Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 14:32, дипломная работа
Объект изучения - развитие мышления дошкольников.
Предмет изучения - дидактические игры, способствующие развитию мышления дошкольников.
Цель.
В теоретическом и практическом аспекте раскрыть особенности
организации дидактических игр, направленных на развитие мышления дошкольников.
Введение …………………………………………………………………… 3
Тезаурус …………………………………………………………………… 7
Глава 1. Теоретический аспект развития мышления дошкольников через организацию дидактических игр
1.1. Особенности мышления как познавательного процесса ………. 8
1.2. Психолого-педагогические особенности развития мышления детей дошкольного возраста …………………………………..…..
12
1.3. Дидактические игры в дошкольном возрасте: понятие, виды, структура, содержание ……………………………………………
16
Глава 2. Практический аспект организации дидактических игр, направленных на развитие мышления дошкольников
2.1. Констатирующий этап выявления уровня развития мышления дошкольников подготовительной группы…………………………
26
2.2. Организация дидактических игр с дошкольниками подготовительной группы, направленных на развитие мышления (в свободное от занятий время)……………………………………..
31
2.3. Итоговый этап выявления уровня развития мышления дошкольников подготовительной группы ………………………..
48
Заключение ………………………………………………………………… 55
Список информационных источников ………………………………….. 58
В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация
детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества
детей в игре.
Первоначально к классификации детских игр по такому принципу
подошел П. Ф. Лесгафт, позже его идея получила развитие в работах Н. К. Крупской. [15; с.259].
П. Ф. Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами).
П.Ф. Лесгафт каждый вид игр «привязывал» к определенному возрасту.
В работах Н. К. Крупской детские игры делятся на две группы: игры, придуманные самими детьми, и игры, придуманные взрослыми. Первые Крупская называла творческими, другие – игры с правилами.
Есть еще классификация детских игр, на которую, в настоящее время, опираются многие ДОУ (С. А. Козлова, Т. А. Куликова):
режиссерские игры;
сюжетно – ролевые игры;
театрализованные игры;
игры со строительным материалом;
дидактические игры;
игры с игрушкой.
Подробно рассмотрим дидактические игры, способствующие развитию мышления дошкольников. Дидактические игры – это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания, обучения и развития детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. [15; с.322].
Как отмечал А. Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Дидактическая игра поможет ребенку чему-то научиться в легкой, непринужденной форме.
Отличительной особенностью дидактических игр является возможность обучать детей посредством активной интересной для них деятельности.
Дидактическая игра – это обучающая игра, в которой учебный материал усваивается в игровой форме, познавательная деятельность сочетается с игровой. [15; с.334].
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры. Рассмотрим каждый вид этой игры. [11; с.46].
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. С их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.
Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами.
В подготовительной группе в игре используют такие предметы, в которых разница между ними становится елее заметной. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения отсутствующего предмета. Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей,
называть предметы, выкладывать узоры из разнообразных форм.
В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это помогает воспитателю упражнять детей в решении определенных дидактических задач. В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удается вызвать интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек.
Настольно-печатные игры – интересное занятия для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу.
Подбор картинок по общему признаку. Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности развития сюжетных действий.
Запоминание состава, количества и расположения картинок. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе, умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.
Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнение: увеличение количества частей, усложнение содержания, сюжета картинок. В младших группах картинки разрезаются на 2-4 части, на них изображается 1 предмет. В средних и старших группах на 8-10 частей, на них изображается знакомый сюжет.
Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. Задача: развивать речь, воображение и творчество детей. Для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, ребенок это изображает движениями, звуками. В старшей группе изображают нарисованное и отгадывают играющие. В этих играх формируются качества личности ребенка.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющихся представлениях о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать ранее приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах.
В младших и средних группах эти игры направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве. В старшем дошкольном возрасте словесные игры используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач.
С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок
преодолевает легко, не замечая, что его учат.
Каждая игра имеет свою определенную структуру, а т. к. мы обратились к дидактической игре, то целесообразно рассмотреть структуру этого вида игр. Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений.
Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую, уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они дидактическую задачу. Для выбора дидактической игры необходимо знать должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления детей (о природе, об окружающих предметах) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры.
В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в ее содержании, трафаретных фраз («воспитывать внимание, память, мышление» и др.). Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, например, развитию памяти, в других – внимания, в третьих – мышление. Воспитатель заранее должен это хорошо знать и определять дидактическую задачу.
Обязательным компонентом игры являются и ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом.
Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной. Л. С. Выгодский говорил: «Чем правила жестче, тем игра становится напряженнее, острее… факт создания мнимой ситуации с т. зрения развития можно рассмотреть как путь к развитию отвлеченного мышления, связанное же с этим правило, мне кажется, ведет к развитию действий ребенка, на основе которых вообще становится возможным то разделение игры и труда, с которым мы встречаемся в школьном возрасте как с основным фактом».
Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.
Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку.
А. И. Сорокина писала: «Игровые действия составляют основу дидактической игры – без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры».
Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.
Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Иногда и дети, готовясь к игре, вносят свои предложения: «Давайте мы спрячем, а кто-нибудь будет искать!», «Давайте я считалкой выберу водящего!».
Так любая игра становится дидактической, если имеются ей
основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые
действия.
Дидактические игры различаются и по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр[20; с.19].:
1. игры по сенсорному воспитанию,
2. игры по развитию речи,
3. игры по ознакомлению с природой,
4. игры по формированию нравственности,
5. игры по гражданскому воспитанию,
6. игры по формированию математических представлений.
С раннего возраста необходимо воспитывать в детях уважение к своему дому, своей семье, традициям русского народа, народным промыслам. Очень важно учить детей с уважением относиться к своим родителями, сверстникам, окружающим их людям. Ведь с формирования навыков, привычек, взглядов на окружающих в дошкольном возрасте начинают закладывать отношения к окружающим. Знакомства детей с природой вызывает интерес к их окружению, отношение к окружающей среде, отношение к животным. Также очень важно для детей этого возраста математическое развитие, оно помогает в полной мере устранить недостатки логического развития в школьном возрасте. [21; с.241].
Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей.
Все дидактические игры можно проводить в нестандартной форме, что вызывает у детей большой интерес и активность: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы (игры-диалоги).
Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое—через загадочное, трудное — через преодолимое, необходимое - через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться. Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.
Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: "Помоги Буратино подобрать нужный цвет", "Проверь правильно, ли Незнайка восстановил логическую цепочку".
Игры-предположения "Что было бы..?" или "Что бы я сделал...", "Кем бы хотел быть и почему?", "Кого бы выбрал в друзья?" и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии "Что было бы..?" или "Что бы я сделал...". Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: "Кто быстрее сообразит?".
Информация о работе Развитие мышления дошкольников через организацию дидактической игры