Развитие двигательной активности детей с интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Цель:
Изучить особенности двигательной активности и физической подготовленности детей с интеллектуальной недостаточностью
Задачи:
- проанализировать научную и методическую литературу по вопросу двигательная активность и физическая подготовленность детей с интеллектуальной недостаточностью;
- изучить влияние двигательной активности на здоровье ребёнка;
- сравнить уровень развития двигательной активности и физической подготовленности детей с интеллектуальной недостаточностью с показателями их нормально развивающихся сверстников.
- разработать методические рекомендации педагогам и родителям по оптимизации двигательной активности детей с интеллектуальной недостаточностью.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1 СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАЗВИТИИ
ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ…………………………………………………..5
1.1. Двигательная активность и её влияние на здоровье человека………5
1.2. Специфические особенности двигательной сферы детей с
интеллектуальной недостаточностью……………………………………..9
1.3. Средства повышения двигательной активности детей с
интеллектуальной недостаточностью…………………………………….14
Глава 2 ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ………………………………………………...21
2.1. Методика и организация экспериментального исследования
двигательной активности и физической подготовленности детей с
интеллектуальной недостаточностью……………………………………..21

2.2. Сравнительный анализ показателей развития двигательной
активности и физической подготовленности детей с
интеллектуальной недостаточностью с показателями их
нормально развивающихся сверстников……………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….…….28
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

швайковская_2.doc

— 420.00 Кб (Скачать файл)

И на место  снова сядем. (Дети садятся.)

 

Головой качает слон

 Раз, два, три — вперёд наклон, Раз, два, три — теперь назад.

(Наклоны  вперёд, назад.)

Головой качает слон — Он зарядку делать рад.

(Подбородок  к груди, затем голову запрокинуть назад)

Хоть зарядка  коротка, Отдохнули мы слегка. (Дети садятся.)

Головою три кивка

Раз — подняться, потянуться, Потянулись.)

Два — согнуться, разогнуться, | Прогнули спинки, руки на поясе.)

Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)

Головою три кивка. (Движения головой.)

На четыре — руки шире, (Руки в стороны.)

Пять —  руками помахать, (Махи руками.)

Шесть — на место сесть опять. (Присели.)

Для начала мы с тобой

Для начала мы с тобой

Крутим только головой. (Вращения головой.)

Корпусом  вращаем тоже.

Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.)

А теперь мы приседаем.

Мы прекрасно  понимаем —

Нужно ноги укреплять,

Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.)

Напоследок  потянулись

Вверх и в  стороны. Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.)

От разминки раскраснелись

И на место  снова сели. (Дети садятся.)

Нам на месте не сидится

Нам на месте  не сидится,

Разминаем поясницу.

 Корпус крутим влево-вправо —

Так мы отдохнем на славу.

(Вращение  туловищем.)

Хорошо мы отдохнули 

И к уроку  все вернулись.

(Дети  садятся.)

Поднимаем ручки выше

Поднимаем ручки  выше,

Опускаем  руки вниз.

Ты достань  сначала крышу,

Пола ты потом коснись.

 (Потянуть руки вверх, потом присесть и коснуться руками пола.)

Выполняем три  наклона,

Наклоняемся до пола,

(Наклоны вперёд.)

А потом прогнёмся сразу

Глубоко назад  три раза.

 (Наклоны назад.)

Выполним  рывки руками —

Раз-два-три-четыре-пять.

(Рывки руками.)

А теперь мы приседаем,

Чтоб сильней  и крепче стать.



 (Приседания.)

Вверх потянемся, потом.

 Шире руки  разведём.

(Потягивания — руки вверх, вперёд, в стороны.)

Мы размялись от души

И на место  вновь спешим.

(Дети садятся.)

Руки  ставим мы вразлет

Руки ставим мы вразлет: (Руки в стороны.)

Появился  самолет. {Полетели как самолеты.)

Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево-вправо.)

Делай «раз» и делай «два». (Повороты влево-вправо.)

Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши.)

Руки в  стороны держите, (Руки в стороны.)

Друг на друга  посмотрите. (Повороты влево-вправо.)

Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.)

Опустили  руки вниз, (Опустили руки.)

И на место  все садись! (Сели на места.)

Руки  ставим перед грудью

Руки ставим перед грудью,

Поворачиваться  будем.

Там стена, а  там окно,

Это знаем мы давно.

 (Руки перед грудью, повороты корпуса вправо и влево.)

Головой теперь вращаем

Вправо-влево, а потом, (Вращение головой вправо и влево.)

Три-четыре, приседаем,

Наши ножки  разомнём. (Приседания.)

Мы размяться  все успели,

И на место  снова сели. (Дети садятся.)

На зарядку дружно встали

Мы опять  сидеть устали,

На зарядку  дружно встали.

Руки в  боки, смотрим вправо.

Поворот налево плавный.

(Повороты  корпуса в стороны.)

Поднимаем мы колени,

Занимаемся  без лени.

Поднимаем их повыше.

Может быть, коснёмся крыши?

 (По очереди поднимать ноги, согнутые в коленях.)

Наклоняемся до пола.

Прогибаемся поглубже.

Вправо-влево три наклона.

Повторяем снова  дружно.

(Наклоны  вперёд-назад, вправо-влево.)

От души мы потянулись,

(Потягивания  — руки вверх и в стороны.)

И на место  вновь вернулись.

(Дети садятся.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Комплексы физкультурных  пауз

Комплекс № 1

Упр. 1. И. п. – руки к  плечам. 1—2. Подняться на носки, руки вверх. 3—4. И. п. (6—8 повт.).

Упр. 2. И. п. – То же. 1. Поворот  туловища вправо, руки в стороны. 2. И. п. 3—4. То же с поворотом влево (6—8 повт.).

Упр. 3. И. п. – стойка ноги врозь, руки вверх. 1—3. 3 пружинящих наклона вперед, руки за голову. 4. И. п. (6—8 повт.).

Упр. 4. И. п. – руки вверх. 1. Присед, руки вперед. 2. И. п. (8—10 повт.).

Упр. 5. И. п. – о. с. 1. Правая рука вверх, левая рука в сторону. 2. И. п. 3—4. То же со сменой положения рук (8—10 повт.).

 

Комплекс № 2

Упр. 1. И. п. – руки за голову. 1—2. Подняться на носки, локти отвести  назад, прогнуться. 3—4. И. п. (6—8 повт.).

Упр. 2. И. п. – руки в  стороны ладонями вверх. 1. Руки вверх, хлопок над головой. 2. И. п. (10—12 повт.).

Упр. 3. И. п. – руки за голову. 1. Поворот туловища вправо, руки вверх. 2. И. п. 3—4. То же с поворотом влево (4—6 повт.).

Упр. 4. И. п. – руки на пояс. 1. Наклон вперед. 2. И. п. 3. Присед. 4. И. п. (6—8 повт.).

Упр. 5. И. п. – руки вперед. 1—4. Сгибание и разгибание кистей рук. 5—8. То же, руки вверх. 9—12. То же, руки в стороны. 13—16. То же, руки вперед (2—4 повт.).

 

Комплекс № 3

Гуси -лебеди летели,

На лужайку тихо сели.

Походили, покивали,

Потом быстро побежали.

1. И. п. - руки в стороны, 1-4 два полуприседа с волной руками в стороны на каждый полуприсед.

2. И. п. - руки вперед, 1-4 шаги на месте, на каждый шаг волна руками вперед.  3. И. п. — то же. 1—8 шаги на месте, на шаг левой — пальцы в кулаки, наклон головой вперед, на шаг правой — пальцы разогнуть, выпрямиться.

4. 1—8 шаги бега на месте.

5. «У гусей большие крылья» И. п. — о. с. Руки вверх через стороны — вдох через нос. И. п. — выдох через нос (повторить 4—6 раз).

6. «Гуси-лебеди клюют зерно» И. п. — о. с. Наклон головы вперед — вдох через нос. И. п. — выдох через нос (повторить 5—6 раз.)

7. « Гуси-лебеди прислушиваются» И. п. — о. с. Наклон головы в сторону — вдох через нос. И. п. — о. с. — выдох через нос. То же в другую сторону (3—4 раза в каждую сторону).

8. « Гуси-лебеди взлетают»  И. п. — о. с. Руки вверх через стороны, потянуться — вдох через нос. Присесть, руки на бедра — выдох через нос. Выдох плавный и длинный (4—5 раз).

9. « Гуси-лебеди отдыхают» И. п. — о. с. Поочередные вдохи и выдохи правой, затем левой половиной носа; вторая половина при этом прижата пальцем. Дышать плавно, глубоко, медленно (3—4 раза каждой половиной).

 

Комплекс № 4

Мы скачем, скачем по дорожке,

Сменяя часто ножки.

Поскакали, поскакали,

А потом, как аист, стали.

 И. п. - руки на  пояс.

1. 1 – 4 четыре подскока на левой.

2. 1 – 4 подскоки на правой.

3. 1 – 4 подскоки на двух ногах.

4. 1 – 2 – стойка на левой, правую ногу согнуть назад, руки вверх — вдох; 3—4 дугами наружу руки вниз — выдох.

5. «Что там?» И. п.  — стоя, руки на поясе. 1 —2 —  поворот головы вправо — вдох. 3—4 – поворот головы влево — выдох (3—4 раза).

6. «Мы проснулись утром  ранним» И. п. — стоя ноги  на ширине плеч, руки в замке  за головой. 1—2 — руки вверх  — в стороны, потянуться, вдох. 3—4 — 5—6 — руки вниз, выдох  (3—4 раза).

7. «Потянись к солнышку» И. п. — стоя, ноги на ширине плеч. 1—2 — руки вверх, правую назад на носок, прогнуться, встать на носки, вдох. 3 - 4 - руки вниз, присесть, наклониться вперед, выдох, то же с другой ноги (2—4 раза).

 

Комплекс № 5

Шел король по лесу, по лесу.

 Нашел себе принцессу, принцессу.

Давай с тобой  попрыгаем, попрыгаем.

Еще разок  попрыгаем, попрыгаем.

И ручками  похлопаем, похлопаем.

И ножками  потопаем, потопаем.

  1. И. п. — о.с. 1—6 шаги на месте на носках, на шаг левой — пальцы сжаты в кулаки, на шаг правой — пальцы разогнуть.
  2. 6 шагов на месте на носках, на шаг левой — хлопок в ладоши слева; на шаг правой - хлопок в ладоши слева.
  3. 6 подскоков на месте с поворотом на 60°.
  4. 6 подскоков на месте поочередно на правой-левой; на подскок правой — мах вперед-вниз левой, на подскок левой — мах вперед-вниз правой.
  5. 6 шагов на месте, на шаг правой — хлопок в ладоши слева, на шаг левой — хлопок в ладоши справа.
  6. 6 шагов на месте с хлопком в ладоши перед собой на каждый шаг.
  7. «Посмотри на друга» И. п. — стоя, руки на поясе. 1 — повороты головы вправо — вдох через нос. 2—4 — И. п. — выдох через рот. 5 — поворот головы влево — вдох через нос. 6—8 — И. п. — выдох через рот (4 —6 раз).
  8. «Гуляем на полянке» И. п. — в ходьбе с активными махами руками; глубокие вдохи-выдохи через нос. Чередовать разновидности ходьбы (на носках, высоко поднимая колени, «с кочки на кочку», перешагивание через предметы) (1—2 минуты).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Подвижные игры, используемые на динамических переменах  и во время проведения спортивного  часа

 

Салки с выручкой

Ребята размещаются  свободно по площадке и выбирают водящего – салку. По сигналу учителя играющие бегают по площадке, увертываясь от салки. Когда между убегающими и салкой пробежит кто-либо из детей, то салка перестает догонять первого и устремляется за перебежавшим дорогу. Если водящий коснется кого-либо, то меняется с ним местами. Новый водящий поднимает руку и говорит: «Я – салка!». После этого игра возобновляется.

 

Пустое место

Дети размещаются по кругу на расстоянии полушага друг от друга (руки за спиной). Водящий становится за кругом. По сигналу учителя водящий  обегает круг и внезапно дотрагивается  до одного из стоящих. Водящий и игрок, которого он коснулся, стремятся обежать круг быстрее и занять пустое место. Тот, кто останется без места, становится водящим.

 

Второй лишний

Играющие строятся по кругу лицом к центру на расстоянии одного шага друг от друга. Двое водящих – убегающий и догоняющий – становятся за кругом. По сигналу учителя догоняющий старается запятнать убегающего, коснувшись его рукой. Убегающий может стать впереди кого-либо из игроков. Тот, перед кем стал убегающий, оказывается вторым лишним и должен убежать от водящего. Если убегающий пойман, то он меняется ролями с догоняющим. Водящим разрешается бегать только вне круга не более одного или двух кругов. Если в течение 1—2 минут игрокам не удается догнать друг друга, игра останавливается и назначаются новые водящие.

 

Невод

Играющие выбирают двух «рыбаков», остальные – «рыбки». «Рыбаки», взявшись за руки, образуют «невод». Преследуя «рыбок», они стараются  поймать их, сомкнув руки в круг. Пойманная «рыбка» присоединяется к ним, увеличивая «невод». Игра продолжается до тех пор, пока на свободе не останется самая ловкая «рыбка». Игрок, оказавшийся непойманным, становится победителем.

 

Зайцы в огороде

В середине площадки чертится два концентрических круга. Внутренний круг должен быть диаметром приблизительно 3—4 м, наружный – 7— 9 м. «Зайцы» располагаются на площадке вне большого круга, а «сторож» находится в малом круге – «огороде». По сигналу учителя «зайцы», прыгая на обеих ногах, проникают в «огород» и возвращаются за черту большого круга. «Сторож», бегая по «огороду» и в пределах большого круга, старается запятнать «зайцев», коснувшись их рукой. Пойманных «зайцев» отводят в «огород». «Сторож» сменяется, когда поймает трех-четырех «зайцев», и игра продолжается.

 

Передал, садись

Ребята делятся на две команды и выстраиваются в колонны по одному за линией старта. Каждая команда выбирает капитанов – игроков, умеющих хорошо бросать и ловить мяч. Капитаны становятся на специальные отметки напротив своих команд на расстоянии 2—3 м. По сигналу учителя капитаны бросают мячи первым игрокам своих команд. Те, получив мячи, бросают их обратно своим капитанам и садятся. Капитаны, получив мячи, бросают их вторым игрокам и т.д. Побеждает команда, все игроки которой первыми сядут.

 

Перетяни в  круг

Играющие разделяются на две равные команды и располагаются вдоль внешней и внутренней линий круга лицом друг к другу. Задача игроков, находящихся в круге,— втащить в круг своих соперников, а игроков, стоящих вне круга,— вытянуть партнера за пределы круга. Игра проводится в виде коротких схваток, начало, конец и продолжительность которых определяются судьей. Втянутые в круг и вытянутые из круга меняются в парах.

Тянуть можно, только захватив партнера за руки или за пояс. Побеждает команда, перетянувшая после 6—8 схваток больше играющих.

 

Меткий футболист

На пол кладут мяч (любой), в 5—6 шагах от которого становится играющий с закрытыми (завязанными) глазами. Он должен сделать поворот  кругом, подойти к мячу и ударить  его ногой. Побеждает тот, кому это  удастся.

 

Удочка

Играющие образуют круг. Водящий, стоя в центре, кружит веревочку с мешочком на конце так, чтобы мешочек скользил по земле или несколько приподнимался над нею. Все перепрыгивают через мешочек. Кто зацепит мешочек, меняется ролью с водящим. Выигрывают дети, которые за всю игру ни разу не были водящими. Каждый водящий делает не более 15 кругов веревочкой, вращая ее в одну, затем в другую сторону.

 

Подвижные игры для использования на спортивном часе, проводимом

в помещении

 

Два сигнала

Играющие делятся на 2 команды и встают в шеренги лицом одна к другой на расстоянии 3—4 м. Одна команда выполняет заранее указанные движения при названии овощей, другая – при названии фруктов. При каждой ошибке играющего соответствующая команда получает штрафное очко. Тематика названий может быть различной, например, «Животные и птицы», «Дерево и металл» и т.д. Для подсчета очков руководитель может привлечь ребят.

 

Найди предмет

Все играющие отворачиваются лицом к стене. В это время  руководитель игры кладет на видное место  маленький предмет: ключ, карандаш, мел, свисток и т.д. По команде «Можно искать!» играющие начинают искать предмет. Тот, кто заметит предмет, подходит к руководителю и тихо ему сообщает об этом. Так до тех пор, пока все учащиеся не найдут предмет. Играющие, нашедшие предмет первыми, считаются самыми внимательными.

Информация о работе Развитие двигательной активности детей с интеллектуальной недостаточностью