Развитие эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить и проанализировать особенности развития эмоциональной сферы слабослышащих дошкольников и способы их диагностики. Задачи исследования:
Проанализировать общую и частную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и на этой основе:
Раскрыть сущность эмоций,
дать характеристику эмоциональной сферы
Выделить закономерности развития эмоциональной сферы при нормальном онтогенезе
Рассмотреть особенности развития эмоциональной сферы детей с нарушением слуха

Содержание работы

Глава I. Теоретические подходы к проблеме развития эмоциональной сферы слабослышащих детей
Понятие об эмоциях в современной психологической литературе
1.2. Развитие эмоциональной сферы при нормальном онтогенезе
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха
1.4. Особенности развития эмоциональной сферы у детей с нарушениями слуха.
Глава II. Методические аспекты проблемы развития эмоциональной сферы детей с нарушением слуха
2.1. Анализ современных методов диагностики особенностей развития эмоциональной сферы детей
2.2. Основные направления и методы эмоционального развития детей с нарушениями слуха
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 3.06 Мб (Скачать файл)

Вместе с тем кроме  детей с выраженным нарушением слуха, перевод которых в специальную  школу необходим как можно  раньше, в массовой школе могут быть дети, у которых наблюдается легкое снижение слуха, создавая ряд затруднений в обучении, не являясь основанием для обучения в школе слабослышащих. Такие дети могут успешно учиться в массовой школе при условии индивидуального подхода и создания соответствующих условий. [21;90]

Ограниченные возможности  общения у детей приводят к  развитию вторичных невротических  и неврозоподобных расстройств  и других психопатологических нарушений.

У слабослышащих детей  возникают вторичные отклонения психического развития, которые распространяются как на познавательные процессы, так и на эмоционально-волевую сферу личности.[28;271]

Детей с недостатками слуха нередко ошибочно диагностируют  как умственно отсталых. Клиническая  картина интеллектуальной недостаточности у глухих и тугоухих детей осложняется за счет эмоционально-волевой незрелости, своеобразного психического инфантилизма, формирующегося вследствие сенсорной и социальной депривации, особенностей семейного воспитания и длительной психической травматизации. [17; 153]

Психотравмирующий смысл  социальных ситуаций ведет к появлению  новых нарушений, имеющих в основном функциональный характер, резко ухудшающих слуховое восприятие и затрудняющих диагностику и реабилитацию таких  детей.

Проявления расстройств зависят от возраста. У детей дошкольного возраста преобладали капризность, плаксивость, раздражительность, гиперактивность, отказ от еды, страх, боязнь, негативизм. У детей школьного возраста отмечались эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, трудности в общении и обучении, аутичность, фиксация на своей неполноценности, агрессивность, отвлекаемость. Дети старшего школьного возраста осознавали свою неполноценность и остро переживали по этому поводу. В результате этого невротические и неврозоподобные расстройства усугублялись, наблюдались соматические вегетативные расстройства, изменения в эмоционально-волевой сфере, плаксивость, повышенная ранимость, суицидальные высказывания, депрессивные и субдепрессивные состояния.[17; 54]

Итак, слабослышащий   ребенок  даже с тугоухостью второй степени к моменту поступления в школу может иметь развитую, грамматически и лексически правильную речь с небольшими ошибками в произношении отдельных слов или отдельных речевых звуков. Психическое развитие такого ребенка приближается к нормальному. И в то же время  слабослышащий   ребенок  с тугоухостью всего лишь первой степени при неблагоприятных социально-педагогических условиях развития к 7-летнему возрасту может пользоваться только простым предложением или только отдельными словами, при этом речь его может изобиловать неточностями произношения, смешениями слов по значению и разнообразными нарушениями грамматического строя. У таких детей наблюдаются особенности во всем психическом развитии, приближающиеся к тем, которые характерны для глухих детей. Далее рассмотрим эти особенности в развитии эмоциональной сферы у детей с нарушениями слуха.

1.4. Особенности  развития эмоциональной сферы   у детей с нарушениями слуха.

Социальная ситуация, в которой оказывается ребёнок с нарушениями слуха, имеет важное значение в возникновении у него особенностей в развитии эмоций, становлении определённых черт личности. Личность ребёнка формируется в ходе усвоения социального опыта, в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Окружающая социальная среда раскрывается перед ним с реальной позиции, которую он занимает в системе человеческих отношений. Но при этом большое значение имеет и его собственная позиция, то, как он сам относится к своему положению. Ребёнок не пассивно приспосабливается к окружающей среде, миру предметов и явлений, а активно овладевает ими в процессе деятельности, опосредованной отношениями ребёнка и взрослого. [24;94]

На развитие эмоциональной  сферы глухих детей влияют определённые неблагоприятные факторы. Нарушение словесного общения частично изолируют глухого от окружающих его говорящих его людей, что создаёт трудности в усвоении социального опыта. Неслышащим детям не доступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Отставание в развитии речи отрицательно сказывается на осознании своих и чужих эмоциональных состояний и обуславливает упрощённость межличностных отношений. [5;52]

Основные направления  в развитии эмоциональной сферы  у ребёнка с нарушенным слухом те же, что и у нормально слышащего: и тот и другой рождаются с готовым механизмом оценки значимости внешних воздействий, явлений и ситуаций с точки зрения из отношения к жизнедеятельности – с эмоциональным тоном ощущений. Уже на первом году жизни начинают формироваться собственно эмоции, которые носят ситуативный характер, т.е. выражают оценочное отношение к складывающимся или возможным ситуациям. Развитие собственно эмоций происходит по следующим направлениям – дифференциация качеств эмоций, усложнение объектов, вызывающие эмоциональный отклик, развитие способности регулировать эмоции и их внешние проявления. Эмоциональный опыт формируется и обогащается в процессе общения в результате сопереживаний другим людям, при восприятии произведений искусства, музыки. [27;98]

Особая проблема эмоциональной сферы глухих – это переживание собственного дефекта. В неблагополучных социальных условиях у глухих могут возникать тяжелые переживания собственной неполноценности. Однако, как справедливо писал н. л. Лаговский (1903) о глухих: «они в большинстве случаев народ веселый и сохраняют свой веселый нрав до глубокой старости. Только некоторые глухонемые до известной степени осознают своё печальное положение и обнаруживают своё недовольство» [6; 57-61]

В.Петшак провёл исследование эмоционального развития глухих детей, в котором решались следующие взаимосвязанные проблемы. Первая – определение особенностей эмоционального развития и эмоциональных отношений у глухих детей дошкольного возраста в зависимости от сохранности или нарушения слуха у родителей, а также в зависимости от социальных условий, в которых воспитывается и обучается ребёнок. Вторая – исследование возможностей понимания эмоциональных состояний другого человека глухими дошкольниками. [28;285]

Результаты исследования позволили сделать вывод, что  у глухих дошкольников 4-7 лет наблюдаются такие же эмоциональные проявления, как и у слышащих сверстников. Вместе с тем по общему количеству выражаемых состояний глухие дети уступают слышащим. [28; 299]

Обнаружились заметные различия в количестве эмоциональных  проявлений внутри группы глухих детей. Глухие дети, воспитывающиеся дома и имеющие глухих родителей, имеют существенно больше положительных эмоциональных проявлений, чем глухие дети слышащих родителей, находившиеся дома или в специальном саду интернатного типа. По количеству положительных эмоций глухие дети глухих родителей приближаются к слышащим сверстникам.

В условиях исследования все дети проявляли заметно меньше отрицательных эмоций, чем положительных: при этом глухие дети всех подгрупп примерное равное их количество и значительно меньше, чем слышащие дети.[26; 321]

Глухие и слышащие дошкольники обнаружили различные  познавательные чувства, связанные  с восприятием игрушек и интеллектуальными  усилиями при решении игровых  задач. У глухих детей глухих родителей наблюдались познавательные чувства столь же часто, как и у слышащих сверстников. Однако глухие дети слышащих родителей, находящиеся дома или в специальном детском саду, существенно уступали глухим детям глухих родителей и слышащим детям по наличию у них познавательных чувств в процессе экспериментальной игровой деятельности.

В отдельных случаях  дети обнаруживали переживания, связанные  с нравственной оценкой, сложные  чувства по отношению к другому  человеку. Однако они наблюдались  существенно реже у глухих, чем у слышащих дошкольников.[32; 96]

Результаты исследования свидетельствуют о том, что та некоторая обедненность эмоциональными проявлениями, которая имело место  у глухих дошкольников, в значительной мере обусловлено недостатками воспитания, неумением взрослых слышащих людей вызывать маленьких глухих детей на эмоциональное общение. В отличие от слышащих глухие матери, как правило, обеспечивают необходимое эмоциональное общение со своими маленькими глухими детьми. [29;234]

В дошкольном возрасте начинает формироваться такой вид эмоциональных состояний, как чувства, с помощью которых выделяются явления, имеющие стабильную мотивационную значимость. Чувство – это переживание человеком своего отношения к предметам и явлениям, отличающееся относительной устойчивостью. Сформировавшиеся чувства начинают определять динамику и содержание ситуативных эмоций. В процессе развития чувства организуются в иерархическую систему в соответствии с основными мотивационными тенденциями каждого конкретного человека: одни чувства занимают ведущее положение, другие – подчинённое.формирование чувств проходит длинный и сложный путь, его можно представить как своеобразную кристаллизацию сходных по своей окраске или направленности и эмоциональных явлений.[32;210]

Развитие чувств происходит в рамках ведущей деятельности дошкольного периода – сюжетно-ролевой игры. Д.Б.Эльконин отмечает большое значение ориентации на нормы отношений между людьми, формирующейся в сюжетно-ролевой игре. Нормы, лежащие в основе человеческих отношений, становятся источником развития морали, социальных и нравственных чувств ребёнка. [33;76]

Эмоции и чувства  участвуют в подчинении непосредственных желаний игровым ограничениям, при  этом ребёнок может ограничить себя даже в самом любимом виде активности – двигательном, если по правилам игры нужно замереть. Постепенно ребёнок овладевает умением сдерживать бурные выражения чувств, например может сдержать слёзы. Кроме того, он учится облекать выражение своих чувств в культурно принятую форму, т.е. усваивает «язык чувств» - принятые в обществе способы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи улыбок, мимики, жестов, движений, интонаций. Овладев языком чувств, он пользуется им уже особенно, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них.[12;185]

Н.Г.Морозова исследовала развитие нравственных чувств у глухих дошкольников. Нравственная сторона поведения проявляется прежде всего в стремлении посочувствовать, поделиться с другими тем, что им дорого, сделать что-либо для других, помочь им. Эта сторона поведения выступает отчётливо при наблюдении взаимоотношений между дошкольниками разных возрастных групп. [13;178-186]

Сочувственное отношение  глухих детей друг к другу побуждается  не столько ласковым и добрым отношением к ним взрослых, сколько постоянным обращением их внимания на сотоварищей по группе, специально направленным пробуждением сочувствия и приучением выражать его по отношению к плачущему, обиженному или огорчённому товарищу: обычно воспитатель использует прямое обращение одного ребёнка к другому, совместно с ним утешает обиженного, демонстрирует своё сочувствие – такое эмоциональное проявление как бы заражает ребёнка. Важно действенное указание – пожалей, погладь или приглашение к сопереживанию, сочувствию по отношению к плачущему.[15; 65]

В младшей группе в начале года наблюдается эгоистическая направленность детей, сложившаяся в результате воспитания дома. Заметно стремление захватить лучшую или новую игрушку, нежелание дать поиграть своей собственной игрушкой другому ребёнку. К среднему и старшему дошкольному возрасту намечаются положительные сдвиги в развитии дружеских и нравственных чувств. Положительный эмоциональный тон создаётся благодаря формированию сюжетно-ролевой игры, проведению праздников, дней рождения, общему укладу жизни в детском саду с установкой на другого человека, другого ребёнка, на его переживания и трудности.[16; 165]

Важную роль в развитии эмоций и чувств, в формировании межличностных отношений имеет  понимание внешних выражений  эмоций у других людей. В.Петшак исследовал особенности понимания эмоций глухими дошкольниками. В ходе эксперимента детям показывали картинки с изображениями лиц человека, выражающих то или иное эмоциональное состояние. Для опознания были выбраны наиболее типичных эмоций – радости, печали, страха, гнева, удивления, равнодушия. Использовались три варианта изображений: 1)условно-схематические, 2)реалистические, 3) в жизненной ситуации (на сюжетной картинке). Задача испытуемого состояла в опознании эмоционального состояния человека по выражению его лица и по целостной ситуации с определённой мимикой и пантомимикой персонажа. Надо было назвать эмоциональное состояние, изобразить его или обозначить с помощью жестовой речи.

Опознание эмоциональных  состояний по используемому набору изображений оказалось трудным как для слышащих, так и для глухих дошкольников. Среди глухих детей лишь не многие правильно опознали эмоции при схематических и реалистических вариантах изображений. Лучше понимать эмоциональное состояние персонажей картины: в одной трети случаев глухие дети давали изображённым эмоциональным состояниям мимическую, пантомимическую и жестовую характеристику, достаточно эмоционально насыщенную. Словесные обозначения эмоций встречались только в отдельных случаях. [32;231]

По опознанию эмоций во всех вариантах изображений глухие дошкольники существенно уступали слышащим сверстникам, но с одним исключением: изображение гнева опознавались глухими детьми столь же успешно, как и слышащими. Они обычно при этом использовали жестовое обозначение «взволнованность».

Наиболее успешно опознавали эмоции по их внешнему выражению дети, у которых родители также имели нарушения слуха, а менее успешно – дети слышащих родителей. [32;234]

Таким образом, чёткие внешние  проявления (мимика, жесты, пантомимика), понятность и однозначность ситуации имеют большое значение для адекватного опознания глухими детьми дошкольного возраста эмоционального состояния другого человека.[13;123-130]

Информация о работе Развитие эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха