Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 14:32, дипломная работа
Объект изучения - развитие мышления дошкольников.
Предмет изучения - дидактические игры, способствующие развитию мышления дошкольников.
Цель.
В теоретическом и практическом аспекте раскрыть особенности
организации дидактических игр, направленных на развитие мышления дошкольников.
Введение …………………………………………………………………… 3
Тезаурус …………………………………………………………………… 7
Глава 1. Теоретический аспект развития мышления дошкольников через организацию дидактических игр
1.1. Особенности мышления как познавательного процесса ………. 8
1.2. Психолого-педагогические особенности развития мышления детей дошкольного возраста …………………………………..…..
12
1.3. Дидактические игры в дошкольном возрасте: понятие, виды, структура, содержание ……………………………………………
16
Глава 2. Практический аспект организации дидактических игр, направленных на развитие мышления дошкольников
2.1. Констатирующий этап выявления уровня развития мышления дошкольников подготовительной группы…………………………
26
2.2. Организация дидактических игр с дошкольниками подготовительной группы, направленных на развитие мышления (в свободное от занятий время)……………………………………..
31
2.3. Итоговый этап выявления уровня развития мышления дошкольников подготовительной группы ………………………..
48
Заключение ………………………………………………………………… 55
Список информационных источников ………………………………….. 58
горошком. Что это?».
Ребенок отгадывает: «Звезды». Нужно узнать, сколько звезд
на небе и проследить путь от одной планеты до другой, следуя по стрелкам и суммируя очки.
Для преодоления силовой защиты необходимо набрать 10 очков. (Ребенок выполняет арифметические действия на сложение и узнает, на какую планету нужно лететь; планета оформляется в любой цвет). Определить, какой звезды не хватает на небосводе. (Дается карточка. Ребенок получает игрушку – ракету).
Игра №6. «Лучший космонавт». [6; с.41].
(В группе. В свободное от занятий время).
Дидактическая задача. Развивать память, логическое
мышление, творческое воображение, умение анализировать; работать над приемами арифметических действий в пределах 20.
Игровое правило. Выслушивание мнения каждого участника. Принимает участие каждый ребенок.
Игровое действие. Высказывание мнений. Составление космических животных. Дополнение космического плаката.
Оборудование. Набор фигур к игре «Гексамино»; образец изображения; таблица поиска закономерностей.
Ход игры.
Для быстрой ориентировки на звездном небе астрономы разделили небосвод на районы, а звезды – на группы, созвездия. Самые заметные, яркие звездочки они соединили воображаемыми линиями, будто рисовали по небу, а потом определяли, на что похож рисунок. Так и поселился на небе целый зверинец (Жираф, Змея, Большая Медведица, Лебедь). Составьте изображение лебедя из элементов игры «Гексамино».
Космонавтам необходимо научиться запоминать числа. В
течении 5 секунд буду показывать числа, увеличивающиеся каждый раз на 1.
Вы запоминаете и воспроизводите их. Теперь представьте, какой формы могут быть космические существа. Посмотрите на плакат, на котором изображены космические «человечки».
«Определи», какого человечка не хватает в третьем ряду. Вы хорошие космонавты и за это получаете игрушечный шлем для игры в космонавты.
Игра №7. «Комплексное занятие «в каморке у папы Карло».
[6; с.42].
(В группе. В свободное от занятий время).
Дидактическая задача. Развивать логическое мышление.
Игровое правило. Выполнять задания последовательно, прислушиваться мнения окружающих.
Игровое действие. Анализ дома папы Карло. Подбор ключа
к двери. Классификация цифр. Составление своего дома.
Оборудование. Плоскостные фигурки Буратино и папы Карло; рисунки городских домов, деревенских; предметные картинки овощей; цифры; три обруча; набор игры «Танграм».
Ход игры.
- Где мы с вами живем?
- В городе.
- Город у нас большой или маленький?
- Большой.
- Давайте сравним 2 картины: город и деревня. Какие
различия вы нашли? Сегодня мы отправимся в гости, в деревню, к
папе Карло и Буратино.
- Посмотрите, что это?
- Фигуры.
- С ними мы и отправимся в гости. Путь – длинный, а чтобы не скучать, выполните небольшое задание. Я называю слова, а вы выделяете гласные и согласные звуки, произнося четко: «город», «деревня», «каморка». Вот и каморка папы Карло. Почему она так называется?
- Он там что-либо мастерит.
- Из чего она построена?
- Из бревен, дерева.
- Какая каморка?
- Бревенчатая, деревянная.
- Какая крыша у нее?
- Черепичная.
- Рассмотрите все части дома. А теперь папа Карло и Буратино приглашают нас погулять вокруг дома.
- Посмотрите, какие цветы здесь растут?
- Розы, ромашки, георгины.
- Что растет в огороде?
- Капуста, свекла, редис.
- Какие фруктовые деревья растут в огороде?
- Яблоня.
- Посмотрите, а что растет в самом дальнем уголке у папы Карло?
- Лук.
- Если я «разбросаю» звуки в слове ЛУК, что получится?
(ребенок должен назвать буквы, слог, звуки).
- Папа Карло приглашает нас в каморку. Посмотрите, Буратино указывает нам на ту дверь, которая завешана ковриком с большими дырами. Буратино говорит, что это сделала крыса Шушара. А мы с вами принесли с собой заплатки – геометрические фигуры. Давайте ими закроем дырки. А вы знаете, что у Буратино есть друг Сверчок, который все слышал и видел. Он сказал, что можно открыть дверь, если выполнить 2 задания.
Задание 1. В углу лежат 2 обруча (красный и синий). Сложите в красный обруч все четные цифры, а в синий – нечетные.
Задание 2. Подбери ключ к этой двери. Воспитатель выдает
ребенку ключи из картона в форме геометрических фигур. Ребенок подбирает ключ к замку. Дверь приоткрылась и ребенок увидел волшебную страну с маленькими куклами, красивыми и радостными. Буратино и папа Карло были счастливы. Теперь они, наконец будут жить в большом городе, и у них будет свой театр. Но сверчок говорит, что если ребята не выполнят еще одно задание, счастье для Буратино и папы Карло будет неполным.
Задание 3. Составь по собственному замыслу красивый дом. (из 2-3-х одинаковых наборов геометрических фигур к игре «Танграм).
- Все довольны. А теперь давайте пофантазируем. Что мы могли бы увидеть в каморке у папы Карло за дверями Волшебной Страны?
- Молодцы, ребята. За работу Буратино вам вручает по плоской фишке со сказочным дворцом.
Игра №8. «Как украсить салфетку?» [6; с.46].
(Индивидуально. В свободное от занятий время).
Дидактическая задача. Развивать творческое воображение, логическое мышление, умение предвидеть результаты своей деятельности, умение сравнивать.
Игровое правило. Задания выполнять последовательно, после постановки задания. Выполнять задания самостоятельно.
Игровое действие. Определение расположения солнца. Сбор куба. Украшение салфетки.
Оборудование. Игра «Уникуб», салфетки, образцы узоров.
Ход игры.
- Ребята, Солнце освещает и обогревает Землю. А наша планета вращается и подставляет солнечным лучам то одну сторону, то другую. На той стороне, которую освещает солнце –
день, на противоположной – ночь.
Посмотрите, что изображено на карточке?
- Цветок.
- Попробуйте определить, где находится солнышко?
- Справа.
- Молодцы!
Нашу планету делает «тяжелым» все, что есть на Земле.
Ой, у нас что-то упало!
- Куб упал.
- А вы знаете, почему он упал? Его притянула Земля. Посмотрите, а куб-то сломался. Давайте соберем его. Нужно собрать куб, чтобы он был таким: верх – красный, середина – желтая, низ – синий; противоположные стороны – одинакового цвета.
Молодцы! А теперь ваша задача усложняется. Вам нужно придумать свои цветовые сочетания в кубе.
Рассмотрим узоры, которые придумали сказочники. Это образцы салфеток. По замыслу украсьте свою салфетку.
Молодцы! (Кто сделает, тому вручается «веселое» солнышко).
Игра №9. «Найди магазин». [6; с.56].
(В группе. В свободное от занятий время).
Дидактическая задача. Развивать логическое мышление, воображение, умение классифицировать предметы по свойствам; упражнять в сложении и вычитании чисел.
Игровое правило. Работа в группе. Задания выполняют, только после постановки вопроса. Соблюдение дисциплины.
Игровое действие. Проход по лабиринту. Счет денег. Покупка продуктов и предметов концелярии.
Оборудование. Карточки-схемы, карта, лабиринт, таблица с
изображением фруктов и овощей, монеты достоинством в 1, 5, 10
рублей.
Ход игры.
- Ребята, посмотрим все на карту. Как вы думаете, легко ли по ней определить, где находится магазин?
- Нет.
- Для того, чтобы нам было проще увидеть магазин мы возьмем готовый лабиринт. Найдите магазин №85. Пройдите к нему через лабиринт.
(Ребенок указкой водит по лабиринту и выходит к магазину).
- Что продается в этом магазине?
- Овощи и фрукты.
- Молодцы! За хорошую работу я вручаю вам несколько монет. Но, чтобы ими воспользоваться в магазине, их нужно узнать: сколько у вас денег?
- 16 рублей.
- А теперь вам необходимо разменять деньги. Какими монетами можно заменить монету в 5 рублей?
- 5=1+1+1+1+1.
- Молодцы! Какими монетами можно заменить монету в 10
рублей?
- 10=5+5.
- Теперь легко можно купить необходимые продукты. А теперь, посовещавшись, сделайте покупки.
- А теперь разделите все продукты на 2 группы. На какие группы можно их разделить?
- По цвету, по признаку: овощи и фрукты, по величине.
- Продукты положим на полочку, скушаем за ужином. А теперь отправляемся в магазин №10. Что здесь продается?
- Канцелярские принадлежности.
- Правильно. Приготовьтесь выполнить несколько заданий. Для их выполнения вам помогут ценники. Какие предметы можно купить на 5 рублей?
- Пенал – 4 рубля; тетрадь – 1 рубль; ручка – 2 рубля; мяч – 5 рублей; резинка – 1 рубль.
- Посоветуйтесь и выберите на 10 рублей предметы, которые вам нужны в группе.
- Молодцы! Это необычные предметы. Это сказочные предметы. Поздравляю.
Игра №10. «Как изменилась фигура?» [6; с.58].
(Индивидуально. В свободное от занятий время).
Дидактическая задача. Развивать логическое мышление ребенка, построение на аналоговой зависимости между парами или группами объектов – геометрических фигур.
Игровое правило. Подсказка дается, если ребенок
затрудняется.
Игровое действие. Нахождение закономерностей.
Оборудование. 4 набора карточек, 4 карточки-задания,
карточка – ключ к трансформации и 4 карточки-ответа.
Ход игры.
- Вам предлагается набор карточек. Давайте рассмотрим 1 карточку. А у меня есть еще одна карточка. Это карточка-ключ. Она волшебная и может изменять фигуру. Посмотри на левую верхнюю фигуру, что сделала волшебная карточка?
- Изменила круг.
- Как изменился круг?
- Кружок изменил свой цвет.
- Если точно так же изменить треугольник, каким он станет?
- Зеленым.
- Выбери карточку с правильным ответом и закрой ею знак вопроса.
- Почему вы выбрали эту карточку?
- Круг зеленый, а карточка изменила треугольник точно так же, поэтому выбрали треугольник зеленый.
- А теперь рассмотрите 2 карточку. Чем закроем знак вопроса?
- Белым квадратом.
- Рассмотрите третью карточку. Что поместим на место знака вопроса?
- Синий треугольник.
- Какую по цвету фигуру поставим на место знака вопроса в
четвертой карточке.
- Желтый многоугольник.
- Молодцы! Вы самые смышлёные, за это вам вручаю яркую
звезду, чтоб она освещала ваш путь знаний.
Все проведенные игры соответствуют требованиям и особенностям проведения совместной деятельности детей и взрослого. При их организации дети с восторгом принимали участие, что доказывает правильность организации дидактических игр.
Все эти игры помещены в сборник дидактических игр, способствующих развитию мышления дошкольника (Прил. 2). В сборнике все игры подобраны для подготовительной к школе группе и способствуют развитию их логического мышления.
2.3. Итоговый этап выявления уровня развития мышления дошкольников подготовительной группы
На протяжении практики, для реализации дипломной работы проводилась совместная деятельность детей и взрослых с группой детей (с 5 воспитанниками).
На первом этапе исследования мы выявили, что логическое мышление развивать необходимо посредством дидактической игры, так как полученный результат, может быть выше.
Это можно пронаблюдать после проведения промежуточной диагностики развития уровня логического мышления дошкольников («Методика диагностики сформированности логического мышления ребенка по Н. В. Гатановой, Е. Г. Туниной»).
Информация о работе Развитие мышления дошкольников через организацию дидактической игры