Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:36, автореферат
Цель исследования: теоретически обосновать и практически апробировать интегративную модель развития педагогической культуры семьи в социально-культурной среде муниципального округа.
Автор научной работы
Леванькова, Нина Алексеевна
Ученая степень
кандидат педагогических наук
Место защиты
Санкт-Петербург
Год защиты
2008
Специальность ВАК РФ
13.00.01
Share on twitterShare on vkShare on facebookShare on mymailruShare on odnoklassniki_ruShare on livejournalShare on googleShare on favoritesShare on printMore Sharing Services
Леванькова Нина Алексеевна
РАЗВИТИЕ ПВДАГОГИЧЕСКОИ КУДЬТУРЫ СЕМЬИ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОИ СРЕДЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования
Леванькова Нина Алексеевна
РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СЕМЬИ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОИ СРЕДЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Специальность 13.00.01 —общая педагогика, история педагогики и образования
Работа выполнена на кафедре философии образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования
Научный руководитель:
доктор философских наук, доцент Романов Константин Владимирович
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор Гришина Ирина Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент Кравцов Алексей Олегович
Ведущая организация:
Ленинградский областной институт развития образования
Защита состоится «16»декабря 2008 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 800.013.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования по адресу: 190002, Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, д. 11, ауд. 202.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.
Автореферат разослан «15» ноября 2008 г.
Ученый секретарь диссертационн
11.11. Болгар
ОБЩАЯ ХАРАК 1 ЕРИС ГИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность исследования. Преобразования, происходящие с современным институтом семьи, радикальные перемены в социальной, экономической и политической жизни страны порождают необходимость поддержки и дальнейшего развития системы семейного воспитания. В качестве основных субъектов, влияющих на качество семейного воспитания, следует выделить:
• родителей как основных субъектов семейного воспитания;
• отчий дом, как особое пространство проживания и взаимодействия членов семьи;
• социально-культурную среду, окружающую семью.
Педагогическая
культура родителей как необходимое
условие качественного
Педагогическая культура семьи как особый субъект культурного развития рассматривается в исследованиях В.Л. Бенина, И.Е. Видт, К.В.Романова. Развитие педагогической культуры семьи определяется внутренними (образ жизни семьи, характер семейных отношений, ценности и цели семейного воспитания) и внешними (особенности социально-культурной среды, окружающей семью) условиями.
Следует отметить недостаточность изучения педагогических средств развития культуры семьи в процессе изменения социально — культурной среды, окружающей семью. Культурологический подход в педагогике (Е.В. Бондаревская, А.П. Ва-лицкая, Н.Б. Крылова, К.В. Романов, Н.Е. Щуркова) позволяет рассматривать семью как особую культурную среду и выявлять возможные способы ее развития. Педагогика среды (C.B. Алексеев, Ю.С. Мануйлов), социальное воспитание (A.B. Мудрик, Е.П. Тонконогая, М.В. Шакурова, В.Р. Ясницкая) предлагают разработанные способы влияния на семью посредством целенаправленного преобразования окружающей среды. Системный подход в воспитании (E.H. Барышников, В.А. Караковский, И.А. Колесникова, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, E.H. Степанов) обосновывает возможность рассмотрения семьи как компонента социальной системы воспитания. Наличие научных исследований и разработанных методик и технологий в области преобразования социальной среды создает условия для определения средств развития педагогической культуры семьи в процессе целенаправленного системного преобразования социально—культурной среды, окружающей семью.
Это позволяет выделить в качестве проблемы исследования изучение возможностей педагогического влияния на семыо, как особую среду воспитания. С учетом того факта, что педагогическая культура семьи рассматривается как особый ценностно—ориентированный образ жизни, влияние может осуществляться через
изменение среды, в которой
проживает семья. В качестве такой
среды выделяется среда Муниципального
округа (МО), особенности которой
можно целенаправленно
Исторический опыт свидетельствует,
что слишком быстрые социальные
изменения в стране не оставляют
семье времени для
• направленностью педагогических усилий родителей и особенностями сложившегося образа жизни семьи;
• жизненными обстоятельствами и отсутствием эффективных механизмов организации влияния среды на семейный образ жизни;
• усилиями различных организаций и учреждений, работающих с семьей и стремящихся к повышению качества семейного воспитания.
Общество остается заинтересованным в образованном и хорошо воспитанном, нравственно ориентированном человеке. Воспитать такого человека трудно при отсутствии стройной системы работы с семьей по месту жительства. Особую актуальность приобретает проблема научного обоснования опыта работы муниципального культурно-просветительного учреждения по совершенствованию педагогической культуры семьи.
Недостаточная разработанность проблемы, важность ее практического разрешения послужили основанием для выбора темы исследования. Проблема нашего исследования состоит в разрешении следующих противоречий, свидетельствующих об отсутствии эффективного средства развития педагогической культуры семьи как особой характеристики качества семейного воспитания:
• на теоретическом уровне — между необходимостью и недостаточной разработанностью концептуальных основ интеграции идей культурологического подхода в процессе поиска эффективных способов развития педагогической культуры семьи;
• на практическом уровне — между педагогическим просвещением родителей и необходимостью развития педагогической культуры семьи в процессе совершенствования социально — культурной среды муниципального округа.
Выявленные противоречия обусловили выбор темы исследования: «Развитие педагогической культуры семьи в социально-культурной среде муниципального округа».
Объект исследования: педагогическая культура семьи.
Предмет исследования: влияние социально-культурной среды муниципального округа на развитие педагогической культуры семьи.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически апробировать интегративную модель развития педагогической культуры семьи в социально-культурной среде муниципального округа.
Гипотеза исследования:
Развитие педагогической культуры семьи будет эффективным, если:
• педагогическая культура семьи рассматривается как интегративная характеристика семейного образа жизни, задающая основные параметры семейного воспитания и определяющая его результат;
• в качестве
социально-кулыурной среды
• социально-культурная
среда муниципального округа организуется
на основе концепции культурно-
• способствует лсихолш о-исдагогичсской профилактике семейных конфликтов.
В соответствии
с целью и гипотезой
• рассмотреть сущностные характеристики попятия «педагогическая культура семьи»
• определить основные
подходы к повышению
• обосновать и
разработать интегративную
• построить систему развития педагогической культуры семьи в социально-культурной среде муниципального округа;
• проанализировать эффективность деятельности компонентов системы развития педагогической культуры семьи в социально — культурной среде округа.
Теоретико-методологическую базу исследования составили идеи:
• культурно-антропологического осмысления проблем образования (И.Ю. Алек-сашина, В .Л. Бенин, А. Бермус, Б.М. Бим-Бад, Т. Г. Браже, С.Г. Вершловский, С.И. Гессен, Г.Д. Дмитриев, В.И. Добреньков, Е.О. Иванова, ЕЛ'. Ильяшенко, А.И. Кравченко, И.О. Лосский, Л.М. Лузина, В.И. Максакова, В.Н. Максимова, Л.К. Рахлевс-кая, К.В. Романов, A.A. Сыродеева, А.П. Тряпицына, И.И. Шангина, E.H. Шапинская, H.A. Шарай, В.В. Чистяков, Н.И. Яковлева и др.);
• культурологического подхода к воспитанию (Е.В. Бондаревская, А.П. Ва-лицкая, Н.Б. Крылова, Т.Е. Стефановская, Н.Е Щуркова, Н.И. Элиасберг).
• педагогики среды, определяющей среду проживания как важное средство воспитания (Ю.С. Мануйлов, C.B. Тарасов, С.Т. Шацкий,).
• теории и практики семейного воспитания, определяющие важную роль семьи в воспитании человека (О.В. Александрова, Л.Я. Верб, C.B. Ковалев, И.С. Кон, А.К. Колеченко, Т.А. Куликова, Л.М. Панкова, З.Х. Саралиева, A.C. Спива-ковская, Л.Г. Татариикова, Б.А. Титов, И.Ю. Шилов, С.А. Шмаков, Е.Р. Ярская-Смирнова);
• теории системного управления, определяющие необходимость построения системы, которая объединяет в единую целостность все условия, факторы и средства, необходимые для достижения цели (И.В. Гришина, А.О. Кравцов, В.А. Караковский, O.E. Лебедев, Т.И. Шамова);
• социологии и психологии семьи (А.И. Антонов, А.Я. Анцупов, E.1I. Арнаутова, И.Ф. Бестужев-Лада, H.H. Букина, А.К. Васильева, А.Г. Волков, И.В. Гребенников, С.И. Голод, В.Н. Дружинин, Л.Е. Ковалева, C.B. Ковалев, М.С. Мац-ковский, В.В. Тумалев, А.Г. Харчев, Е.М. Черняк, Л.Б. Шнейдер).
Методы исследования. В процессе исследования был использован комплекс методов, включающий:
• теоретический и
• изучение нормативных документов, регламентирующих инновационную деятельность образовательных и муниципальных учреждений,
• анализ существующего опыта но исследуемой проблеме,
• теоретическое моделирование
• опросы, индивидуальные беседы с родителями, детьми, педагогами,
• проведение ролевых и театрализованных игр,
• сравнительно-сопоставительный метод.
Экспериментальная база исследования. Базой опытно-экспериментальной работы явилось муниципальное учреждение «Семейная гостиная «Домашний очаг» Муниципального округа «Московская застава». Источником анализа стал опыт социального партнерства данного муниципального учреждения с образовательными учреждениями по проблеме исследования, проведение конференций для работников сферы дополнительного образования СПб и других городов.
Основные этапы исследования.
I этап — поисковый (1995
— 2000 гг.) — обоснование целей
и задач исследования, его актуальности,
концептуального замысла на
II этап — констатирующий
(2000 — 2004 гг.) -— осмысление и
разработка подходов и
III этап — формирующий (2004 — 2007 гг.) — анализ и систематизация экспериментальных данных, уточнение теоретических положений, изучение влияния на родителей и детей деятельности муниципального учреждения.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе:
• обоснован культурно-антропологический подход к определению сущности и основного способа развития педагогической культуры семьи.
• разработана интегративная модель развития педагогической культуры семьи в социально — культурной среде муниципального округа.
• теоретически обоснован и практически реализован новый тип культурно-просветительного учреждения, обеспечивающий развитие педагогической культуры семьи в социально-культурной среде муниципального округа.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что
• осуществлен
теоретический анализ возможностей
культурно-анропологи-ческого
• уточнены понятия: педагогическая культура родителей и педагогическая культура семьи;
• обоснованы принципы развития педагогической культуры семьи в условиях среды проживания и взаимодействия;