Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:36, автореферат
Цель исследования: теоретически обосновать и практически апробировать интегративную модель развития педагогической культуры семьи в социально-культурной среде муниципального округа.
• изучение нормативных документов, регламентирующих инновационную деятельность образовательных и муниципальных учреждений,
• анализ существующего опыта по исследуемой проблеме,
• теоретическое моделирование,
• опросы, индивидуальные беседы с родителями, детьми, педагогами,
• проведение ролевых и театрализованных игр,
• сравнительно-сопоставительный метод.
Экспериментальная база исследования. Базой опытно-экспериментальной работы явились муниципальное учреждение «Семейная гостиная «Домашний очаг» Муниципального образования «Московская застава». Источником анализа стал опыт социального партнерства данного муниципального учреждения с образовательными учреждениями по проблеме исследования, проведение конференций для работников сферы дополнительного образования Санкт-Петербурга и других городов.
Основные этапы исследования.
I этап — поисковый (1995 - 2000 гг.) — обоснование целей и задач исследования, его актуальности, концептуального замысла на основе изучения теоретико-педагогической, методической, социологической и философской литературы, проверка и уточнение рабочих гипотез;
II этап — констатирующий (2000 — 2004 гг.) — осмысление и разработка подходов и принципов, обеспечивающих создание новой модели повышения педагогической культуры родителей и воспитания детей;
III этап - формирующий (2004 — 2007 гг.) — анализ и систематизация экспериментальных данных, уточнение теоретических положений, изучение влияния на родителей и детей деятельности муниципального учреждения.
Научная
новизна исследования заключает
• обоснован
культурно-антропологический
• разработана интегративная модель развития педагогической культуры семьи в социально-культурной среде МО.
• теоретически
обоснован и практически
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что
• осуществлен
теоретический анализ возможностей
культурно-анропологического
• уточнены понятия: «педагогическая культура родителей» и «педагогическая культура семьи»;
• обоснованы принципы развития педагогической культуры семьи в условиях среды проживания и взаимодействия;
• разработаны концепция, модель и программа качественного изменения социально-культурной среды МО, способствующие развитию педагогической культуры семьи.
Практическая значимость исследования:
• доказана эффективность деятельности культурно-просветительного учреждения особого типа — семейная гостиная, обеспечивающего повышение педагогической культуры семьи посредством качественного преобразования социально-культурной среды МО;
• разработана
образовательная программа «
• разработана и реализована концепция и модель культурно-просветительного учреждения «Семейная гостиная «Домашний очаг».
Достоверность
и обоснованность результатов исследования обесп
На защиту выносятся следующие положения:
1. Педагогическая
культура семьи есть
2. Развитие педагогической
культуры семьи происходит за
счет внутреннего потенциала (педагогическая
культура родителей) и
3. В качестве социально-культурной среды, формирующей педагогическую культуру семьи, следует рассматривать МО, в условиях которого возможно:
• регулярное проведение культурных событий (семейные праздники, дни Семьи, фестивали семейного творчества, праздники двора), направленных на воспроизводство традиционных семейных ценностей,
• включение членов семьи в различные виды совместного творчества и проведения досуга,
• оказание психолого-педагогической помощи в профилактике семейных конфликтов, что является основой для развития педагогической культуры семьи.
4. Социально-культурная
среда МО организуется на
• концепции нового типа учреждения «Семейная гостиная «Домашний очаг»,
• модели его создания,
• образовательной программы развития педагогической культуры семьи.
Апробация концептуальных идей и внедрение основных результатов исследования проходили через публикации, а также в работе со слушателями Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования при чтении лекций студентам Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, на теоретических и научно-практических всероссийских, региональных, городских конференциях и семинарах:
Общегородская конференция «Образовательный проект «Всему начало
Отчий дом» на базе ГКДУ Дом народного творчества и досуга 25.09.1998г.;
Городская научно-практическая
конференция «Сфера досуга — сфера
социализации» на базе СПб ГДТЮ 12.04.
2002г.; Информационнометодическая
29.01.2003г.; Городская
конференция Законодательного
Петербурга «Петербургская семья» 13-15.04.2004г.; Городская научнопрактическая конференция «Проблемы семьи и детства в теории и практике социально-педагогической деятельности» (Аничков дворец) 06.04.2004г.;
Межрегиональная научно-практическая конференция «Интегрирование научных методов и способов совершенствования организации социального обслуживания граждан по Федеральной целевой программе «Старшее поколение» на 2002 - 2004 годы. (Российская национальная библиотека)
25-26.04.2005г.; Региональный семинар «Семья и школа - диалог времени» (Екатеринбург) 02.03.2006г.; Открытый педагогический совет гимназии №168 «Семья и школа: от диалога к партнерству», апрель 2006г.; Городская конференция «Презентация общественного объединения «Родительский комитет», март 2006; Участие в циклах радио- и телепрограмм, посвященных работе с семьей.
Структура диссертационного исследования подчиняется его тематике, целям и задачам. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Выводы по 2-й главе
1. Семейная гостиная реализует как минимум четыре функции семьи2:
• воспитательную — социализация молодого поколения; поддерживание непрерывности культурного общения;
• духовного общения - развитие духовной стороны личности членов семьи;
• досуговую - организация рационального досуга; социальный контроль в сфере досуга;
• эмоциональную — стабилизация эмоционального состояния индивидов и их психологическая терапия.
2. В контексте
интегративной метамодели
• историзма культуры: осуществляет сохранение и развитие традиций семьи, внося новые элементы в виде оригинальных авторских методик и программ;
• избирательности: является транслятором семейных ценностей и формирования подготовки к семейной жизни;
• упорядоченности: определяет приоритеты в семейных отношениях;
• символизма: формирует эстетику семейных праздников, семейного досуга и т.п.;
• аксиологизма: формирует нравственно-этические нормы поведения в семье, стиль отношений с окружающим миром и социумом.
3. Несомненно, что
такие преимущества, как территориальная
близость, доступность, профессиональная
организация досуговых
2 Функции приведены
в соответствии с
4. Семейная гостиная, как и предполагалось, выполняет роль недостающего звена социализации, «упущенного» другими образовательными учреждениями, то есть она осуществляет непосредственную подготовку детей и подростков к семейной жизни, сохраняя традиции, прививая семейные ценности, а также повышает воспитательный потенциал и педагогическую культуру родителей.
• На территории МО «Московская Застава» различные направления работы с семьей представляют собой единую, целостную систему.
• Налажена организация информационной, педагогической, методической и творческой помощи родителям путем выявления их образовательных запросов. Деятельность семейной гостиной координируется с образовательными учреждениями и другими организациями, работающими с семьей на территории муниципалитета посредством заключения взаимных договоров.
• Реализуются различные методики, направленные на развитие педагогической культуры родителей и повышение престижа родительства, на формирование у молодежи осознанного представления себя в качестве семьянина.
• Созданы условия для семейного творчества и межсемейного общения.
• Ведется подготовка молодых людей к осознанному браку и воспитанию детей.
• Оказывается помощь в зарождении, развитии и укреплении традиций в современных семьях.
• Распространяются
современные концепции
• Формируются нравственно-эстетические нормы поведения в семье и обществе.
• Осуществляется профилактическая работа среди молодых и многодетных семей по борьбе с пьянством, наркоманией и другими негативными явлениями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе диссертационного исследования достигнута поставленная цель, решены выдвинутые задачи, нашли подтверждение гипотеза и вынесенные на защиту положения.
Исследование показало, что педагогическая культура семьи является основой семейного воспитания, а ее развитие — залогом повышения ее качества.
В ходе работы над диссертацией определены основные способы развития педагогической культуры семьи.
Создана интегративная модель развития педагогической культуры семьи в социально-культурной среде МО.
Определены основные условия, необходимые для развития педагогической культуры семьи в социально-культурной среде МО.
Разработан организационный механизм развития педагогической культуры семьи в социально-культурной среде МО.
Обоснована эффективность развития педагогической культуры семьи в социально-культурной среде МО.
Выявлена значимость участия муниципалитетов в работе с семьей в случае, если приоритетным направлением деятельности муниципального учреждения является поддержка, сопровождение и образование семьи как среды, формирующей подрастающее поколение.
Определена оптимальная система взаимодействия муниципального учреждения с семьей, которая предстает субъектом в деятельности культурно-просветительного муниципального учреждения. Именно такая система взаимодействия способна обеспечить развитие педагогической культуры семьи.
На основании
проведенного исследования можно сделать
вывод о том, что семья в
диалоге со школой и семейной гостиной
преобразует нравственно-
Анализируя тематику и содержание нормативных документов, семинаров и конференций различного уровня, посвященных проблемам семьи в современном обществе, можно увидеть острую и возрастающую потребность в работе с семьей на муниципальном уровне, именно по месту жительства.
Социально-культурная значимость реализации проекта «Всему начало — Отчий дом» состоит в том, что впервые предпринята попытка обобщить и проанализировать опыт реализации программы на территории муниципалитета, то есть на отдельно взятой локальной территории, с позиции его социальной значимости и подвести первые итоги деятельности семейной гостиной.
За 9 лет работы
созданы благоприятные