Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 14:32, дипломная работа
Объект изучения - развитие мышления дошкольников.
Предмет изучения - дидактические игры, способствующие развитию мышления дошкольников.
Цель.
В теоретическом и практическом аспекте раскрыть особенности
организации дидактических игр, направленных на развитие мышления дошкольников.
Введение …………………………………………………………………… 3
Тезаурус …………………………………………………………………… 7
Глава 1. Теоретический аспект развития мышления дошкольников через организацию дидактических игр
1.1. Особенности мышления как познавательного процесса ………. 8
1.2. Психолого-педагогические особенности развития мышления детей дошкольного возраста …………………………………..…..
12
1.3. Дидактические игры в дошкольном возрасте: понятие, виды, структура, содержание ……………………………………………
16
Глава 2. Практический аспект организации дидактических игр, направленных на развитие мышления дошкольников
2.1. Констатирующий этап выявления уровня развития мышления дошкольников подготовительной группы…………………………
26
2.2. Организация дидактических игр с дошкольниками подготовительной группы, направленных на развитие мышления (в свободное от занятий время)……………………………………..
31
2.3. Итоговый этап выявления уровня развития мышления дошкольников подготовительной группы ………………………..
48
Заключение ………………………………………………………………… 55
Список информационных источников ………………………………….. 58
Мыслительная деятельность совершается при помощи мыслительных операций. [21; с.203]:
1. Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними. К. Д. Ушинский считал операцию сравнения основой понимания. Он считал, что мы познаем любой предмет, только приравнивая его к чему-то или отличая от чего-то.
2. Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств.
3. Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.
4. Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств.
5. Обобщение – это мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования.
6. Конкретизация – это мысленный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему.
При организации развитии логического мышления ребенка ученые выделяют несколько форм мышления. Различают три основных формы логического мышления (понятие, суждение, умозаключение), из которых
должна развиваться каждая. [21; с.198].
1. Понятие – это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений.
2. Суждение – это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств.
3. Умозаключение – это такая форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение.
Мышление – очень сложная и многосторонняя психическая деятельность, и характеристика его не может быть простой и однозначной. Различия в мыслительной деятельности людей появляются в разнообразных качествах мышления. Качества мышления становятся своеобразными свойствами личности малыша. [10; с.87].
1. Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить нужные решения и ответы, не прибегая к частой помощи других людей.
2. Широта ума выражается в познавательной деятельности человека, охватывающей различные области деятельности, в широком кругозоре, разносторонней любознательности. Широкая познавательная деятельность как качество мышления основывается на всесторонних и глубоких знаниях.
3. Глубина ума выражается в умении проникнуть в сущность сложнейших вопросов, умении увидеть проблему там, где у других людей вопроса не возникает.
4. Гибкость ума выражается в свободе мысли от сковывающего влияния закрепленных в прошлом опыте приемов и способов решения задач, в умении быстро менять свои действия при изменении обстановки.
5. Быстрота ума – это способность человека быстро разобраться в
сложной ситуации, быстро обдумать и принять правильное решение.
Дошкольник может мыслить с разной степенью обобщенности, в большей или меньшей степени опираться в процессе мышления на восприятие, представления или понятия. В зависимости от этого различают три вида мышления. [10; с.92].
1. Предметно-действенное мышление – это вид мышления, связанный с практическими действиями над предметами. Этот вид мышления свойствен детям раннего возраста.
2. Наглядно-образное мышление – это вид мышления, который необходимо опирается на восприятие или представления. Этот вид мышления свойствен детям-дошкольникам и детям младшего школьного возраста.
3. Абстрактно мышление, по преимуществу характеризующее старших школьников и взрослых, - это мышление понятиями, лишенными непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлениям.
Таким образом, на все перечисленные показатели (операции, формы, качества, виды) при развитии мышления, нужно обращать внимание, чтобы развивалась полноценная личность. А это значит, что мышление – это важнейший процесс развития ребенка-дошкольника. Но, старший дошкольный возраст (6 – 7 лет) сензитивный для эффективного развития логического мышления. Поэтому при организации дидактических игр с дошкольниками нужно учитывать именно это.
1.2. Психолого-педагогические особенности развития мышления детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) — чрезвычайно важный период развития человека. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств познавательных процессов и видов деятельности. Его существование обусловлено общественно-историческим и эволюционно-биологическим развитием общества и конкретного индивидуума. Дошкольное детство обладает самостоятельной ценностью вне зависимости от предстоящего ребенку школьного обучения. Ж. Пиаже приписывает маленькому ребенку эгоцентризм, вследствие чего он еще не может строить совместную деятельность со сверстниками. В отличие от него А.П. Усова, а вслед за ней и многие отечественные психологи и педагоги считают, что первое детское общество образуется в детском саду. [28; с.18].
Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками.
Дошкольник активно познает окружающий мир, хочет разобраться, понять наблюдаемые явления, события. В этот период активно развиваются восприятие, мышление, память, речь, воображение, ощущение. [11; с.17].
На каждом возрастном этапе развитие мышления имеет свои особенности.
Многочисленные исследования отечественных и зарубежных психологов, педагогов, физиологов (Векнер Л. М., Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Павлов И. П.) позволили выявить особенности и последовательность развития мышления ребенка-дошкольника.
И. М. Сеченов писал, что корни мысли ребенка лежат в чувствовании. Богатство ощущений и восприятия – предпосылка для полноценного познания окружающего мира, развития мыслительных процессов, так как «внешние чувства доставляют материал для всех рассудочных работ» (К. Д. Ушинский).
При хорошо организованной педагогической работе дети овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям. П. Я Гальперин отмечал, что «на основе поэтапной методики мы получили в 6-7 лет … умственные действия и понятия, которые по общепринятым стандартам отвечают уровню мышления в подростковом возрасте…». Эти данные горят о высокой обучаемости детей дошкольного возраста, а также о том, что потенциальные способности, к сожалению, часто остаются неразвитыми.
В работах отечественных и зарубежных ученых (Ф. Фребель, М. Монтессори) дошкольное детство определяется как период оптимальный для развития логического мышления. Этот вид мышления связан с использованием и преобразованием понятий, более активно формируется в 6 лет. Но, остальные виды мышления в этом возрасте также преобладают.
Для умственного развития дошкольника характерно взаимодействие такого мышления, как наглядно-образное, наглядно-действенное и логическое. Наглядно-действенное мышление отличается тесной взаимосвязью мыслительных и практических действий. Ребенок в ходе практических преобразований объекта получает сведения о его скрытых свойствах, на основе анализа которых затем переходит к построению следующих практических действий. Таким образом, он оперативно применяет знания, получаемые в процессе практических действий с предметами. Ребенок учится ставить цели и достигать их, используя различные способы практического преобразования предметов. Значит, осуществление практического действия опирается на наличие образного плана, поскольку цель и результат действия могут быть даны только в плане представлений или понятий.
Наглядно-образное мышление – формирование у ребенка умения
различать план реальных объектов и план моделей, отражающих эти объекты. Наглядно-образное мышление способствует целостному «схватыванию» достаточно сложных динамических связей и зависимостей. Формированию наглядно-образного мышления способствует подражанию взрослому.
Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление создает соответствующие предпосылки для формирования к концу дошкольного возраста логического мышления.
В дошкольном возрасте в мышлении происходят изменения. Они,
прежде всего, связаны с тем, что устанавливаются все более тесные взаимосвязи мышления с речью. Такие взаимосвязи приводят к появлению развернутого мыслительного процесса – рассуждения, к перестройке взаимоотношений практической и умственной деятельности, к бурному развитию мыслительных операций.
Процесс мышления развивается в двух направлениях: с одной стороны, от незнания к знанию, от неотчетливого знания к отчетливому, а с другой стороны – от понятного к непонятному, от определенного к неопределенному. Для развития мышления у ребенка важно не только усвоение готовых, даваемых взрослыми знаний, но и способность выдвигать неожиданные предположения, высказывать оригинальные суждения, невероятные аналогии, догадки, порождаемые в собственном опыте. Это способность развивается в процессе детского экспериментирования.
Формирование у ребенка качественно нового мышления связано с освоением мыслительных операций. В дошкольном возрасте они интенсивно развиваются и начинают выступать в качестве способов умственной деятельности. В основе всех мыслительных операций лежат анализ и синтез. Дошкольник сравнивает объекты по более многочисленным признакам, чем ребенок в раннем детстве. Он замечает даже незначительное сходство между внешними признаками предметов и выражает различия в слове. [28; с.56].
У дошкольника изменяется характер обобщений. Дети постепенно
переходят от оперирования внешними признаками к раскрытию объективно более существенных для предмета признаков. Более высокий уровень обобщения позволяет ребенку освоить операцию классификаций, которая предполагает отнесение объекта к группе на основе видо-родовых признаков. Развитие умения классифицировать предметы связано с освоением обобщающих слов, расширением представлений и знаний об окружающем и умением выделять в предмете существенные признаки. Причем чем ближе предметы к личному опыту дошкольника, тем более точное обобщение он делает. Ребенок, прежде всего, выделяет группы предметов, с которыми он активно взаимодействует: игрушки, мебель, посуду, одежду. С возрастом возникает дифференциация смежных классификационных групп: дикие и домашние животные, чайная и столовая посуда.
Младшие и средние дошкольники выделение классифиционных групп нередко мотивируют совпадением внешних признаков или на основе использования назначения предметов. Старшие дошкольники не только знают обобщающие слова, но и, опираясь на них, правильно мотивируют выделение классификационных групп. Если знаний о предмете не хватает, то ребенок снова начинает опираться в классификации на внешние, несущественные признаки.
Развитие мыслительных операций приводит к формированию дедуктивного мышления у ребенка, под которым понимается умение согласовывать свои суждения друг с другом и не впадает в противоречия. Первоначально ребенок, хотя и оперирует общим положением, обосновать его не может или дает случайные обоснования, или это общее положение не охватывает всех возможных случаев.
У старших дошкольников развивается логическое мышление, которое более активно формируется в 6-7 лет.
Таким образом, в дошкольном возрасте преобладает ряд особенностей развития мышления, на которые надо обращать внимание при его развитии.
1.3. Дидактические игры: понятие, виды,
структура, содержания
На развитие мышления в дошкольном возрасте влияет игровая деятельность.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание педагогов и психологов, философов, социологов, этнографов, искусствоведов, биологов. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно игра является основой развития ребенка, развития умений соотносить творческие навыки с реальной жизнью. Игра – лучший способ добиться развития ребенка без использования методов принуждения. [30; с.26].
В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника (Д. Б. Эльконин).
Игра – это пространство внутренней социализации ребенка, средства усвоения социальных установок. ( Л. Выготский).
Игра – главное средство, способствующее разрешению внутренних противоречий и готовящее ребенка к осуществлению новых видов деятельности. (Д. Б. Эльконин).
Игру изучали многие педагоги, психологи: Ф. Фребель, К. Гросс, П. Ф. Лесгафт, Н. К. Крупская и многие другие, каждый из которых давал свою классификацию игры.
Ф. Фребель, будучи первым среди педагогов, кто выдвинул положение о игре как особом средстве воспитания, в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движение (моторные игры).
Характеристика видов игр по их педагогическому значению есть и у немецкого психолога К. Гросса: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю отнесены К. Гроссом к «играм обычных функций». Вторую группу игр составляют «игры специальных функций». Эти игры представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охоту и др.). [15; с.258].
Информация о работе Развитие мышления дошкольников через организацию дидактической игры