Развитие эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить и проанализировать особенности развития эмоциональной сферы слабослышащих дошкольников и способы их диагностики. Задачи исследования:
Проанализировать общую и частную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и на этой основе:
Раскрыть сущность эмоций,
дать характеристику эмоциональной сферы
Выделить закономерности развития эмоциональной сферы при нормальном онтогенезе
Рассмотреть особенности развития эмоциональной сферы детей с нарушением слуха

Содержание работы

Глава I. Теоретические подходы к проблеме развития эмоциональной сферы слабослышащих детей
Понятие об эмоциях в современной психологической литературе
1.2. Развитие эмоциональной сферы при нормальном онтогенезе
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха
1.4. Особенности развития эмоциональной сферы у детей с нарушениями слуха.
Глава II. Методические аспекты проблемы развития эмоциональной сферы детей с нарушением слуха
2.1. Анализ современных методов диагностики особенностей развития эмоциональной сферы детей
2.2. Основные направления и методы эмоционального развития детей с нарушениями слуха
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 3.06 Мб (Скачать файл)

 

Глава II.  Методические аспекты проблемы развития эмоциональной сферы детей с нарушением слуха

2.1. Анализ современных методов диагностики особенностей развития эмоциональной сферы детей

Применение психодиагностических методик в практике работы с детьми школьного возраста может оказать  неоценимую помощь в выявлении и  учете индивидуальных особенностей детей в процессе их обучения и воспитания.

Диагностические методы дают возможность  при помощи относительно кратких  испытаний определить сравнительный  уровень умственного развития ребенка, то есть его соответствие некоторому среднему уровню, установленному для  детей данной возрастной группы, или отклонение от этого среднего уровня в ту или иную сторону. [24; 112]

Отечественная детская психология исходит из тесной взаимосвязи обучения и умственного развития. При этом обучение играет ведущую роль в психическом  развитии.

Диагностика умственного развития должна определить реальный уровень  достижений ребенка, так как без  этого невозможно оценить подлинную  эффективность различных педагогических систем, методов и приемов, применяемых  на практике.

Применение диагностических методик необходимо также для изучения закономерностей формирования различных психических качеств и способностей.[19;95]

В основе диагностики детей лежит  понимание познавательных психических  процессов как ориентировочных  действий, направленных на обследование предметов и явлений, выяснение и запечатление их свойств и отношений. Это положение было выдвинуто и экспериментально обоснованно А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, В.В. Холмской и др.[19;125]

Существуют определенные правила тестирования

1. Прежде чем приступить к  тестированию, педагог должен тщательно  ознакомиться с методикой испытания,  т.к. иногда очень незначительные  затруднения, испытываемые педагогом  в момент испытания и замеченные  ребенком способны исказить результаты.

2. Формулировка вопроса, продолжительность  времени для ответа должны  быть одинаковы для всех испытуемых.

3. Перед тестированием объяснить  ребенку, что от него требуется,  убедиться, что он понимает  задачу.

4. Если педагог видит, что  ребенок не дает ответа и это не зависит от смущения или непонимания вопроса, то надо остановиться и перейти к следующему тесту.

5. Испытание проходит в естественной  для ребенка обстановке, т. е.  у него не должно быть боязни, недоверия, подавленности. Педагог  - спокоен, ровен, выдержан, не дает никаких порицаний за неудачные ответы.

6. Педагог учитывает, что отдельные  стороны интеллектуальной деятельности  у различных детей бывают неодинаково  развиты. Тесты не должны применяться  механически. Они требуют учета  всех обстоятельств, обнаружившихся в испытаниях. Результаты зависят от индивидуальных особенностей детей.

7. В том случае, когда ребенок  с легкостью выполняет задания  своего возраста, предлагайте ему  тесты следующего возраста.

         8. Если большая часть тестов выполнена ребенком, он соответствует уровню развития для данного возраста. Но педагог должен обратить внимание на то, какие психофизические факторы у ребенка развиты меньше, и направить свои усилия на их развитие. Если же большая часть тестов не выполнена или выполнена с ошибками - это сигнал тревоги: мало внимания уделяется развитию умственных способностей ребенка. Гейци Э.Д. Психодиагностика в педвузе. – Новосибирск: Издательство НГПУ, 2001.

Только при соблюдении всех этих правил возможна диагностика детей.

Для диагностики используются различные  психологические методики, которые  должны отвечать возрасту детей и  исследованию именно той сферы, из-за которой и необходимо тестирование. [22; 86]

В настоящее время созданы и  практически используются методы психодиагностики, которые охватывают все известные науке психологические процессы, свойства и состояния человека. Основные требования, которые предъявляются к методам – это требования операционализации и верификации. [24;92]

Под операционализацией понимается требование, согласно которому при введении новых научных понятий обязательно необходимо четко указывать на конкретные процедуры, приемы и методы, с помощью которых можно практически удостовериться в том, что явление, описанное в понятиях, действительно существует. Требование верификации означает, что всякое новое понятие, вводимое в научный оборот и претендующее на получение статуса научного, обязательно должно пройти проверку на его непустоту. Последнее предполагает наличие методики экспериментальной диагностики того явления, которое описано в данном понятии. Слово «верификация» буквально обозначает «проверка». [20; 110]

Таким образом, мы определились с теми требованиями, которые предъявляются  к психодиагностическому исследованию.

Рассмотрим комплекс методик для исследования эмоциональной сферы детей.

Комплекс методик  для исследования эмоциональной  сферы детей

Исследованию эмоциональной сферы  детей, в отличие от интеллектуальной, посвящено очень мало материала, так как сейчас все больше внимания стали уделять именно интеллектуальному развитию. Поэтому выбор методик достаточно невелик. Для диагностики эмоциональной сферы нами был подобран комплекс, состоящий из следующих методик:

  1. тест «Рисунок семьи»;
  2. восьмицветовой тест Люшера;
  3. тест цветовых отношений (с использованием цветов предыдущего теста);
  4. тест «Рисунок несуществующего животного».

Далее мы рассмотрим, почему были выбраны  именно эти тесты для диагностики.

1. «Рисунок семьи» Психологические  тесты. / Сост. Ковалев В.А. – М.: Просвещение, 2000.

Цель: выявление индивидуальных переживаний ребенка по отношению к членам семьи, а также эмоциональных состояний и чувств, переживаемых автором рисунка.

Методика отражает два измерения:

  1. чувства, которые ребенок испытывает по отношению к семье, семейной ситуации и своему месту в этой семье – чувства принадлежности или отверженности;
  2. способ  « переработки »  чувства   отверженности  («символическое изгнание  семьи  – символическое изгнание  себя »). Это измерение дифференцирует полюс фактора 1) « чувство   отверженности » и описывается противопоставлением следующих характеристик: присутствие не связанных с семьей  людей, «Я» единственная фигура – отсутствие «Я».

Достоинством данной методики является то, что в рисунке могут проявиться те чувства, которые ребенок сознательно не признает или не может выразить другими средствами. Таким образом, методика позволяет ответить на следующие вопросы: Как видят членов семьи дети? Как относятся к ним? Какие чувства преобладают у ребенка при общении с тем или иным членом семьи?

По тесту «Рисунок семьи» можно увидеть:

  • как ребенок относится к родителям,
  • как родителя относятся к ребенку,
  • как ребенок относится к братьям и сестрам,
  • как братья и сестры относятся к нему,
  • как родители относятся друг к другу.

Психологи выделяют 4 позиции отношений «ребенок – семья»:

  1. «я нужен, я любим» - рисунки, в которых присутствуют все члены семьи, все расположены близко друг к другу, хорошо декорированы, улыбаются – данный рисунок говорит о благополучии в семье и в эмоциональной сфере ребенка;
  2. «я нужен, я любим, а вы существуете ради меня» - рисунок, в котором акцент сделан на ребенке – вызывает тревожность состояние эмоциональной сферы;
  3. «я не любим, но желаю приблизиться к вам» - на таких рисунках автор отсутствует, но есть все остальные члены семьи – говорит о неблагополучном состоянии в семье и в эмоциональной сфере ребенка;
  4. «я не нужен и не любим, так оставьте меня в покое» - в таких рисунках автор всегда отсутствует, члены семьи прорисованы плохо или тоже отсутствуют – ребенок считает себя отвергнутым, данный момент присущ детям с невротическими проявлениями.

2. Восьмицветовой тест Люшера  Психологические тесты. / Под ред.  Ворониной А.В. – М.: ВЛАДОС, 2004.

Существует два варианта данного  теста:

  • классический (или традиционный) позволяет внутриличностные проблемы и конфликты;
  • тест Филимоненко – измерение психофизиологического состояния человека.

Позволяет выявить внутреннее эмоциональное  состояние ребенка на данный момент времени.

Достоинства данного теста:

  1. скорость проведения (15-25 минут);
  2. широкий диапазон применения (от 6 лет и до бесконечности);
  3. независимость от пола, возраста, социального статуса, физиологических проблем;
  4. многократность применения;
  5. независимость от самопознания и самооценки человека.

3. Тест «Цветовых отношений» Е.Ф. Бажина и А.М. Эткинда

Позволяет выявить эмоциональный  компонент в отношении к знакомым людям для исследуемого ребенка. Цвета, которые применяются для  данного теста те же, которые используются для теста Люшера, но интерпретация  цветов уже по отношению не к объекту, а к его окружению.

Данный тест, как и тест Люшера имеет те же достоинства.

4. Тест «Рисунок несуществующего  животного» Методика Рене Жиля.

Данный тест, как и «Рисунок семьи» позволяет выявить внутреннее состояние  и благополучие / неблагополучие ребенка.

Графические методы исследования дают возможность раскрытия психологической индивидуальности личности, особенностей ее поведения, связей с внешним миром, эмоционального состояния, мотивационной сферы и т.д. Это проективные методы, позволяющие человеку самому проецировать реальность и по-своему ее интерпретировать. В психологии рассматривают два варианта методов психодиагностики соответственно видам графических проявлений: методы психографического анализа текста и психодиагностические рисуночные тесты.

В практической психологии часто используют рисуночные тесты, которые нередко служат единственным средством развития общения между испытуемым и экспериментатором.

Помимо тех рисуночных тестов, которые  мы выделили для изучения эмоциональной  сферы, можно использовать и другие. В числе таких диагностических рисуночных тестов можно назвать «Дерево» (К. Кох), «Дом - дерево – человек» (Д. Вук), «Рисунок семьи» (в различных обработках и интерпретациях - В. Вульф, В. Хьюос, Л. Корман, Р. Бернс и С. Кауфман, А.И. Захаров, Е.Т. Соколова, Г.Т. Хоментаускас и др.). К числу таких тестов можно отнести и тест Маховера и Гуденау «Человек».

Следовательно, для исследования эмоциональной  сферы у школьников самыми действенными методиками являются рисуночные тесты. Особенно это необходимо для изучения эмоциональной сферы у глухих или слабослышащих школьников. Так как данные тесты не направлены на проговаривание каких-либо моментов, а при помощи рисунка могут рассказать об эмоциях, которые присутствуют внутри человека. То же самое касается и цветовых тестов – теста Люшера и теста «Цветовых отношений». Результаты теста показывают эмоциональные состояния, которые преобладают у школьника в данный момент времени. То, что применение данных тестов невозможно без минимального общения, не является условием для того, чтобы они не применялись для изучения эмоций у глухих и слабослышащих. Так как в данном случае, общение сводится к минимуму, а результаты позволяют узнать максимально точно эмоциональное состояние ребенка.

Рассмотрим с помощью, каких  методов можно развивать эмоциональную сферу ребёнка.

2.2. Основные  направления и методы эмоционального  развития детей с нарушениями  слуха

Развивать эмоциональную  сферу ребенка, научить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно  проявлять их должны и специалисты-психологи, и педагоги, и воспитатели, и родители. М. В. Ермолаева и И. Г. Ерофеева считают: «Эмоциональные процессы являются той сферой психологического бытия ребенка, которая заряжает и регулирует все остальные его функции, такие как восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др. Эмоциональные образы и эмоциональный контроль являются целью и продуктом воспитания» [13; 214].

Знакомство детей с  фундаментальными эмоциями осуществляется как в ходе всего учебно-воспитательного  процесса, так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям. [13; 218]

С помощью сюжетно-ролевых  игр, подвижных игр и игровых  упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок (игр- драматизаций) способствуем развитию эмоциональной сферы ребенка. [24; 121]

При работе с детьми в  данном направлении важно сделать  акцент на развитие следующих умений:

  • умение произвольно направлять свое внимание на испытываемые эмоциональные ощущения;
  • умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, спокойно, удивительно, страшно и т. д.);
  • умение одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие.

На групповых занятиях работа идет параллельно по четырем  основным направлениям:

Аксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.

Инструментальное направление  требует формирования у ребенка  умения осознавать свои чувства, причины  поведения, последствия поступков, т. е. формирования личностной рефлексии.

Информация о работе Развитие эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха