Развитие словесно - логического мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 09:32, курсовая работа

Описание работы

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое, та как в современном мире невозможно выжить без умения логически мыслить и находить правильное решение.
По мнению Теплова логическое мышление, это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструктировать» предметами, знаками, словами. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звука, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т. е. посредством мышления.[21]

Файлы: 1 файл

диплом!.doc

— 624.00 Кб (Скачать файл)

К играм,где дети строго следуют правилам при выполнении цепочки дейст­вий, можно отнести:

"Необычные фигуры", "Автотрасса", "Вычислительная машина", "Фабрика", "У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок","Помоги фигурам выбраться из леса" и др.

Интересны игры "Одна клетка", "Две клетки","Все клетки",где требуется найти конечное расположение фигурок после одного передвижения, после го­ризонтального или вертикального передвижения.

1

 




 


 


 

1

 



Игра "Автотрасса"

Целы развитие умений выделять свойства предметов, абстрагировать их от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий /линейный алго­ритм/ .

Материал: таблицы с правилами построения дорог, блоки. Город логических фигур готовится  к автомобильным соревнованиям-гонкам. Надо построить гоночную трассу. В соревновании участвуют три автомобиля. Правила построения дорожек записаны в таблицах: стрелки показывают,какой по цвету блок за каким должен идти.

При повторении упражнения меняются правила построения. Потом дети сами придумывают правила построения дорог.

1

 



2 этап работы -это работа с обручами.

Сначала проводилась подготовительная работа. Детям предлагается разде­лить блоки между Чиполлино и Буратино. У Шполлино- все квадратные, а у Буратино все желтые. В процессе решения этой задачи возникает пробле­ма: есть предметы одновременно и желтые и квадратные, есть не желтые и не квадратные.

Таким образом, дети сами приходят к выводу, что справедливо желтые и квадратные полошить между персонажами, а неквадратные и нежелтые вне этого пространства. В последующем используем более сложные игры, где формируется, умение оперировать одновременно тремя свойствами.

Игры с обручами. При подготовке детей к подобным играм формировали у них четкое представление о внутренней и внешней области по отноше­нию к некоторой замкнутой линии.

Ведущий кладет на пол обруч, обводит указкой то место, которое нахо­дится внутри обруча ,и добавляет, что вся остальная, часть пола находит­ся вуе обруча. Задается вопрос.г де сидит ребенок /внутри или вне обруча

Игра "Наведи порядок"

Целы развитие умений разбивать множества по    свойствам, производить логические операции "не","и".

3 этап-работа с палочками Кюизенера/цветные числа/-это набор цветных палочек сечением 1 см и длиной от 1 до 10 см разных цветов.

На первом этапе работы палочки Кюизенера. использовали как игровой материал. Дети играют с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, соз­дают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы,а также качест­венные характеристики материала-цвет.размер.форма.

Однако уже во время игры с палочками дети открывают некоторые отношения: они замечают одинаковость длины палочек, одинаковость сечения.

На этом этапе мы проводили следующие игры и игровые упражнения: "Покажи такую же"."Назови цвет","Угадай,какую палочку я выбрала?","Забор­чик" ,"Зоопарк","Жмурки","Построим мост".

Строя заборчики,дети убеждаются, что белый забор самый длинный,так как состоит из наибольшего количества "дошечек",в других заборах"дошечек" меньше,значит они короче;оранжевый забор самый высокий,так как у него са­мые длинные "дощечки" и т.д.

Игра"Магазин "Ковры"

Дети учатся плести красивые ковры. Чтобы сплести выбранный ковер, нуж­но обязательно соблюдать следующие правила /алгоритм/: -выбрать одну полоску для начала плетения;

-следующие ряды образуются из двух полосок разного цвета, но в сумме равных по длине первого; -все ряды должны быть разные

Палочки как дидактическое средство вполне соответствуют специфике и особенностям математических представлений дошкольников, уровню развития детского мышления.

 

Таким образом, проведенная работа с детьми показала, что использо­вание упражнений и игр на кодирование, алгоритмы дает возможность развивать у детей умение устанавливать связь между целью, задачей и последовательностью действий, направленных на достижение   результата. Дети учатся анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, вы­полнять логические действия и операции абстрагирования. Подбор упражнений и игр с учетом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач дает возможность развивать элементы логического мышления   старших дошкольников и эффективно готовить их к школе.

 

Особое место среди математи­ческих развлечений занимают игры на составление плоскостных изо­бражений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специаль­ных наборов геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбирают­ся не произвольно, а представляют собой части разрезанной определен­ным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат — соста­вить увиденное на образце или за­думанное. Они включаются в актив­ную практическую деятельность по подбору способа расположения фи­гур с целью создания силуэта.

Игра «Танграм» (приложение 1)

«Танграм» — одна из несложных игр. Называют ее и «Головоломкой из картона», «Геометрическим кон­структором» и др. Игра проста в из­готовлении. Квадрат размером 8X8 см из картона, пластика, оди­наково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить очень много различных изображений по образцам и по собственному замыс­лу .

Успешность освоения игры в до­школьном возрасте зависит от уров­ня сенсорного развития детей. Дети должны знать не только названия геометрических фигур, но и их свой­ства, отличительные признаки, вла­деть способами обследования форм зрительным и осязательно-двига­тельным путем, свободно переме­щать их с целью получения новой фигуры. У них должно быть развито умение анализировать простые изо­бражения, выделять в них и в окру­жающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и состав­лять их из частей.

Игра-головоломка «Пифагор»

В рабо­те с детьми 6—7 лет игра использует­ся с целью развития мыслительной деятельности, пространственного представления, воображения, сме­калки и сообразительности.

Описание игры. Квадрат раз­мером 7X7 см разрезан так, что получается 7 геометрических фигур: 2 разных по размеру квадрата, 2 ма­леньких треугольника, 2 больших (в сравнении с маленькими) и 1 че­тырехугольник (параллелограмм). Дети называют эту фигуру — четы­рехугольник (Приложение 2).

Цель   игры   состоит в состав­лении из 7 геометрических фигур — частей   игры  плоских  изображений: силуэтов   строений,   предметов,   жи­вотных.

Набор к игре представлен хоро­шо известными детям старшего до­школьного возраста геометрически­ми фигурами. Поэтому игра может быть использована воспитателем на занятиях для закрепления у детей представлений о геометрических фи­гурах, способах видоизменения их путем составления новых геометри­ческих фигур из 2—3 имеющихся.

Приобщение детей к игре «Пи­фагор» начинается с показа набора фигур, которые потребуются для игры. Необходимо рассмотреть все геометрические фигуры, сосчитать, назвать их, сравнить по размеру, сгруппировать, отобрав все треуголь­ники, четырехугольники. После это­го предложить детям из набора фи­гур составить новые. Из 2 больших, а затем и маленьких треугольников составить квадрат, треугольник, че­тырехугольник. При этом вновь полученные фигуры будут равны по размеру имеющимся в наборе. Так, из 2 больших треугольников полу­чается четырехугольник такого же размера, квадрат, равный по вели­чине большому квадрату. Надо по­мочь детям заметить это сходство фигур, сравнить их по размеру не только на глаз, но и накладывая одну фигуру на другую. После этого можно составлять и более сложные геометрические фигуры — из 3, 4 час­тей. Например, из 2 маленьких треугольников и маленького квадрата составить прямоугольник; из парал­лелограмма, 2 больших треугольни­ков и большого квадрата — прямо­угольник.

Учитывая опыт, накопленный детьми в процессе освоения игры «Тантрам», воспитатель в ходе обу­чения новой игре использует ряд методических приемов, способствую­щих проявлению у детей интереса к ней, помогающих ребятам быстро освоить новую игру, проявляя при этом творчество и инициативу.

На занятии воспитатель предла­гает детям образцы на выбор — рас­члененные и контурные. Каждый может выбрать образец по желанию и составить фигуру. Воспитатель говорит, что интереснее составлять фигуру-силуэт по образцу без ука­зания составных частей. При этом надо самостоятельно найти способ их расположения .

«Монгольская игра» (Приложение 3). Квадрат размером 10Х10 см разрезается, как показа­но на рисунке (см. Приложение 3). В результате по­лучается 11 частей: среди них 2 квад­рата, 4 треугольника, 5 прямоуголь­ников (4 маленьких и 1 большой).

Правила: при составлении фигур-силуэтов использовать все части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну на другую.

Изготовить игру можно из оди­наково окрашенного с 2 сторон кар­тона, пластика и других материалов. Все части игры — геометрические фигуры, комбинируя которые можно получить много новых силуэтов.

В приложении представлены наи­более сложные геометрические фигуры, составленные из частей мон­гольской игры: квадрат, прямоуголь­ник и четырехугольник — из 4 тре­угольников; прямоугольник — из квадрата, 4 прямоугольников и 4 треугольников.

Усвоение детьми способов при­соединения одной фигуры к другой с целью получения новой — необ­ходимый и начальный этап освоения игры. Дети должны уметь практи­чески составлять новые геометриче­ские фигуры из имеющихся и пред­ставлять, какая фигура получится в результате присоединения, транс­фигурации. После этого они состав­ляют фигуры-силуэты по образцам (расчлененным и контурным), по замыслу.

«Колумбово яйцо» (описание и изготовление). Овал размером 15X12 см разрезают, как показано на приложении 4. В результате полу­чается 10 частей: 4 треугольника(2 больших и 2 маленьких), 2 фи­гуры, похожие на четырехугольник, одна из сторон которых округлой формы, 4 фигуры (большие и малень­кие) , имеющие сходство с треуголь­ником, но с закругленной одной сто­роной. Для изготовления игры ис­пользуют картон, пластик, одина­ково окрашенный с обеих сторон.

Игра выпускается промышлен­ностью. Имеет место и несколько иной разрез овала, в результате ко­торого получается 9 частей, т. е. вме­сто 2 маленьких треугольников 1 (см.: Минский Е. М. От игры к знаниям.—М., 1982.—С. 39).

Правила те же, что и в «Мон­гольской игре»: создавая силуэт, ис­пользовать все части игры, присое­диняя одну к другой.

На начальном этапе освоения игры (рассматривание и называние частей, определение их формы и размера, комбинирование) детям предлагают найти сходство по фор­ме ее частей и комбинаций из них с реальными предметами и их изо­бражениями. В результате беседы выясняют, что фигуры треугольной формы с закруглением имеют сход­ство по форме с крыльями птиц, большие по размеру фигуры (тре­угольники и четырехугольники с за­кругленной стороной) похожи на туловище птиц, зверей, морских жи­вотных. Такое соотношение и срав­нение частей игры с предметами раз­вивают у детей воображение, умение анализировать предметы и изобра­жения сложной формы, выделять составляющие части.

Детей просят подумать, что мож­но составить из набора фигур к игре «Колумбово яйцо». Они предлагают изобразить птиц в полете, пингвинов, людей. Воспитатель показывает об­разцы (с указанием частей и без них), предлагает составить фигуру-силуэт по образцу или воссоздатьзадуманное изображение. На рисун­ке 76 даны образцы фигур, предло­женных в инструкции к игре. Это в основном фигуры птиц: пеликан, лебедь, петух.

Но дети не ограничиваются вы­полнением рекомендаций инструк­ции. Они самостоятельно придумы­вают и составляют фигуры рыцарей, воинов, балерин, коней, лошадок и т. д.

Назначение. Развитие сен­сорных способностей у детей, про­странственных представлений, об­разного и логического мышления, смекалки и сообразительности. До­школьники овладевают практичес­кими и умственными действиями, на­правленными на анализ сложной формы и воссоздание ее из частей на основе восприятия и сформиро­ванного представления. У детей фор­мируется привычка к умственному труду.

Руководство. В ходе приоб­щения детей к играм «Колумбово яйцо», «Монгольская игра» необхо­димо соблюдать последовательность в усложнении, учитывая индиви­дуальные возможности ребят.

Приемы руководства направлены на воспитание у детей интереса к иг­рам и обучение их соответствующим практическим умениям. В случае за­труднения воспитатель предлагает образец, выполненный в том же мас­штабе, что и части игры, с указа­нием места расположения 1-й и 2-й частей. В этом случае, подбирая фи­гуры, дети накладывают их на обра­зец. В ходе работы воспитатель ука­зывает на необходимость сначала мысленно представить составляе­мую фигуру, расчленить ее форму и строение на части, а затем воссоз­давать.

В качестве приема, облегчающе­го составление фигуры-силуэта по нерасчлененному образцу, можно фигуры получают поощрительный значок: флажок, звездочку, которая наклеивается рядом с фигурой-си­луэтом. Фигура выкладывается на фланелеграфе.

Лабиринты

Информация о работе Развитие словесно - логического мышления