Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 09:32, курсовая работа
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое, та как в современном мире невозможно выжить без умения логически мыслить и находить правильное решение.
По мнению Теплова логическое мышление, это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструктировать» предметами, знаками, словами. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звука, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т. е. посредством мышления.[21]
Распределение испытуемых по уровням логического мышления, %
Как видно из диаграммы 4 большинство детей продемонстрировало средние результаты по всем методикам. В целом же дети продемонстрировали низкий уровень логического мышления.
В результате проведённой работы можно сделать следующие выводы:
1.Многие дошкольники не умеют играть в развивающие игры и, следовательно, не проявляют к ним интереса.
2.Количество знакомых и систематически используемых в педагогическом процессе игр невелик.
З.Уровени сформированности образного и логического мышления низкие.
2.2. Анализ эффективности использования развивающих игр для развития логического мышления старших дошкольников
Одной из важнейших задач воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста является развитие логического мышления, подготовка детей к школьному образованию .
Освоенность детьми умений вычленять зависимости, отношения, характеризовать величины свидетельствует о сформированности у них операций сравнения, абстрагирования, обобщения, интереса к познанию, инициативности.
Содержание работы с детьми включает:
СТАРШАЯ ГРУППА "АЛГОРИТМЫ"
Представления. Последовательность выполнения игровых и практических действий с ориентировкой на символ /стрелу, стрелки/.
Обнаружение логических связей между последовательными этапами какого-либо действия /на линейном и простом разветвленном алгоритме/.
Познавательные и речевые умения. Зрительно воспринимать и понимать последовательность действий, этапность и результат.
Осуществлять действия в соответствии с воспринятой последовательностью, объяснять последовательность и этапность выполнения действий разнообраного содержания.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Представления. Выполнение действий по знаковым обозначениям, определение последовательности действий в компьютерных играх, учебных программах.
Познавательные и речевые умения. "Читать" схему, способ и путь выполнения
Отражать в речи связи и зависимости последовательных действий. Оперировать знаками +,-,= при вычислениях, пользоваться линейными, простыми разветвленными и цикличными алгоритмами.
Исследования психологов Выготского Л.С., Эльконина Д.В., Запорожца А.В. показали, что в старшем дошкольном возрасте элементы логического мышления развиваются в процессе занятий, игр и других видах детской деятельности.
У старших дошкольников формируются понятия, суждения, умозаключения обогащается их сенсорный и познавательный опыт.
Назначение раздела "Алгоритмы", в силу возрастных особенностей детей состоит в развитии у старших дошкольников самостоятельности в выполнении простых логико-математических действий, их осознании, развитии способности детей управлять собой в жизненных ситуациях. Выполнение действий по алгоритму создает для детей основу совершенствования умений контролировать ход решения игровой, учебной задачи, а для педагога-возможность определять затруднения, возникающие у детей. Выполнение действий по правилам способствует: упорядочению детского мышления, улучшению с позиции логики восприятия через освоение определенной последовательности, заданной в правилах выполнения, что выражается в умении планировать свои действия;
Совершенствованию пространственной ориентировки детей, лучшему освоению ими правил уличного движения, успешному осуществлению трудовых и игровых действий;
Освоению детьми знаковых систем, схем, моделей,"расшифровке" их и познанию логических связей между последовательными этапами какого-либо действия.
Понятие ' алгоритм"означает:
0общий способ решения однотипных задач;
предписание о порядке выполнения действий;
перечень правил, которым надо следовать.
Алгоритмы рассматриваются в качестве средства обучения. Они могут быть разработаны педагогом, исходя из образовательной задачи. Алгоритмы сообщаются детям, усваиваются ими и используются для решения новых задач (алгоритм при этом представлен наглядно).По мере запоминания детьми схемы действия необходимость в наглядности отпадает.
Возможен иной путь использования алгоритма в обучении, когда алгоритм "создается" при активном участии самих детей как условие четкого решения какой-либо игровой или практической задачи. Дети осваивают умение действовать последовательно в игре. Наиболее успешно этот процесс осуществляется в логико-математических играх, последовательность действий при этом обозначается стрелкой.
Для успешного освоения детьми старшего дошкольного возраста алгоритма необходимо: совершенствование умений обозначать предметы, пользуясь заместителями, моделями; соблюдение последовательности при выполнении игровых и учебных действий(следование за условным знаком - стрелкой);развитие у детей умения выявлять закономерность в последовательном расположении предметов, действий, выделять и учитывать при этом существенные свойства; создание условий для самостоятельного составления детьми алгоритмов в разных видах деятельности. Следовательно можно говорить о развивающих функциях игр и упражнений с алгоритмами.
Содержание работы с дошкольниками предусматривает и ознакомление с кодированием. Кодирование - воспроизведение какого-либо содержания в знаково – символической форме. Это своего рода перевод на "друг язык". По описанию: "Круглый, красный, большой, толстый" - ребенок кодирует логический блок ДЬЕНЕША ,выкладывая кодовые карточки в определенной последовательности.
Декодирование-это выполнение обратного кодированию действия. В играх с палочками Кюизенера дети "кодируют"числа палочками, а так же записывают ими числовые примеры. Возможно и обратное действие-декодиро вание / выразить числами цветную форму /. 2< 3
1
1
1
Рисунок 1. Карточки блоков Дьенеша.р предлагает 22 кодовые карточки для блоков Дьенеша.
М.Фидлер предлагает 22 кодовые карточки для блоков Дьенеша. Используя их можно научить детей решать довольно сложные логические задачи.
Исходя из этого мы предприняли попытку проследить влияние игр на кодирование и алгоритмы на развитие логического мышления старших дошкольников. Это было связано и с тем, что наше ДОУ работает по программе "Детство", в разделе "Первые шаги в математику" ознакомление детей с кодированием и алгоритмами определяется как обязательные в старшем дошкольном возрасте.
Поэтому на первом этапе мы изготовили логические блоки Дьенеша и приобрели палочки Кюизенера подобрали серию развивающих игр и упражнений, изготовили игротеку.
Каждый вид дидактического материала имеет свою специфику и методику работы с ним. Исходя из специфики этих видов материалов и особенностей развития мышления и познавательной сферы ребенка, вся работа проводилась в три этапа:
1-этап работа с логическими блоками Дьенеша
2-этап работа с обручами Эйлера-Вена
3-этап работа с палочками Кюизенера
Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для подготовки мышления детей и усвоению математики. Набор логических блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур,р азличающихся по форме, цвету, размеру и толщине.
Еще мы в работе использовали наборы плоских логических фигур и карточки-коды, на которых обозначены свойства блоков и карточки с отрицанием свойств. Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции, строить высказывания с союзами " и ", "или",частицей "не" и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.
Цель работы с логическими блоками Дьенеша была - развитие логического мышления.
Организуя работу с логическими блоками Дьенеша, выделили З группы постепенно усложняющихся игр и упражнений: для развития умений выявлять и абстрагировать свойства; -для развития умений сравнивать предметы по их свойствам; -для развития способности к логическим действиям и операциям.
Игры и упражнения первой группы помогают развивать у детей умение выделять в предметах от 1-4 различных свойствах ( цвет, форму, размер, толщину),абстрагировать одни из них от других, называть их.
Сначала предлагали детям самые простые игры:
"Найди все фигуры как эта по форме и размеру" /большой квадрат - синий, красный, желтый /
Более сложный вариант: "Найди такие же фигуры по цвету и форме, но другие по размеру ".
Красный большой круг-красный маленький . толстый,т онкий
Детям предлагаются игры типа "Угадай цвет", "Давайте познакомимся", "Найди блок", "Дружат - не дружат".
Игра "Давайте познакомимся".
Дети встают в круг, у каждого свой блок. Блоки "Оживают","разговаривают" друг с другом. Чтобы познакомиться, надо назвать "полное имя",т.е перечислить весь объем его свойств. Выделить объем свойств блока более сложно, чем заметить его свойства как в игре "Угадай цвет".
Игра "Найди клад"
Цель: развитие умений выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толшину.
Кладоискатели отворачиваются, ведущий под одним из блоков прячет клад.
Кладоискатели ищут его, называя различные свойства блоков. Тот, кто находит клад, забирает его себе, а под одним из блоков прячет новый клад.
Игра " Угадай-ка "
Цель: развитие умения выявлять, абстрагировать и называть свойства /цвет, форму, размер, толщину/ предметов, обозначать словами отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета /не красный, не треугольный и т.п./ Буратино прячет блок (подарок) и дает задание угадать сразу два свойства ( например, какого цвета и формы платок он выбрал для черепахи Тортилы/.
Интересная игра "У кого в гостях Вини-Пух и Пятачок?"
Цель: развитие способности к анализу, сравнению, обобщению.
Материал: различные карточки с логическими таблицами. Вот одна из таблиц. Вин Вини-Пух и Пятачок отправились в гости в город логических фигур. При поиске недостающих фигур дети анализируют, сравнивают фигуры в таблице по двум свойствам /цвет и форма/и делают вывод, что Вини-Пух в гостях у желтого квадрата.
После того, как дети усвоили игры 1-2 группы, мы перешли к играм с логическими действиями и операциями. Эти игры помогают развивать у детей умение производить логические операции "не", "и", "или"» умение с помощью этих операций строить истинные высказывания кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов .
В результате этих игр ребенок сможет свободно рассуждать, обосновывать правомерность или ошибочность действий. Например: Игра "Помоги фигурам выбраться из леса"
Цель: Развитие логического мышления, умения рассуждать, что очень важно при решении задач.
Перед детьми таблица, на ней лес, в котором заблудились фигурки. Нужно помочь им выбраться. Сначала дети устанавливают, для чего на разветвлениях дорог расставлены знаки (каждый знак разрешает идти по своей дорожке только таким фигуркам, как он сам). Затем дети разбирают фигуры и по очереди выводят их из леса.
Развитие умений расшифровать (декодировать) информацию по наличии или отсутсвии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначения.
Мы предлагаем детям отгадать необходимые и необычные загадки: "Это загадки без слов. Я буду показывать карточки -со знаками. Знаки подсказывают, какие блоки "Кто больше отгадает загадок тот выигрывает.
Игра "Где спрятался Джерри?"
Цель: Развитие логического мышления, умение кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков-символов и декодировать ее. Материал: блоки, карточки с обозначением свойств.
В содержание математического развития детей по программе "Детство" включена тема "Алгоритмы".
Алгоритм представляет собой точную, строгую последовательность действий, в нем определено первое действие и следующее за ним, свобода выбора исключается.
Дети осваивают умение действовать последовательно в играх. Наиболее успешно этот процесс осуществляется в логико-математических играх. Освоение алгоритмов детьми состояло в овладении умением последовательно выполнять действия, следуя стрелкой.
В играх"Собери цепочку","Кто быстрее соберет бусы?" требовалось найти недостающий конец цепочки, выбрав один вариант из нескольких.
Дети строили цепочки по правилам, которые требовали учета трех свойств - цвета, размера и формы. С учетом того, что дети знакомы с замещением и наглядным моделированием, была предложена та же игра "Собери цепочку", но с блоками Дьенеша и с использованием - в ней знаков - символов. Глядя на них, ребенок выбирал необходимый блок, который: подразумевался в условии задания, и, ориентируясь на стрелку, выкладывал цепочку из логических блоков.
Информация о работе Развитие словесно - логического мышления