Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 17:48, курсовая работа
Цель исследования: изучить и проанализировать особенности развития эмоциональной сферы слабослышащих дошкольников и способы их диагностики. Задачи исследования:
Проанализировать общую и частную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и на этой основе:
Раскрыть сущность эмоций,
дать характеристику эмоциональной сферы
Выделить закономерности развития эмоциональной сферы при нормальном онтогенезе
Рассмотреть особенности развития эмоциональной сферы детей с нарушением слуха
Глава I. Теоретические подходы к проблеме развития эмоциональной сферы слабослышащих детей
Понятие об эмоциях в современной психологической литературе
1.2. Развитие эмоциональной сферы при нормальном онтогенезе
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха
1.4. Особенности развития эмоциональной сферы у детей с нарушениями слуха.
Глава II. Методические аспекты проблемы развития эмоциональной сферы детей с нарушением слуха
2.1. Анализ современных методов диагностики особенностей развития эмоциональной сферы детей
2.2. Основные направления и методы эмоционального развития детей с нарушениями слуха
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
В работе были подробно рассмотрены разные классификации эмоций, даны основные определения. Выяснилось, что эмоциональное развитие детей имеет возрастные особенности. Так, если в младшем дошкольном возрасте происходит развитие и осознание таких базовых эмоций как радость, страдание, гнев, удивление, то в старшем дошкольном возрасте происходит закрепление этих эмоций, развитие и осмысление новых не знакомых ранее ребёнку эмоций, происходит формирование общественных мотивов. В этом возрасте эмоции – это уже не просто мгновенная реакция на ситуацию, а её осмысление. Формируется эмоциональное предвосхищение, когда ребёнок может предвидеть возможные результаты деятельности, предвидеть реакцию на его поведение со стороны других людей. Старший дошкольник начинает включать в процесс управления своими эмоциями слова. Знание воспитателем особенностей эмоциональной сферы является важнейшим средством развития ребёнка.
В процессе работы были проанализированы труды выдающихся педагогов и психологов, а также методическая и научная литература. Важно отметить, что проблема эмоционального развития детей рассматривается в литературе как в педагогическом, так и психологическом аспектах, а вернее, в их сочетании. Дело в том, что эмоциональное неблагополучие может являться как следствием психических расстройств, так и неправильное эмоциональное воспитание ребёнка может в конечном итоге привести к развитию психических болезней.
Также были подобраны тесты и задания, направленные на выявление эмоционального состояния детей, определение объёма знаний детей о чувствах и эмоциях. Были найдены наиболее содержательные методы и приёмы формирования чувств и эмоций у дошкольников.
Таким образом, педагогам
необходимо проводить целенаправленную
и последовательную работу по развитию
эмоциональной сферы
Можно сделать вывод, что эмоции это корень всего нашего жизненного состояния, общения, развития и существования в этом мире, так как мы реагируем на мир через свои эмоции.
Приложение №1
Характерные мимические изменения для различных эмоций (соответственно трем зонам лица)
Страх_________________________
1. Брови подняты и сдвинуты. Морщины только в центре лба
2. Верхние веки подняты так, что видна склера, а нижние приподняты и напряжены
3. Рот раскрыт, губы растянуты и напряжены
Удивление_____________________
1. Брови высоко
подняты и округлены.
2. Верхние
веки подняты, а нижние
3. Рот раскрыт,
губы и зубы разъединены,
Радость_______________________
1. Брови и лоб спокойные
2. Верхние веки спокойные, нижние веки приподняты, но не напряжены; под нижними веками морщинки. У наружного края уголков глаз морщинки - «гусиные лапки»
3. Рот закрыт, уголки губ оттянуты в стороны и приподняты. От носа к внешнему краю губ тянутся морщинки - носогубные складки
Гнев__________________________
1. Брови опущены
и сведены, между бровями
2. Верхние веки напряжены, нижние веки напряжены и приподняты
3. Рот закрыт, губы сжаты
Отвращение____________________
1. Брови слегка опущены
2. Верхние
веки опущены, нижние веки
3. Нос наморщен.
Рот закрыт. Верхняя губа поднята,
нижняя губа также поднята
и выдвинута вверх по
Горе__________________________
1. Внутренние уголки бровей подняты вверх
2. Внутренние уголки верхних век приподняты
3. Рот закрыт,
уголки губ опущены,
(Е. П. Ильин Эмоции и чувства)
Приложение №2
Младший дошкольный возраст.
№ |
Тема занятия |
Программное содержание | ||
Раздел 1. Уверенность в себе | ||||
1 |
Ребёнок и кукла |
Учить детей выделять общие отличительные признаки человека и его подобия — куклы | ||
2 |
Отражение в зеркале |
Знакомить детей с отражением в зеркале | ||
3 |
Какого цвета твои волосы |
Знакомить детей с отличительными особенностями своей внешности — цветом волос | ||
4 |
Какого цвета твои глаза |
Знакомить детей с отличительными особенностями своей внешности — цветом глаз | ||
5 |
Ребята и зверята |
Определять вместе с детьми их предпочтения по отношению к разным домашним животным | ||
6 |
Какой подарок ты хочешь получить |
Определять вместе с детьми их предпочтения в играх и игрушках | ||
7 |
Вкусы бывают разные |
Определять вместе с детьми их предпочтения в еде, помочь им понять, что вкусы бывают разные | ||
Раздел 2. Чувства, желания, взгляды | ||||
1 |
Как мы выражаем свои чувства |
Учить детей понимать эмоциональные состояния других людей по выражению лица, позе, жестам | ||
2 |
Грусть, радость, спокойствие |
Помочь детям понять причины возникновения основных эмоциональных состояний; учить определять их по внешним проявлениям | ||
3 |
Изменение настроения |
Помочь детям понять причины и внешние признаки изменения настроения | ||
4 |
Страх |
Помочь детям понять причины возникновения страха, способствовать профилактике страхов у детей | ||
Раздел 3. Социальные навыки | ||||
1 |
Взаимопомощь |
Формировать у детей элементарные представления о значении взаимопомощи на примерах сказочных сюжетов и персонажей | ||
2 |
Плохо быть одному |
Формировать у детей первые представления об одиночестве и о том, как важно иметь друга | ||
3 |
Ссора и примирение |
Помочь детям понять
некоторые причины |
Средний дошкольный возраст
№ |
Тема |
Программное содержание | ||||
Раздел 1. Уверенность в себе | ||||||
1 |
Твоя любимая еда |
Продолжать определять вместе с детьми вкусы и предпочтения в еде, сравнивать со вкусами и предпочтениями других людей | ||||
2 |
Твоё любимое занятие |
Определять вместе с детьми их предпочтения в играх и занятиях, сравнивать с предпочтениями других | ||||
3 |
Животное, которое тебе нравится |
Продолжать определять вместе с детьми их вкусы и предпочтения по отношению к животным, сравнивать с предпочтениями других людей | ||||
4 |
Растение, которое тебе нравится |
Определять вместе с детьми их вкусы и предпочтения по отношению к растениям, сравнивать с предпочтениями других людей | ||||
5 |
Любимый цвет |
Определять вместе с детьми их вкусы и предпочтения по отношению к цвету, сравнивать со вкусами других людей | ||||
6 |
Твоя любимая сказка |
Определять вместе с детьми их предпочтения по отношению к сказкам, сравнивать с предпочтениями других | ||||
7 |
Цвет глаз и цвет волос, которые тебе нравятся |
Определять вместе с детьми их предпочтения по отношению к цвету глаз и волос | ||||
8 |
С кем ты хочешь подружиться |
Определять вместе с детьми их предпочтения при выборе друга | ||||
9 |
Дом, в котором ты хочешь жить |
Определять вместе с детьми их предпочтения по отношению к предметам обстановки и быта | ||||
Раздел 2. Чувства, желания, взгляды | ||||||
1 |
Погода и настроение |
Помочь детям осознать, какие чувства и настроения вызывает у них та или иная погода | ||||
2 |
На природе |
Учить детей осознавать, как влияет природа на их чувства и настроения | ||||
3 |
Мимика |
Продолжать знакомить детей с внешними выражениями разных эмоциональных состояний | ||||
4 |
Добрый, злой |
Помочь детям понять, что такое «злость», «доброта» | ||||
5 |
Грустно |
Помочь детям понимать и распознавать, что такое «грустно» и что значит «плохое настроение» | ||||
6 |
Гнев |
Учить детей распознавать по внешним признакам состояние гнева | ||||
7 |
Страх |
Помочь детям справляться со своими страхами | ||||
8 |
Удивление |
Учить детей узнавать по внешним признакам эмоциональное состояние «удивление» | ||||
9 |
Спокойствие |
Учить детей распознавать
эмоциональное состояние « | ||||
10 |
Радость |
Учить детей распознавать
эмоциональное состояние « | ||||
11 |
Маски эмоций |
Помочь детям устанавливать связь между разными эмоциями и причинами, которые их вызывают | ||||
Раздел 3. Социальные навыки | ||||||
1 |
Сочиняем истории про себя и своих друзей |
Побуждать детей сочинять несложные стишки и истории, в которых героями становятся они сами, способствовать повышению самооценки детей | ||||
2 |
Порядок в твоём доме |
Приучать детей содержать в порядке свое жилье и проявлять особую заботу о его красоте и чистоте, если в дом приходят гости | ||||
3 |
Как принять гостей |
Учить детей позитивным поддерживающим приемам общения со сверстниками; помочь детям понять, в чем состоит роль хозяина дома | ||||
4 |
Что надеть в гости |
Помочь детям понять, что воспитанный человек всегда выглядит опрятно, и это приятно окружающим; приучать детей следить за своим внешним видом | ||||
5 |
Обмен приветствиями при встрече |
Способствовать освоению детьми основных правил этикета при обмене приветствиями при встрече; помочь им понять, что одни и те же высказывания могут быть восприняты окружающими по-разному (и как невежливые, и как насмешливые, и как шутливые) | ||||
6 |
Как выбирать подарок |
Учить детей позитивным поддерживающим приемам общения; помочь им понять, как можно порадовать друга подарком | ||||
7 |
Как вести себя за столом |
Способствовать освоению детьми основных правил этикета в поведении за столом | ||||
8 |
Ссора |
Учить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами-регуляторами (уступить, договориться, соблюдать очередность, извиниться и др.) | ||||
9 |
Обмен приветствиями при прощании |
Способствовать освоению детьми основных правил этикета в процессе обмена приветствиями при прощании; помочь им понять, что это не только правила вежливости, но и способы установления межличностных отношений с другими людьми |
Старший дошкольный возраст
№ |
Тема |
Программное содержание | |
Раздел 1. Уверенность в себе | |||
1 |
Ты и твои родители |
Помочь ребенку лучше понять свое внешнее сходство с родителями и отличие от них | |
2 |
Каждый привлекателен по-своему |
Выяснить, как ребенок относится к своей внешности, помочь ему адекватно оценить себя, поддержать положительную самооценку; способствовать развитию у детей толерантности по отношению к другим людям независимо от их внешности, физических недостатков, расовой и национальной принадлежности | |
3 |
Фоторобот |
Развивать воображение ребенка в изменении внешнего облика человека | |
4 |
Шляпы, одежда, грим… |
Помочь детям понять, что внешность человека может меняться, отражая разное настроение и открывая неожиданные черты его характера; побуждать детей экспериментировать со своей внешностью | |
5 |
Маски |
Побуждать детей экспериментировать с помощью масок со своей внешностью | |
Раздел 2. Чувства, желания, взгляды | |||
1 |
Ты и другие в зеркале |
Развивать представления о себе и своем отличии от других | |
2 |
Плач, смех, испуг… |
Учить детей распознавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния и анализировать их причины | |
3 |
Мимические признаки эмоций |
Продолжать учить детей распознавать различные эмоции по выражению лица | |
4 |
Праздник |
Познакомить детей с эмоциями, соответствующими праздничной атмосфере, развивать у них понимание того, что хорошее настроение зависит от отношения окружающих | |
5 |
Чувства и предпочтения |
Развивать у детей понимание того, что чувства и настроения человека связаны с его предпочтениями | |
6 |
Сказочные герои и ты |
Учить детей распознавать
эмоциональные переживания | |
7 |
Несовпадение настроений |
Учить детей понимать настроения другого, принимать его позицию | |
8 |
Что тебя огорчает или чему ты радуешься |
Учить детей определять, какие эмоциональные реакции вызывают разные жизненные события | |
9 |
Как называются эмоции |
Знакомить детей с названиями различных эмоциональных состояний | |
Раздел 3. Социальные навыки | |||
1 |
Конфликты между детьми |
Учить детей анализировать причины ссоры, помочь им освоить способы самостоятельной регуляции межличностных конфликтов, не допуская их крайнего проявления – драки | |
2 |
Какие качества помогают дружбе |
Познакомить детей с качествами, помогающими и мешающими дружбе, научить анализировать с этих позиций себя и своих знакомых | |
3 |
Внимательный, равнодушный |
Обсудить с детьми качества «внимательность», «равнодушие» и их значение в межличностных отношениях | |
4 |
Лживый, правдивый |
Обсудить с детьми качества «лживость», «правдивость» и их значение в общении с окружающими | |
5 |
Смелый, трусливый |
Обсудить с детьми качества «смелость», «трусость» и их значение в общении с другими | |
6 |
Добрый, жадный |
Обсудить с детьми качества «доброта», «жадность» и их роль в межличностном общении | |
7 |
Порадуй своего друга |
Учить детей позитивным способам общения со сверстниками; помочь им понять, что дружба дарит радость общения и надо уметь доставлять друзьям эту радость | |
8 |
Один и вместе с друзьями |
Побеседовать с детьми об одиночестве, объяснить преимущества дружбы на примере коллективных игр | |
9 |
Давай познакомимся |
Научить детей самостоятельно устанавливать новые контакты | |
10 |
Делаем вместе |
Объяснить детям, что делать что-то вместе не только интересно, но и трудно, так как нужно уметь договариваться |
Приложение №3
Программа «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»
Тренинговая программа "Давайте жить дружно!"
№ занятия |
Цели занятия |
Занятие 1 |
— развивать чувство принадлежности к группе; — развивать навыки позитивного социального поведения. |
Занятие 2 |
— дать ребенку возможность ощутить свою принадлежность к группе, выразить свое настроение; — учить детей ощущать близость, тепло другого. |
Занятие 3 |
• развивать чувство единства, сплоченности; • учить детей действовать согласованно. |
Занятие 4 |
— развивать групповую сплоченность; — повышать у детей уверенность в себе. |
Занятие 5 |
— повышать у детей уверенность в себе; — развивать координацию движений; — развивать слуховое восприятие. |
Занятие 6 |
— повышать у детей уверенность в себе; — развивать произвольность; — формировать позитивное отношение к сверстникам. |
Занятие 7 |
— укреплять чувство единства; — развивать тактильное восприятие; — развивать воображение. |
Тренинговая программа
"Удивляюсь,
злюсь, боюсь, хвастаюсь и
№ занятия |
Цели занятия |
Занятие 1 «Робость» |
— повышение у детей уверенности в себе; — сплочение группы; — знакомство с чувством робости. |
Занятие 2 «Радость» |
— первичное знакомство с чувством радости; — развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние; — развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека. |
Занятие 3 «Радость» |
— продолжение знакомства с чувством радости. |
Занятие 4 «Радость» |
— продолжение знакомства с чувством радости; — развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого. |
Занятие 5 «Радость» |
— закрепление и обобщение знаний о чувстве радости. |
Занятие 6 «Страх» |
— знакомство с чувством страха; — изучение выражения
эмоциональных состояний в |
Занятие 7 «Страх» |
— продолжение знакомства с чувством страха; — поиск путей преодоления страха; - развитие эмпатии, умения сопереживать другим. |
Занятие 8 «Страх» |
— учить детей узнавать чувство страха по его проявлениям; — развивать умение справляться с чувством страха; - учить детей выражать чувство страха в рисунке. |
Занятие 9 «Страх» |
— продолжение знакомства с чувством страха. |
Занятие 10 «Удивление» |
— знакомство с чувством удивления; — закрепление мимических навыков. |
Занятие 11 «Самодовольство» |
— знакомство с чувством самодовольства. |
Занятие 12 «Закрепление знаний о чувствах» |
— закрепление умения различать чувства. |
Занятие 13 «Злость» |
— знакомство с чувством злости; — тренировка умения различать эмоции. |
Занятие 14 «Стыд, вина» |
— знакомство с чувством вины. |
Занятие 15 «Отвращение брезгливость» |
— знакомство с чувством отвращения. |
Информация о работе Развитие эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха