Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 17:48, курсовая работа
Цель исследования: изучить и проанализировать особенности развития эмоциональной сферы слабослышащих дошкольников и способы их диагностики. Задачи исследования:
Проанализировать общую и частную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и на этой основе:
Раскрыть сущность эмоций,
дать характеристику эмоциональной сферы
Выделить закономерности развития эмоциональной сферы при нормальном онтогенезе
Рассмотреть особенности развития эмоциональной сферы детей с нарушением слуха
Глава I. Теоретические подходы к проблеме развития эмоциональной сферы слабослышащих детей
Понятие об эмоциях в современной психологической литературе
1.2. Развитие эмоциональной сферы при нормальном онтогенезе
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха
1.4. Особенности развития эмоциональной сферы у детей с нарушениями слуха.
Глава II. Методические аспекты проблемы развития эмоциональной сферы детей с нарушением слуха
2.1. Анализ современных методов диагностики особенностей развития эмоциональной сферы детей
2.2. Основные направления и методы эмоционального развития детей с нарушениями слуха
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Примечания |
|
Рассказ |
|
Особенности рисунка |
|
Диагностическая серия № 1
(для детей 5—6 лет и детей 6—7 лет)
Этап 1
Стимульный материал: лист белой бумаги, цветные карандаши, 6 карт с изображениями лиц гномов.
Инструкция 1: Хочешь, я расскажу тебе сказку о гномиках? Жили- были неразлучные друзья гномы: весельчак ЭХ, злюка УХ, плакса ОХ, бояка ОЙ, привереда ФУ, завида (ябеда) АГА. Гномы всегда играли вместе, хотя иногда ссорились.
В процессе инструкции
осуществляется показ мимикой, при
необходимости проанализировать соответствие
имени каждого гнома
Инструкция 2: Посмотри, здесь нарисованы все гномики. Попробуй отгадай, кто из них весельчак, злюка, плакса, бояка, завида (ябеда), привереда. Как ты догадался?
При затруднениях у ребенка обращать внимание на брови, рот, глаза изображения. Использовать показ мимикой. В процессе выполнения задания фиксировать выбор, номер попытки с правильным выбором, вид помощи.
Инструкция 3: А какой гномик тебе нравится больше? Почему? Расскажи о нем. А какой гномик тебе нравится меньше всех? Почему? Расскажи о нем.
Этап 2
Стимульный материал: карта с цветным изображением 6 гномов (лица не прорисованы), цветные карандаши.
Инструкция: Однажды гномики попросили художника нарисовать их всех вместе на одном портрете. А художник забыл (не успел) нарисовать им лица. Может быть, ты закончишь портреты, ты же знаешь, как гномики выглядят ? С кого начнешь ? Выбирай! У каждого гнома свой любимый цвет, поэтому все колпачки должны быть разноцветные. Как ты думаешь, какой колпачок подходит каждому гному?
При затруднениях использовать показ мимикой, показ карточек с лицами гномов. В процессе выполнения задания фиксировать очередность выбора при прорисовке лиц, цвет колпачка, вербальное сопровождение, вид помощи.
Этап 1
ПРОТОКОЛ
Ф.И.О.
Дата рождения Возраст
Дата обследования Время
Номер пиктограмм |
Попытки |
Помощь |
Обоснование | ||
1 |
2 |
3 | |||
N° 1 (весельчак) |
|||||
№ 2 (злюка) |
|||||
N° 3 (плакса) |
|||||
N° 4 (бояка) |
|||||
N° 5 (привереда) |
|||||
№ 6 (завида-ябеда) |
Этап 2
Гномы |
Выбор цвета |
Адекватность прорисовки (элементы) |
Обоснование | |||
рот |
глаза |
брови |
другое | |||
Весельчак |
||||||
Злюка |
||||||
Плакса |
||||||
Бояка |
||||||
Привереда |
||||||
Завида-ябеда |
Примечания:___________________
Рассказ:______________________
Диагностическая серия № 2
(для детей 4—5 лет)
Стимульный материал: набор фотографий, цветные карандаши, бумага.
Инструкция 1: Давай немного поиграем. Я буду тебе показывать фотографии людей, а ты будешь отгадывать, что с ними случилось и какое у них настроение.
Фотографии показывать ребенку по одной, к следующей переходить только после анализа и использования всех видов помощи. Фотографии, дублирующие одну эмоцию, чередовать. Первой лучше использовать фотографию с легко идентифицирующейся эмоцией (радость, печаль).
Инструкция 2 (после каждого предъявления): Как ты думаешь, что произошло (случилось) с этим человеком? Почему у него такое лицо? Что он чувствует? Как называется такое чувство (настроение) ?
В случае затруднений предложить ребенку структуру рассказа: что было, есть, будет с этими людьми. При затруднениях в идентификации эмоции обратить внимание ребенка на рисунок губ, глаз, бровей.
В процессе выполнения
задания фиксировать в
Инструкция 3 (после всех предъявлений): А с тобой случалось такое? Или другие истории, когда ты радовался (боялся, грустил, злился и т. д.) ?
Расскажи про свою радость, печаль, страх, злость. Выбор эмоциональной ситуации осуществляет сам ребенок.
ПРОТОКОЛ
Ф.И.О.
Дата рождения Возраст
Дата обследования Время
Фотографии (основные) |
Идентификация (3 попытки) |
Помощь |
Обоснование | ||
Радость (№1) |
|||||
Печаль (№ 2) |
|||||
Гнев (№ 3) |
|||||
Страх (№ 4) |
|||||
Фотографии дублирующие |
Идентификация (3 попытки) |
Помощь |
Обоснование | ||
Радость (№ 1а) |
|||||
Печаль (№ 2а) |
|||||
Гнев (N° За) |
|||||
Страх (№ 4а) |
Примечания ______________________________
Рассказ ______________________________
Рисунок ______________________________
Диагностическая серия № 2 (для детей 5—6 лет)
Этап 1
Стимульный материал: набор из 10 фотографий лиц людей с эмоциональными состояниями радости, печали, гнева, страха, отвращения, стыда (вины). В набор входят 6 основных и 4 дублирующих фотографии (модальности отвращения и стыда (вины) не дублируются).
Инструкция 1: Давай немного поиграем. Я буду тебе показывать фотографии людей, а ты — отгадывать, что с ними случилось и какое у них настроение.
Карточки показывать ребенку по одной, к следующей переходить только после анализа и использования всех видов помощи. Фотографии, дублирующие одну эмоцию, чередовать. Первой лучше использовать фотографию с легко идентифицирующейся эмоцией (радость, печаль).
Инструкция 2 (после каждого предъявления): Как ты думаешь, что произошло (случилось) с этим человеком? Почему у него такое лицо? Что он чувствует? Как называется такое чувство (настроение)?
В процессе выполнения задания фиксировать в протоколе точность (адекватность) идентификации эмоции, особенности соотнесения экспрессивных признаков эмоции, вид помощи в каждом предъявлении.
Этап 2
Стимульный материал: набор фотографий и пиктограмм 6 модальностей (радость, печаль и обида, гнев, страх, отвращение, презрение и зависть).
Инструкция: Я буду тебе давать карточки с зашифрованными (загаданными) лицами, а ты будешь отгадывать лицо на фотографии.
Разложить перед ребенком все фотографии в ряд. Предлагать карточки с пиктограммами по одной. Отгаданную пиктограмму ребенок должен положить под фотографией. После 2 — 3 предъявлений обратить внимание ребенка на то, что под каждой фотографией должна быть только одна карточка. Первой лучше использовать пиктограмму радости. В случае затруднений обратить внимание ребенка на экспрессивные признаки эмоции: улыбку, рисунок бровей, глаз и т.д. После каждого предъявления спрашивать у ребенка, как он отгадал лицо.
В процессе выполнения
задания фиксировать в
Этап 3
Стимульный материал: бумага, цветные карандаши, краски.
Инструкция: А с тобой случалось такое?Или другие истории, когда ты радовался (боялся, удивлялся, грустил, злился и т. д.) ? Расскажи (нарисуй) про свою радость, печаль, страх и т. д.
Выбор эмоциональной ситуации осуществляет сам ребенок.
ПРОТОКОЛ
Ф.И.О.
Дата рождения Возраст
Дата обследования Время
Этап 1
Фотографии (основные) |
Идентификация (3 попытки) |
Помощь |
Обоснование | ||||||
Радость (№1) |
|||||||||
Печаль (№ 2) |
|||||||||
Гнев (№ 3) |
|||||||||
Страх (№ 4) |
|||||||||
Отвращение (№ 5) |
|||||||||
Стыд (вина) (№ 6) |
|||||||||
Фотографии (дублирующие) |
Идентификация (3 попытки) |
Помощь |
Обоснование | ||||||
Радость (№ 1а) |
|||||||||
Печаль (№ 2а) |
|||||||||
Гнев (№ За) |
|||||||||
Страх (№ 4а) |
Этап 2
Фотографии |
Пиктограммы |
Обоснование | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | ||
Радость 1 |
|||||||
Печаль 2 |
|||||||
Гнев 3 |
|||||||
Страх 4 |
|||||||
Отвращение 5 |
|||||||
Стыд (вина) 6 |
Примечания
Диагностическая серия № 2
(для детей 6—7 лет)
Этап 1
Стимульный
материал: набор картинок (4 шт.) с
изображениями эмоциональных
Инструкция 1: Я буду тебе показывать картинки с разными историями, а ты будешь рассказывать про людей на этих картинках.
Картинки показывать ребенку по одной, к следующей переходить только после анализа и использования всех видов помощи. Первой лучше использовать картинку с легко идентифицирующейся эмоциональной ситуацией (праздник).
Инструкция 2 (после каждого предъявления): Как ты думаешь, что произошло (случилось) с этими людьми? Почему у них такие лица? Что они чувствуют? Как называется такое чувство (настроение) ?
В процессе выполнения
задания фиксировать в
Этап 1
ПРОТОКОЛ
Ф.И.О.
Дата рождения Возраст Дата обследования
Модальности | ||||||
Ситуации основные |
Радость |
Гнев |
Печаль |
Страх | ||
(1) |
(2) |
(3) |
(4) | |||
День рождения (№ 1) |
||||||
Драка (№ 2) |
||||||
Нападение (№ 3) |
||||||
Расставание (№ 4) |
||||||
Ситуации дополнительные |
||||||
Сюрприз (№ 5) |
||||||
Наказание (№ 6) |
||||||
Отвержение пищи (№ 7) |
||||||
Отвержение людей (№ 8) |
Информация о работе Развитие эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха