Потребностно-мотивационное
направление заключается в формировании
умения находить в трудных ситуациях
силы внутри себя, принимать ответственность
за собственную жизнь, умения делать
выбор, в формировании потребности в самоизменении
и личностном росте.
Развивающее направление
предполагает для дошкольников адекватное
ролевое развитие, а также формирование
эмоциональной децентрации и
произвольной регуляции поведения. [24; 128]
В занятиях используются следующие методические средства:
- Ролевые игры (ролевая гимнастика, включающая ролевые действия и ролевые образы, и психодрама), которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе. К основным нарушениям ролевого развития у детей обычно относят ролевую ригидность — неумение переходить из роли в роль, ролевую аморфность — неумение принимать любую роль, отсутствие ролевой креативности — неумение продуцировать новые образы, принятие патологических ролей.
- Психогимнастические игры, основывающиеся на теоретических положениях социально-психологического тренинга. В этих играх формируется:
- принятие своих качеств характера;
- принятие своего прошлого, настоящего, будущего.
- Коммуникативные игры:
- игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и обеспечивать другого вербальными и невербальными «поглаживаниями»;
- игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения;
- игры, обучающие умению сотрудничать.
- Игры и задания, направленные на развитие произвольности, осознание таких понятий, как «хозяин своих чувств» и «сила воли».
- Игры, направленные на развитие воображения: вербальные игры, невербальные игры и «мысленные картинки».
- Задания с использованием «терапевтических» метафор. Систематическое предъявление детям метафор приводит к усвоению ими основной идеи метафоры: «каждый человек способен изменить ситуацию», «безвыходных ситуаций не бывает», тем самым у ребенка формируется «механизм самопомощи».
- Релаксационные методы — использование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона, дыхательные техники, визуально- кинестетические техники.
- Использование эмоционально-символических методов. Эта группа методов базируется на представлении К. Юнга и его последователей о том, что формирование символов отражает стремление психики к развитию и превращение символов или образцов фантазии в осязаемые факты с помощью рисования, сочинения рассказов и стихов, лепки способствует личной интеграции. Можно использовать две основные модификации эмоционально-символических методов, предложенных Дж. Алланом:
- групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха, печали, интереса (как необходимый этап для обсуждения используются детские рисунки, выполненные на темы чувств. При этом на стадии рисования иногда исследуются и обсуждаются чувства и мысли, которые не удается раскрыть в процессе вербального общения);
- направленное рисование, т. е. рисование на определенные темы.
При прослушивании «терапевтических» метафор целесообразно использовать
рисование (детям предлагается изобразить
любую картинку, навеваемую метафорой).
[15; 211]
Рассмотрим основные
преимущества используемых методов
при развитии основ произвольности
психической регуляции у детей
дошкольного возраста.
- Игры-драматизации. Их преимущество состоит в том, что персонажами игр становятся сами дети. В ходе игры дети не только получают удовольствие от познания окружающего мира, но и при этом учатся управлять собой. Участие детей в игре является добровольным. Элементами игр выступают специальные упражнения, объединенные в группы и направленные на развитие умений произвольной регуляции в различных сферах деятельности. Каждое упражнение включает фантазию (мысли и образы), чувства (эмоции и переживания) и движения ребенка для того, чтобы он учился произвольно воздействовать на каждый элемент этой триады. Чтобы ход общей игры не прерывался, все упражнения объединяются содержанием сюжетно-ролевой игры. Отсутствие каких-либо внешних атрибутов — одно из условий игр. Все предметы и события игрового сюжета должны быть воображаемыми, т. е. обозначаться физическими действиями или замещаться предметами обычного окружения. Каждая часть занятий решает не одну, а несколько совершенно самостоятельных задач, по-своему важных для развития эмоциональной сферы ребенка. В сюжет игры включаются творческие идеи и предложения самих детей. [14; 76]
- Психогимнастика выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием. Психогимнастические упражнения используют механизм психофизического эмоционального единства. Например, ребенок не только выполняет резкие ритмические махи руками, а представляет себя веселым зайчиком, играющим на воображаемой трубе. Это упражнение доставляет ему массу удовольствия, включает его фантазию, улучшает ритмичность движения. В последовательности психогимнастических упражнений важно соблюдать чередование и сравнение противоположных по характеру движений (напряженных и расслабленных, резких и плавных, частых и медленных, дробных и цельных, едва заметных пошевеливаний и совершенных застываний, вращений тела и прыжков, свободного продвижения в пространстве и столкновения с предметами), сопровождаемых попеременно мышечным расслаблением и напряжением. Такое чередование движений гармонизирует психическую деятельность мозга. При этом упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия.[26; 96]
- Упражнения на эмоции и эмоциональный контакт направлены на развитие у детей способности понимать, осознавать, правильно выражать и полноценно переживать свои и чужие эмоции. Игровое и психологическое содержание этих упражнений призвано решать следующие задачи:
- фиксировать внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций;
- подражательно воспроизводить чужие эмоции, фиксируя мышечные ощущения;
- анализировать и словесно описывать мышечные ощущения при проявленных эмоциях;
- повторно воспроизводить эмоции, контролируя ощущения. [24; 65]
- Коммуникативные упражнения, при которых происходит тренировка общих способностей невербального воздействия детей друг на друга (эмоциональные проявления и контакты — пантомимы). В эти упражнения включаются обмен ролями партнеров по общению и оценка эмоций. Главным инструментом, которым овладевает ребенок, выполняя данные упражнения, является умение сопереживать, освобождаться от эмоциональной напряженности, свободно проявлять эмоции, активно общаться. [14; 97]
- Мимические и пантомимические этюды, в которых выразительно изображаются отдельные эмоциональные состояния (радость, удивление, интерес, гнев и другие), связаные с переживанием телесного и психического довольства или недовольства. С помощью этюдов дети знакомятся с элементами выразительных движений мимикой, жестом, позой, походкой. [12;163]
- Психомышечная тренировка нацелена на снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, улучшение самочувствия и настроения, закрепление положительных эмоций, стимулирующих и упорядочивающих психическую и физическую активность детей, приводящих в равновесие их эмоциональное состояние.[12; 164]
- Элементы психологического тренинга позволяют воссоздать и проиграть реальную ситуацию, окружающую ребенка, а также найти выход из нее как с положительным, так и с отрицательным результатом. В данном случае ребенок наглядно может убедиться в том, что в любой ситуации можно найти несколько вариантов решений. Причем ребенок сам может повлиять на исход ситуации, выбирая для себя наиболее подходящий. [12;78]
Содержание коррекционной
работы по развитию эмоциональной сферы
можно структурно представить следующим образом:
- Комфортная организация режимных моментов.
- Оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий:
- оздоровительно-профилактической гимнастики;
- физкультминуток;
- спортивных игр;
- подвижных игр (в том числе народных);
- игровых заданий и упражнений;
- досугов.
- Игротерапия:
- сюжетно-ролевые игры;
- игры-упражнения на эмоции и эмоциональный контакт;
- коммуникативные игры;
- дидактические игры.
- Арттерапия:
- рисование;
- ритмопластика;
- танец;
- музыкально-ритмические движения.
- Занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия.
- Психогимнастика:
- Телесно-ориентированные методы, психомышечная тренировка.
- Посещение комнаты психологической разгрузки.
- Задания, направленные на:
- организацию совместной деятельности;
- составление рассказов;
- организацию театрализованных игр и т. п.
- Использование наглядных пособий:
- фотографий;
- рисунков;
- схем;
- символов;
- графических изображений. [16;84]
Обучающие способы, приемы
и содержание заданий по развитию эмоций
- Рассматривание собственной мимики перед зеркалом. Сознательное изменение выражения лица и ответ ребенка на вопрос взрослого: «Что теперь чувствуешь?» — отрабатывается связь между мимическим проявлением и эмоциональным самочувствием (прямая и обратная).[23;81]
- Игра «Артисты немого кино» — проводится перед зеркалом; возможны разные формы игры: задается текст или эмоциональный звуковой образ, который сопровождается мимическими и Пантомимическими эмоциями «артиста»; воспроизводится определенная мимическая эмоция, и под нее ребенок подбирает ситуацию, соответствующего персонажа и т. д. Активное использование видеотехники.[22;219]
- «Мимический диктант» — специальный текст (например, «сценарий фильма») сопровождается мимикой, вокализациями-звукоподражаниями и пантомимикой ребенка; проводится перед зеркалом. [26;96]
- Тот же «мимический диктант», но записанный на видеопленку; ребенок может сравнить свою экспрессию с эмоциональной выразительностью других детей (только при желании ребенка). Неудачи не отмечаются, удачи вызывают положительную оценку взрослого; здесь же отрабатывание разных видов походки, особое выделение благородства движений и походки, обучение способам связи собственного внутреннего самочувствия и выражения его в походке (красота, легкость, собранность и т. д.). [26;99]
- Эмоциональный аутотренинг через эмоциональную идентификацию (отождествление) с любым персонажем — поскольку в подобной ситуации ребенок всецело сосредоточен на взаимодействии и общении с персонажем, взрослый голосом и поступками персонажа может открывать ребенку его эмоциональный образ, который для него чаще всего отсутствует, корректировать его, поддерживать позитивные стороны, снимать неуверенность в проявлении своих эмоций, подчеркивать их эстетические стороны и т. п. [32;136]
- Рассказывание сказок, историй (извлеченных из литературных источников, придуманных взрослым или самим ребенком ) от первого лица, где вместо главного персонажа — «Я»; воспитатель при этом старается задержать ребенка на передаче своих внутренних переживаний. Такой рассказ в группе может подхватываться детьми по цепочке, но каждый, продолжая сюжет, говорит только от себя (здесь ребенку открывается возможность сравнить свои собственные переживания с переживаниями других детей и взрослого) и т. д. [32;138]
- Проигрывание ситуаций и сюжетов, где от ребенка требуется произвольная регуляция эмоций: хладнокровие, эмоциональная выдержка, овладение своим страхом или неуместным весельем, преодоление неуверенности. Например, принятие ребенком роли спортсмена на чемпионате, когда остальные дети создают эмоционально-выразительный фон болельщиков. Ребенок—«чемпион» не должен поддаться эмоциональному воздействию, должен устоять перед общим эмоциональным настроем и т. п. И наоборот, использование взрослым эмоционального заряжения и коллективного сопереживания для изменения качественного соотношения эмоциональных переживаний, составляющих структуру эмоциональной сферы «Я» ребенка. [28;85]
- Создание «автопортрета» — рисунок, «фотография» (рисование своего портрета в игре в фотографию). В семье — игра-упражнение «Какой Я»: ребенок диктует взрослому «Письмо незнакомому другу», в котором «описывает» свои особенности и воссоздает свой эмоциональный образ. [31;143]
Продуктивная деятельность
ребенка представляет огромные возможности
для его обучения.
Самое близкое окружение ребенка
— это его игрушки, любимые
и заброшенные. Орудия и предметы
детской изобразительной, конструктивной
и других видов деятельности предстают
перед детьми как помощники, как
друзья их творчества. Используя игрушку
в занятиях, взрослый может провести с
ребенком игру-беседу «Разговор с игрушками
по душам». В этой игре можно задать ребенку
следующие вопросы:
- «Почему та или иная игрушка (или кукла) такая грустная, веселая или довольная?»
- «Что переживала, чувствовала игрушка в определенный момент совместной жизни с ребенком?»
- «Что можно сделать для куклы, чтобы она засмеялась, обрадовалась?» и т. д.
- Пусть кукла устами ребенка ответит, что она думает о своем хозяине или хозяйке.
Ребенок в этой игре выступает
в двух ролях — своей собственной
и куклы.
Эту игру-беседу важно строить, исходя
из особенностей отношения ребенка
к игрушке.
Отработка навыков проходит в три
этапа:
— получение информации о содержании
того или иного навыка;
— применение полученных знаний в
конкретных ситуациях (отработка навыка);
— перенос навыков, освоенных на
занятиях, в повседневную жизнь ребенка.
Важно отметить, что последнее осуществимо
только при тесной связи педагога-психолога,
воспитателя с родителями детей, посещающих
занятия.[19;274]
Таким образом, мы рассмотрели методики
проведения работы для развития эмоциональной
сферы детей с нарушенным слухом.
При проведении занятий по этим методикам
можно провести эксперимент по выявлению
и развитию эмоциональной сферы детей
с нарушенным слухом.
Заключение
На основании проделанной
работы можно сделать следующие
выводы:
Эмоциональная сфера
человека в процессе развития переживает
несколько стадий. Начиная от младенчества, до взрослого
состояния эмоциональная сфера постоянно.
Но те высокие нравственные, эстетические
и интеллектуальные чувства, которые характеризуют
развитого взрослого человека и которые
способны вдохновить его на большие дела
и на благородные поступки, не даны ребенку
в готовом виде от рождения. Они возникают
и развиваются под влиянием социальных
условий жизни и воспитания. Опосредованно,
через отношение к другим людям у человека
устанавливается отношение к самому себе.
Для всего психического здоровья человека
главной целью является его правильное
эмоциональное воспитание с самого раннего
детства и на протяжении всей жизни. Эмоциональное
развитие дошкольника является одним
из существенных условий, обеспечивающих
эффективность процесса обучения и воспитания.
Необходимо использовать специально организуемые
разные виды детской деятельности. Создание
в этой деятельности условий для взаимоотношений
с окружающими (взрослыми, сверстником,
персонажем), а также включение ребенка
в разнообразные жизненные ситуации,
значимые и неподдельные для него, в которых
бы выявился уже приобретенный и формировался
новый эмоциональный опыт ребенка, - все
это может обеспечить существенный воспитательный
эффект, развить нравственные побуждения
ребенка. Наиболее сильный и важный источник
переживаний ребенка — его взаимоотношения
с другими людьми — взрослыми и детьми.
Когда окружающие ласково относятся к
ребенку, признают его права, он испытывает
эмоциональное благополучие — чувство
уверенности, защищенности. Эмоциональное
благополучие способствует нормальному
развитию личности ребенка, выработке
у него положительных качеств, доброжелательного
отношения к другим людям.