Развитие мышления дошкольников через организацию дидактической игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 14:32, дипломная работа

Описание работы

Объект изучения - развитие мышления дошкольников.

Предмет изучения - дидактические игры, способствующие развитию мышления дошкольников.

Цель.

В теоретическом и практическом аспекте раскрыть особенности

организации дидактических игр, направленных на развитие мышления дошкольников.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………… 3
Тезаурус …………………………………………………………………… 7
Глава 1. Теоретический аспект развития мышления дошкольников через организацию дидактических игр
1.1. Особенности мышления как познавательного процесса ………. 8
1.2. Психолого-педагогические особенности развития мышления детей дошкольного возраста …………………………………..…..
12
1.3. Дидактические игры в дошкольном возрасте: понятие, виды, структура, содержание ……………………………………………
16
Глава 2. Практический аспект организации дидактических игр, направленных на развитие мышления дошкольников
2.1. Констатирующий этап выявления уровня развития мышления дошкольников подготовительной группы…………………………
26
2.2. Организация дидактических игр с дошкольниками подготовительной группы, направленных на развитие мышления (в свободное от занятий время)……………………………………..

31
2.3. Итоговый этап выявления уровня развития мышления дошкольников подготовительной группы ………………………..
48
Заключение ………………………………………………………………… 55
Список информационных источников ………………………………….. 58

Файлы: 1 файл

1.doc

— 381.50 Кб (Скачать файл)

         Мы на практике увидели, что в дидактической игре складываются благоприятные условия для развития ребенка, для перехода от наглядно-действенного мышления к логическому. Именно в игре развивается способность ребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их.

          Внутренние, умственные действия формируются на основе внешних, материальных действий путем их поэтапного изменения и «вращения» в психику.

          На практике мы выявили, что заниматься изучением особенностей

мыслительных операций у детей-дошкольников в процессе их развития необходимо; целенаправленные занятия по развитию мышления  приучают ребенка ориентироваться в окружающем мире.

          По результатам можно сделать вывод, что развивать мышление дошкольников необходимо ежедневно, не только на занятиях, но и в свободное от них время. Но, при организации и проведении дидактической игры необходимо учитывать ряд факторов, которые способствуют получению положительного результата (возрастные особенности; время, место проведения игры, ее структуру, содержание и другое).

         После анализа результатов диагностик, видно изменение уровня логического мышления дошкольников от констатирующей диагностике к итоговой (констатирующий этап: 40% - средний уровень, 40% - низкий уровень, 20% - очень низкий уровень), что еще раз доказывает необходимость развивать логическое мышление в дошкольном возрасте через дидактическую игру.

          Для того чтобы уровень развития логического мышления повысить был составлен сборник дидактических игр, способствующих развитию мышления дошкольников, который поможет воспитателю правильно организовать игру,   а еще и выбрать более значимую на данный момент игру.

          Анализируя проделанную работу, мы с уверенностью делаем вывод, что все задачи, поставленные нами, реализованы и достигнута цель.

          Данная работа проделана не зря, так как у нас есть перспективы на будущее. Такую работы буду проводить не только в подготовительной группе, но и во всех предшествующих группах.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список информационных источников

1.      Абраменкова В. А. Во что играют наши дети [Текст]: – М.: ЭКСМО, 2006. – 634 с.

2.      Богуславская З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст]: кн. для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1991. – 206 с.

3.      Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с. 

4.      Возрастная и педагогическая  психология. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожин, В. В, Зацепин. – М.: Академия, 2003. – 368 с.

5.      Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников [Текст]: пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1981. – 184 с.

6.      Дидактические игры как средство подготовки детей к школе [Текст]. / Сост. Жукова Р. А. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005. – 80 с.

7.      Дороти Эйнон. Творческая игра от рождения до десяти лет [Текст]. – М.: Педагогика – Пресс, 1992. – 192  с.

8.      Дошкольное образование [Текст].  – М.: Первое сентября. – 1-15 марта 2011 №5 (293). – 24 с.

9.      Дуброва В. П., Милашевич Е. П. Педагогическая практика в детском саду [Текст]. – М.: Академия, 1998. – 160 с.

10. Дубровина И. В. Психология [Текст].- М.: Академия,  2007. – 464 с.

11. Дыбина О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром [Текст]. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 126 с.

12. Жуков Р. П. О роли игры в детском движении [Текст]. – Петроград: Просвещение, 1988.

13. Зеньковский В. В. Психология детства [Текст]. – М.: Академия, 1996. – 346 с.

14. Казайский О. А. Игра в самих себя. [Текст]. – М.: Роспедагенство, 1995. 

15. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. [Текст]. – М.: Академия, 2008.

16. Колягин В. А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики [Текст]. – Санкт-Петербург: КАРО, 2004. – 1486 с.

17. Косякова О.О. Психология раннего и дошкольного детства [Текст]. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 415 с.

18. Красницкая Г. С. Практикум по дошкольной педагогике [Текст]. – М.: Академия, 1997. – 272 с.

19. Крутецкий В. А. Психология: учеб. для учащихся пед. уч-щ [Текст] . – М.: Просвещение, 1986. – 336 с.

20. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду»  [Текст] / Под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 400 с.

21. Мухина В. С. Возрастная психология [Текст] . – М.: Академия, 2004. – 456 с.

22. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском сад [Текст]. – М.: Академия, 2002. – 184 с.

23. Педагогика раннего возраста: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. [Текст] / Под ред. Г. Г. Григорьевой, Н. П. Котовой, Д. В. Сергеевой. – М.: Академия, 1998. – 334 с.

24. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Мозайка-Синтез, 2009. – 208 с.

25. Психология дошкольника. Хрестоматия [Текст] / Сост. Г. А. Урунтаева. – М.: Академия, 1997. – 384 с.

26. Развитие мышления. Подготовительная группа. Разработки занятий.

[Текст] / Автор-сост. З. А. Ефанова. – Волгоград: ИТД «Корифей». –

112 с. 

27. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей [Текст]. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 192 с.

28. Урунтаева Г. А. Детская психология [Текст]. – М.: Академия, 2006. – 368 с.

29. Урунтаева Г. А. Практикум по дошкольной психологии [Текст]. – М.: Академия, 1998. – 304 с.

30. Шмаков С. А. Игры учащихся – феномен культуры [Текст]. – М.: Новая школа, 1994. – 212 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Протоколы исследования логического мышления дошкольников

Протокол №1.

Начальная диагностика.

Дата проведения исследования: 1 октября 2010 года.

ОУ: М ДОУ.

Возраст: 6 – 7 лет.

Количество испытуемых: 5.

Метод исследования: тестирование.

Название методики исследования: методика диагностики сформированности логического мышления ребенка по Н. В. Гатановой, Е. Г. Туниной.

Цель проведения исследования: определить уровень развития логического мышления.

Результаты:

№ п/п

Список испытуемых

Средний балл

Уровень по баллам методики

1

Испытуемый-1

1

очень низкий

2

Испытуемый-2

6

Средний

3

Испытуемый-3

3

Низкий

4

Испытуемый-4

3

Низкий

5

Испытуемый-5

5

Средний

 

Вывод: логическое мышление испытуемых развито на недостаточном уровне. Для успешного развития мышления необходимо проводить достаточно много дидактических игр, способствующих эффективному развитию логического мышления. Если мы будем в своей деятельности организовывать дидактические игры, способствующие развитию логического мышления, то это может повлиять на уровень развития логического мышления.

 

 

Протокол №2.

Промежуточная диагностика.

Дата проведения исследования: 24 декабря 2010 года.

ОУ: М ДОУ Возраст: 6 – 7 лет.

Количество испытуемых: 5.

Метод исследования: тестирование.

Название методики исследования: методика диагностики сформированности логического мышления ребенка по Н. В. Гатановой, Е. Г. Туниной.

Цель проведения исследования: определить уровень развития логического мышления.

Результаты:

№ п/п

Список испытуемых

Средний балл

Уровень по баллам методики

1

Испытуемый-1

2

Низкий

2

Испытуемый-2

8

Высокий

3

Испытуемый-3

4

Средний

4

Испытуемый-4

5

Средний

5

Испытуемый-5

6

Средний

 

Вывод: Стало уже заметно, что логическое мышление детей начало развиваться. Ребята с интересом вовлекается в игру и соответствующая организация дидактической игры дает возможность для развития их логического мышления. Поэтому мы продолжим его развивать.

 

 

 

 

 

 

 

Протокол №3.

Конечная диагностика.

Дата проведения исследования: 18 февраля 2011 года.

ОУ: Возраст: 6 – 7 лет.

Количество испытуемого: 5.

Метод исследования: тестирование.

Название методики исследования: методика диагностики логического мышления дошкольников «Умозаключения» Н. В. Гатановой, Е. Г. Туниной.

Цель проведения исследования: определить уровень развития логического мышления.

Результаты:

№ п/п

Список испытуемых

Средний балл

Уровень по баллам методики

1

Испытуемый-1

4

средний

2

Испытуемый-2

9

очень высокий

3

Испытуемый-3

7

средний

4

Испытуемый-4

8

высокий

5

Испытуемый-5

8

высокий

Информация о работе Развитие мышления дошкольников через организацию дидактической игры