте;
    2. уровень сформированности двигательной сферы ребёнка с недостатками интеллекта находится в непосредственной зависимости от глубины и характера двигательных нарушений;
  • двигательный режим учеников вспомогательной школы должен складываться из неукоснительного выполнения рационального распорядка дня, который должен быть буквально пронизан разнообразными формами физического воспитания;
  • в работе с детьми необходимо использовать нагрузки оптимального характера, так как высокие нагрузки опасны для здоровья, малые же не дают желаемого эффекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

 

ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

 

2.1 Методика и организация экспериментального исследования двигательной активности и физической подготовленности детей с интеллектуальной недостаточностью

 

     Анализ  теоретических источников по  изучаемой проблеме навёл на мысль, что процесс физической подготовки детей с интеллектуальной недостаточностью следует начинать с обследования их здоровья и двигательной сферы. Учащиеся вспомогательной школы, как правило, отстают от нормальных школьников по уровню двигательной подготовленности.

     Для проверки этого утверждения нами было проведено экспериментальное исследование. К основным методам исследования были отнесены:

- констатирующий эксперимент,  включающий проведение специальных  диагностических процедур во  время уроков физкультуры, во внеурочное время по таким параметрам как мышечная сила, быстрота, прыгучесть, статистическое равновесие, скоростно-силовые качества;

- анализ медицинской  документации (данные медицинских  осмотров), включающей данные о  росте, весе, окружности грудной клетки, состоянии осанки, группе здоровья и т. д.;

- анализ журнала учёта  физического развития и двигательных  способностей учащихся, заполняемого  учителем физической культуры;

- данные личных дел  учащихся;

- данные наблюдений за учениками в деятельности (на уроках физической культуры, во внеурочное время);

- беседы с педагогами  о состоянии психофизического  развития детей.

      В исследовании приняло участие 10 учеников 4 класса СОШ №2 г. Рогачёва и 10 учеников 3 класса Городецкой вспомогательной школы-интерната, т. е. учащиеся 9 – 11 лет (приложение 1 и 2)

     Анализируя состав экспериментальных групп, необходимо отметить следующее:

  1. Количественный состав групп – по 10 человек, из них 50% девочек;
  2. Возрастные границы  - 9 – 11 лет;

Диагноз «лёгкая интеллектуальная недостаточность» имеют 6 человек; «лёгкая интеллектуальная недостаточность с нарушением поведения» - 2 человека; умеренно-выраженные интеллектуально-мнестические расстройства, обусловленные орг. поражениями ЦНС – 1 человек (группа № 2). Т. о., большинство участников экспериментального исследования группы № 2 имеют лёгкую интеллектуальную недостаточность, преимущественно без нарушений поведения, что типично для состава учащихся вспомогательных школ для детей с нарушением интеллекта

       Для  исследования двигательной сферы детей мы использовали апробированную А. А. Дмитриевым систему врачебно-педагогических обследований. По результатам обследований были заполнены паспорта здоровья (приложение 3 и 4).

   

Информация о работе Развитие двигательной активности детей с интеллектуальной недостаточностью