Развитие словесно - логического мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 09:32, курсовая работа

Описание работы

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое, та как в современном мире невозможно выжить без умения логически мыслить и находить правильное решение.
По мнению Теплова логическое мышление, это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструктировать» предметами, знаками, словами. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звука, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т. е. посредством мышления.[21]

Файлы: 1 файл

диплом!.doc

— 624.00 Кб (Скачать файл)

Мир формирующейся личности во многом отражает архи­тектонику того жизненного пространства, в котором происхо­дит его становление.

В образовательном процессе современного ДОУ должно быть создано поликультурное игровое пространство, представленное взаимодействием самодеятельных игр, отражающих субкультур­ный личный игровой опыт детей; игр, специально привносимых в игровой опыт взрослым в целях детского развития и разнооб­разных народных игр, которые вводят детей в игровую культуру разных народов. Такое насыщенное игровое содержание способ­ствует активному социокультурному развитию дошкольников, формирует субъективный игровой опыт, который становится «ядром» игровой культуры и личного опыта.

Оказалось, что активность, самостоятельность и творчест­во, формирующиеся в играх и проявляющиеся в субъектной игровой позиции ребенка, проецируются на другие виды дет­ской деятельности. Так, в ходе исследования были выявлены факты положительного влияния разных видов игр, а также синтеза игры и труда (Э. В. Онищенко, М. В. Крулехт), игры и познания (3. А. Михайлова) на становление субъектного опыта старшего дошкольника.

Развивающие игры, согласно общей класси­фикации игр, предложенной П. И. Пидкасистым и Ж. С. Хайда-ровым, относятся к интеллектуальным, искусственным, результа­тивным, абстрактным (или символическим). Они характеризуются большой умственной активностью, являются своеобразным ин­теллектуальным тренингом и рассматриваются в качестве сред­ства игрового обучения детей и взрослых [24]. К основным пока­зателям, по которым игру можно отнести к развивающей и до­ступной ребенку-дошкольнику деятельности, исследователи обычно относят следующее.

Соединение в игре серьезного интеллектуального занятия и забавы, размышления и развлечения. Внешне игра представленацепочкой действий, выполняемых для удовольствия (передви­жение фишек, перекладывание кубиков с целью сооружения из них постройки, узора, конструкции и т. д.). Каждое из этих дей­ствий по своей сути сходно с «игрой-заданием» (А. И. Раев). Ис­следователь детской игры С. А. Шмаков особо выделяет развле­кательную функцию развивающей игры. Он считает, что развле­чение в подобных играх и есть поиск [35]. Игровые действия осуществляются на основе точно сформулированных правил. При этом их нарушение или недостаточное умственное усилие играющего ведут к проигрышу. В самом процессе достижения результата не обойтись без проявления творчества. Направлен­ность игр на развитие мыслительных процессов сравнения, обобщения, абстрагирования требуют от играющего высокого уровня интеллектуальной активности.

В развивающих играх скрыта возможность самостоятельно находить ответы на многие вопросы: в чем гармония сочета­ния фигур, как обеспечить трансформацию цветов и форм одновременно, изменить форму игрового устройства и т.д., что характерно для таких игр, как «Сложи узор», «Уникуб», «Цветок лотоса» и других. Каждая из развивающих игр, — как правило, модель действительности. Раскодирование заданного в игре означает успешное самовыражение личности, проверку своих возможностей, участие в своего рода интеллектуальном тренинге (В. Н. Белов). Качества личности (самостоятельность и инициативность, креативность и др.) и умения (комбиниро­вать, предполагать, видоизменять и др.), приобретенные в иг­рах, применимы в любой учебной и жизненной ситуации.

По способу осуществляемого изменения их делят на 2 груп­пы: комбинационные и конфигурационные. В первых в процессе выполнения игровых действий меняется взаимное расположе­ние элементов игры, но не меняется внешняя форма игрового устройства: шашки, кубик Рубика, пирамидка, игровой квадрат (В. В. Воскобовича) и др. В конфигурационных, наоборот, из­меняется форма игрового устройства при частичном измене­нии взаимного расположения элементов: Кубики для всех, Уни­куб, Сложи узор, Танграм, «Играем всей семьей» и др. При этом начальной формой игрового устройства в играх Кубики для всех (логические кубики) надо считать составленный из элементов куб; в играх Сложи узор и Уникуб — один из узоров; в игре-головоломке Танграм - уложенный в коробочку для игры комплект; в игре Играем всей семьей — построенный из элементов игры параллелепипед.

В силу ряда причин развивающие игры особо важны для развития и воспитания дошкольников, нежели детей более старшего возраста. Как известно, дошкольнику свойственно познавать мир, исследуя его. В развивающих играх как раз и имеет место быстрая смена цели и направленности действий, что влечет изменчивость реакций ребенка. Подобные игры следуют за исследовательским поведением ребенка (А. Н. Поддьяков). Интенсивное овладение умственными операциями, логическими приемами мышления, свойственное дошкольнику (на предметном уровне), находит свое отражение в играх. Ум­ственные операции, по данным психологии, направлены на идеальное, иногда материальное преобразование объекта из наличного состояния в намеченное (А. И. Раев). В развиваю­щей игре к результату можно прийти только путем системы преобразований через проявления анализа, сравнения, обобщения. Следует учитывать, что развивающая игра, причем лишь в меру сложная, способствует развитию как содержательной, так и операционной стороны умственной деятельности.

В развивающих играх создаются благоприятные условия для реализации потребности ребенка-дошкольника в творче­ских проявлениях (креативности). Современные отечествен­ные психологи В.В.Давыдов и В.Т.Кудрявцев утверждают, что до освоения знаний на теоретическом уровне ребенок вос­создает «образ действительности на основе воображения» [4]. Успешное освоение мира ребенком осуществляется, если он делает это «с позиций игры, сказки, сквозь призму опыта соб­ственного свободного фантазирования» [4].

В развивающих играх для маленьких детей имеет место как воспроизводящая деятельность, так и творческая. Приобщение детей к активной воспроизводящей деятельности по моделям, рисункам, алгоритмам подводит их к творческой активности. Разнообразие развивающих игр по структуре, направленности обеспечивает развитие креативности. Игры различаются, как правило, по внешним признакам, но каждая из них моделирует творческий процесс. Например игры Пентамино и Кубики для всех представлены структурно элементами разной конфигура­ции: в первой игре - - плоскими, во второй - - объемными. В этом их отличие. Реализация цели (получение результата) достигается в процессе активного поиска способов соединения элементов (комбинирования) с частичным использованием предметного образца, модели или без них.

В развивающих играх реализуется потребность детей к по­лучению материально выраженного результата в виде схема­тичного рисунка, постройки, силуэта, достижению правильно­го расположения фигур, их сочетания и т.д. Это, как правило, составляет цель «игры-задания». Ряд практических действий и мыслительных операций, которые ребенок осуществляет по оп­ределенному алгоритму с целью достижения результата, кон­тролируется и оценивается им самим. Эффективность зависит от освоения этих важных умений. Ребенку в процессе игры удобно осуществлять как поэтапный контроль, так и контроль достигнутого результата [2, 4, 10, 21, 25, 27].

Как известно, дети дошкольного возраста активны в прояв­лении познавательной самостоятельности (стремление и умение познавать), самостоятельности мышления (осуществление ре­зультативных мыслительных операций). Занимательные по со­держанию, направленные на развитие внимания, памяти, мыш­ления, воображения, способности к комбинированию, выбору вариативного или единственно правильного решения, разви­вающие игры стимулируют проявление детьми самостоятель­ности. Естественно, что успех может быть обеспечен при усло­вии личностно ориентированного взаимодействия ребенка со взрослым, другими детьми.

Освоение разнообразных развивающих игр возможно на раз­ных уровнях детской активности и самостоятельности. Поэтому они незаменимы в процессе развития и воспитания ребенка, учитывающем индивидуальный темп овладения им средствами и способами познания. Разные дети могут находиться на высоком, среднем или низком уровне освоения одной и той же игры. Все развивающие игры многовариативны, подходы к их решению многообразны, неиссякаемы, поэтому у каждого есть возмож­ность проявить в игре особенности своей личности. Вариант названия игры Кубики для всех — кубики сома (живое тело) как нельзя лучше подтверждает наличие более четырехсот способов составления куба из элементов этой игры.

Развивающие игры, как правило, относят к интеллектуаль­но-творческим. Развивающей математической игре, на наш взгляд, свойственно последовательное изменение изначально заданной конструкции в результате пошаговой трансформа­ции, воссоздания, комбинаторики и т.д. Видимо, это одно из ее отличий от традиционной дидактической игры математиче­ского содержания. Развивающие математические игры, создан­ные в разное время, очень разнообразны. Попытка классифи­цировать их дает возможность выделять в качестве оснований: структуру и вид игрового устройства, особенности действий, которые необходимо произвести с целью достижения резуль­тата, влияние на развитие тех или иных способностей, специ­фику хода мыслительного процесса играющего и т.д.

По направленности влияния на развитие ребенка и соот­ветственно специфике производимых играющими действий можно выделить следующие группы игр:

- Игры на плоскостное и объемное моделирование. К ним от­носятся очень распространенные и рассматриваемые как одно из средств сенсорного развития детей игры типа «Составь кар­тинку (фигуру)». Силуэт, постройка, картинка моделируются как на плоскости, так и в трехмерном пространстве. К таким играм можно отнести: Сложи квадрат; игры-головоломки: Танграм, Сфинкс, Пентамино, Волшебный круг и др.; игры: Сложи узор, Унику б; Куб-хамелеон, Уголки, Кубики для всех [18, 19, 21]; Играем всей семьей; игры, разработанные Воскобовичем В. В.: Прозрач­ный квадрат, Цифра-конструктор, Чудо-крестики, Чудо-соты и др. Эти игры не только развивают образное мышление, но и уме­ние создавать воображаемый образ, выбирая для этого правиль­ный путь решения, ориентироваться в пространстве, проявлять настойчивость и смекалку.

- Игры на трансформацию (трансфигурацию, преобразова­ние). К ним относятся геометрические головоломки (из спи­чек, счетных палочек) на построение, изменение фигур, пре­образование одной в другую с сохранением количества спи­чек. Например, «лодку» преобразовать в «ракету» [19]. Разнообразные игрушки-трансформеры: Цветок лотоса, объ­емная мозаика-конструктор для взрослых и детей (шар), Кубик для путешественников (автор И. Новичкова), Квадрат В. В. Воскобовича и др. Такие игры развивают вариативное мышление, пространственные представления, умения осу­ществлять целесообразные действия.

- Игры на комбинаторику, передвижение, замену мест: Че­тыре по четыре, Паркеты, Игра «в 75», многочисленные го­ловоломки, Цветное панно (автор С. В. Ковалев). Эти игры ув­лекательны, действенны, способствуют выбору рационального пути решения, вырабатывают у играющего умение принимать правильное решение.

- Логические игры с пересечением, выстраиванием алгорит­мов, изменением свойств фигур по определенным правилам. В этих играх, как правило, используется дидактическое пособие Логические блоки Дъенеша или наборы логических геометричес­ких фигур. Игры легко конструируются при условии соблюдения основных логических правил, последовательности действий [19].

Интерес педагогов, психологов, родителей к развивающим играм, определению их места в современном детском саду, как правило, связан с повышением внимания к интеллектуально-творческому и личностному развитию ребенка, обеспечению его занятости, взросления.

Прежде всего разнообразные игры структурно включаются в развивающую среду, становятся ее естественным фоном. С этой целью в помещении возрастной группы детского сада, групп продленного дня начальных классов организуется игротека с на­бором игр разной степени сложности. Одно из требований к ее организации — одновременное наличие игр, способствующих развитию умений сравнивать, воссоздавать, изменять, варьиро­вать, упорядочивать, классифицировать и т. д. Это обеспечивает выбор ребенком той игры, которая интересует его, разноплано­вость развивающего воздействия. Используя игротеку, взрослый помогает ребенку организовать познавательную и творческую деятельность, увлечься ею, вступить в диалог со сверстником или педагогом, максимально реализовать себя в игре.

В данном случае игры являются одним из средств органи­зации и развития самостоятельной познавательно-игровой деятельности детей. Как известно, эта деятельность может воз­никать спонтанно или как направляемая взрослыми, или как предложенная детям в специально организованной ситуации (развивающей). Но какую бы форму организации ни прини­мали развивающие игры в педагогическом процессе, они всег­да являются средством развития и организации детской дея­тельности: развития умения ставить цель и следовать ей, дей­ствовать путем осмысления и поиска верных ходов; оценивать путь поиска решения, результат в целом [10, 18, 19].

В результате освоения игр у детей совершенствуется логи­ко-математический опыт (Л. М. Кларина). Основными пока­зателями этого является активное освоение детьми средств по­знания: сенсорных эталонов (формы, цвета, размера), этало­нов мер, умений создавать образ, знаков и символов, речи; а также овладение способами познания: самонаблюдением, начальными навыками логического мышления и умением об­следовать предметы, экспериментированием, классификацией, счетом и измерением, сравнением и сопоставлением.

Именно преобразовательная направленность деятельности ребенка («было — стало») в развивающих иг­рах поддерживает интерес к ним — к моделированию, нагляд­ному отображению результатов. В силу этого развивающие иг­ры очень притягательны и уместны в детской среде.

По результатам наблюдений за детьми и собственных экспериментальных исследований можно выделить три группы детей на основе их отношения к новым сложным развиваю­щим играм, умения включаться в поисковую деятельность, осуществлять контроль собственных действий, получать ре­зультат и оценивать его. Естественно отличие одной группы детей от другой по степени проявления самостоятельности и инициативности, креативности, умению объяснить идею и ход решения игровой задачи.

К повышенному уровню развития относятся дети 5—6 лет, которые быстро ориентируются в материале (кубиках, блоках, игровом поле и фишках, целостной конструкции игры) и сразу начинают размышлять о способе достижения результата, ха­рактеризуя его сразу, еще на стадии ориентировочного дейст­вия. Они свободно высказываются по поводу игры (как можно играть, что узнать, нравится им или нет, интересная и чем). Даже при отсутствии дополнительной информации от взрос­лого о способе поиска решения дети самостоятельно находят решение, проявляя при этом творческое отношение к игрово­му процессу. По мнению В. В.Давыдова, эти дети с целью ре­шения игровой задачи осуществляют «преобразовательные мысленно-практические действия».

К среднему уровню развития относятся дети 5—6 лет, кото­рые сначала активно включаются в обдумывание хода реше­ния игровой задачи, но результат не проектируют. В основном они интересуются процессом (Как? Из чего?). При переходе к практическим действиям у детей наблюдается некоторая то­ропливость (спешка). Высказывания ребенка об игре и ходе решения игровой задачи несколько отрывочны, разрозненны. Ребенок получает результат, проявляя элементы творчества, но он гораздо проще, обыденнее в сравнении с результатом, полученным детьми повышенного уровня развития.

Информация о работе Развитие словесно - логического мышления