Развитие эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить и проанализировать особенности развития эмоциональной сферы слабослышащих дошкольников и способы их диагностики. Задачи исследования:
Проанализировать общую и частную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и на этой основе:
Раскрыть сущность эмоций,
дать характеристику эмоциональной сферы
Выделить закономерности развития эмоциональной сферы при нормальном онтогенезе
Рассмотреть особенности развития эмоциональной сферы детей с нарушением слуха

Содержание работы

Глава I. Теоретические подходы к проблеме развития эмоциональной сферы слабослышащих детей
Понятие об эмоциях в современной психологической литературе
1.2. Развитие эмоциональной сферы при нормальном онтогенезе
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха
1.4. Особенности развития эмоциональной сферы у детей с нарушениями слуха.
Глава II. Методические аспекты проблемы развития эмоциональной сферы детей с нарушением слуха
2.1. Анализ современных методов диагностики особенностей развития эмоциональной сферы детей
2.2. Основные направления и методы эмоционального развития детей с нарушениями слуха
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 3.06 Мб (Скачать файл)

 

Номер

Ответы

Баллы

Номер

Ответы

Баллы

вопроса

 

вопроса

   

6

Всегда

2

13

Да

1

 

Иногда

1

 

Нет

1

 

Никогда

0

 

Не могу сказать

0

7

Постоянно

-1

14а

Да

1

 

По ситуации

2

 

Нет

1

 

Редко

1

     
 

Никогда

0

     

Да

1

146

Да

1

 

Нет

1

 

Нет

1

 

Не могу сказать

0

 

Не могу сказать

 

86

Да

1

15

Самочувствие

1

 

Нет

1

 

Ситуации

1

 

Не могу сказать

0

 

Темперамент

1

       

Не знаю

0

Да

1

16а

Часто

4

 

Нет

1

 

По ситуации

3

 

Не могу сказать

0

 

Если

2

       

спрашивает

1

       

Редко

0

       

Никогда

 

10а

Радостное

1

17

Поведение

1

 

Печальное

1

 

Слова

1

 

Не могу сказать

0

 

Зависимость

1

       

Не знаю

0

       

Не проявляется

-1


 

Приложение №5

Наблюдение

Выделяют следующие  ситуации, в которых эмоциональное  состояние ребенка проявляется  наиболее ярко, что дает возможность  пронаблюдать и оценить степень  эмоционального реагирования ребенка  на данные воздействия.

Страх:

  • приход в детский сад;
  • незнакомая, удивительная игрушка;
  • поломка игрушки;
  • плач, крик сверстника, друга;
  • нападение сверстника, друга;
  • неуспешность в деятельности;
  • незнакомое звуки;
  • запрет, ругань, крик со стороны взрослого;
  • незнакомое помещение;
  • появление и приближение незнакомых взрослых или детей.

Гнев:

  • уход матери, близкого взрослого;
  • желание иметь что-то, чем обладает сверстник;
  • желание иметь что-то, чем обладает взрослый;
  • желание иметь что-то, что нельзя взять;
  • сложная в использовании игрушка, поломка игрушки;
  • внимание близкого обращено на другого ребенка;
  • другой ребенок забирает игрушку, нападает, дразнится, прячет игрушку;
  • сверстники не принимают в игру;
  • неуспешность на занятиях;
  • воспитатель забирает игрушку;
  • физическое наказание;
  • наличие препятствия.

Радость:

  • приход в детский сад/домой;
  • выполнение задания, действия;
  • восприятие собственного отражения в зеркале;
  • восприятие отражения другого ребенка, друга в зеркале;
  • сверстник дурачится;
  • внимание, похвала другого человека при взаимодействии и общении;
  • совместная игра;
  • смешные незнакомые звуки;
  • воспитатель заигрывает с детьми, веселит их.

Печаль:

  • приход в детский сад;
  • уход матери, близкого взрослого;
  • игра, общение со сверстниками;
  • невнимание со стороны взрослого;
  • наказание, порицание взрослого;
  • трудности при выполнении задания;
  • сверстники не принимают в игру.

Интерес:

  • приход в группу, прогулка;
  • незнакомый взрослый;
  • незнакомый сверстник;
  • новая игрушка;
  • незнакомая игра;
  • рассказ взрослого или показ чего-либо;
  • проявление интереса на прогулке, во время занятия к предметам окружающей среды, явлениям природы;
  • подготовка к праздникам.

Удивление:

  • появление чего-либо/кого-либо в группе;
  • незнакомая  игрушка;
  • на занятиях (прогулке) услышал или увидел что-то новое;
  • новая игра;
  • знакомый сверстник, друг ведет себя по-другому;
  • близкий взрослый общается иначе.

Таблицы фиксации результата:

Оценка эмоционального состояния ребенка в группе детского сада

Код ребенка возраст № группы 

 

Дата

Деятельность в режимные моменты

Индивидуальное поведение

Поведение в общении

Р-Р

Р-В

Р-С

         

Дата

Организованная деятельность (учебная,развлекательная)

Индивидуальное поведение

Поведение в общении

Р-В

Р-С

       

Дата

Неорганизованная деятельность (свободная игра)

Индивидуальная

Совместная

Р-В

Р-С

       

 

Оценка состояния  эмоционального благополучия группы

 

Ф.И. ребенка

Деятельность  в режимные моменты

Индивидуальное  поведение

Поведение в  общении

Р

Г

С

П

Р

Г

С

П

                 

Ф.И. ребенка

Организованная  деятельность (учебная, развлекательная)

Индивидуальное  поведение

Поведение в  общении

Р

Г

С

П

Р

Г

С

П

                 

Ф.И. ребенка

Неорганизованная  деятельность (свободная игра)

Индивидуальное  поведение

Поведение в  общении

Р

Г

С

П

Р

Г

С

II

                 

 

Р — радость, Г — гнев, С — страх, П —  печаль.

 

Приложение №6

 

Эмоциональная идентификация диагностическая методика для детей дошкольного и младшего школьного возраста (Е. И. Изотовой)

 

В настоящее  время «Эмоциональная идентификация» используется в практике как основная методика для детей дошкольного  возраста и ее модификация — для  младшего школьного возраста.

Направленность  методики:

  • общая — выявление особенностей идентификации эмоций различных модальностей у детей дошкольного возраста, индивидуальных особенностей эмоционального развития;
  • диагностическая серия № 1, № 2:

выявление сформированности двух компонентов процесса опознания эмоций — восприятия и понимания эмоциональных состояний;

  • диагностическая серия № 2:
  • определение уровня произвольного выражения эмоций различной модальности (радость, гнев, печаль, страх, отвращение, презрение, зависть);
  • выявление объема эмоционального опыта и эмоциональных представлений;
  • выявление фактора эмоциональной напряженности.

Показатели  методики:

  1. восприятие экспрессивных признаков (мимических);
  2. понимание эмоционального содержания;
  3. идентификация эмоций;
  4. вербализация эмоций;
  5. воспроизведение эмоций (выразительность и произвольность);
  6. актуализация эмоционального опыта и эмоциональных представлений;
  7. индивидуальные эмоциональные особенности (фактор эмоциональной напряженности, форма эмоционального реагирования, эмоциональный стиль).

Дифференциация  результатов по показателям 3, 41 5 осуществляется по трем уровням: низкому, среднему, высокому.

Дифференциация  результатов по показателям 6, 7 осуществляется по качественным характеристикам.

Дифференциация  результатов по показателям 1, 2 осуществляется по типологическому соответствию.

 

Диагностическая серия № 1 (для детей 4—5 лет)

Этап 1 Стимульный материал: 4—6 карточек с изображениями гномов.

 

 

Инструкция 1: Хочешь, я расскажу тебе сказку о гномиках?Жили- были неразлучные друзья гномы: весельчак ЭХ, злюка УХ, плакса ОХ, бояка ОЙ, привереда ФУ, завида (ябеда) АГА. Гномы всегда играли вместе, хотя иногда ссорились.

В процессе инструкции осуществляется показ мимикой. При  необходимости проанализировать соответствие имени каждого гнома определенному эмоциональному состоянию. Далее показать 4 — 6 карточек с лицами гномов.

Инструкция 2: Посмотри, здесь нарисованы все гномики. Попробуй отгадай, кто из них весельчак, злюка, плакса, бояка, привереда, завида (ябеда). Как ты догадался?

При затруднениях у ребенка обращать внимание на брови, рот, глаза изображения. Использовать показ мимикой. В процессе выполнения задания фиксировать выбор, номер  попытки с правильным выбором, вид  помощи.

 

Этап 2

Стимульный  материал: лист белой бумаги, цветные карандаши.

Инструкция: А какой гномик тебе нравится больше? Почему? Расскажи о нем (нарисуй его). А какой гномик тебе нравится меньше всех? Почему? Расскажи о нем (нарисуй его).

 

ПРОТОКОЛ А-1

Ф.И.О. 

Дата рождения   Возраст

Дата обследования  Время _

 

 

Модальность (характеристика гномика)

 

Номер пиктограммы

Обоснование выбора

1

2

3

4

5

6

 

Оптимистичность (весельчак  — №1)

             

 

Агрессивность (злюка 

— № 2)

             

 

Пессимистичность (плакса — № 3)

             

 

Тревожность (бояка —  № 4)

             

 

Капризность (привереда — № 5)

             

 

Завистливость (завида-ябеда  — № 6)

             

Информация о работе Развитие эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха