Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 09:32, курсовая работа
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое, та как в современном мире невозможно выжить без умения логически мыслить и находить правильное решение.
По мнению Теплова логическое мышление, это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструктировать» предметами, знаками, словами. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звука, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т. е. посредством мышления.[21]
К играм,где дети строго следуют правилам при выполнении цепочки действий, можно отнести:
"Необычные фигуры", "Автотрасса", "Вычислительная машина", "Фабрика", "У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок","Помоги фигурам выбраться из леса" и др.
Интересны игры "Одна клетка", "Две клетки","Все клетки",где требуется найти конечное расположение фигурок после одного передвижения, после горизонтального или вертикального передвижения.
1
1
Игра "Автотрасса"
Целы развитие умений выделять свойства предметов, абстрагировать их от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий /линейный алгоритм/ .
Материал: таблицы с правилами построения дорог, блоки. Город логических фигур готовится к автомобильным соревнованиям-гонкам. Надо построить гоночную трассу. В соревновании участвуют три автомобиля. Правила построения дорожек записаны в таблицах: стрелки показывают,какой по цвету блок за каким должен идти.
При повторении упражнения меняются правила построения. Потом дети сами придумывают правила построения дорог.
1
2 этап работы -это работа с обручами.
Сначала проводилась подготовительная работа. Детям предлагается разделить блоки между Чиполлино и Буратино. У Шполлино- все квадратные, а у Буратино все желтые. В процессе решения этой задачи возникает проблема: есть предметы одновременно и желтые и квадратные, есть не желтые и не квадратные.
Таким образом, дети сами приходят к выводу, что справедливо желтые и квадратные полошить между персонажами, а неквадратные и нежелтые вне этого пространства. В последующем используем более сложные игры, где формируется, умение оперировать одновременно тремя свойствами.
Игры с обручами. При подготовке детей к подобным играм формировали у них четкое представление о внутренней и внешней области по отношению к некоторой замкнутой линии.
Ведущий кладет на пол обруч, обводит указкой то место, которое находится внутри обруча ,и добавляет, что вся остальная, часть пола находится вуе обруча. Задается вопрос.г де сидит ребенок /внутри или вне обруча
Игра "Наведи порядок"
Целы развитие умений разбивать множества по свойствам, производить логические операции "не","и".
3 этап-работа с палочками Кюизенера/цветные числа/-это набор цветных палочек сечением 1 см и длиной от 1 до 10 см разных цветов.
На первом этапе работы палочки Кюизенера. использовали как игровой материал. Дети играют с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы,а также качественные характеристики материала-цвет.размер.форма.
Однако уже во время игры с палочками дети открывают некоторые отношения: они замечают одинаковость длины палочек, одинаковость сечения.
На этом этапе мы проводили следующие игры и игровые упражнения: "Покажи такую же"."Назови цвет","Угадай,какую палочку я выбрала?","Заборчик" ,"Зоопарк","Жмурки","Построим мост".
Строя заборчики,дети убеждаются, что белый забор самый длинный,так как состоит из наибольшего количества "дошечек",в других заборах"дошечек" меньше,значит они короче;оранжевый забор самый высокий,так как у него самые длинные "дощечки" и т.д.
Игра"Магазин "Ковры"
Дети учатся плести красивые ковры. Чтобы сплести выбранный ковер, нужно обязательно соблюдать следующие правила /алгоритм/: -выбрать одну полоску для начала плетения;
-следующие ряды образуются из двух полосок разного цвета, но в сумме равных по длине первого; -все ряды должны быть разные
Палочки как дидактическое средство вполне соответствуют специфике и особенностям математических представлений дошкольников, уровню развития детского мышления.
Таким образом, проведенная работа с детьми показала, что использование упражнений и игр на кодирование, алгоритмы дает возможность развивать у детей умение устанавливать связь между целью, задачей и последовательностью действий, направленных на достижение результата. Дети учатся анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выполнять логические действия и операции абстрагирования. Подбор упражнений и игр с учетом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач дает возможность развивать элементы логического мышления старших дошкольников и эффективно готовить их к школе.
Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат — составить увиденное на образце или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.
Игра «Танграм» (приложение 1)
«Танграм» — одна из несложных игр. Называют ее и «Головоломкой из картона», «Геометрическим конструктором» и др. Игра проста в изготовлении. Квадрат размером 8X8 см из картона, пластика, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить очень много различных изображений по образцам и по собственному замыслу .
Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Дети должны знать не только названия геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обследования форм зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещать их с целью получения новой фигуры. У них должно быть развито умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.
Игра-головоломка «Пифагор»
В работе с детьми 6—7 лет игра используется с целью развития мыслительной деятельности, пространственного представления, воображения, смекалки и сообразительности.
Описание игры. Квадрат размером 7X7 см разрезан так, что получается 7 геометрических фигур: 2 разных по размеру квадрата, 2 маленьких треугольника, 2 больших (в сравнении с маленькими) и 1 четырехугольник (параллелограмм). Дети называют эту фигуру — четырехугольник (Приложение 2).
Цель игры состоит в составлении из 7 геометрических фигур — частей игры плоских изображений: силуэтов строений, предметов, животных.
Набор к игре представлен хорошо известными детям старшего дошкольного возраста геометрическими фигурами. Поэтому игра может быть использована воспитателем на занятиях для закрепления у детей представлений о геометрических фигурах, способах видоизменения их путем составления новых геометрических фигур из 2—3 имеющихся.
Приобщение детей к игре «Пифагор» начинается с показа набора фигур, которые потребуются для игры. Необходимо рассмотреть все геометрические фигуры, сосчитать, назвать их, сравнить по размеру, сгруппировать, отобрав все треугольники, четырехугольники. После этого предложить детям из набора фигур составить новые. Из 2 больших, а затем и маленьких треугольников составить квадрат, треугольник, четырехугольник. При этом вновь полученные фигуры будут равны по размеру имеющимся в наборе. Так, из 2 больших треугольников получается четырехугольник такого же размера, квадрат, равный по величине большому квадрату. Надо помочь детям заметить это сходство фигур, сравнить их по размеру не только на глаз, но и накладывая одну фигуру на другую. После этого можно составлять и более сложные геометрические фигуры — из 3, 4 частей. Например, из 2 маленьких треугольников и маленького квадрата составить прямоугольник; из параллелограмма, 2 больших треугольников и большого квадрата — прямоугольник.
Учитывая опыт, накопленный детьми в процессе освоения игры «Тантрам», воспитатель в ходе обучения новой игре использует ряд методических приемов, способствующих проявлению у детей интереса к ней, помогающих ребятам быстро освоить новую игру, проявляя при этом творчество и инициативу.
На занятии воспитатель предлагает детям образцы на выбор — расчлененные и контурные. Каждый может выбрать образец по желанию и составить фигуру. Воспитатель говорит, что интереснее составлять фигуру-силуэт по образцу без указания составных частей. При этом надо самостоятельно найти способ их расположения .
«Монгольская игра» (Приложение 3). Квадрат размером 10Х10 см разрезается, как показано на рисунке (см. Приложение 3). В результате получается 11 частей: среди них 2 квадрата, 4 треугольника, 5 прямоугольников (4 маленьких и 1 большой).
Правила: при составлении фигур-силуэтов использовать все части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну на другую.
Изготовить игру можно из одинаково окрашенного с 2 сторон картона, пластика и других материалов. Все части игры — геометрические фигуры, комбинируя которые можно получить много новых силуэтов.
В приложении представлены наиболее сложные геометрические фигуры, составленные из частей монгольской игры: квадрат, прямоугольник и четырехугольник — из 4 треугольников; прямоугольник — из квадрата, 4 прямоугольников и 4 треугольников.
Усвоение детьми способов присоединения одной фигуры к другой с целью получения новой — необходимый и начальный этап освоения игры. Дети должны уметь практически составлять новые геометрические фигуры из имеющихся и представлять, какая фигура получится в результате присоединения, трансфигурации. После этого они составляют фигуры-силуэты по образцам (расчлененным и контурным), по замыслу.
«Колумбово яйцо» (описание и изготовление). Овал размером 15X12 см разрезают, как показано на приложении 4. В результате получается 10 частей: 4 треугольника(2 больших и 2 маленьких), 2 фигуры, похожие на четырехугольник, одна из сторон которых округлой формы, 4 фигуры (большие и маленькие) , имеющие сходство с треугольником, но с закругленной одной стороной. Для изготовления игры используют картон, пластик, одинаково окрашенный с обеих сторон.
Игра выпускается промышленностью. Имеет место и несколько иной разрез овала, в результате которого получается 9 частей, т. е. вместо 2 маленьких треугольников 1 (см.: Минский Е. М. От игры к знаниям.—М., 1982.—С. 39).
Правила те же, что и в «Монгольской игре»: создавая силуэт, использовать все части игры, присоединяя одну к другой.
На начальном этапе освоения игры (рассматривание и называние частей, определение их формы и размера, комбинирование) детям предлагают найти сходство по форме ее частей и комбинаций из них с реальными предметами и их изображениями. В результате беседы выясняют, что фигуры треугольной формы с закруглением имеют сходство по форме с крыльями птиц, большие по размеру фигуры (треугольники и четырехугольники с закругленной стороной) похожи на туловище птиц, зверей, морских животных. Такое соотношение и сравнение частей игры с предметами развивают у детей воображение, умение анализировать предметы и изображения сложной формы, выделять составляющие части.
Детей просят подумать, что можно составить из набора фигур к игре «Колумбово яйцо». Они предлагают изобразить птиц в полете, пингвинов, людей. Воспитатель показывает образцы (с указанием частей и без них), предлагает составить фигуру-силуэт по образцу или воссоздатьзадуманное изображение. На рисунке 76 даны образцы фигур, предложенных в инструкции к игре. Это в основном фигуры птиц: пеликан, лебедь, петух.
Но дети не ограничиваются выполнением рекомендаций инструкции. Они самостоятельно придумывают и составляют фигуры рыцарей, воинов, балерин, коней, лошадок и т. д.
Назначение. Развитие сенсорных способностей у детей, пространственных представлений, образного и логического мышления, смекалки и сообразительности. Дошкольники овладевают практическими и умственными действиями, направленными на анализ сложной формы и воссоздание ее из частей на основе восприятия и сформированного представления. У детей формируется привычка к умственному труду.
Руководство. В ходе приобщения детей к играм «Колумбово яйцо», «Монгольская игра» необходимо соблюдать последовательность в усложнении, учитывая индивидуальные возможности ребят.
Приемы руководства направлены на воспитание у детей интереса к играм и обучение их соответствующим практическим умениям. В случае затруднения воспитатель предлагает образец, выполненный в том же масштабе, что и части игры, с указанием места расположения 1-й и 2-й частей. В этом случае, подбирая фигуры, дети накладывают их на образец. В ходе работы воспитатель указывает на необходимость сначала мысленно представить составляемую фигуру, расчленить ее форму и строение на части, а затем воссоздавать.
В качестве приема, облегчающего составление фигуры-силуэта по нерасчлененному образцу, можно фигуры получают поощрительный значок: флажок, звездочку, которая наклеивается рядом с фигурой-силуэтом. Фигура выкладывается на фланелеграфе.
Лабиринты
Информация о работе Развитие словесно - логического мышления