Развитие педагогической культуры семьи в социально-культурной среде муниципального округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:36, автореферат

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и практически апробировать интегративную модель развития педагогической культуры семьи в социально-культурной среде муниципального округа.

Файлы: 1 файл

Леванькова.doc

— 357.00 Кб (Скачать файл)

14. Леванькова H.A. Развитие педагогической культуры семьи средствами муниципального социально-культурного учреждения // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: Материалы международной научной конференции: В 2-х т. Т. 1. Педагогика /Отв. Ред. A.A. Романов. — Рязань: РГУ им. С.А. Есенина, 2007. — С. 274-278.

15. Леванькова H.A. Народная культура воспитания  семьянина как феномен образования  ребенка //Детство в глобальном  информационном пространстве: Материалы  международной конференции "Конфликт  поколений в контексте информационной глобализации" 18-20 апреля 2007 года. — СПб., 2007. С. 149-159.

16. Леванькова H.A. Свет родного очага: воспитание  семьянина как одно из условий  решения демографической проблемы // Северо-Запад сегодня и завтра, № 6, 2008. — С. 48-49.

Подписано в  печать 13 11.08. Формат бумаги 60x84/16 Печать офсетная Бумага офсетная Объем 1,5 п  л Тираж 120 экз. Заказ №391

Типография Санкт-Петербургской  академии постдинломного педагогического  образования 191002, г Санкт-Петербург, ул Ломоносова, д 11/13

Содержание диссертацииавтор научной статьи: кандидат педагогических наук , Леванькова, Нина Алексеевна, 2008 год

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННЫХ  УСЛОВИЯХ

1.1. Педагогическая  культура семьи как основа 14 семейного воспитания

1.2. Основные  способы развития педагогической  культуры семьи

1.3. Культурологическая  модель развития педагогической 68 культуры семьи в социально-культурной  среде

Выводы по 1-ой главе

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА МУНИЦИПАЛЬНОГО 86 ОКРУГА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СЕМЬИ

2.1. Проектирование  условий развития педагогической  культуры 86 семьи в социально-культурной  среде муниципального округа

2.2. Организационный  механизм создания условий развития 123 педагогической культуры семьи в социально-культурной среде муниципального округа

2.3. Эффективность  развития педагогической культуры  семьи в 139 социально-культурной  среде муниципального округа

Выводы по 2-ой главе

Введение диссертациипо педагогике, на тему "Развитие педагогической культуры семьи в социально-культурной среде муниципального округа"

Актуальность  проблемы данного исследования обусловлена резкими переменами, происходящими в современном институте семьи, радикальными преобразованиями в социальной, экономической и политической жизни страны, породившими необходимость поддержки, дальнейшего развития и повышения качества семейного воспитания. К основным субъектам, влияющим на качество семейного воспитания, следует отнести:

• родителей;

• отчий дом - особое пространство проживания и взаимодействия членов семьи;

• социально-культурную среду, окружающую семью.

Образ жизни семьи является важнейшим средством воспитания, а педагогическая культура родителей - необходимым условием качественного  осуществления семейного воспитания. Данный тезис обосновывается в исследованиях Л. А. Алексеевой, И.В. Гребенникова, Ю.Я. Левкова, Е.И. Наседкиной, Д.А. Петрова, В.Я. Титаренко, С.Н. Токаревой, О.Е.Черствой, О.Н. Урбанской, Т.В. Лодкиной, Т.А. Куликовой, С.Н. Щербаковой.

В современной ситуации, с  учетом разрушения единой государственной  системы воспитания, возрастает необходимость  в повышении качества семейного  воспитания. В связи с этим Министерством  образования Российской Федерации  была разработана Программа педагогического сопровождения воспитания в семье, определяющая совместные усилия различных образовательных учреждений в работе с родителями.

Качество семейного  воспитания зависит от уровня педагогической культуры родителей, их готовности к  его повышению, от компетентности родителей  в решении воспитательных задач. Педагогическая культура семьи как  особый субъект культурного развития рассматривается в исследованиях

В.Л. Бенина, И.Е. Видт, К.В.Романова. Развитие педагогической культуры 3 семьи определяется внутренними (образ жизни семьи, характер семейных отношений, ценности и цели семейного  воспитания) и внешними (особенности  социально-культурной среды, окружающей семью) условиями.

Изучению педагогических средств развития семейной культуры в процессе изменения социально-культурной среды, окружающей семью, посвятили  свои труды многие современные ученые и специалисты.

Культурологический  подход в педагогике (Е.В. Бондаревская, А.П. Валицкая, Н.Б. Крылова, Н.Е. Щуркова) позволяет рассматривать семью как особую культурную среду и выявлять возможные способы ее развития. В ходе работы развиваются и конкретизируются идеи ряда ученых, в частности Т. А. Куликовой, К.В. Романова, Л.М. Панковой, о культурно-антропологическом, социальном и феноменологическом единстве семьи, образования, общества в историческом концептуальном измерении.

Педагогика среды (С.В. Алексеев, Ю.С. Мануйлов), социальное воспитание (А.В. Мудрик, Е.П. Тонконогая, М.В. Шакурова, В.Р. Ясницкая) предлагают разработанные способы влияния на семью посредством целенаправленного преобразования окружающей среды.

Системный подход в воспитании (Е.Н. Барышников, В.А. Караковский, И.А. Колесникова, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Е.Н. Степанов) обосновывает возможность рассмотрения семьи как компонента социальной системы воспитания.

Наличие научных  исследований и разработанных методик  и технологий в области преобразования социальной среды создает условия для определения средств развития педагогической культуры семьи в процессе целенаправленного системного преобразования социально-культурной среды, окружающей семью.

Это позволяет  выделить в качестве проблемы исследования изучение возможностей педагогического влияния на семью как особую среду воспитания. С учетом того факта, что педагогическая культура семьи ассоциируется с особым ценностно-ориентированным образом жизни, влияние 4 на нее может осуществляться через изменение среды, в которой проживает семья. В качестве такой среды выделяется среда Муниципального округа (МО), особенности которой можно целенаправленно изменять. Появляется возможность культурного влияния на семью посредством включения ее в определенный ряд культурных событий.

Современная семья  не полностью выполняет такую значительную функцию, как воспитание семьянина, в силу неготовности родителей к воспитанию детей в семье. Проблему усиливает отсутствие нравственных ориентиров и, как следствие, неспособность семьи противостоять негативным тенденциям в сфере воспитания. Отсутствие навыков и глубоких знаний в сфере детско-родительских отношений приводит к мысли о том, что созданию семьи, воспитанию детей, умению налаживать добрые взаимоотношения в семье необходимо учить. Без стройной системы педагогического просвещения родителей с такими задачами не справиться.

Возникает идея создания такой системы на территории МО, а это требует изучения возможностей развития педагогической культуры семьи  органами местного самоуправления. Как  показывают материалы опросов, проводимых социологами, психологами, педагогами, а также конкретные исследования вопросов местного самоуправления (В.Ф. Абрамов, А.П. Солдатов, А.Н. Широков и другие), возможности для такой деятельности существуют и отнесены законодателем к компетенции местной власти.

Исторический  опыт свидетельствует, что слишком  быстрые социальные изменения в  стране не оставляют семье времени  для продолжительной адаптации, смены воспитательных ориентиров в  подготовке ребенка к самостоятельной  жизни. Действительность же диктует идеологию воспитания, адекватную современным условиям. Существуют и требуют разрешения противоречия между:

• направленностью  педагогических усилий родителей и  особенностями сложившегося образа жизни семьи;

• жизненными обстоятельствами и отсутствием эффективных 5 механизмов организации влияния среды на семейный образ жизни;

• усилиями различных  организаций и учреждений, работающих с семьей и стремящихся к повышению  качества семейного воспитания.

Общество остается заинтересованным в образованном и хорошо воспитанном, нравственно ориентированном человеке. Воспитать такого человека при отсутствии стройной системы работы с семьей по месту жительства трудно. Особую актуальность приобретает проблема научного исследования и использования опыта работы муниципального культурно-просветительного учреждения по совершенствованию педагогической культуры семьи.

Основанием для  выбора темы исследования послужила  недостаточная разработанность  данной проблемы, важность ее практического  разрешения.

Задача нашего исследования состоит в разрешении следующих противоречий, свидетельствующих об отсутствии эффективного средства развития педагогической культуры семьи как особой характеристики качества семейного воспитания:

• на теоретическом  уровне — между необходимостью и недостаточной разработанностью концептуальных основ интеграции идей культурологического подхода в процессе поиска эффективных способов развития педагогической культуры семьи;

• на практическом уровне - между педагогическим просвещением родителей и необходимостью развития педагогической культуры семьи в процессе совершенствования социально-культурной среды МО.

Выявленные противоречия обусловили выбор темы исследования: «Развитие педагогической культуры семьи в социально-культурной среде  муниципального округа».

Объект  исследования: педагогическая культура семьи.

Предмет исследования: влияние социально-культурной среды МО на развитие педагогической культуры семьи.

Цель  исследования: теоретически обосновать и практически апробировать интегративную модель развития педагогической культуры семьи в социально-культурной среде МО.

Гипотеза  исследования:

Развитие педагогической культуры семьи будет эффективным, если:

• педагогическая культура семьи рассматривается  как интегративная характеристика семейного образа жизни, задающая основные параметры семейного воспитания и определяющая его результат;

• в качестве социально-культурной среды рассматривается  МО;

• социально-культурная среда МО организуется на основе концепции  культурно-просветительного учреждения нового типа для работы с семьей, модели его создания, образовательной программы развития педагогической культуры семьи;

• способствует психолого-педагогической профилактике семейных конфликтов.

В социально-культурной среде МО создается единый центр  по взаимодействию с семьей на основе актуализации традиционных семейных ценностей: Любви, Заботы и Родного дома. Такой центр будет способствовать развитию педагогической культуры семьи, решению многих семейных проблем:

• единению посредством  обретения любви и заботы друг о друге, выработки общих норм и правил семейной жизни, общих целей, взаимопонимания и диалога

• совершенствованию  пространства совместного проживания посредством благоустройства родного  дома, организации семейных событий, осуществления совместной деятельности, оказания взаимопомощи и достижения успеха,

В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:

• рассмотреть  сущностные характеристики понятия  «педагогическая культура семьи»;

• определить основные подходы к повышению педагогической культуры семьи в современных условиях;

• обосновать и  разработать интегративную модель развития педагогической культуры семьи  в социально-культурной среде МО;

• построить  систему развития педагогической культуры семьи в социально- культурной среде  МО;

• проанализировать эффективность деятельности компонентов системы развития педагогической культуры семьи в социально-культурной среде МО.

Теоретико-методологическую базу исследования составили идеи:

• культурологического  подхода в образовании;

• педагогики среды, представляющие среду проживания как важное средство воспитания;

• культурно-антропологического подхода, рассматривающие характер бытия человека в культуре (К.В.Романов);

• теории и практики семейного воспитания, выявляющие важную роль семьи в воспитании человека;

• теории системного управления, доказывающие необходимость  построения единой системы для объединения  всех условий, факторов и средств, необходимых  для достижения цели.

Теоретико-методологическую базу исследования составили идеи:

• культурно-антропологического осмысления проблем образования (И.Ю. Алексашина, B.JI. Бенин, А. Бермус, Б.М. Бим-Бад, Т.Г. Браже, С.Г. Вершловский, С.И. Гессен, Г.Д. Дмитриев, В.И. Добреньков, Е.О. Иванова, Е.Г. Ильяшенко, А.И. Кравченко, Н.О. Лосский, Л.М. Лузина, В.И. Максакова, В.Н. Максимова, Л.К. Рахлевская, К.В. Романов, А.А. Сыродеева, А.П. Тряпицына, И.И. Шангина, Е.Н. Шапинская, Н.А. Шарай, В.В. Чистяков, Н.И. Яковлева и другие);

• культурологического  подхода к воспитанию (Е.В. Бондаревская, А.П. Валицкая, Н.Б. Крылова, Т.Е. Стефановская, Н.Е Щуркова, Н.И. Элиасберг).

• педагогики среды (Ю.С. Мануйлов, С.В. Тарасов, С.Т. Шацкий,).

• теории и практики семейного воспитания (О.В. Александрова, Л.Я. Верб, С.В. Ковалев, И.С. Кон, А.К. Колеченко, Т.А. Куликова, Л.М. Панкова, З.Х. Саралиева, А.С. Спиваковская, Л.Г. Татарникова, Б.А. Титов, И.Ю. Шилов, С.А. Шмаков, Е.Р. Ярская-Смирнова);

• теории системного управления (И.В. Гришина, А. О. Кравцов,

B.А. Караковский,  О.Е. Лебедев, А.Е. Марон, Т.И.  Шамова);

• социологии и  психологии семьи (А.И. Антонов, А.Я. Анцупов, Е.П. Арнаутова, И.Ф. Бестужев-Лада, Н.Н. Букина, А.К. Васильева, А.Г. Волков, И.В. Гребенников, С.И. Голод, В.Н. Дружинин, Л.Е. Ковалева,

C.В. Ковалев,  М.С. Мацковский, В.В. Тумалев, А.Г.  Харчев, Е.М. Черняк , Л.Б. Шнейдер).

Методы  исследования. Для проверки гипотезы и решения выдвинутых задач применялся комплекс взаимодополняющих методов, а именно:

• теоретический  и методологический анализ научной литературы,

Информация о работе Развитие педагогической культуры семьи в социально-культурной среде муниципального округа