Развитие эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить и проанализировать особенности развития эмоциональной сферы слабослышащих дошкольников и способы их диагностики. Задачи исследования:
Проанализировать общую и частную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и на этой основе:
Раскрыть сущность эмоций,
дать характеристику эмоциональной сферы
Выделить закономерности развития эмоциональной сферы при нормальном онтогенезе
Рассмотреть особенности развития эмоциональной сферы детей с нарушением слуха

Содержание работы

Глава I. Теоретические подходы к проблеме развития эмоциональной сферы слабослышащих детей
Понятие об эмоциях в современной психологической литературе
1.2. Развитие эмоциональной сферы при нормальном онтогенезе
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха
1.4. Особенности развития эмоциональной сферы у детей с нарушениями слуха.
Глава II. Методические аспекты проблемы развития эмоциональной сферы детей с нарушением слуха
2.1. Анализ современных методов диагностики особенностей развития эмоциональной сферы детей
2.2. Основные направления и методы эмоционального развития детей с нарушениями слуха
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 3.06 Мб (Скачать файл)

В работе были подробно рассмотрены  разные классификации эмоций, даны основные определения. Выяснилось, что эмоциональное развитие детей имеет возрастные особенности. Так, если в младшем дошкольном возрасте происходит развитие и осознание таких базовых эмоций как радость, страдание, гнев, удивление, то в старшем дошкольном возрасте происходит закрепление этих эмоций, развитие и осмысление новых не знакомых ранее ребёнку эмоций, происходит формирование общественных мотивов. В этом возрасте эмоции – это уже не просто мгновенная реакция на ситуацию, а её осмысление. Формируется эмоциональное предвосхищение, когда ребёнок может предвидеть возможные результаты деятельности, предвидеть реакцию на его поведение со стороны других людей. Старший дошкольник начинает включать в процесс управления своими эмоциями слова. Знание воспитателем особенностей эмоциональной сферы является важнейшим средством развития ребёнка.

В процессе работы были проанализированы труды выдающихся педагогов и  психологов, а также методическая и научная литература.  Важно  отметить, что проблема эмоционального развития детей рассматривается в литературе как в педагогическом, так и психологическом аспектах, а вернее, в их сочетании. Дело в том, что эмоциональное неблагополучие может являться как следствием психических расстройств, так и неправильное эмоциональное воспитание ребёнка может в конечном итоге привести к развитию психических болезней.

Также были подобраны  тесты и задания, направленные на выявление эмоционального состояния  детей, определение объёма знаний детей  о чувствах и эмоциях. Были найдены наиболее содержательные методы и приёмы формирования чувств и эмоций у дошкольников.

Таким образом, педагогам  необходимо проводить целенаправленную и последовательную работу по развитию эмоциональной сферы дошкольников. Активировать эмоции детей через разные виды деятельности, отдавая предпочтение игре. Подбирать подходящие методы и приёмы, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности эмоционального развития детей.

Можно сделать вывод, что эмоции это корень всего нашего жизненного состояния, общения, развития и существования в этом мире, так как мы реагируем на мир через свои эмоции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Боскис P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха. — М., 1988.
  2. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. - М., 2002. - 224с..
  3. Васильев И. А., Поплужный В. Л., Тихомиров О. К. Эмоции и мышление. М., 1980.
  4. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.
  5. Вудвортс Р. Экспериментальная психология. М., 1990.
  6. Выготский Л. С. Спиноза и его учение об эмоциях в свете современной психоневрологии. //Вопросы философии. – 1970. - № 6.
  7. Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. М., 1986.
  8. Горбатков А.А. Динамика связи между положительными и отрицательными эмоциями // Вопросы психологии, 2002. - № 4. - С. 132 - 140
  9. Дарвин Ч. Выражение эмоций у животных и человека.—Соч., т. 5. М., 1983.
  10. Додонов Б. И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности. — Вопросы психологии, 1975, № 6
  11. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М.. 1978.
  12. Запорожец А. В., Неверович Я. 3. О генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка. // Вопросы психологии, 1974, № 6.
  13. Изард К. Е. Эмоции человека. М., 1980.
  14. Кеннон В. Физиология эмоций. Л., 1997.
  15. Комаров К.В. Особенности обучения слабослышащих детей. – М.: Просвещение, 1985.
  16. Коррекция развития детей с нарушениями слуха. Из опыта работы педагогов школы-интерната № 33 для слабослышащих детей/Под ред.            Г.А. Киреевой. – СПб, 1999.
  17. Ланге К. Г. Аффекты. Спб., 1990.
  18. Леонтьев А. Н., Судаков К. В. Эмоции. — БСЭ, т. 30. М., 1978.
  19. Линдслей Д. Б. Эмоции// Экспериментальная психология, т. 1. М., 1960.
  20. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. Книга для родителей. - М., 1996.
  21. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. – М.: Владос, 2003.
  22. Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 448 с.
  23. Основы коррекционной педагогики. Учебно - методическое пособие / Авторы-сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 1999. - 110 с.
  24. Петров И.Г. Фундаментальные функции эмоций как органа индивида и индивидуальности // Мир психологии, 2002. - № 4. - С. 21 - 23
  25. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979.
  26. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1999.
  27. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М., 1987.
  28. Симонов П. В. Что такое эмоция? М., 1966.
  29. Симонов П.В. Темперамент, характер, личность. - М.: Наука, 1984. – 279 с.
  30. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д.: Феникс. 2003. - 672 с.
  31. Сурдопедагогика / Под ред. М. И. Никитиной. - М.: Просвещение, 1989.
  32. Тигранова Л.И. Умственное развитие слабослышащих детей. — М., 1978.
  33. Тихомиров О. К., Виноградов Ю. Е. Эмоции в функции эвристик// Психологические исследования. М., 1969
  34. Шакуров Р.Х. Психология эмоций: новый подход // Мир психологии, 2002. - № 4. - С. 30 – 44
  35. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. - М.: Просвещение, 1988. -  222 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

Приложение №1

 

Характерные мимические изменения для различных эмоций (соответственно трем зонам лица)

Страх________________________________________________________

1.  Брови подняты и сдвинуты. Морщины только в центре лба

2.  Верхние  веки подняты так, что видна  склера, а нижние приподняты и  напряжены

3.  Рот раскрыт,  губы растянуты и напряжены

Удивление___________________________________________________

1.  Брови высоко  подняты и округлены. Горизонтальные  морщины пересекают весь лоб

2.  Верхние  веки подняты, а нижние опущены  так, что над радужной оболочкой видна склера

3.  Рот раскрыт,  губы и зубы разъединены, напряжения  или натяжения в области рта  нет

Радость______________________________________________________

1. Брови и лоб спокойные

2.  Верхние  веки спокойные, нижние веки  приподняты, но не напряжены; под нижними веками морщинки. У наружного края уголков глаз морщинки - «гусиные лапки»

3.  Рот закрыт, уголки губ оттянуты в стороны  и приподняты. От носа к внешнему  краю губ тянутся морщинки - носогубные  складки

Гнев_________________________________________________________

1.  Брови опущены  и сведены, между бровями вертикальные  складки

2.  Верхние  веки напряжены, нижние веки  напряжены и приподняты

3.  Рот закрыт, губы сжаты

Отвращение__________________________________________________

1.  Брови слегка опущены

2.  Верхние  веки опущены, нижние веки приподняты, но не напряжены; под нижними  веками морщинки

3.  Нос наморщен. Рот закрыт. Верхняя губа поднята,  нижняя губа также поднята  и выдвинута вверх по направлению  к верхней губе

Горе_________________________________________________________

1.  Внутренние  уголки бровей подняты вверх

2.  Внутренние  уголки верхних век приподняты

3.  Рот закрыт, уголки губ опущены, напряжения  или натяжения в области рта  нет  

(Е. П. Ильин  Эмоции и чувства)

 

Приложение №2

 

Младший дошкольный возраст.

Тема занятия

Программное содержание

Раздел 1. Уверенность  в себе

1

Ребёнок и кукла

Учить детей выделять общие отличительные признаки человека и его подобия — куклы

2

Отражение в зеркале

Знакомить детей с  отражением в зеркале

3

Какого цвета твои волосы

Знакомить детей с  отличительными   особенностями   своей внешности — цветом волос

4

Какого цвета твои глаза

Знакомить детей с  отличительными особенностями своей  внешности — цветом глаз

5

Ребята и  зверята

Определять вместе с детьми их предпочтения по отношению к разным домашним животным

6

Какой подарок  ты хочешь получить

Определять вместе с  детьми их предпочтения в играх и  игрушках

7

Вкусы бывают разные

Определять вместе с  детьми их предпочтения в еде, помочь им  понять, что вкусы бывают разные

Раздел 2. Чувства, желания, взгляды

1

Как мы выражаем свои чувства

Учить детей понимать эмоциональные состояния других людей по выражению лица, позе, жестам

2

Грусть, радость, спокойствие

Помочь детям понять причины возникновения основных эмоциональных состояний; учить определять их по внешним проявлениям

3

Изменение настроения

Помочь детям понять причины и внешние признаки изменения  настроения

4

Страх

Помочь детям понять причины возникновения страха, способствовать профилактике страхов у детей

Раздел 3. Социальные навыки

1

Взаимопомощь 

Формировать у детей  элементарные представления о значении взаимопомощи на примерах сказочных  сюжетов и персонажей

2

Плохо быть одному

Формировать у детей  первые представления об одиночестве и о том, как важно иметь друга

3

Ссора и примирение

Помочь детям понять некоторые причины возникновения  ссоры, учить простым способам выхода из конфликта


 

Средний дошкольный возраст

Тема

Программное содержание

Раздел 1. Уверенность  в себе

1

Твоя любимая еда

Продолжать определять вместе с детьми вкусы и предпочтения в еде, сравнивать со вкусами и  предпочтениями других людей

2

Твоё любимое занятие

Определять вместе с  детьми их предпочтения в играх и  занятиях, сравнивать с предпочтениями других

3

Животное, которое тебе нравится

Продолжать определять вместе с детьми их вкусы и предпочтения по отношению к животным, сравнивать с предпочтениями других людей

4

Растение, которое  тебе нравится

Определять вместе с  детьми их вкусы и предпочтения по отношению    к    растениям, сравнивать с предпочтениями других людей

5

Любимый цвет

Определять вместе с  детьми их вкусы и предпочтения по отношению к цвету, сравнивать со вкусами других людей

6

Твоя любимая  сказка

Определять вместе с  детьми их предпочтения по отношению к сказкам, сравнивать с предпочтениями других

7

Цвет глаз и цвет волос, которые тебе нравятся

Определять вместе с  детьми их предпочтения по отношению  к цвету глаз и волос

8

С кем ты хочешь подружиться

Определять вместе с  детьми их предпочтения при выборе друга

9

Дом, в котором  ты хочешь жить

Определять вместе с  детьми их предпочтения по отношению  к предметам обстановки и быта

Раздел 2. Чувства, желания, взгляды

1

Погода и  настроение

Помочь детям осознать, какие чувства и настроения вызывает у них та или иная погода

2

На природе

Учить детей осознавать, как влияет природа на их чувства  и настроения

3

Мимика

Продолжать знакомить  детей с внешними выражениями  разных эмоциональных состояний

4

Добрый, злой

Помочь детям понять, что такое «злость», «доброта»

5

Грустно

Помочь детям понимать и распознавать, что такое «грустно»  и что значит «плохое настроение»

6

Гнев 

Учить детей распознавать по внешним признакам состояние  гнева

7

Страх

Помочь детям справляться  со своими страхами

8

Удивление

Учить детей узнавать по внешним признакам эмоциональное состояние «удивление»

9

Спокойствие

Учить детей распознавать эмоциональное состояние «спокойствие»

10

Радость

Учить детей распознавать эмоциональное состояние «радость»

11

Маски эмоций

Помочь детям устанавливать связь между разными  эмоциями и причинами, которые их вызывают

Раздел 3. Социальные навыки

1

Сочиняем  истории про себя и своих друзей

Побуждать детей сочинять несложные стишки и истории, в  которых героями становятся они  сами, способствовать повышению самооценки детей

2

Порядок в  твоём доме

Приучать детей содержать  в порядке свое жилье и проявлять  особую заботу о его красоте и  чистоте, если в дом приходят гости

3

Как принять  гостей

Учить детей позитивным поддерживающим приемам общения  со сверстниками; помочь детям понять, в чем состоит роль хозяина дома

4

Что надеть в  гости

Помочь детям понять, что воспитанный человек всегда выглядит опрятно, и это приятно  окружающим; приучать детей следить  за своим внешним видом

5

Обмен приветствиями  при встрече

Способствовать освоению детьми основных правил этикета при  обмене приветствиями при встрече; помочь им понять, что одни и те же высказывания могут быть восприняты окружающими по-разному (и как  невежливые, и как насмешливые, и  как шутливые)

6

Как выбирать подарок

Учить детей позитивным поддерживающим приемам общения; помочь им понять, как можно порадовать друга подарком

7

Как вести  себя за столом

Способствовать освоению детьми основных правил этикета в  поведении за столом

8

Ссора

Учить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами-регуляторами (уступить, договориться, соблюдать очередность, извиниться и др.)

9

Обмен приветствиями  при прощании

Способствовать освоению детьми основных правил этикета в процессе обмена приветствиями при прощании; помочь им понять, что это не только правила вежливости, но и способы установления межличностных отношений с другими людьми


 

Старший дошкольный возраст

Тема 

Программное содержание

Раздел 1. Уверенность  в себе

1

Ты и твои родители

Помочь ребенку лучше  понять свое внешнее сходство с родителями и отличие от них

2

Каждый привлекателен  по-своему

Выяснить, как ребенок  относится к своей внешности, помочь ему адекватно оценить себя, поддержать положительную самооценку; способствовать развитию у детей толерантности по отношению к другим людям независимо от их внешности, физических недостатков, расовой и национальной принадлежности

3

Фоторобот

Развивать воображение ребенка в изменении внешнего облика человека

4

Шляпы, одежда, грим… 

Помочь   детям    понять,    что внешность  человека может меняться, отражая  разное настроение и открывая неожиданные   черты   его   характера; побуждать  детей экспериментировать со своей внешностью

5

Маски

Побуждать детей экспериментировать с помощью масок со своей внешностью

Раздел 2. Чувства, желания, взгляды 

1

Ты и другие в зеркале

Развивать представления  о себе и своем отличии от других

2

Плач, смех, испуг…

Учить детей распознавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния и анализировать их причины

3

Мимические признаки эмоций

Продолжать учить детей  распознавать различные эмоции по выражению  лица

4

Праздник 

Познакомить детей с  эмоциями, соответствующими праздничной атмосфере, развивать у них понимание того, что хорошее настроение зависит от отношения окружающих

5

Чувства и предпочтения

Развивать у детей  понимание того, что чувства и  настроения человека связаны с его  предпочтениями

6

Сказочные герои и ты

Учить детей распознавать эмоциональные переживания сказочных  персонажей и соотносить их со своим  жизненным опытом

7

Несовпадение настроений

Учить детей понимать настроения другого, принимать его  позицию

8

Что тебя огорчает или  чему ты радуешься

Учить детей определять, какие эмоциональные реакции  вызывают разные жизненные события

9

Как называются эмоции

Знакомить детей с  названиями различных эмоциональных  состояний

Раздел 3. Социальные навыки

1

Конфликты между детьми

Учить детей анализировать причины ссоры, помочь им освоить способы самостоятельной регуляции межличностных конфликтов, не допуская их крайнего проявления – драки

2

Какие качества помогают дружбе

Познакомить детей с  качествами, помогающими и мешающими  дружбе, научить анализировать с этих позиций себя и своих знакомых

3

Внимательный, равнодушный

Обсудить с детьми качества «внимательность», «равнодушие» и их значение в межличностных  отношениях

4

Лживый, правдивый

Обсудить с детьми качества «лживость», «правдивость»  и их значение в общении с окружающими

5

Смелый, трусливый

Обсудить с детьми качества «смелость», «трусость» и  их значение в общении с другими

6

Добрый, жадный

Обсудить с детьми качества «доброта», «жадность» и их роль в межличностном общении

7

Порадуй своего друга

Учить детей позитивным способам общения со сверстниками; помочь им понять, что дружба дарит радость общения и надо уметь доставлять друзьям эту радость

8

Один и вместе с друзьями

Побеседовать с детьми об одиночестве, объяснить преимущества дружбы на примере коллективных игр

9

Давай познакомимся

Научить детей самостоятельно устанавливать новые контакты

10

Делаем вместе

Объяснить детям, что делать что-то вместе не только интересно, но и трудно, так как нужно уметь договариваться


 

 

Приложение №3

 

Программа «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»

 

Тренинговая программа "Давайте жить дружно!"

№ занятия

Цели занятия

Занятие 1

— развивать  чувство принадлежности к группе;

— развивать  навыки позитивного социального  поведения.

Занятие 2

— дать ребенку  возможность ощутить свою принадлежность к группе, выразить свое настроение;

— учить детей  ощущать близость, тепло другого.

Занятие 3

• развивать  чувство единства, сплоченности;

• учить детей  действовать согласованно.

Занятие 4

— развивать  групповую сплоченность;

— повышать у  детей уверенность в себе.

Занятие 5

— повышать у  детей уверенность в себе;

— развивать  координацию движений;

— развивать  слуховое восприятие.

Занятие 6

— повышать у  детей уверенность в себе;

— развивать  произвольность;

— формировать позитивное отношение к сверстникам.

Занятие 7

— укреплять  чувство единства;

— развивать  тактильное восприятие;

— развивать  воображение.


 

Тренинговая программа

"Удивляюсь,  злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь"

№ занятия

Цели занятия

Занятие 1

«Робость»

— повышение  у детей уверенности в себе;

— сплочение  группы;

— знакомство с  чувством робости.

Занятие 2

«Радость»

— первичное  знакомство с чувством радости;

— развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное  состояние;

— развитие способности  понимать эмоциональное состояние другого человека.

Занятие 3

«Радость»

— продолжение  знакомства с чувством радости.

Занятие 4

«Радость»

— продолжение  знакомства с чувством радости;

— развитие способности  понимать и выражать эмоциональное  состояние другого.

Занятие 5

«Радость»

— закрепление  и обобщение знаний о чувстве  радости.

Занятие 6

«Страх»

— знакомство с  чувством страха;

— изучение выражения  эмоциональных состояний в мимике.

Занятие 7

«Страх»

— продолжение  знакомства с чувством страха;

— поиск путей преодоления страха;

- развитие эмпатии,  умения сопереживать другим.

Занятие 8

«Страх»

— учить детей  узнавать чувство страха по его проявлениям;

— развивать  умение справляться с чувством страха; - учить детей выражать чувство  страха в рисунке.

Занятие 9

«Страх»

— продолжение  знакомства с чувством страха.

Занятие 10

«Удивление»

— знакомство с  чувством удивления;

— закрепление  мимических навыков.

Занятие 11

«Самодовольство»

— знакомство с  чувством самодовольства.

Занятие 12

«Закрепление  знаний о чувствах»

— закрепление  умения различать чувства.

Занятие 13

«Злость»

— знакомство с  чувством злости;

— тренировка умения различать эмоции.

Занятие 14

«Стыд, вина»

— знакомство с  чувством вины.

Занятие 15

«Отвращение брезгливость»

— знакомство с  чувством отвращения.

Информация о работе Развитие эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха