Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 17:48, курсовая работа
Цель исследования: изучить и проанализировать особенности развития эмоциональной сферы слабослышащих дошкольников и способы их диагностики. Задачи исследования:
Проанализировать общую и частную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и на этой основе:
Раскрыть сущность эмоций,
дать характеристику эмоциональной сферы
Выделить закономерности развития эмоциональной сферы при нормальном онтогенезе
Рассмотреть особенности развития эмоциональной сферы детей с нарушением слуха
Глава I. Теоретические подходы к проблеме развития эмоциональной сферы слабослышащих детей
Понятие об эмоциях в современной психологической литературе
1.2. Развитие эмоциональной сферы при нормальном онтогенезе
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха
1.4. Особенности развития эмоциональной сферы у детей с нарушениями слуха.
Глава II. Методические аспекты проблемы развития эмоциональной сферы детей с нарушением слуха
2.1. Анализ современных методов диагностики особенностей развития эмоциональной сферы детей
2.2. Основные направления и методы эмоционального развития детей с нарушениями слуха
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Приложение №4
Анкета-опросник для родителей
Анкета-опросник разработана Е. И. Изотовой в рамках экспериментального исследования особенностей эмоционального развития детей дошкольного возраста в 1994 г.; в 2003 г. анкета доработана и стандартизирована.
Анкета-опросник предназначена для выявления представлений родителей об особенностях эмоционального развития ребенка по следующим показателям:
эмоциональный
опыт ребенка (вопросы 9, 10); присутствие
у ребенка фактора
наличие у ребенка знаний и представлений о чувствах, эмоциях (вопрос 16);
эмоциональное поле ребенка (вопросы 3, 13, 14); эмоциональный (модальный) стиль ребенка (вопросы 4, 5, 15); экспрессивность (мимическая выразительность) ребенка (вопросы 11, 12).
Вопросы 3, 6, 7, 14, 16, 17 выявляют позицию родителей по отношению к ребенку, особенности их эмоционального взаимодействия, а также степень достоверности ответов.
Проведение
данной анкеты-опросника может
АНКЕТА-ОПРОСНИК
______________________________
______________________________
3. А. Считаете
ли Вы своего ребенка
3. Б. Почему?____________________
4. Как часто (редко, иногда, постоянно) Ваш ребенок испытывает:
радость______________________
печаль ______________________________
гнев (злость) ______________________________
страх ________________________
обиду ______________________________
стыд (вину) _______________________
зависть_______________________
отвращение ______________________________
презрение_____________________
(Отметить каждую эмоцию)
5. Как Вы думаете, что (ситуация, конкретный человек, конкретный предмет) чаще всего является причиной появления у вашего ребенка следующих эмоций:
радость_______________________
печаль ______________________________
гнев (злость) ______________________________
страх ________________________
обида ______________________________
стыд (вина) _______________________
зависть ______________________________
отвращение____________________
презрение_____________________
(Отметить каждую эмоцию)
В чем выражается наказание? _____________________________
______________________________
______________________________
8.А. Можно
ли сказать о Вашем ребенке:
эмоционально возбудимый_______
(Да, нет, не могу сказать)
8.Б. Не наблюдаются
ли у Вашего ребенка яркие
отрицательные реакции на
9.А. Случались
ли в жизни Вашего ребенка
трагические события (тяжелые
болезни, смерть друзей и
______________________________
(Указать возраст)
9.Б. Особенности
реакции ребенка на данное
событие (шок, истерика, кома и др.): ______________________________
10.А. Какое
событие (радостное, печальное,
не могу сказать) своей жизни Ваш ребенок вспоминает
чаще всего?________________________
______________________________
10.Б. Какие
причины (человек, ситуация,
предмет, не могу сказать) вызывают воспоминания об этом
событии?______________________
______________________________
11. Можно ли
по лицу Вашего ребенка
12. Считаете
ли Вы лицо Вашего ребенка
выразительным? (Да, нет, не могу
сказать)______________________
13. Может ли
Ваш ребенок заплакать или
засмеяться, сопереживая Вам, другим
людям, литературным и телевизионным персонажам? (Да, нет, не могу
сказать)______________________
14.А. Принято
ли у Вас в семье ярко
выражать эмоции и чувства? (Да, нет) _________________________
14.Б. Ваш ребенок похож на Вас в выражении
своих чувств и эмоций? (Да, нет, не могу
сказать)______________________
15. Каковы наиболее
частые причины появления
______________________________
16.А. Рассказываете ли Вы ребенку о чувствах, эмоциях, отношениях между людьми? (Часто, по ситуации, если спрашивает, редко, никогда)
______________________________
16.Б. Какие
слова вы используете для
17. Как Вы думаете, в чем выражается любовь Вашего ребенка к Вам? (Поведение, слова, зависимость, не знаю, не проявляется)
______________________________
Интерпретация результатов анкетирования
(качественный и количественный анализ).
1. Качественный анализ
Качественный анализ полученных ответов осуществляется в следующем направлении — особенности эмоционального развития ребенка.
Под эмоциональным опытом ребенка понимается эмоциональное проживание конкретного события или ситуации различного модального содержания (радостного, печального, страшного и пр.). Учитываются события, вызвавшие у ребенка эмоции высокой интенсивности, т. е. эмоциональные реакции на высоком пороге реагирования. Имеются в виду: эмоциональное возбуждение, полная или частичная заторможенность, различного рода депрессии, дисфории и эйфории, шоковые и коматозные состояния. Перечень возможных ситуаций, вызывающих подобные эмоциональные реакции, задан в вопросе 9 анкеты. В каждом конкретном случае возможно расширение данного перечня.
Для анализа необходимо фиксирование реального стимул-со- бытия в жизни ребенка, возраста ребенка на момент его проживания, особенностей его эмоционального реагирования (вопрос 9), а также эмоционального «застревания» ребенка на данной ситуации или людях (предметах), ее напоминающих (вопрос 10).
Под фактором эмоциональной напряженности понимается проявление в повседневном поведении симптомов эмоциональной возбудимости, эмоциональной заторможенности или ситуативной реактивности как негативных показателей эмоционального развития ребенка. Учитываются реакции, повторяющиеся с определенной периодичностью и характеризующие состояния беспокойства, тревоги, страха. Повышенная эмоциональная возбудимость проявляется в необоснованных и длительных эйфорических настроениях, которые часто сопровождаются высокой двигательной или вербальной активностью, переходящей в навязчивые двигательно-речевые комплексы. Эмоциональная заторможенность проявляется в полном или частичном отсутствии эмоциональных реакций, адекватных для детей данного возраста. Так называемая «эмоциональная тупость» обусловлена состоянием тревожности и страха высокой степени, которое блокирует механизм адекватного реагирования. Часто эмоциональная заторможенность (полная) сопровождается мутизмом, т.е. отказом от речевого общения при отсутствии органических поражений речевого аппарата. В некоторых случаях эмоциональная заторможенность (частичная) выражает скрытую агрессию и сопровождается немотивированными негативными действиями ребенка. Ситуативная реактивность проявляется в ярком и относительно кратковременном эмоциональном реагировании ребенка на конкретные ситуации, связанные с его негативными переживаниями. Например, ситуации с отчимом, братьями и сестрами (младшими и старшими), животными, темными помещениями, водой и высотой, запретами и наказаниями, болезнями и несчастными случаями. Реакции могут быть различного порядка: истерические, депрессивные, дисфорийные и др.
Для анализа необходимо фиксирование наличия фактора эмоциональной напряженности у ребенка, дифференциация симптомов по трем типам эмоциональной напряженности: возбудимость, заторможенность, ситуативная реактивность (вопрос 8).
Знания и представления о чувствах, эмоциях у ребенка формируются в основе своей в дошкольном детстве и составляют часть его общего когнитивного развития. В норме ребенок должен интересоваться содержанием и проявлением различных эмоциональных состояний. Своевременное эмоциональное развитие дошкольника подразумевает наличие у ребенка представлений об основных эмоциональных модальностях (радость, горе, страх, гнев, презрение, обида, зависть, вина). В структуру данных представлений входят: экспрессивное значение эмоции (выражение), им- прессивное значение эмоции (переживание), ситуационное значение (содержание). Ребенок должен ориентироваться в признаках (мимических и пантомимических) различных эмоций и соотносить их с определенным значением.
Для анализа
необходимо фиксирование наличия у
ребенка представлений о
Под эмоциональным полем понимается комплекс особенностей эмоционального реагирования ребенка при взаимодействии с окружающей действительностью, людьми и самим собой. Этот комплекс включает: эмотивностъ, эмоциональную пластичность, эмоциональную реактивность и др. В совокупности эти особенности дают представление об общей эмоциональности личности. Эмоциональное поле изначально имеет психофизиологический характер, поэтому его реактивная динамика обусловлена типом нервной системы. Некоторые формы эмоционального реагирования могут быть ситуативного (временного) происхождения и связаны с сильными эмоциональными переживаниями: контрастные изменения эмоционального поля у ребенка диагностируют эмоциональные срывы и потрясения, симптомы поэтапной трансформации — развитие невротизации.
Для анализа необходимо фиксирование способности эмоционального сопереживания и «заражения», гибкости перехода из одного эмоционального состояния в другое (вопрос 13), интенсивности эмоциональных проявлений (вопрос 14), а также мнения родителей об общей эмоциональности их ребенка (вопрос 3).
Эмоциональный стиль ребенка определяется на основе преобладающих эмоциональных состояний, их знака и модальности. Знак эмоциональных состояний дифференцирует эмоциональный фон ребенка: положительный, отрицательный, нейтральный. Положительный эмоциональный фон характеризуется достаточно стабильным и конструктивным принятием себя и окружающей действительности (позитивное отражение). Отрицательный фон характеризуется деконструктивным отношением к себе или окружающей действительности (негативное отражение), также достаточно стабильным. Нейтральный фон характеризуется отсутствием выраженного отношения к себе и окружающей действительности (нарушенное отражение). Наряду с эмоциональным фоном учитывается модальное содержание преобладающих у ребенка эмоций. За основу модального ряда, валидного для детей дошкольного возраста, взят следующий перечень: радость, гнев, страх, печаль, презрение, отвращение, обида, стыд (вина), зависть. Преобладание одной или устойчивого сочетания модальностей позволяет говорить о закрепленном эмоциональном реагировании ребенка. Сочетание знака эмоциональных состояний и их модальности в совокупности определяет эмоциональный стиль ребенка. У детей дошкольного возраста высоко дифференцированным является сочетание отрицательного эмоционального фона и модальностей страха (тревожность), гнева (агрессивность), пе- чали-обиды (депрессивность), презрения-зависти (демонстративность) и т.д.
Для анализа необходимо фиксирование модальности эмоций и частоты их проявлений (вопрос 4), стимул-факторов, вызывающих определенные эмоциональные состояния (вопрос 5), форм закрепленного эмоционального реагирования (вопрос 15).
Под экспрессивностью понимается мимическая выразительность ребенка при эмоциональном реагировании. Экспрессивность входит в структуру коммуникативной и игровой компетентности ребенка в дошкольном возрасте. Та или иная степень мимической выразительности как средство общения со сверстниками определяет также социальный статус ребенка. При интерпретации различаются произвольная и непроизвольная экспрессии. В первом случае анализируются непроизвольные (спонтанные) экспрессивные реакции, во втором — произвольные мимические изменения по требованию.
Для анализа необходимо фиксирование доминирования открытой или закрытой формы экспрессивного реагирования (вопросы 11, 12), степени произвольной регуляции мимической экспрессии (вопрос 11).
2. Количественный анализ
Количественный анализ полученных ответов осуществляется по двум направлениям:
степень участия
родителей в эмоциональном
Оценивается каждый ответ родителей в соответствии с представленными в таблице баллами (см. таблицу оценки ответов). В результате набранное количество баллов дифференцируется по следующим значениям:
высокая степень участия — от 22 до 27 баллов (самое высокое количество баллов при однозначных ответах на все 18 вопросов); средняя степень участия — от 18 до 22 баллов; низкая степень участия — от 0 до 18 баллов. Присутствие отрицательных значений (-1, -2) при любой комбинации баллов свидетельствует о проблемах детско-родительских отношений на эмоциональном уровне (эмоциональное непринятие ребенка).
Таблица оценки ответов
Номер |
Ответы |
Баллы |
Номер |
Ответы |
Баллы |
вопроса |
вопроса |
||||
За |
Да |
1 |
106 |
Человек |
1 |
Нет |
1 |
Ситуация |
1 | ||
Не могу сказать |
0 |
Предмет |
1 | ||
Не могу сказать |
0 | ||||
4 |
7—9 строк заполнено |
3 |
11 |
Всегда |
1 |
3—7 строк заполнено |
2 |
Иногда |
1 | ||
1—3 строк заполнено |
1 |
Никогда |
0 | ||
9 строк не заполнено |
0 |
||||
5 |
7—9 строк заполнено |
3 |
12 |
Да |
1 |
3—7 строк заполнено |
2 |
Нет |
1 | ||
1 — 3 строк заполнено |
1 |
Не могу сказать |
0 | ||
9 строк не заполнено |
0 |
Информация о работе Развитие эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха