Развитие эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить и проанализировать особенности развития эмоциональной сферы слабослышащих дошкольников и способы их диагностики. Задачи исследования:
Проанализировать общую и частную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и на этой основе:
Раскрыть сущность эмоций,
дать характеристику эмоциональной сферы
Выделить закономерности развития эмоциональной сферы при нормальном онтогенезе
Рассмотреть особенности развития эмоциональной сферы детей с нарушением слуха

Содержание работы

Глава I. Теоретические подходы к проблеме развития эмоциональной сферы слабослышащих детей
Понятие об эмоциях в современной психологической литературе
1.2. Развитие эмоциональной сферы при нормальном онтогенезе
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха
1.4. Особенности развития эмоциональной сферы у детей с нарушениями слуха.
Глава II. Методические аспекты проблемы развития эмоциональной сферы детей с нарушением слуха
2.1. Анализ современных методов диагностики особенностей развития эмоциональной сферы детей
2.2. Основные направления и методы эмоционального развития детей с нарушениями слуха
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 3.06 Мб (Скачать файл)

 

Модальности

Обоснование

Удивление (5)

Стыд-вина (6)

Отвращение (7)

Презрение (8)

         
         
         
         
 

Обоснование

         
         
         
         

 

 

Этап 2

 

Стимульный  материал: набор фотографий, набор пиктограмм с изображениями лиц людей (радость, печаль, гнев, страх, отвращение, презрение).

Инструкция: Перед тобой с одной стороны лежат фотографии людей с разными настроениями, а с другой — карточки с зашифрованными лицами этих людей. Постарайся найти их и разложить по парам.

Фотографии  и карточки с пиктограммами разложить  перед ребенком с двух сторон —  справа и слева. Ребенок должен соединить  их попарно.

Следует обратить внимание на то, какой вид стимульного  материала (фотографии или пиктограммы) ребенок использует в качестве эталона. В случае затруднений использовать для показа одну из эмоций. После каждого предъявления спрашивать у ребенка, как он отгадал лицо.

В процессе выполнения задания фиксировать в протоколе  адекватность выбора пар, номер адекватной попытки, обоснование выбора, вид помощи.

 

Этап 2

 

Фотографии

Пиктограммы

1

2

3

4

5

6

7

8

Радость (Ф-№ 1)

               

Печаль (Ф-№ 2)

               

Гнев (Ф-№ 3)

               

Страх (Ф-№ 4)

               

Отвращение (Ф-№ 5)

               

Стыд (вина) (Ф-№ 6)

               

Презрение (Ф-№ 7)

               

Удивление (Ф-№ 8)

               



 

Примечания:______________________________________________

Обоснование _____________________________________________

_________________________________________________________

Этап 3

 

Стимульный  материал: настольное зеркало, набор  из 4 фотографий с изображениями лиц людей (радость, печаль, гнев, страх).

Инструкция: Теперь давай поиграем. Перед тобой 4 картинки. Выбирай себе любую, посмотри на нее внимательно и загадай своим лицом то настроение, которое у человека на фотографии. Если я отгадаю правильно, то ты мне отдашь фотографию, если нет, то загадаешь еще раз.

Карточки перед  ребенком должны быть перевернуты изображением вверх. Он выбирает любую. В случае затруднений  при воспроизведении эмоции следует  предложить ребенку настольное зеркало для самоконтроля или совместно с ребенком выполнить несколько упражнений мимической гимнастики для активизации лицевой мускулатуры.

В процессе выполнения задания фиксировать в протоколе  выбор эмоции, степень выразительности, локализацию мимических проявлений, степень произвольности, вид помощи.

 

ПРОТОКОЛ

Ф.И.О. 

Дата рождения  

Дата обследования 

Фотографии

Воспроизведение (3 попытки)

Радость (№1)

     

Печаль (№ 2)

     

Гнев (Ns 3)

     

Страх (№ 4)

     

Усложнения:

Отвращение (№ 5)

     

Стыд (вина) (№ 6)

     

Презрение (№ 7)

     

Удивление (№ 8)

     

Диагностическая карта

В таблице поуровневой  дифференциации результатов диагностики  анализируются возрастные показатели эмоционального развития детей от 4 до 7 лет с учетом типа помощи, оказываемой  психологом в процессе диагностики. Возрастные показатели дифференцируются по трем уровням развития: высокий (В/У), средний (С/У), низкий (Н/У).

Индивидуальные  показатели эмоционального развития интерпретируются в контексте качественных характеристик.

Виды  психологической помощи.

  1. Ориентационная (о) — вид помощи, основанный на вербальной ориентации ребенка в процедурных особенностях выполнения диагностического задания. Состоит в дублировании инструкции, наводящих и вспомогательных вопросах. Ориентационная помощь является критерием возрастно-адаптированной (детской) психодиагностики, а следовательно, ее применение не меняет диагностических результатов.
  2. Содержательная (с) — вид помощи, основанный на вербальном объяснении способов выполнения диагностических задач, а также на наглядном показе (обучение через пояснение, показ). Содержательная помощь рассматривается как обучающая попытка и интерпретируется как способность ребенка к продуктивному обучению.
  3. Предметно-действенная (п-д) — вид помощи, основанный на конкретных совместных действиях с ребенком по выполнению диагностических задач. Предметно-действенная помощь констатирует низкий уровень сформированности возрастных показателей эмоционального развития, возможность эмоциональных отклонений и нарушений. Осуществляется с целью адаптации ребенка к взаимодействию (инициатива психолога) в случае высокой ситуативной тревожности или завершения начатого действия для достижения эффекта продуктивности.

 

ТАБЛИЦА ПОУРОВНЕВОЙ  ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

 

Диагностическая серия № 1

Показатели

Возраст

Дифференциация

Восприятие  экспрессии

4-5 лет

В/У: 4—6 адекватных выбора без использования помощи.

С/У: 3—4 адекватных выбора с использованием одного вида помощи (с). Н/У: 1 — 2 адекватных выбора с использованием двух видов помощи (с, п-д)

Восприятие  экспрессии

5-6 лет

В/У: 6 адекватных выбора без использования помощи.

С/У: 4 адекватных выбора без использования помощи.

Н/У: 2—4 адекватных выбора с использованием . двух видов помощи (с, п-д)

Восприятие  экспрессии

6-7 лет

В/У: выделение  комплекса экспрессивных признаков по 4—6 модальностям (глаза + рот+брови). С/У: нестабильное выделение комплекса экспрессивных признаков по 4—6 модальностям. Н/У: выделение отдельных экспрессивных признаков (рот, глаза) по всем модальностям с использованием двух видов помощи (с, п-д)

Понимание эмоции

4-5 лет

В/У: соответствие экспрессивных признаков эмоциональному содержанию по 4—6 модальностям. С/У: соответствие экспрессивных признаков эмоциональному содержанию по 3—4 модальностям. Н/У: соответствие экспрессивных признаков эмоциональному содержанию по 2—4 модальностям с использованием двух видов помощи (с, п-д)

Понимание эмоции

5-6 лет

В/У: соответствие экспрессивных признаков эмоциональному содержанию по 6 модальностям. С/У: соответствие экспрессивных признаков эмоциональному содержанию по 4—6 модальностям с использованием одного вида помощи (с). Н/У: затруднения в выявлении соответствия экспрессивных признаков эмоциональному содержанию по всем модальностям с использованием двух видов помощи (с, п-д)

Понимание эмоции

6-7 лет

В/У: соответствие экспрессивного эталона эмоциональному содержанию по 6 модальностям с определением характерных особенностей поведения. С/У: соответствие экспрессивного эталона эмоциональному содержанию по 4 — 6 модальностям с определением характерных особенностей поведения с использованием одного вида помощи (с). Н/У: затруднения в установлении соответствия экспрессивного эталона эмоциональному содержанию по 4 модальностям с использованием двух видов помощи (с, п-д)


 

Диагностическая серия № 2

Показатели

Возраст

Дифференциация

Идентификация эмоций

4-5 лет

В/У: адекватность опознания и вербализации эмоционального состояния по экспрессивному комплексу (фотографии) 4 модальностей с использованием ориентационной помощи.

С/У: адекватность опознания и вербализации эмоционального состояния по экспрессивному комплексу (фотографии) 3—4 модальностей с использованием содержательной помощи (с).

Н/У: затруднения  в опознании и вербализации эмоционального состояния по экспрессивному комплексу (фотографии) по всем модальностям с использованием двух видов помощи (с, п-д)

5-6 лет

В/У: адекватность опознания и вербализации эмоционального состояния по экспрессивному комплексу (фотографии) 6 модальностей без использования  помощи. С/У: адекватность опознания  и вербализации эмоционального состояния по экспрессивному комплексу (фотографии) 4—6 модальностей с использованием одного вида помощи (с).

Н/У: затруднения  опознания и вербализации эмоционального состояния по экспрессивному комплексу (фотоэталон) всех модальностей с использованием двух видов помощи (с, п-д)

6-7 лет

В/У: комплексная  интерпретация эмоциогенных ситуаций 4 основных и 4 дополнительных модальностей в сочетании со схематизацией  экспрессивного эталона. С/У: комплексная  интерпретация эмоциогенных ситуаций 4 основных и 2—4 дополнительных модальностей в сочетании с частичной схематизацией экспрессивного эталона при использовании одного вида помощи (с). Н/У: затруднения в комплексной интерпретации эмоциогенных ситуаций всех модальностей при отсутствии или частичной схематизации экспрессивного эталона с использованием двух видов помощи (с, п-д)


 

Показатели

Возраст

Дифференциация

Структура

эмоциональных

представлений

4-5 лет

Возрастной  норме (С/У) соответствует выделение  экспрессивных признаков, причин возникновения  базовых и некоторых социальных эмоций

 

5-6 лет

Возрастной  норме (С/У) соответствует выделение  экспрессивных и импрессивных признаков, содержательных характеристик с  обозначением причин возникновения  эмоций

 

6-7 лет

Возрастной  норме (С/У) соответствует комплексное представление об эмоциональном процессе, включая его причины и последствия

Уровень произвольного  выражения эмоций

4-5 лет

Возрастная  норма (С/У) соответствует способности  произвольного воспроизведения  различных эмоций в игровой и  коммуникативной деятельности

 

5-6 лет

Возрастная  норма (С/У) соответствует способности  произвольного воспроизведения  различных эмоций в игровой и  коммуникативной деятельности в  сочетании с выраженным контролем  за своими мимическими проявлениями в различных социальных контекстах

 

6-7 лет

В/У: адекватность произвольной мимической имитации по образцу (фотоэталон) 4 основных и 4 дополнительных модальностей с выраженной комплексной  локализацией мимических признаков (активизация  всей лицевой мускулатуры).

С/У: адекватность произвольной мимической имитации по образцу (фотоэталон) 4 основных и 2—4 дополнительных модальностей с частичной локализацией мимических признаков (активизация нижнего или верхнего мимического паттерна). Н/У: затруднения произвольной мимической имитации по образцу (фотоэталон) всех модальностей в сочетании со слабой активизацией нижнего или верхнего мимического паттерна (гипомимия)


 

Качественная  интерпретация индивидуальных показателей.

Эмоциональный опыт ребенка определяют эмоциональные проживания конкретных событий или ситуаций различного модального содержания (радостного, печального, страшного и пр.). Учитываются события, вызвавшие у ребенка эмоции высокой интенсивности, т.е. эмоциональные реакции на высоком пороге реагирования. Именно такие переживания определяют знак эмоционального опыта (негативный, позитивный). Для интерпретации необходимо обозначить реальные стимул-события в жизни ребенка, возраст ребенка на момент их проживания, особенности его эмоционального реагирования, а также факт эмоционального «застревания» ребенка на данной ситуации или людях (предметах), ее напоминающих.

Объем эмоционального опыта (когнитивного и аффективного) определяют индивидуализированные знания об эмоциях. Чем шире и глубже знания ребенка о различных эмоциональных переживаниях, тем полнее объем его эмоционального опыта. Для интерпретации необходимо обозначить наличие знаний о всех представленных психологом эмоциональных модальностях.

Под фактором эмоциональной напряженности (ФЭН) понимается проявление в повседневном поведении симптомов эмоциональной возбудимости, эмоциональной заторможенности или ситуативной реактивности как негативных показателей эмоционального развития ребенка. Учитываются реакции, повторяющиеся с определенной периодичностью и характеризующие состояния беспокойства, тревоги, страха. Повышенная эмоциональная возбудимость проявляется в необоснованных и длительных эйфорических настроениях, которые часто сопровождаются высокой двигательной или вербальной активностью, переходящей в навязчивые двига- тельно-речевые комплексы. Эмоциональная заторможенность проявляется в полном или частичном отсутствии эмоциональных реакций, адекватных для детей данного возраста. Так называемая «эмоциональная тупость» обусловлена состоянием тревожности и страха высокой степени, которое блокирует механизм адекватного реагирования. Часто эмоциональная заторможенность (полная) сопровождается мутизмом, т. е. отказом от речевого общения при отсутствии органических поражений речевого аппарата. В некоторых случаях эмоциональная заторможенность (частичная) выражает скрытую агрессию и сопровождается немотивированными негативными действиями ребенка. Ситуативная реактивность проявляется в ярком и относительно кратковременном эмоциональном реагировании ребенка на конкретные ситуации, связанные с его негативными переживаниями. Например, ситуации с отчимом, братьями и сестрами (младшими и старшими), животными, темными помещениями, водой и высотой, запретами и наказаниями, болезнями и несчастными случаями и др. Реакции могут быть различного порядка: истерические, депрессивные, дисфорийные и др.

Для интерпретации  необходимо обозначить наличие фактора  эмоциональной напряженности у  ребенка, дифференцируя симптомы по трем типам эмоциональной напряженности  — возбудимость, заторможенность, ситуативная  реактивность.

В структуру эмоциональных представлений входят: экспрессивное значение эмоции (выражение), импрессивное значение эмоции (переживание), ситуационное значение (содержание). Ребенок должен ориентироваться в совокупности эмоциональных признаков (экспрессивных и импрессивных) различных модальностей, а также соотносить их с причинами и последствиями возникновения. ,

Информация о работе Развитие эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха