Развитие мышления дошкольников через организацию дидактической игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 14:32, дипломная работа

Описание работы

Объект изучения - развитие мышления дошкольников.

Предмет изучения - дидактические игры, способствующие развитию мышления дошкольников.

Цель.

В теоретическом и практическом аспекте раскрыть особенности

организации дидактических игр, направленных на развитие мышления дошкольников.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………… 3
Тезаурус …………………………………………………………………… 7
Глава 1. Теоретический аспект развития мышления дошкольников через организацию дидактических игр
1.1. Особенности мышления как познавательного процесса ………. 8
1.2. Психолого-педагогические особенности развития мышления детей дошкольного возраста …………………………………..…..
12
1.3. Дидактические игры в дошкольном возрасте: понятие, виды, структура, содержание ……………………………………………
16
Глава 2. Практический аспект организации дидактических игр, направленных на развитие мышления дошкольников
2.1. Констатирующий этап выявления уровня развития мышления дошкольников подготовительной группы…………………………
26
2.2. Организация дидактических игр с дошкольниками подготовительной группы, направленных на развитие мышления (в свободное от занятий время)……………………………………..

31
2.3. Итоговый этап выявления уровня развития мышления дошкольников подготовительной группы ………………………..
48
Заключение ………………………………………………………………… 55
Список информационных источников ………………………………….. 58

Файлы: 1 файл

1.doc

— 381.50 Кб (Скачать файл)


 

Кафедра психолого-педагогических дисциплин

 

 

 

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

 

Выпускная квалификационная работа

             

 

 

 

 

                                                                        Составитель:

 

 

 

 

 

 

                                    

 

 

 

 

 

 

 

                                                           2011

 

Оглавление

Стр.

Введение   ……………………………………………………………………

3

Тезаурус   ……………………………………………………………………

7

Глава 1. Теоретический аспект развития мышления дошкольников через организацию дидактических игр  

 

1.1.

Особенности мышления как познавательного процесса   ……….

8

1.2.

Психолого-педагогические особенности развития мышления детей дошкольного возраста  …………………………………..…..

 

12

1.3.

Дидактические игры в дошкольном возрасте: понятие, виды, структура, содержание   ……………………………………………

 

16

Глава 2. Практический аспект организации дидактических игр, направленных на развитие мышления дошкольников

 

2.1.

Констатирующий этап выявления уровня развития мышления дошкольников подготовительной группы…………………………

 

26

2.2.

Организация дидактических игр с дошкольниками подготовительной группы, направленных на развитие мышления (в свободное от занятий время)……………………………………..

 

 

31

2.3.

Итоговый этап выявления уровня развития мышления дошкольников подготовительной группы   ………………………..

 

48

Заключение   …………………………………………………………………

55

Список информационных источников   …………………………………..

58

Приложение   ………………………………………………………………..

61

             

 

 

 

 

 

 

Введение

          Одной из задач дошкольного учреждения является подготовка детей к школе. В 1 классе учитель опирается на знания ребенка, полученные в дошкольном образовательном учреждении. Согласно статистике 25 % детей приходят в школу неподготовленными.

           Чтобы дети были подготовлены к школе, необходимо создать условия для развития ребенка. Следует также развивать у ребенка любознательность, познавательные интересы и способность осознанно воспринимать новую информацию.

          Учебная деятельность начинает складываться внутри игровой деятельности. Дошкольник при игре чему-либо учится. Это особенно ярко прослеживается при организации дидактической игры.

          Игра в жизни ребенка занимает особое место. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая игре приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и актуальной деятельности, нравственных и эстетических представлений. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный действительный и чувствительный опыт. [21; с.235].

          Дидактические игры – это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания, обучения и развития детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

         Как отмечал А. Н. Леонтьев, дидактические игры способствуют развитию познавательной деятельности, мыслительных операций, представляющих собой основу обучения. [15; с.263].

          В современной психолого-педагогической литературе отмечается, что необходимо заниматься изучением особенностей развития мышления дошкольников. В связи с возрастными особенностями, у детей 6 лет, эффективно развивается логическое мышление, так как дошкольный возраст – это сензитивный возраст. Именно на этот вид мышления и необходимо обращать   внимание при     организации   дидактических  игр. Ученые (Ф. Фребель, М. Монтессори) утверждали, что результат будет положительным, если мышление в ходе игры развивать систематически. Но, при организации и проведении дидактической игры необходимо учитывать ее значимость. С. А. Козлова указывала: «Игра – не занятость детей, а их развитие». [15; с.263].

         « … Сегодня об игре заговорили все. Все понимают: с детской игрой дела обстоят плохо. И это выясняется, прежде всего, тогда, когда ребенок поступает в школу, а учиться не готов.

          Почему? Да потому что мало играем в дошкольном возрасте. Но постановлениями и приказами министерства игру в детские сады не вернешь. Вернуть игру в детский сад очень сложно. Для этого нужно научить играть взрослых – заразить их самих игрой.

         «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655) объявили игру главным средством обучения дошкольника. Однако мы с сожалением можем констатировать, многие воспитатели организуют игры, в том числе и дидактические, для того, чтобы лишь занять детей, недооценивая роль дидактической игры в развитии мышления». [8; с.2].

          Представленное выше высказывание (Савинова Н. А.) подчеркивает важность и актуальность заявленной нами проблемы.

         Противоречие - в современной системе дошкольного образования игра является главным средством обучения и в практической деятельности педагоги используют большое количество игр на занятиях, но недооценивают роль дидактических игр в развитии мышления в свободное от занятий время.

          Проблема - как организовать дидактические игры дошкольников, способствующих развитию мышления.

         Данная проблема позволила остановить наш выбор на теме дипломной работы «Развитие мышления дошкольников через организацию дидактической игры».

         Объект изучения - развитие мышления дошкольников.

         Предмет изучения - дидактические игры, способствующие развитию мышления дошкольников.

         Цель.

         В   теоретическом и практическом   аспекте  раскрыть   особенности

организации дидактических игр, направленных на развитие мышления дошкольников.

         Задачи.

1.      Раскрыть особенности дошкольников, их деятельности и развития их

мышления на основе анализа психолого-педагогиеской литературы.

2.      Определить содержание, роль, специфику организации дидактических игр, способствующих развитию мышления дошкольников.

3.      Подобрать и апробировать диагностический инструментарий по изучению особенностей мышления дошкольников (и поведение ребенка в игровой ситуации).

4.      Описать содержание и организацию комплекса дидактических игр, направленных на развитие мышления дошкольников.

5.      Разработать сборник дидактических игр, способствующих развитию мышления дошкольников.

Гипотеза - если педагог будет организовывать дидактические игры в свободное от занятий время, то это будет способствовать развитию мышления дошкольников.

 

 

 

Тезаурус

         Дошкольник – это ребенок от 3 до 7 лет, у которого ведущим видом деятельности является игра, психическое и личностное развитие как бы «дозревает» до того уровня, который позволит ему органично перейти к систематическому школьному обучению. [21; с.163].

         Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. [25; с.24].

         Мышление – это высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку. [21; с.191].

         Игровая деятельность - символико-моделирующий тип деятельности, возникающий у ребенка на границе раннего и дошкольного возраста. В основе игровой деятельности лежит использование игровых символов, выполняющих функцию замещения одного предмета другим; принятие на  себя роли и выполнение игрового действия. [21; с.235].

         Игровая деятельность – это один из основных видов деятельности ребенка, удивительный феномен существования детского общества. [15; с.262].

         Игра – это пространство внутренней социализации ребенка, средства    усвоения социальных установок. ( Л. Выгодский).

         Дидактическая игра – это обучающая игра, в которой учебный материал усваивается в игровой форме, познавательная деятельность сочетается с игровой. [15; с.322].

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

1.1.           Особенности мышления как познавательного процесса

         Человек познает окружающий мир, развивается на протяжении всей своей жизни. Уже с раннего детства  закладываются основы всех психических свойств и качеств познавательных процессов и видов деятельности.

         Психология мышления, как направление, появилась лишь в 20 веке. До этого господствовала ассоциативная теория, которая сводила содержание мысли к чувственным элементам ощущений, а закономерности протекания мышления - к ассоциативным законам.

         Проблемы мышления стали осознаваться, начиная с 17 века. В связи с этим учеными были выдвинуты теории развития мышления. Самой популярной  из которых стала теория С. Л. Рубинштейна, пользующаяся до сих пор большой популярностью. Согласно донной теории большое внимание уделяется именно коррекции мышления в процессе развития (Т. В. Егорова, С. Д. Забрамная, Ю. Т. Матасов, Ж. И. Шиф и другие). 

         Развитие мышление начинается еще в младенческом возрасте, а в последующие годы жизни развивается.

         Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Одновременно у ребёнка усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности – познавательные интересы.

         Мышление представляет собой социально обусловленный процесс поисков и открытий новых понятий, знаний, явлений действительности, а также их опосредованного отражения в результате анализа и синтеза. При его помощи человек проникает в сущность предмета либо явления и определяет взаимосвязи и отношения их между собой.

         Мышление – это процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира. (И. В. Дубровина).

         Мышление – это психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности. (Р. С. Немов).

         Мышление – это высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс,  свойственный только человеку. (В. А. Крутецкий).

         Мышление играет огромную роль в познании. Оно расширяет границы познания, дает возможность выйти за пределы непосредственного опыта ощущений и восприятия. Мышление дает возможность знать и судить о том, что человек непосредственно не наблюдает, не воспринимает. Оно позволяет предвидеть наступление таких явлений, которые в данный момент не существует.

         Мышление перерабатывает информацию, которая содержится в ощущениях и восприятии, а результаты мыслительной работы применяются на практике.

         В основе процесса мышления лежит сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга в целом, но не каких-то отдельных ее участков. В основе мышления лежит образование второсигнальных временных нервных связей, опирающихся на первосигнальные связи. Второсигнальные нервные связи, образующиеся в коре головного мозга с помощью слов, отражают существенные отношения между предметами. Отражение связей и отношений между предметами становится возможным потому, что слова, как указывал И. П. Павлов, представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что, по мнению ученого, и составляет сущность человеческого мышления.

          Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Соответственно, в структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация.

Информация о работе Развитие мышления дошкольников через организацию дидактической игры