Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:36, автореферат
Цель исследования: теоретически обосновать и практически апробировать интегративную модель развития педагогической культуры семьи в социально-культурной среде муниципального округа.
Можно отметить, что педагогическое просвещение и целенаправленное повышение педагогической компетентности и грамотности родителей осуществляется комплексно и успешно. В то же время можно выделить ряд проблем:
• нежелание определенной группы родителей заниматься своим образованием;
• неспособностью использовать полученные знания на практике.
Рассмотрим другой способ формирования педагогической культуры семьи
в рамках социально-культурной среды. Опыт семейного воспитания передастся в процессе совместного проживания из рук в руки, из поколения в поколение. 11е-сформированность культуры у старших поколений семьи задает проблемы на будущую жизнь. Кроме того, огромную роль в развитии педагогической культуры семьи играет окружающая среда. Среда задает общие традиции, к которым приобщается каждая семья.
С другой стороны,
среда способна разрушать семью,
порождать различные семейные проблемы.
В настоящее время можно часто
слышать о негативном влиянии
современной социально-
Рассмотрим механизмы влияния среды на семью и конкретного человека. Прежде всего, это система ценностно-смысловых ориентиров, на которых строиться социально-культурная среда. В последние годы получило широкое распространение педагогика среды (Ю.С.Мануйлов), в которой подробно рассмотрено, как педагогически организованное событие и педагогически заданная среда способствует воспитанию ребенка. С нашей точки зрения, эти принципы можно перенести на развитие педагогической культуры семьи. Е.В. Бондаревская, рассматривая воспитание культуры человека, выделяет необходимость создания особой школьной среды. Л.В. Иванов в своем докторском исследовании обосновывает
необходимость
пос1роения кулыурпой педагогической
среды образовательною
Культура поведения
в семье, нормы и правила семейной
жизни можно развивать в
Культура проявления любви и заботы друг о друге начинается с взаимопонимания. Для этого очень важно, чтобы в окружающей среде оказалось место или группа людей, где тебя понимают, уважают, любят. Любовь друг к другу часто начинается с наличия общего любимого дела. Создание клубов по интересам — один из возможных способов развития культуры любви и заботы. Людей сплачивает и объединяет общее проявление радости. Организация концертов и праздников, вечеров отдыха также способна помочь в стремлении к взаимопониманию. Враждебность окружающего мира порождает враждебность в семье. Возможна обратная ситуация: доброжелательность окружающего мира способна вернуть в семью любовь.
Культура достижения общих целей начинается с их грамотного определения. В окружающей среде им будут предложены привлекательные цели: что—то сделать, в чем—то поучаствовать, кому—то помочь и т.д. Проведение подобных дел в микрорайоне проживания семей эффективное средство развития навыков совместного целенолагания.
Культура взаимопонимания и диалога востребована не только в семье. Во многих образовательных учреждениях ставится целью организация диалога и взаимопонимания между педагогами, учащимися, родителями. В условиях семьи всегда существует определенная иерархия: младшие слушают старших. А вот в условиях совместных игровых развлечений, в процессе массовых мероприятий создаются условия для диалога. К сожалению, современная среда проживания становится все более опасной. Многие родители давно не отпускают ребенка одного во двор. Создание безопасной среды, где соседи или более взрослые дети готовы защитить малыша, важное условие снятия излишней тревожности и агрессивности.
Культура построения дома как пространства семейной жизни сложно осуществляется в отсутствии дома или в стесненных условиях. Возможность побывать в особом доме, где каждому есть место, где можно приложить силы для украшения этого дома, позволяет развивать культуру построения дома. В условиях, когда место проживания не воспринимается ребенком или взрослым как родной дом, необходимо наличие такого места( родного дома) в окружающей среде. Для кого-то это клуб во дворе скамейка у подъезда, а для кого-то — место, где проходят занятия любимого кружка.
Культура организации семейных событий, к сожалению, оказалась утерянной. Осталось немного семей, где нестандартно и интересно проходят семейные праздники, долго вспоминается встреча Нового года или все с нетерпением ждут 8 марта. Но существует шанс на возрождение и создание праздничных традиций в семье, если в социально-культурной среде Муниципального округа проводятся различные культурные события для семей: «золотые» свадьбы, дни рождения и т.п. Кроме того, семья может реализовать свой творческий потенциал, получив методическую помощь в библиотеке семейного чтения, в которой можно найти много книг по семейному воспитанию и большое количество сценариев проведения семейных торжеств.
Культура осуществления совместной деятельности определяет благополучие семьи. Неумение и нежелание трудиться, неспособность к разделению обязанностей по дому порождает множество семейных конфликтов. Приглашение детей и взрослых к полезной трудовой деятельности, к созданию нужных предметов, обучение трудовым навыкам — важная составляющая социально—культурной среды.
Культура оказания взаимопомощи и достижения успеха строится на том, что успехи каждого есть общие успехи семьи. Очень важно, чтобы родные и близкие чаще видели успехи друг друга. Организация концертов и выставок, соревнований, конкурсов способствует проявлению успеха. Возникает лишь один вопрос: кто возьмет их организацию на себя.
Таким образом, выстраивается определенная система педагогических действий по развитию педагогической культуры семьи в процессе преобразования социально-культурной среды (таблица 3).
К сожалению, чем больше размеры социально-культурной среды, тем сложнее осуществить процесс ее преобразования. С нашей точки зрения, оптимальной для преобразования является социально-культурная среда муниципального округа. Два рассмотренных способа развития педагогической культуры семьи и родителей: педагогическое просвещение и педагогическая организация социокультурной среды не противоречат друг другу. С другой стороны, каждое образовательное учреждение осуществляет педагогическое просвещение родителей в рамках педагогического сопровождения семейного воспитания. А вопрос о том, какое учреждение должно заниматься педагогической организацией социокультурной среды на благо развития педагогической культуры семьи, пока остается без ответа.
Во второй главе «Социально-культурная среда муниципального округа как средство развития педагогической культуры семьи» рассмотрена практическая деятельность культурно-просветительного учреждения семейная гостиная «Домашний очаг» по развитию педагогической культуры семьи посредством преобразования социально-культурной среды Муниципального округа в логике разработанной шггегративной модели. Первым шагом стало обоснование необходимости существования подобного учреждения и разработка образовательной программы. Создание образовательной программы «Всему начало — Отчий дом» позволило реализовать на практике пред ложенную модель развития педагогической культуры семьи в социально-культурной среде. Основные разделы программы обеспечивают утверждение традиционных семейных ценностей: любовь к родным и близким и ценность родного дома Соотношение тематики, цели, форм и социального адреса для каждого из разделов программы определяется с учетом признаков педагогической культуры семьи.
Иитегративная модель развития педагогической культуры семьи в социально-культурной среде муниципального округа
Таблица 3
Социально-культурная среда муниципального округа
Семья: базовые ценности
- проявление любви и заботы друг о друге на основе общих
жизненных смыслов и ценностей
- формирование взаимопонимания
и ответственности
- утверждение порядка
жизни, выражающего принятые
и нормы
- выбор общих целей и общего дела жизни
- забота о предках и потомках
Семейная гостиная: целевая установка
- создание атмосферы доброжелательности окружающего мира
- создание условий для
внутрисемейного "Ч,; I диалога
посредством игр.
и массовых мероприятий
- организация передачи опыта освоения пространства дома
- содействие совместному творчеств/ - обучение культуре празднования
А семейных событий и организации _ семейных праздников
ФАКТОРЫ формирования педагогической культуры семьи:
^ уклад ценностно-
Реализация программы включает в себя следующие этапы:
Первый этап — информационно-
Второй этап — стартовый — включает разработку программы, рецензирование, утверждение, формирование коллектива специалистов для реализации программы.
Третий этап — реализация программы. На этом этапе осуществляется создание Муниципального культурно-просветительного учреждения, подбор помещения, организация методического сопровождения программы, создания библиотеки семейного чтения.
Данная программа направлена на всестороннее содействие процессу семейного воспитания, на повышение роли и авторитета семьи в формировании личности ребенка.
Деятельность семейной гостиной «Домашний очаг», создающей семейно ориентированную образовательную систему на территории Муниципального округа «Московская застава», представлена пятью направлениями работы:
— образовательно-
— социально-культурное направление деятельности семейной гостиной осуществляет реализацию социально-культурных проектов для родителей: «Помоги своему ребенку» (цикл занятий для родителей по профилактике различных зависимостей у детей), «Семьеведение» (цикл встреч, бесед, направленных на профилактику внутрисемейных конфликтов,), «Содействие молодежи в профессиональном самоопределении» (просветительская помощь подросткам из асоциальных и других проблемных семей, организация их трудовой занятости, помощь в выборе профессии), «Адреса добрых дел» (программа в рамках которой осуществляется информационная, консультационная, социокультурная помощь семьям, воспитывающим детей-инвалидов). Ведется работа по созданию клуба «Надежда» для детей и подростков с ограниченными возможностями. Клуб «Отдушина», работающий на базе семейной гостиной, помогает пожилым людям, проживающим на территории Муниципального округа, в сфере общения,. Данное направление способствует созданию атмосферы доброжелательности окружающего мира для членов семьи, попавших в особо сложную жизненную ситуацию;
— гражданское
образование и патриотическое воспитание.
Это направление реализует
никои памяти народной», «Песни наших дедов и отцов» (литературно-музыкальный цикл). В этом же направлении разработаны для детской аудитории циклы: «Поля русской славы», «Город судьбы моей», «Воинская доблесть в фольклоре», а также был создан проект «Нашего детства дворы», целью которого стало формирование зон свободного межпоколеппого общения во дворах Муниципального округа. Этот проект в декабре 2002 года занял первое место на городском конкурсе программ «По воспитанию гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения» как лучшая творческая программа. Данное направление способствует возрождению культуры празднования дворовых событий и организации праздников, а также организации межпоколенного общения;
— физкультурно-массовое направление деятельности осуществляется на основании целевой программы «Здоровье, сила, красота», главная идея которой: культивирование здорового образа жизни. Традиционными стали спортивные праздники, турниры по волейболу, баскетболу, футболу, теннису, в которых принимают участие семейные команды. Пятый год на постоянной основе проводится турнир «Папа, мама, я — спортивная семья» на приз Главы Муниципального образования. Данное направление способствует созданию условий для внутрисемейною диалога посредством игровых развлечений и массовых мероприятий;
— служба участковых социальных работников как направление деятельности возникла на основе проекта, созданного совместно с Международной благотворительной организацией Every Child. Задача данного направления: содействие сохранению целостности семьи, находящейся в особо сложной жизненной ситуации. За создание данного проекта коллектив награжден в 2003 году дипломом Благотворительного фонда «Золотой пеликан».