Развитие эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить и проанализировать особенности развития эмоциональной сферы слабослышащих дошкольников и способы их диагностики. Задачи исследования:
Проанализировать общую и частную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и на этой основе:
Раскрыть сущность эмоций,
дать характеристику эмоциональной сферы
Выделить закономерности развития эмоциональной сферы при нормальном онтогенезе
Рассмотреть особенности развития эмоциональной сферы детей с нарушением слуха

Содержание работы

Глава I. Теоретические подходы к проблеме развития эмоциональной сферы слабослышащих детей
Понятие об эмоциях в современной психологической литературе
1.2. Развитие эмоциональной сферы при нормальном онтогенезе
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха
1.4. Особенности развития эмоциональной сферы у детей с нарушениями слуха.
Глава II. Методические аспекты проблемы развития эмоциональной сферы детей с нарушением слуха
2.1. Анализ современных методов диагностики особенностей развития эмоциональной сферы детей
2.2. Основные направления и методы эмоционального развития детей с нарушениями слуха
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 3.06 Мб (Скачать файл)

 

Примечания 

 

Рассказ

 

Особенности рисунка

 


Диагностическая серия № 1

(для  детей 5—6 лет и детей 6—7 лет)

 

Этап 1

Стимульный  материал: лист белой бумаги, цветные  карандаши, 6 карт с изображениями лиц гномов.

 

 

Инструкция 1: Хочешь, я расскажу тебе сказку о гномиках? Жили- были неразлучные друзья гномы: весельчак ЭХ, злюка УХ, плакса ОХ, бояка ОЙ, привереда ФУ, завида (ябеда) АГА. Гномы всегда играли вместе, хотя иногда ссорились.

В процессе инструкции осуществляется показ мимикой, при  необходимости проанализировать соответствие имени каждого гнома определенному  эмоциональному состоянию. Далее показать поочередно 6 карт с лицами гномов.

Инструкция 2: Посмотри, здесь нарисованы все гномики. Попробуй отгадай, кто из них весельчак, злюка, плакса, бояка, завида (ябеда), привереда. Как ты догадался?

При затруднениях у ребенка обращать внимание на брови, рот, глаза изображения. Использовать показ мимикой. В процессе выполнения задания фиксировать выбор, номер попытки с правильным выбором, вид помощи.

Инструкция 3: А какой гномик тебе нравится больше? Почему? Расскажи о нем. А какой гномик тебе нравится меньше всех? Почему? Расскажи о нем.

 

Этап 2

Стимульный  материал: карта с цветным изображением 6 гномов (лица не прорисованы), цветные карандаши.

 

Инструкция: Однажды гномики попросили художника нарисовать их всех вместе на одном портрете. А художник забыл (не успел) нарисовать им лица. Может быть, ты закончишь портреты, ты же знаешь, как гномики выглядят ? С кого начнешь ? Выбирай! У каждого гнома свой любимый цвет, поэтому все колпачки должны быть разноцветные. Как ты думаешь, какой колпачок подходит каждому гному?

При затруднениях использовать показ мимикой, показ  карточек с лицами гномов. В процессе выполнения задания фиксировать очередность выбора при прорисовке лиц, цвет колпачка, вербальное сопровождение, вид помощи.

 

Этап 1

ПРОТОКОЛ 

 

Ф.И.О. 

Дата рождения   Возраст  

Дата обследования             Время

 

Номер пиктограмм

Попытки

Помощь

Обоснование

1

2

3

N° 1 (весельчак)

         

№ 2 (злюка)

         

N° 3 (плакса)

         

N° 4 (бояка)

         

N° 5 (привереда)

         

№ 6 (завида-ябеда)

         

 

Этап 2

 

Гномы

 

 

Выбор цвета

Адекватность прорисовки (элементы)

Обоснование

рот

глаза

брови

другое

Весельчак

           

Злюка

           

Плакса

           

Бояка

           

Привереда

           

Завида-ябеда

           

 

Примечания:__________________________________________________

Рассказ:______________________________________________________

 

Диагностическая серия № 2

 (для детей 4—5 лет)

 

Стимульный  материал: набор фотографий, цветные  карандаши, бумага.

 

 

 

Инструкция 1: Давай немного поиграем. Я буду тебе показывать фотографии людей, а ты будешь отгадывать, что с ними случилось и какое у них настроение.

 

Фотографии показывать ребенку по одной, к следующей переходить только после анализа и использования всех видов помощи. Фотографии, дублирующие одну эмоцию, чередовать. Первой лучше использовать фотографию с легко идентифицирующейся эмоцией (радость, печаль).

 

Инструкция 2 (после каждого предъявления): Как ты думаешь, что произошло (случилось) с этим человеком? Почему у него такое лицо? Что он чувствует? Как называется такое чувство (настроение) ?

 

В случае затруднений  предложить ребенку структуру рассказа: что было, есть, будет с этими людьми. При затруднениях в идентификации эмоции обратить внимание ребенка на рисунок губ, глаз, бровей.

В процессе выполнения задания фиксировать в протоколе  точность (адекватность) идентификации  эмоции, особенности соотнесения  экспрессивных признаков эмоции, вид помощи в каждом предъявлении.

 

Инструкция 3 (после всех предъявлений): А с тобой случалось такое? Или другие истории, когда ты радовался (боялся, грустил, злился и т. д.) ?

Расскажи  про свою радость, печаль, страх, злость. Выбор эмоциональной ситуации осуществляет сам ребенок.

 

ПРОТОКОЛ

 

Ф.И.О. 

Дата рождения       Возраст

Дата обследования        Время

Фотографии (основные)

Идентификация

(3 попытки)

Помощь

Обоснование

Радость (№1)

         

Печаль (№ 2)

         

Гнев (№ 3)

         

Страх (№ 4)

         

Фотографии  дублирующие

Идентификация

(3 попытки)

Помощь

Обоснование

Радость (№ 1а)

         

Печаль (№ 2а)

         

Гнев (N° За)

         

Страх (№ 4а)

         

Примечания ______________________________________________________

Рассказ __________________________________________________________

Рисунок __________________________________________________________

 

Диагностическая серия № 2 (для детей 5—6 лет)

 

Этап 1

Стимульный  материал: набор из 10 фотографий лиц  людей с эмоциональными состояниями  радости, печали, гнева, страха, отвращения, стыда (вины). В набор входят 6 основных и 4 дублирующих фотографии (модальности отвращения и стыда (вины) не дублируются).

Инструкция 1: Давай немного поиграем. Я буду тебе показывать фотографии людей, а ты — отгадывать, что с ними случилось и какое у них настроение.

Карточки показывать ребенку по одной, к следующей  переходить только после анализа  и использования всех видов помощи. Фотографии, дублирующие одну эмоцию, чередовать. Первой лучше использовать фотографию с легко идентифицирующейся эмоцией (радость, печаль).

Инструкция 2 (после каждого предъявления): Как ты думаешь, что произошло (случилось) с этим человеком? Почему у него такое лицо? Что он чувствует? Как называется такое чувство (настроение)?

В процессе выполнения задания фиксировать в протоколе точность (адекватность) идентификации эмоции, особенности соотнесения экспрессивных признаков эмоции, вид помощи в каждом предъявлении.

 

Этап 2

 

Стимульный  материал: набор фотографий и пиктограмм 6 модальностей (радость, печаль и обида, гнев, страх, отвращение, презрение и зависть).

Инструкция: Я буду тебе давать карточки с зашифрованными (загаданными) лицами, а ты будешь отгадывать лицо на фотографии.

Разложить перед  ребенком все фотографии в ряд. Предлагать карточки с пиктограммами по одной. Отгаданную пиктограмму ребенок должен положить под фотографией. После 2 — 3 предъявлений обратить внимание ребенка на то, что под каждой фотографией должна быть только одна карточка. Первой лучше использовать пиктограмму радости. В случае затруднений обратить внимание ребенка на экспрессивные признаки эмоции: улыбку, рисунок бровей, глаз и т.д. После каждого предъявления спрашивать у ребенка, как он отгадал лицо.

В процессе выполнения задания фиксировать в протоколе  адекватность выбора, номер адекватной попытки, обоснование выбора, вид помощи.

 

Этап 3

 

Стимульный  материал: бумага, цветные карандаши, краски.

Инструкция: А с тобой случалось такое?Или другие истории, когда ты радовался (боялся, удивлялся, грустил, злился и т. д.) ? Расскажи (нарисуй) про свою радость, печаль, страх и т. д.

Выбор эмоциональной  ситуации осуществляет сам ребенок.

 

ПРОТОКОЛ 

Ф.И.О. 

Дата рождения    Возраст  

Дата обследования  Время 

 

Этап 1

 

 

Фотографии (основные)

 

Идентификация (3 попытки)

Помощь

Обоснование

Радость (№1)

         

Печаль (№ 2)

         

Гнев (№ 3)

         

Страх (№ 4)

         

Отвращение (№ 5)

         

Стыд (вина) (№ 6)

         

 

Фотографии (дублирующие)

 

Идентификация (3 попытки)

Помощь

Обоснование

Радость (№ 1а)

         

Печаль (№ 2а)

         

Гнев (№ За)

         

Страх (№ 4а)

         

 

Этап 2

 

Фотографии

Пиктограммы

Обоснование

1

2

3

4

5

6

 

Радость 1

             

 

Печаль 2

             

 

Гнев 3

             

 

Страх 4

             

 

Отвращение 5

             

 

Стыд (вина) 6

             

 

Примечания

 

Диагностическая серия № 2

(для  детей 6—7 лет)

 

Этап 1

Стимульный  материал: набор картинок (4 шт.) с  изображениями эмоциональных ситуаций (день рождения, драка, расставание, нападение).

 

Инструкция 1: Я буду тебе показывать картинки с разными историями, а ты будешь рассказывать про людей на этих картинках.

Картинки показывать ребенку по одной, к следующей  переходить только после анализа  и использования всех видов помощи. Первой лучше использовать картинку с легко идентифицирующейся эмоциональной  ситуацией (праздник).

Инструкция 2 (после каждого предъявления): Как ты думаешь, что произошло (случилось) с этими людьми? Почему у них такие лица? Что они чувствуют? Как называется такое чувство (настроение) ?

В процессе выполнения задания фиксировать в протоколе  точность (адекватность) идентификации  эмоциональной ситуации, особенности соотнесения экспрессивных признаков эмоции в мимике и жестах, фактор ситуативной реактивности на определенную ситуацию или персонажа, вид помощи в каждом предъявлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап 1

 

ПРОТОКОЛ

 

Ф.И.О. 

 

Дата рождения                Возраст                 Дата обследования 

 

 

Модальности

Ситуации основные

Радость

Гнев

Печаль

Страх

 

(1)

(2)

(3)

(4)

День рождения (№ 1)

       

Драка (№ 2)

       

Нападение (№ 3)

       

Расставание (№ 4)

       

Ситуации дополнительные

 

Сюрприз (№ 5)

       

Наказание (№ 6)

       

Отвержение  пищи (№ 7)

       

Отвержение  людей (№ 8)

       

Информация о работе Развитие эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха