Развитие словесно - логического мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 09:32, курсовая работа

Описание работы

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое, та как в современном мире невозможно выжить без умения логически мыслить и находить правильное решение.
По мнению Теплова логическое мышление, это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструктировать» предметами, знаками, словами. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звука, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т. е. посредством мышления.[21]

Файлы: 1 файл

диплом!.doc

— 624.00 Кб (Скачать файл)

Детям 5—6 лет со сниженным уровнем развития свойствен­но кратковременное обдумывание, схематичные высказыва­ния (труднопонимаемые), отсутствие стремления к получению результата, обилие практических малорезультативных дейст­вий, и результат, как правило, не соответствующий возмож­ностям игры.

Однако повышение развивающего воздействия игр на раз­витие личности ребенка возможно при соблюдении ряда ус­ловий.

Так, следует предлагать детям:

•     игры, соответствующие уровню развития ребенка, затем -
несколько выше его возможностей. Таким образом возможно
наиболее эффективно стимулировать проявления самостоятельности и инициативности, активизировать деятельность во­ображения;

•     игры, ориентированные на освоение средств и способов по­
знания, обеспечение переноса; на обогащение опыта самосто­ятельной деятельности играющего, в котором сохраняется и
накапливается опыт «воображения» [24]. При этом целесооб­разно использовать разнообразные приемы, направленные на
повышение интереса ребенка к игре, создавать ситуацию ожидания возможности проявить себя в игре. Необходимо дове­рять ребенку выбор игры в условиях детского сада и семьи, приобретения ее в магазине, выбор в книге (в графическом исполнении) с целью изготовления и т. д.

Постоянное повышение заинтересованности детей мотиви­рует игровую деятельность, активность в самовыражении, поис­ке и нахождении ответа, проявлении догадки, раскрытии секрета игры и создает положительный эмоциональный настрой, спо­собствующий интеллектуальной деятельности и повышающий ее результативность. Одним из условий повышения развиваю­щего воздействия является оказание ребенку помощи в органи­зации его мыслительной деятельности. Сообщив ему название игры, правила, возможный результат (все это обсуждается толь­ко при активном участии играющего), следует предложить ре­бенку подумать о том, как играть в эту игру.

Эффективен прием условного деления всего процесса ре­шения игровой задачи на 3 этапа: Думай!(О чем? Как?), Делай! (Как?), Получай результат! (Какой?). Разговор взрослого с ре­бенком о том, что значит «думать», помогает направить мысль ребенка на активизацию своего опыта подобных игр, оживле­ние ассоциаций, создание образов. Это придает гибкость мыслительному процессу, помогает спланировать путь достижения результата. На этом этапе у ребенка появляется «идея» реше­ния.

Следующий этап продвижения игровой задачи по пути ее решения — практический поиск хода решения. Что делать? 5аскладывать, измерять, соотносить, составлять, изменять — что-то новое, неизвестное. Идет процесс освоения, состоящий из целенаправленных поисковых действий.

Диалог взрослого с ребенком способствует выбору правиль­ного пути решения, отказу от неверных ходов, запоминанию ошибочных действий и недопустимости их повтора, переклю­чению внимания ребенка на поиск иных способов реализации замысла, различных нестандартных решений. При этом играю­щий самостоятельно продолжает выдвигать гипотезы, осу­ществлять действия, оценивать их результат, значимость в про­движении к конечной цели или безрезультатность. Активен в этой деятельности ребенок, а не взрослый. И, наконец, — получение результата. Ребенок сам оценивает его: это и результат его длительного поиска, и использование какой-либо подсказки (схема, алгоритм, образец) и помощь сверстника, который догадался, как прийти к результату и т. д.

Следует избегать превращения игровой деятельности в учебную. Исследователь современных детских игр С. А. Шма­ков эту мысль выразил так: «Дидактизировать игру трудно, ибо дети практически всегда сами ставят себе в играх цели, сами выбирают средства и способы для их осуществления, сами вы­рабатывают игровые действия, опираясь на условные правила, что поддерживает их бесконечное творчество, помогает зани­мать более высокие позиции, чем в обыденной жизни» [35].

В контексте других видов деятельности (художественной, экологически направленной, трудовой, музыкальной) развиваю­щие математические игры могут быть использованы с целью ак­тивизации мыслительных процессов, эмоционального насыще­ния деятельности познания и отражения.

Изучение теоретической и методической литературы по теме позволило сделать следующие заключения:

- Ум­ственные операции, по данным психологии, направлены на идеальное, иногда материальное преобразование объекта из наличного состояния в намеченное (А. И. Раев). В развиваю­щей игре к результату можно прийти только путем системы преобразований через проявления анализа, сравнения, обобщения. Следует учитывать, что развивающая игра, причем лишь в меру сложная, способствует развитию как содержательной, так и операционной стороны умственной деятельности.

-  В развивающих играх создаются благоприятные условия для реализации потребности ребенка-дошкольника в творче­ских проявлениях (креативности).

- В развивающих играх реализуется потребность детей к по­лучению материально выраженного результата в виде схема­тичного рисунка, постройки, силуэта, достижению правильно­го расположения фигур, их сочетания и т.д. Это, как правило, составляет цель «игры-задания».

- Освоение разнообразных развивающих игр возможно на раз­ных уровнях детской активности и самостоятельности. Поэтому они незаменимы в процессе развития и воспитания ребенка, учитывающем индивидуальный темп овладения им средствами и способами познания.

- Интерес педагогов, психологов, родителей к развивающим играм, определению их места в современном детском саду, как правило, связан с повышением внимания к интеллектуально-творческому и личностному развитию ребенка, обеспечению его занятости, взросления.В данном случае игры являются одним из средств органи­зации и развития самостоятельной познавательно-игровой деятельности детей.

- В результате освоения игр у детей совершенствуется логи­ко-математический опыт (Л. М. Кларина). Основными пока­зателями этого является активное освоение детьми средств по­знания: сенсорных эталонов (формы, цвета, размера), этало­нов мер, умений создавать образ, знаков и символов, речи; а также овладение способами познания: самонаблюдением, начальными навыками логического мышления и умением об­следовать предметы, экспериментированием, классификацией, счетом и измерением, сравнением и сопоставлением.

 

1

 



Выводы по 1 главе.

1. Мышление это процесс обобщённого и опосредованного познания действительности. Основными видами мышления являются наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

2. Структурными компонентами выступают анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и сравнение.

З.У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление.

4. Для диагностики мышления используются методики: «Пиктограмма», «Четвёртый лишний», «Нахождение недостающих деталей», «Сапожки», «Последовательные картинки», «Сравнение понятий», «Невербальные классификации». В процессе формирования мышления чаще психодинамического используется бихевиористский подход.

5.Освоение разнообразных развивающих игр возможно на раз­ных уровнях детской активности и самостоятельности. Поэтому они незаменимы в процессе развития и воспитания ребенка, учитывающем индивидуальный темп овладения им средствами и способами познания.

6.В результате освоения игр у детей совершенствуется логи­ко-математический опыт (Л. М. Кларина). Основными пока­зателями этого является активное освоение детьми средств по­знания: сенсорных эталонов (формы, цвета, размера), этало­нов мер, умений создавать образ, знаков и символов, речи; а также овладение способами познания: самонаблюдением, начальными навыками логического мышления и умением об­следовать предметы, экспериментированием, классификацией, счетом и измерением, сравнением и сопоставлением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II  Исследование развития логического мышления средствами развивающих игр

2.1. Исследование уровней логического мышления и игровых предпочтений детей дошкольного возраста

Проведённая нами опытная работа имела форму классической триады, то есть состояла из констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.

В диагностической части исследования решался ряд задач:

1.     Выявить  игровые предпочтения  дошкольников  и умение старших дошкольников самостоятельно использовать развивающие игры в свободной деятельности.

2.     Определить   уровень   сформированности   логического мышления у дошкольников.

В    экспериментальной    работе    было    задействовано    25    детей 6-7 лет, посещающих подготовительную к школе группу детского сада №15 «Родничек» п.Мишелевка Иркутской области.

Диагностическая работа состояла из двух частей.

В первой части исследования испытуемым задавались вопросы:

1 .Какие ты знаешь игры?

2.В какие игры ты любишь играть?

3.Умеешь ли ты играть в эти игры? (ребенку предлагается 8-10 развивающих игр, соответственно возрасту)

Анализ ответов дошкольников на первый вопрос позволил распределить детей по классификационным особенностям называемых игр (см.Диаграмму 1) и сделать заключение о незначительном уровне осведомленности детей и возможно доступности для них развивающих игр (к которым мы отнесли игры, направленные на развитие основных психических процессов и усвоение учебных навыков).

Ответы детей на второй вопрос подтвердили нашу гипотезу, т.к. среди предпочитаемых в основном назывались игры не требующие атрибутики, либо игры, находящиеся в наиболее доступном детям расположении. (см. Диаграмму 2).

Причем различия в ответах детей на первый и второй вопрос незначительны, что может служить основанием для утверждения, что среди знакомых игр дети в основном называют те игры в которые предпочитают играть сами. То есть развивающие и творческие игры нельзя отнести к разряду популярных игр для наших детей.

 

 

 

 

Диаграмма 1.

Распределение     испытуемых     по     выбору знакомых игр, %

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 2.

Распределение     испытуемых     по     выбору предпочитаемых игр, %

1

 



Возможную причину мы выявили, проанализировав ответы детей на третий вопрос. Большинство детей (87%) ответили отрицательно, а следовательно были просто не знакомы с такими играми.

Во второй части опытной работы определялись уровни образного и логического мышления.

Л.А.Ясюкова считает, что с помощью методик «Визуальный анализ -синтез», «Визуальные аналогии», «Визуальные классификации» можно выявить уровень сформированности образного мышления.

Методика      «Визуальный      анализ-синтез»   предусматривает экспонирование четырёх серий картинок. Каждая серия содержит в себе по четыре картинки, которые объединены существенными и несущественными признаками. Ребёнок должен понять наиболее существенный признак, более важный и выбрать соответствующую лишнюю картинку, в которой данного признака нет.

Методика «Визуальные классификации» предполагает использование четырёх серий картинок. Каждая серия в свою очередь состоит из пяти картинок. Испытуемому давалась следующая инструкция: «Здесь в верхнем рядочке две картинки лишние. Три можно объединить, а две сюда не подходят. Какие не подходят? Покажи».

Методика «Визуальные аналогии» экспонирует пример отношений. По данному образцу необходимо к предложенной картинке подобрать соответствующую. Инструкция была следующей: «Посмотри, здесь виноград и вишня. Они образуют между собой парочку. Какую картинку мы подберём к бегемотику, чтобы образовалась такая же парочка, как виноград и вишня? Покажи».

Суммарный анализ позволил выделить два уровня сформированности образного мышления у старших дошкольников. (см. Диаграмму 3)

1

 



 

 

 

Диаграмма 3.

Распределение испытуемых по уровням сформированности образного мышления, %

Из диаграммы №3. следует, что почти равное количество испытуемых продемонстрировали низкий и средний уровень образного мышления. Эти различия не являются значимыми (ср =0,32).

Кроме того, Л.А.Ясюкова считает, что методики "Речевые аналогии" и "Визуальные аналогии" могут измерить логическое мышление дошкольников.

Методика "Речевые аналогии" предусматривает применение четырёх групп слов. Два первых слова указывают на тип связи между словами.

Необходимо подобрать к третьему слову подходящее на основе примера. Инструкция: "Представь, стол - скатерть. Эти два слова связаны между собой. Теперь тебе нужно подобрать к слову "пол" подходящее слово, чтобы получилось такая же парочка, как стол -- скатерть. Выбирай: пыль, мебель, ковёр, доски, гвозди".

Методика "Визуальные аналогии" была уже нами описана выше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 4.

Информация о работе Развитие словесно - логического мышления