Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 14:32, дипломная работа
Объект изучения - развитие мышления дошкольников.
Предмет изучения - дидактические игры, способствующие развитию мышления дошкольников.
Цель.
В теоретическом и практическом аспекте раскрыть особенности
организации дидактических игр, направленных на развитие мышления дошкольников.
Введение …………………………………………………………………… 3
Тезаурус …………………………………………………………………… 7
Глава 1. Теоретический аспект развития мышления дошкольников через организацию дидактических игр
1.1. Особенности мышления как познавательного процесса ………. 8
1.2. Психолого-педагогические особенности развития мышления детей дошкольного возраста …………………………………..…..
12
1.3. Дидактические игры в дошкольном возрасте: понятие, виды, структура, содержание ……………………………………………
16
Глава 2. Практический аспект организации дидактических игр, направленных на развитие мышления дошкольников
2.1. Констатирующий этап выявления уровня развития мышления дошкольников подготовительной группы…………………………
26
2.2. Организация дидактических игр с дошкольниками подготовительной группы, направленных на развитие мышления (в свободное от занятий время)……………………………………..
31
2.3. Итоговый этап выявления уровня развития мышления дошкольников подготовительной группы ………………………..
48
Заключение ………………………………………………………………… 55
Список информационных источников ………………………………….. 58
Игры-загадки. Используются для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться - доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
Игры-беседы (диалоги). В их основе лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения. Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета - темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры нужно найти, добыть - сделать открытие и в результате что-то узнать. Ее ценность заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей.
Таким образом, каждая дидактическая игра имеет определенную структуру: дидактическую задачу, игровое правило, игровое действие. Также, дидактические игры классифицированы по видам и содержанию. Это необходимо учитывать при их организации.
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ
МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Констатирующий этап выявления уровня развития мышления дошкольников подготовительной группы
Направление дошкольного образовательного учреждения является социально-личностное, а также полоролевое развитие в игровой деятельности. Особенностью образовательного процесса является предметно - игровое обучение.
В подготовительной группе создано несколько тематических уголков, каждый из которых способствует развитию определенной стороны ребенка. Среди них есть уголок для дидактических игр.
Среди дидактических игр есть такие, которые способствуют развитию мышления: «Логический поезд», «Лото» и многие другие.
Интенсивное изучение способностей ребенка дошкольного возраста осуществляется с конца 50-х годов ХХ века. Для исследования познавательной сферы ребенка использовались различные диагностические методы. Чтобы выявить уровень развития мышления дошкольника, необходимо учитывать его возрастные особенности. [16; с.85].
Целесообразно предложить, для исследования мышления дошкольников, пару в использовании диагностических методов. Каждый из них ориентирован на определенный возраст (6 – 7 лет) и имеет свои показатели уровня развития логического мышления.
Экспериментальное исследование проводилось в течение нескольких месяцев, в два этапа:
1. с 1 октября 2010 года по 24 декабря 2010 года, были организованы дидактические игры для детей 1 раз в неделю, во второй половине дня;
2. с 14 февраля 2011 года по 19 февраля 2011 года, в период преддипломной практики, дидактические игры для детей проводилась ежедневно во время учебных занятий и в свободное от них время.
В процессе работы с детьми проведены 3 диагностики (констатирующая, промежуточная и итоговая). Исследования проводились с 5 детьми в возрасте от 6 до 7 лет, у которых процесс логического мышления развит по-разному, но все ребята почти одного возраста и задания по типу, виду и сложности были одинаковыми. Все дети воспитываются в семьях, но в каждой из них отношения к детям разные. Со слов воспитателя мы дали краткую характеристику каждому ребенку.
Испытуемый-1. Мальчик малоактивный, плохо идет на контакт с окружающими. Дома с ним почти не занимаются. Мальчик часто болеет и поэтому пропускает занятия, что непременно влияет на развитие ребенка. По словам воспитателя, задания выполняет медленно, боится высказать свое мнение или даже ответить на вопрос для всей группы.
Испытуемый-2. Мальчик очень активный, легко идет на контакт с окружающими. Ребенок всесторонне развит, так как с ним занимаются не только воспитатели и педагоги в детском саду, но и родители дома. Мальчик не может сидеть на месте, он все время двигается. Все задания выполняет быстро на высоком уровне. Всегда выполняет поручения воспитателя, готов помочь ребятам в группе.
Испытуемый-3. Девочка активна и легко идет на контакт, но бывают ссоры с ребятами в группе, так как она очень капризная. Ребенок не внимателен, не усидчив на занятиях. Но при этом девочка развита, это показатель систематических занятий в детском саду и дома. С интересом играет в подвижные игры, а в дидактические игры девочку привлечь сложно. Всегда выполняет поручения воспитателя, а одногруппникам помочь, желания нет.
Испытуемый-4. Девочка общительная, активная, отзывчивая, спокойная. Девочка всесторонне развита, но не на высоком уровне. С ней занимаются не только в детском саду, но и дома родители и сестры. Девочка, пользуется уважением всех ребят в группе. С увлечением играет в дидактические игры, посещает занятия. Всегда ответственно выполняет
порученное дело. Девочка уверенна в себе.
Испытуемый-5. Ребенок общительный, не очень активный. Любит играть в подвижные игры, но не отталкивается от спокойных (дидактических). Дома с девочкой почти не занимаются, лишь иногда занимается с сестрой. Не всегда добросовестно выполняет порученное дело. Среди ребят, ежедневно выбирает себе новых друзей, что и приводит к конфликтам.
Методика диагностики сформированности логического мышления ребенка по Н. В. Гатановой, Е. Г. Туниной. [16; с.132].
(Констатирующая. Проведена 1 октября 2010 года).
Цель. Исследование логического мышления, умение производить анализ, делать выводы.
Оборудование. Картинки с изображением предметов.
Процедура проведения. Давай поиграем в четвертый лишний. Перед тобой четыре картинки (произносим четыре слова), а тебе нужно сказать, какая картинка (слово) лишняя, и объяснить почему.
1. Змея, еж, заяц, лошадь.
2. Скрипка, труба, арфа, свистулька.
3. Ключи, учебник, глобус, карандаш.
4. Жук, паук, бабочка, муха.
5. Гнездо, аквариум, дом, завод.
6. Груша, банан, помидор, яблоки.
7. Сова, ласточка, воробей, голубь.
8. Василек, мак, роза, кактус.
9. Мальчик, женщина, мужчина, старик.
10. Самолет, ракета, вертолет, танк.
Оценка и интерпретация результатов исследования. За каждый
правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный – 0 баллов.
10 баллов – очень высокий уровень.
8 – 9 баллов – высокий уровень.
4 – 7 баллов – средний уровень.
2 – 3 балла – низкий уровень.
0 – 1 балл – очень низкий уровень.
Результаты констатирующей диагностики.
Таблица 1.
№ п/п | Список испытуемых | Средний балл | Уровень по баллам методики |
1 | Испытуемый-1 | 1 | Очень низкий |
2 | Испытуемый-2 | 6 | Средний |
3 | Испытуемый-3 | 3 | Низкий |
4 | Испытуемый-4 | 3 | Низкий |
5 | Испытуемый-5 | 5 | Средний |
В приложении 1 прилагается протокол исследования логического мышления всех детей.
Как видно из таблицы разброс данных достаточно велик. Проанализировав протоколы и данные в таблице, возможно выделить 3 уровня развития логического мышления.
1 уровень (от 5 до 6 баллов) – высокий уровень (испытуемый-2, испытуемый-5). К этому уровню были отнесены дети, наиболее успешно справившиеся с заданием. Несмотря на некоторые различия между ними, у этих детей выявилось особое отношение к экспериментальным задачам, которые можно назвать как готовность к решению познавательных задач. Готовность проявлялась в сосредоточенности, внешней подтянутости и собранности, с которой испытуемые выслушивали инструкцию. У этих детей наблюдалась спокойная ориентировка в задаче. Испытуемым этого уровня было свойственно контролировать свои действия. А также дети данного уровня быстро находили нужный, по их мнению, ответ и могли его
обосновать.
2 уровень (от 3 до 4 баллов) – средний уровень (испытуемый-3,
испытуемый-4). К этому уровню были отнесены дети, которые успешно справились с заданием, но при выполнении задания возникали трудности, в результате чего прослеживается недостаточный набор баллов. Эти дети готовы к решению задач на мышление не в полной мере. Это проявляется в неполной сосредоточенности, не собранности, с которой испытуемые выслушивают инструкцию. Испытуемые этого уровня могут контролировать свои действия. Но ребята, при выполнении задач, затрудняются в ответе в большинстве решаемых задач.
3 уровень (от 1 до 2 баллов) – низкий уровень (испытуемый-1). Дети, отнесенные к этому уровню, с большим трудом справляются с заданием. Сложно воспринимают инструкцию по выполнению задания. Не могут дать ответ на поставленное условие, а также обосновать его (если ответили). К этому уровню относятся дети, при решении задач нуждаются в помощи руководителя.
Для того чтобы убедиться, что организация дидактических игр способствует эффективному развитию мышления дошкольников, мы, по окончанию первого этапа исследования проведем промежуточную диагностику. (См. «Методика диагностики сформированности логического мышления ребенка по Н. В. Гатановой, Е. Г. Туниной»).
Но, проанализировав результаты начальной диагностики, мы пришли к выводу, что у детей дошкольного возраста не достаточно развито логическое мышление (согласно возрастным особенностям). Поэтому мы организовывали дидактические игры на развитие мышления. Для достижения более положительного результата мы решили использовать различные игры по содержанию, учитывать их роль в развитии мышления. А главное создавать педагогические условия по организации дидактических игр, ведь именно это может повлиять на повышения уровня развития мышления дошкольников. Следовательно, мы с уверенностью можем сказать, что если педагог будет организовывать дидактические игры не только на занятиях, но и в свободное от занятий время, то это может способствовать развитию
мышления дошкольников.
2.2. Организация дидактических игр с дошкольниками подготовительной группы, направленных на развитие мышления (в свободное от занятий время)
Игра – самая естественная из всех потребностей ребенка познающего окружающий мир; универсальная модель коллективного творчества, средство становления ребенка как субъекта образовательного процесса. Общеизвестно, что дошкольники много и с удовольствием играют и легче воспринимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму. Мы организовали ряд дидактических игр. Надо отметить, что эти игры проводились не только в свободное от занятий время, но и во время их. Именно этот вид игр позволил организовать игровую деятельность не только в группах, но и индивидуально. Был спроектирован образовательный процесс как развивающая познавательная игра и спрогнозирован результат деятельности. Опыт (хоть он и не большой) помог затеять и провести игру с детьми, проявлялось умение привести механизм восприятия ребенка в движение. Богатый арсенал упражнений, разработанный в практике детского сада, обеспечивал активизацию всего чувственного аппарата ребенка, с помощью которого он может в полной мере познать окружающий мир, успешно освоить процесс социализации, а также в полной мере у ребенка-дошкольника развивается мышление.
Предметно-игровое обучение (игры с предметами) позволило существенно усилить содержательный компонент образования. Обеспечивая развитие мышления ребенка через свой предмет, была возможность для профессионального роста, от более тщательной подготовки к занятию до разработки собственной методики по организации дидактических игр в домашних условиях.
Предметно-игровое обучение положительно сказалось и на работе.
При освобождении от обеспечения организации развития ребенка по определенным игровым предметам, появилось больше возможности для занятий с детьми дидактической игрой, осуществления воспитательной работы в процессе игры, для выстраивания партнерских отношений с родителями (воспитатель, для организации дидактической игры, привлекает родителей). Воспитатель – полноправный член команды со своими умениями, уникальными знаниями детской психологии и дошкольной жизнедеятельности. Имея время для работы с родителями, необходимо давать им необходимую информацию об успехах ребенка, о его поведении; воспитатель первый утром от родителей узнает о психическом и физическом состоянии ребенка, что позволяет учесть состояние ребенка во время игры, правильно организовать игру. Общение с кругом специалистов (психологом, музыкальным работником) дало возможность личностного и профессионального роста. Следовательно, организовывать дидактические игры для развития логического мышления возможно в любое время.
Информация о работе Развитие мышления дошкольников через организацию дидактической игры