Развитие педагогической культуры семьи в социально-культурной среде муниципального округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:36, автореферат

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и практически апробировать интегративную модель развития педагогической культуры семьи в социально-культурной среде муниципального округа.

Файлы: 1 файл

Леванькова.doc

— 357.00 Кб (Скачать файл)

• изучение нормативных  документов, регламентирующих инновационную  деятельность образовательных и  муниципальных учреждений,

• анализ существующего  опыта по исследуемой проблеме,

• теоретическое  моделирование,

• опросы, индивидуальные беседы с родителями, детьми, педагогами,

• проведение ролевых  и театрализованных игр,

• сравнительно-сопоставительный метод.

Экспериментальная база исследования. Базой опытно-экспериментальной работы явились муниципальное учреждение «Семейная гостиная «Домашний очаг» Муниципального образования «Московская застава». Источником анализа стал опыт социального партнерства данного муниципального учреждения с образовательными учреждениями по проблеме исследования, проведение конференций для работников сферы дополнительного образования Санкт-Петербурга и других городов.

Основные  этапы исследования.

I этап — поисковый (1995 - 2000 гг.) — обоснование целей и задач исследования, его актуальности, концептуального замысла на основе изучения теоретико-педагогической, методической, социологической и философской литературы, проверка и уточнение рабочих гипотез;

II этап — констатирующий (2000 — 2004 гг.) — осмысление и разработка подходов и принципов, обеспечивающих создание новой модели повышения педагогической культуры родителей и воспитания детей;

III этап - формирующий (2004 — 2007 гг.) — анализ и систематизация экспериментальных данных, уточнение теоретических положений, изучение влияния на родителей и детей деятельности муниципального учреждения.

Научная новизна исследования заключается в том, что в работе:

• обоснован  культурно-антропологический подход к определению сущности и основного  способа развития педагогической культуры семьи.

• разработана  интегративная модель развития педагогической культуры семьи в социально-культурной среде МО.

• теоретически обоснован и практически реализован новый тип культурно-просветительного учреждения, обеспечивающий развитие педагогической культуры семьи в  социально-культурной среде МО.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что

• осуществлен  теоретический анализ возможностей культурно-анропологического подхода  к пониманию и развитию педагогической культуры семьи в социально-культурной среде МО;

• уточнены понятия: «педагогическая культура родителей» и «педагогическая культура семьи»;

• обоснованы принципы развития педагогической культуры семьи  в условиях среды проживания и  взаимодействия;

• разработаны  концепция, модель и программа качественного  изменения социально-культурной среды  МО, способствующие развитию педагогической культуры семьи.

Практическая  значимость исследования:

• доказана эффективность  деятельности культурно-просветительного учреждения особого типа — семейная гостиная, обеспечивающего повышение  педагогической культуры семьи посредством  качественного преобразования социально-культурной среды МО;

• разработана  образовательная программа «Всему начало - Отчий дом», внедряющая системный  подход к развитию педагогической культуры семьи;

• разработана  и реализована концепция и  модель культурно-просветительного учреждения «Семейная гостиная «Домашний очаг».

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается научной обоснованностью исходных теоретических положений, основанных на исследовательских подходах различных областей современной науки, междисциплинарным подходом, адекватным проблематике, объекту и предмету исследования, адекватностью методик исследования успешности внедрения его результатов в педагогическую практику социально-культурного муниципального учреждения.

На  защиту выносятся следующие положения:

1. Педагогическая  культура семьи есть интегративная  характеристика семейного образа  жизни, организованного на основе  традиционных семейных ценностей  (Любовь, Забота, Родной дом) и  культурно-антропологических принципов  (аксиологизм, символизм, упорядоченность, избирательность, историзм).

2. Развитие педагогической  культуры семьи происходит за  счет внутреннего потенциала (педагогическая  культура родителей) и внешнего  влияния социально-культурной среды  на образ жизни семьи.

3. В качестве  социально-культурной среды, формирующей педагогическую культуру семьи, следует рассматривать МО, в условиях которого возможно:

• регулярное проведение культурных событий (семейные праздники, дни Семьи, фестивали семейного  творчества, праздники двора), направленных на воспроизводство традиционных семейных ценностей,

• включение  членов семьи в различные виды совместного творчества и проведения досуга,

• оказание психолого-педагогической помощи в профилактике семейных конфликтов, что является основой для развития педагогической культуры семьи.

4. Социально-культурная  среда МО организуется на основе:

• концепции  нового типа учреждения «Семейная гостиная «Домашний очаг»,

• модели его  создания,

• образовательной  программы развития педагогической культуры семьи.

Апробация концептуальных идей и внедрение основных результатов исследования проходили через публикации, а также в работе со слушателями Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования при чтении лекций студентам Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, на теоретических и научно-практических всероссийских, региональных, городских конференциях и семинарах:

Общегородская конференция «Образовательный проект «Всему начало

Отчий дом» на базе ГКДУ Дом народного творчества и  досуга 25.09.1998г.;

Городская научно-практическая конференция «Сфера досуга — сфера  социализации» на базе СПб ГДТЮ 12.04. 2002г.; Информационнометодическая конференция  «Работа с семьей по месту жительства»

29.01.2003г.; Городская  конференция Законодательного собрания Санкт

Петербурга «Петербургская семья» 13-15.04.2004г.; Городская научнопрактическая конференция «Проблемы семьи  и детства в теории и практике социально-педагогической деятельности» (Аничков дворец) 06.04.2004г.;

Межрегиональная научно-практическая конференция «Интегрирование научных методов и способов совершенствования организации социального обслуживания граждан по Федеральной целевой программе «Старшее поколение» на 2002 - 2004 годы. (Российская национальная библиотека)

25-26.04.2005г.; Региональный семинар «Семья и школа - диалог времени» (Екатеринбург) 02.03.2006г.; Открытый педагогический совет гимназии №168 «Семья и школа: от диалога к партнерству», апрель 2006г.; Городская конференция «Презентация общественного объединения «Родительский комитет», март 2006; Участие в циклах радио- и телепрограмм, посвященных работе с семьей.

Структура диссертационного исследования подчиняется его тематике, целям и задачам. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Заключение диссертациинаучная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы по 2-й  главе

1. Семейная гостиная  реализует как минимум четыре  функции семьи2:

• воспитательную — социализация молодого поколения; поддерживание непрерывности культурного общения;

• духовного  общения - развитие духовной стороны  личности членов семьи;

• досуговую - организация  рационального досуга; социальный контроль в сфере досуга;

• эмоциональную  — стабилизация эмоционального состояния  индивидов и их психологическая терапия.

2. В контексте  интегративной метамодели семейная  гостиная представляется следующим  образом в рамках:

• историзма  культуры: осуществляет сохранение и  развитие традиций семьи, внося новые  элементы в виде оригинальных авторских  методик и программ;

• избирательности: является транслятором семейных ценностей  и формирования подготовки к семейной жизни;

• упорядоченности: определяет приоритеты в семейных отношениях;

• символизма: формирует  эстетику семейных праздников, семейного  досуга и т.п.;

• аксиологизма: формирует нравственно-этические нормы поведения в семье, стиль отношений с окружающим миром и социумом.

3. Несомненно, что  такие преимущества, как территориальная  близость, доступность, профессиональная  организация досуговых мероприятий  и использование оригинальных авторских методик, делают подобное учреждение весьма востребованным не только в конкретном микрорайоне, но и в масштабах города. В целом, важность посещения семейной гостиной отметили около 78% респондентов, общая оценка деятельности — «весьма положительная».

2 Функции приведены  в соответствии с классификацией  М.С. Мацковского. Мацковский М.С.Социология  семьи: Проблемы теории, методологии  и практики. М., 1989.

4. Семейная гостиная, как и предполагалось, выполняет  роль недостающего звена социализации, «упущенного» другими образовательными учреждениями, то есть она осуществляет непосредственную подготовку детей и подростков к семейной жизни, сохраняя традиции, прививая семейные ценности, а также повышает воспитательный потенциал и педагогическую культуру родителей.

• На территории МО «Московская Застава» различные  направления работы с семьей представляют собой единую, целостную систему.

• Налажена организация  информационной, педагогической, методической и творческой помощи родителям путем выявления их образовательных запросов. Деятельность семейной гостиной координируется с образовательными учреждениями и другими организациями, работающими с семьей на территории муниципалитета посредством заключения взаимных договоров.

• Реализуются  различные методики, направленные на развитие педагогической культуры родителей и повышение престижа родительства, на формирование у молодежи осознанного представления себя в качестве семьянина.

• Созданы условия  для семейного творчества и межсемейного общения.

• Ведется подготовка молодых людей к осознанному  браку и воспитанию детей.

• Оказывается  помощь в зарождении, развитии и  укреплении традиций в современных  семьях.

• Распространяются современные концепции здорового  образа жизни.

• Формируются  нравственно-эстетические нормы поведения в семье и обществе.

• Осуществляется профилактическая работа среди молодых  и многодетных семей по борьбе с пьянством, наркоманией и другими  негативными явлениями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе диссертационного исследования достигнута поставленная цель, решены выдвинутые задачи, нашли подтверждение гипотеза и вынесенные на защиту положения.

Исследование  показало, что педагогическая культура семьи является основой семейного воспитания, а ее развитие — залогом повышения ее качества.

В ходе работы над диссертацией определены основные способы развития педагогической культуры семьи.

Создана интегративная  модель развития педагогической культуры семьи в социально-культурной среде  МО.

Определены основные условия, необходимые для развития педагогической культуры семьи в социально-культурной среде МО.

Разработан организационный  механизм развития педагогической культуры семьи в социально-культурной среде  МО.

Обоснована эффективность  развития педагогической культуры семьи  в социально-культурной среде МО.

Выявлена значимость участия муниципалитетов в работе с семьей в случае, если приоритетным направлением деятельности муниципального учреждения является поддержка, сопровождение и образование семьи как среды, формирующей подрастающее поколение.

Определена оптимальная система взаимодействия муниципального учреждения с семьей, которая предстает субъектом в деятельности культурно-просветительного муниципального учреждения. Именно такая система взаимодействия способна обеспечить развитие педагогической культуры семьи.

На основании  проведенного исследования можно сделать  вывод о том, что семья в  диалоге со школой и семейной гостиной преобразует нравственно-духовный климат места проживания. Есть еще  один аспект взаимодействия -утраченное ныне общение домами. Оздоровлять микроклимат и атмосферу во дворе, подъезде, микрорайоне могут локальные учреждения, расположенные рядом с местом проживания, ведущие системную работу с населением, организуя зоны свободного общения.

Анализируя тематику и содержание нормативных документов, семинаров и конференций различного уровня, посвященных проблемам семьи в современном обществе, можно увидеть острую и возрастающую потребность в работе с семьей на муниципальном уровне, именно по месту жительства.

Социально-культурная значимость реализации проекта «Всему начало — Отчий дом» состоит в том, что впервые предпринята попытка обобщить и проанализировать опыт реализации программы на территории муниципалитета, то есть на отдельно взятой локальной территории, с позиции его социальной значимости и подвести первые итоги деятельности семейной гостиной.

За 9 лет работы созданы благоприятные финансовые, ресурсные, организационные, информационные и методические условия для реализации гуманных идей комплексной программы. Открыта и успешно работает семейная гостиная «Домашний очаг», которая является, сегодня культурно-просветительным учреждением МО, возникшим в результате взаимодействия властей различного уровня и частных инициатив. В 1998 году авторы представили программу на рассмотрение, совет депутатов принял решение финансировать ее реализацию за счет средств муниципального бюджета. Администрация Московского района предоставила в безвозмездное пользование помещение для семейной гостиной.

Информация о работе Развитие педагогической культуры семьи в социально-культурной среде муниципального округа