Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 14:32, дипломная работа
Объект изучения - развитие мышления дошкольников.
Предмет изучения - дидактические игры, способствующие развитию мышления дошкольников.
Цель.
В теоретическом и практическом аспекте раскрыть особенности
организации дидактических игр, направленных на развитие мышления дошкольников.
Введение …………………………………………………………………… 3
Тезаурус …………………………………………………………………… 7
Глава 1. Теоретический аспект развития мышления дошкольников через организацию дидактических игр
1.1. Особенности мышления как познавательного процесса ………. 8
1.2. Психолого-педагогические особенности развития мышления детей дошкольного возраста …………………………………..…..
12
1.3. Дидактические игры в дошкольном возрасте: понятие, виды, структура, содержание ……………………………………………
16
Глава 2. Практический аспект организации дидактических игр, направленных на развитие мышления дошкольников
2.1. Констатирующий этап выявления уровня развития мышления дошкольников подготовительной группы…………………………
26
2.2. Организация дидактических игр с дошкольниками подготовительной группы, направленных на развитие мышления (в свободное от занятий время)……………………………………..
31
2.3. Итоговый этап выявления уровня развития мышления дошкольников подготовительной группы ………………………..
48
Заключение ………………………………………………………………… 55
Список информационных источников ………………………………….. 58
Результаты промежуточной диагностики.
Таблица 2.
№ п/п | Список испытуемых | Средний балл | Уровень по баллам методики |
1 | Испытуемый-1 | 2 | Низкий |
2 | Испытуемый-2 | 8 | Высокий |
3 | Испытуемый-3 | 4 | Средний |
4 | Испытуемый-4 | 5 | Средний |
5 | Испытуемый-5 | 6 | Средний |
В приложении 1 прилагается протокол исследования логического мышления детей.
Как видно из таблицы разброс данных по-прежнему достаточно велик. Проанализировав протоколы и данные в таблице, мы выделить 3 уровня
развития словесно-логического мышления.
1 уровень (от 7 до 8 баллов) – высокий уровень (испытуемый-1). К этому уровню были отнесены дети, наиболее успешно справившиеся с заданием. По анализу полученных результатов, видно, что дети этого уровня еще более ответственно относятся к выполнению заданий и самостоятельно могут решить дидактическую задачу. Дети данного уровня более активно участвуют в решении дидактических задач на развитие мышления, и прослеживается больше самостоятельности и уверенности при выполнении заданий. Логическое мышление этих детей приближается к норме.
2 уровень (от 5 до 6 баллов) – средний уровень (испытуемый-4, испытуемый-5). К этому уровню были отнесены дети, которые успешно справились с заданием, но при выполнении задания возникали трудности, в результате чего прослеживается недостаточный набор баллов. Испытуемые меньше допускали ошибок и стремятся выполнять задания без подсказок (наводящих вопросов). При ответе прослеживается неуверенность детей, а также неумение всегда обосновать свой ответ. У детей данного уровня логическое мышление приближается к норме, но желает быть лучшим.
3 уровень (от 3 до 4 баллов) – низкий уровень (испытуемый-1,
испытуемый-3). Дети, данного уровня могут не всегда правильно найти решение задачи. Пытаются логически найти правильный ответ и обосновать его. Есть первые попытки к самостоятельному решению дидактической задачи, но мышление развито слабо, что мешает при выполнении дидактических заданий.
Чтобы результаты получить более высокие работа по развитию мышления через организацию дидактической игры была продолжена; и совместная деятельность детей и взрослого проводилась ежедневно. После чего проверили уровень сформированности логического мышления.
Методика диагностики логического мышления дошкольников «Умозаключения» Н. В. Гатановой, Е. Г. Туниной. [16; с.271].
(Итоговая, проведена 18 февраля 2011 года).
Цель. Исследование умственных операций, умение делать выводы.
Процедура проведения. Ребенку зачитывают условие задачи. Ребенок должен сопоставить все имеющиеся данные и сделать вывод. Если малышу трудно проделывать эти операции в уме, учите его рисовать задачу. Например, в первом задании речь идет о сумках. Нарисуйте три квадратика и закрасьте их соответственно красным, синим и зеленым карандашом. Опираясь на зрительный образ, ребенку будет значительно легче решить задачу.
Послушай внимательно задачи и ответь на вопрос.
1. Красная сумка тяжелее синей, а синяя тяжелее зеленой. Какая сумка самая легкая?
2. Две девочки рисовали ромашки, а одна колокольчики Маша рисовала ромашки. Ира рисовала колокольчики. Что рисовала Катя?
3. Три мальчика играли лошадкой, машинкой и солдатиком. Саша играл солдатиком. Миша не играл ни машинкой, ни солдатиком. Какой игрушкой играл Коля?
4. Котята Барсик, Кузя и Филька любят лазить по деревьям. Барсик сидит
5. на ветке ниже Фильки, но выше Кузи. Кто сидит выше всех, а кто сидит ниже всех?
6. Петя, Ваня, Игорь и Максим любят спорить о том, кто самый высокий. Петя выше Игоря, но ниже Максима. Игорь выше Вани. Кто самый высокий?
Оценка и интерпретация результатов исследования. За каждый правильный ответ начисляется 2 балла, за каждый неправильный – 0 баллов.
10 баллов – очень высокий уровень.
8 – 9 баллов – высокий уровень.
4 – 7 баллов – средний уровень.
2 – 3 балла – низкий уровень.
0 – 1 балл – очень низкий уровень.
Результаты итоговой диагностики.
Таблица 3.
№ п/п | Список испытуемых | Средний балл | Уровень по баллам методики |
1 | Испытуемый-1 | 4 | Средний |
2 | Испытуемый-2 | 9 | Высокий |
3 | Испытуемый-3 | 7 | Средний |
4 | Испытуемый-4 | 8 | Высокий |
5 | Испытуемый-5 | 8 | Высокий |
В приложении 1 прилагается протокол исследования логического мышления детей.
Как видно из таблицы разброс данных по-прежнему достаточно велик. Проанализировав протоколы и данные в таблице, были выделины 3 уровня развития логического мышления.
1 уровень (от 9 до 10 баллов) – высокий уровень (испытуемый-1). К этому уровню были отнесены дети, наиболее успешно справившиеся с заданием. По анализу полученных результатов, видно, что дети этого уровня ответственно относятся к выполнению заданий и самостоятельно могут решить дидактическую задачу. Дети данного уровня более активно участвуют в решении дидактических задач на развитие логического мышления, и прослеживается больше самостоятельности и уверенности при выполнении заданий. Дети самостоятельно могут рассуждать и делать выводы.
2 уровень (от 7 до 8 баллов) – средний уровень (испытуемый-2, испытуемый-3, испытуемый-4). К этому уровню были отнесены дети, которые успешно справились с заданием, но при выполнении задания возникали трудности. Испытуемые допускают ошибок значительно меньше и стремятся выполнять задания без подсказок (наводящих вопросов). При ответе прослеживается неуверенность детей, а также неумение всегда обосновать свой ответ. Дети данной группы не всегда правильно рассуждают, поэтому у них возникают сомнения, а отсюда и ошибки.
3 уровень (от 5 до 6 баллов) – низкий уровень (испытуемый-1). Дети, данного уровня пытаются логически найти правильный ответ и обосновать его. Но не всегда могут аргументировать свой ответ, а так же нуждаются в подсказках. При ответе прослеживается неуверенность детей, а так же всегда выстроить правильную цепочку рассуждений.
Проанализировав диагностики, проводимые в начале первого этапа, а так же в его конце и по окончанию второго этапа, мы пришли к выводу, что при организации дидактических игр на развитие логического мышления необходимо использовать различные игры по содержанию, учитывать их роль в развитии мышления, а также соблюдать все необходимые условия при их организации. Учитывая особенности организации дидактических игр в данном возрасте, мы пришли к выводу, что необходимо организовывать дидактические игры в свободное от занятий время на развитие мышления.
Чтобы было видно, как изменялись результаты развития логического
мышления дошкольников, весь процесс развития мы представили в общей
таблице.
Итоговые результаты развития логического мышления дошкольников.
Таблица 4.
№ п п | Список испытуемых | Результат начальной диагнос-тики | Результат промежу-точной диагнос-тики | Результат конечной диагнос-тики | Вывод |
1 | Испытуемый-1 | 1 балл (очень низкий уровень) | 2 балла (низкий уровень) | 4 балла (средний уровень) | Если дидактические игры организовывать 1 раз в неделю, то мы видим, что результат почти не изменился (с учетом того, что игры проводились в течение 3 месяцев). Заметен рост, если игры проводить ежедневно (с учетом того, что игры проводились в течение 6 дней). |
2 | Испытуемый-2 | 6 баллов (средний уровень) | 8 баллов (высокий уровень) | 9 баллов (высокий уровень) | |
3 | Испытуемый-3 | 3 балла (низкий уровень) | 4 балла (средний уровень) | 7 баллов (средний уровень) | |
4 | Испытуемый-4 | 3 балла (низкий уровень) | 5 баллов (средний уровень) | 8 баллов (высокий уровень) | |
5 | Испытуемый-5 | 5 баллов (средний уровень) | 6 баллов (средний уровень) | 8 баллов (высокий уровень) |
Все полученные результаты можно представить в диаграмме для сравнения результатов констатирующей и итоговой диагностик каждого испытуемого в отдельности и сравнение результатов диагностик между испытуемыми.
Проанализировав проделанную работу, мы получили положительный результат. У 60% испытуемых уровень логического мышления стал высокий, а у 40% - средний. А первоначально результаты были ниже: у 40% испытуемых уровень развития логического мышления был средним, у 40% - низким, у 20% - очень низким. Прослеживается динамика развития логического мышления у 100% испытуемых. Теперь мы с уверенностью можем говорить, что если организовать дидактические игры в свободное от занятий время, то это буде т способствовать развитию мышления дошкольников.
В составленном сборнике дидактические игры использовались в свободное от занятий время и мы убедились, что они способствуют развитию логического мышления дошкольников.
Заключение
Мы с уверенностью говорим, что игра – это ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. В процессе игры он живет. Действует как его окружающие. И это доставляет ему огромную радость. Ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая действенный и чувственный опыт, благодаря дидактической игре.
В дидактической игре складываются благоприятные условия для всестороннего развития дошкольника.
Мы видим, что в дошкольном возрасте закладываются основы развития мышления ребенка, а этому способствует дидактическая игра.
Целенаправленная игровая деятельность, способствующая развитию мышления, приучают детей ориентироваться в окружающем мире. Дидактические игры – это игры обучающие. Именно они создаются взрослыми в целях воспитания, обучения и развития детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
Дидактические игры представляют собой переходную форму к неигровой деятельности, которая ждет ребенка на следующем жизненном этапе. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, мыслительных операций, представляющих собой основу обучения.
Мы проанализировали психолого-педагогическую литературу и раскрыли особенности дошкольников, их деятельности и развития их мышления; определили содержание, роль, специфику организации дидактических игр, способствующих развитию мышления дошкольников; подобрали и апробировали диагностический инструментарий по изучению особенностей мышления дошкольников; описали содержание и организацию комплекса дидактических игр, направленных на развитие мышления дошкольников; разработали сборник дидактических игр, для детей 6-7 лет, способствующих развитию их мышления, и следовательно на итоговом этапе исследования мы получили положительный результат развития уровня логического мышления дошкольников. Именно рассмотренные и апробированные нами аспекты играют важную роль при развитии мышления дошкольников через организацию дидактической игры.
Информация о работе Развитие мышления дошкольников через организацию дидактической игры