Развитие словесно - логического мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 09:32, курсовая работа

Описание работы

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое, та как в современном мире невозможно выжить без умения логически мыслить и находить правильное решение.
По мнению Теплова логическое мышление, это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструктировать» предметами, знаками, словами. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звука, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т. е. посредством мышления.[21]

Файлы: 1 файл

диплом!.doc

— 624.00 Кб (Скачать файл)

Кроме того, над развитием мышления детей работала И.В.Дубровина (29), Никитин и другие учёные.

Заканчивая анализ литературы по проблеме мышления необходимо отметить следующее:

1. Мышление это процесс обобщённого и опосредованного познания действительности. Основными видами мышления являются наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

2. Структурными компонентами выступают анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и сравнение.

З.У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление.

4. Для диагностики мышления используются методики: «Пиктограмма», «Четвёртый лишний», «Нахождение недостающих деталей», «Сапожки», «Последовательные картинки», «Сравнение понятий», «Невербальные классификации». В процессе формирования мышления чаще психодинамического используется бихевиористский подход.

1

 



1.2. Активизация мыслительной деятельности ребенка в развивающих  играх

Средства развития мыслительной активности детей разно­образны. Анализ жизненных ситуаций, осуществляемый со­вместно с ребенком, его экспериментирование с предметами и объектами природы, разнообразные игры (как индивидуаль­ные, так и коллективные) и многое другое способствуют раз­витию у детей гибкости мышления, умения создавать образ и оперировать им, рассуждать, выявлять противоречия, согла­шаться с чьим-то мнением или отстаивать свое. Развивающие игры стали особо популярны в связи с реорганизацией всей системы образования в нашей стране, когда игра вновь стала рассматриваться в качестве одного из важных средств обуче­ния, развития и воспитания ребенка. В педагогике стала приоритетной идея развивающего обучения, основанная на психологических ис­следованиях В.В.Давыдова, Л. В.Занкова и др.

Современное дошкольное образование   

     обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

     строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

     основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

     предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

     предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. 

Дошкольное детство — уникальный возрастной период, об­ладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями. Понять детство значит найти важнейшие механизмы и факторы раз­вития ребенка.

Как мы постигаем мир дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребенка? Прежде всего, через детские игры. Не случайно игра названа спутником детства. Ключ к по­знанию дошкольного детства следует искать в игре как наиболее близкой, органично соответствующей детской природе, деятель­ности дошкольника и естественном выражении его активности.

Удивительная открытость чувств и переживаний, разнообра­зие притязаний и достижений ребенка в игре позволяют многое понять в его личностном становлении и культурном развитии. Эта особенность игры была отмечена известными психологами и педагогами. Классическими стали слова К. Д. Ушинского о не­обходимости внимательно вглядываться в детские игры, ибо все, что переживает ребенок в игре, не проходит бесследно, а путем связывания различных ассоциаций отражается непосредственно в его личном опыте, во взаимоотношениях с людьми, в отноше­нии к миру.

Подчеркивая роль игры в развитии дошкольника, С. Л. Ру­бинштейн писал: «Играя, ребенок живет жизнью, исполнен­ной непосредственности, действенности и эмоциональности, а не готовится к тому, чтобы в дальнейшем жить. Но именно потому, что он живет, он в игре и получает первую, совер­шенно специфическую подготовку к жизни. В игре проявля­ются и удовлетворяются социальные потребности и интересы ребенка; проявляясь, они вместе с тем и формируются. В игре формируются все стороны психики ребенка»[29].

Отечественной дошкольной педагогикой и детской психо­логией накоплен достаточно обширный научный материал, раскрывающий психологическую характеристику игры как де­ятельности (Д. Б. Эльконин, А. Н.Леонтьев, Б. Г. Ананьев), ге­незис разных видов игр в дошкольном детстве, их своеобразие (Ф.И.Фрадкина, Н.С. Пантина, С.Л.Новоселова), социаль­но-психологические основы игровых объединений (Т. А. Репи­на, Л. В. Артемова), методы педагогического руководства иг­рой на разных ступенях дошкольного возраста, воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности на дошкольника (Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова).

Вместе с тем проблема детской игры оказалась поистине неисчерпаемой для исследователей и до сих пор не утратила своей актуальности. И сегодня остаются верными слова С. Л. Рубинштейна: «Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и труд­ной проблемой для научной мысли» [30].

В современной теории и практике воспитания назрела ост­рая необходимость продолжения исследования детской игры и игровой культуры современного дошкольника с целью более активного и результативного использования возможностей игры для развития ребенка.

Характерной особенностью нашего времени является по­вышение роли игры в различных сферах жизни и деятельности человека. Игра становится существенным компонентом развития личности, важным механизмом социализации. Процесс социализации разворачивается как путь активного вхождения ребенка в культуру и присвоения им доступного содержания культурного опыта в субъектной роли в разных видах детской деятельности, общения и познания. Социализация не исчер­пывается адаптацией к социальной среде, а является творчес­ким самовыражением, самореализацией личности в процессе индивидуальной деятельности и взаимодействия с людьми.

Возрастающая культурная ориентированность современного дошкольного образования определяет необходимость дальнейшего изучения игры и ее роли в социокультурном развитии современ­ного дошкольника, в становлении его субъектных свойств, в проявлении самостоятельности, активности и творчества.

Научные данные показывают, что игра, с присущей ей свобо­дой, реализует внутреннюю потребность ребенка в постоянном поиске нового, выборе и воплощении своих замыслов. Факти­чески игра становится для дошкольника своеобразной «школой» саморазвития. В игре как свободной и самостоятельной деятель­ности создаются реальные возможности развития ребенка как личности, способной к самореализации. В конечном итоге, в игре развивается способность к самостоятельному выстраива­нию ребенком своего опыта, что, по мнению Н. Ф. Головановой, является показателем его активной социализации.

Изучение игры показывает, что она заключает в себе мощ­ные механизмы социокультурного развития ребенка. Игровой опыт входит в систему формирующего социального личного опыта ребенка. Социальный опыт, являясь сложной характе­ристикой процесса социализации дошкольника, включает в себя ряд взаимосвязанных компонентов: аксеологический, познавательный, действенный и коммуникативный. Все эти компоненты присущи детскому игровому опыту.

В играх отражается отношение дошкольников к жизненным явлениям. Игры являются продуктом непосредственных по­буждений, интересов и потребностей ребенка, которые рожда­ются из его контактов с миром и опосредованы теми отношения­ми и культурными контекстами, в которые включен ребенок. Собственное «я» воспринимается им в пространстве культур­ного бытия. Раскрывая роль игры в сложном взаимодействии ребенка и культуры, М. С. Каган подчеркивает: «Культура детства двух­слойна. Один слой — культурные формы, создаваемые взрос­лыми для ребенка, второй - - формы его собственной дея­тельности. Творчество взрослых позволяет ребенку приоб­щиться к достижениям истории культуры, осваивать их и таким образом через процессы распредмечивания становиться современным культурным человеком. Самодеятельность ре­бенка служит развитию его творческих способностей в до­ступных каждому этапу детства пределах...

Системообразующей силой, обеспечивающей своеобразие и целостность культуры детства, является игра» [9].

Через игру ребенок входит в сферу детской субкультуры. Матрица детской субкультуры может быть представлена сле­дующим образом: ценности культуры -- культура самовыра­жения индивидуума -- житейская культура ребенка — пред­метная культура -- игровая культура ребенка (К. В. Романов).

Многообразные символические особенности детской суб­культуры - - возрастная лексика, временные представления, возрастные стереотипы поведения, ценности и признаки дет­ской общности — наиболее полно проявляются в игровой сфере. Способность к импровизации, оригинальность игро­вых замыслов, вариативность игрового поведения, живость и эмоциональность общения в процессе игры образуют ком­плекс личностных качеств, которые востребованы в детской субкультуре и обеспечивают его обладателю признание и ус­пех в среде сверстников.

Детям дошкольного возраста характерна активная, ориенти­рованная на культуру, деятельность, получающая свое выраже­ние в занятиях различными видами искусства, ролевых играх, общении со сверстниками и взрослыми, освоении норм и об­разцов поведения, ситуативном отражении культурных идей и символов.

Особая роль в этом процессе принадлежит игре. В игровой деятельности ребенок открывает для себя гораздо больше культурных смыслов, чем взрослый, а символизация законо­мерно имеет для него избыточный и поисковый характер (Н. Б. Крылова).

Когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто входит в образ другой личности, — он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность, обогащает свой внут­ренний мир новыми идеями, чувствами, представлениями. Игровой опыт и игровая культура ребенка не столь наивны, как это представляется на первый взгляд взрослым. На уровне игрового общения со сверстниками дошкольники открывают удивительные возможности для самовыражения, нормотвор­чества, коммуникации и ценностного ориентирования.

Изучение детских игр показывает, что в игре активно ре­ализуются установка ребенка на выражение своей внутренней жизни и стремление к творчеству. Две тенденции сосущест­вуют в детском игровом сообществе: тенденция стабильности игры и тенденция творчества, изменчивости и динамичности. Основой первой является знание, привычка, стремление до­школьников к устойчивости, прогнозируемости игровых со­бытий и взаимодействий с партнерами по игре, основой другой тенденции является присущая дошкольникам любознатель­ность, живость воображения, стремление к экспериментиро­ванию и импровизации.

Игры, которые неизменными передаются в детской куль­туре от поколения к поколению, обеспечивают преемствен­ность игрового опыта и вносят важный вклад в социокультур­ное развитие дошкольников.

Самостоятельно придуманные детьми игры способствуют обогащению их творческого потенциала, активизируют меха­низмы самовыражения, сотворчества, импровизации и вообра­жения. Разнообразные творческие самодеятельные игры, игро­вые импровизации, игры-эксперименты, а также традицион­ные и новые игры с готовым содержанием и правилами составляют комплекс личного игрового опыта дошкольника.

Научные данные показывают, что полноценное развитие детского игрового опыта в дошкольном возрасте определяет­ся соответствующими возможностями образовательной прак­тики.

Современный образовательный процесс в детском саду целена­правлен на неуклонное обогащение самостоятельного личност­ного опыта дошкольников. Это достигается конструированием образовательного процесса на основе принципов интеграции развивающего образовательного содержания, взаимосвязи и вза­имодополняемости разных видов детской деятельности, созда­нием творческой и гуманистической направленности активно­сти детей по отношению к миру.

Игра в этом процессе выполняет совершенно особую роль. С одной стороны, она обладает несомненной самоценностью в силу неоспоримой уникальности как средства социализации и социокультурного развития личности ребенка. Представить себе нормальное развитие дошкольника без игровой деятель­ности невозможно. С другой стороны, игра не является изо­лированной частью образовательного процесса. Она естест­венно вплетается в ткань всей жизни ребенка.

Можно с уверенностью констатировать, что виды деятель­ности детей дошкольного возраста включают в большей или меньшей степени игровую составляющую. Игра проецируется на все виды активности в дошкольном детстве, придавая этому жизненному периоду неповторимое своеобразие. В игре фор­мируются механизмы, оказывающие влияние на овладение детьми другими видами деятельности. Поэтому обеспечить в образовательном процессе детского сада возможность каждо­му ребенку наиболее полно и многопланово проявить себя в разных видах детских игр — значит открыть перспективу для его успешного социокультурного развития и взаимодействия со сверстниками.

Актуальное направление исследования игровой деятель­ности связано с изучением становления самостоятельности и творческой активности ребенка в разных видах игр и с со­зданием условий, необходимых для развития игрового опыта.

Трудности детей в проявлении творчества в игре, бедность средств игрового самовыражения обусловлены не только от­сутствием разнообразного игрового опыта, опыта свободных, не ограничиваемых взрослым ассоциаций, импровизаций, не­традиционных способов самовыражения, но также и отсутст­вием вариативной, модульной, динамично пополняемой игро­вой среды и игровых материалов, открывающих простор для детской инициативы и игрового экспериментирования.

Информация о работе Развитие словесно - логического мышления