Развитие словесно - логического мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 09:32, курсовая работа

Описание работы

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое, та как в современном мире невозможно выжить без умения логически мыслить и находить правильное решение.
По мнению Теплова логическое мышление, это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструктировать» предметами, знаками, словами. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звука, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т. е. посредством мышления.[21]

Файлы: 1 файл

диплом!.doc

— 624.00 Кб (Скачать файл)

В уголок занимательной матема­тики помещают несложные лабирин­ты, для разгадывания которых тре­буется разрешить практическую за­дачу: помочь белке найти свое дуп­ло, девочке — выйти из леса, накор­мить животных, налить в лейку во­ды, чтобы полить цветы, и т. д. Они представлены переплетением 3 — 4 линий, которое постепенно услож­няется. В последующем используют и более сложные, бессюжетные ла­биринты, в которых требуется про­катить шарик, продвинуть предмет, выбирая ходы, минуя тупики, т. е. разгадать геометрическую сеть хо­дов.

Назначение. Развивать у де­тей настойчивость и умение сосре­доточиваться, логическое мышление, ловкость.

Руководство. Постепенно ус­ложнять лабиринты (более слож­ная сеть ходов, увеличение количе­ства тупиков, разветвлений). Сов­местно с ребенком прослеживать ходы с помощью карандаша, мела, отметок, а затем зрительно. Поощре­ние проявлений устойчивого внима­ния, сосредоточенности, желания до­стичь цели.

Подготовка детей к игре в шашки и шахматы

Используются игры: «Волк и ов­цы»,   «Лиса    и   гуси»,    «Квартет»,«Леопарды и зайцы» — наиболее простые из этого вида игр. Играю­щих двое, ходы_ делают поочередно, соблюдая определенные правила. Выигрывает тот, кто планирует и обдумывает каждый ход.

Назначение. Развитие у детей логического мышления, смекалки и сообразительности, умения плани­ровать очередной ход.

Руководство. После озна­комления с игрой воспитатель объ­ясняет детям ее правила. В сов­местной с ребенком игре советует ему обдумывать целесообразность, результативность каждого хода. На­правляет игру двух детей, уточняет правила, подчеркивает необходи­мость их выполнения, поощряет стремление ребят выиграть.

Игры на передвижение с целью составления картинки, упорядочивания по признаку

Они представляют упрощенный вариант игры в «15». Изготовление их не представляет трудности. Под­бирают 2 одинаковые картинки с изображением цветов, животных, предметов, имеющих форму квад­рата или прямоугольника, и неглу­бокую коробку такого же размера -игровое поле. Одну картинку раз­резают на 9 равных частей, вторая является образцом. Разрезанную картинку помещают в игровое поле. Одну из частей, на которой нет изо­бражения, убирают . Части меняют местами так, чтобы изобра­жение и порядок расположения частей нарушался.

Цель игры состоит в восстановлении картинки передвижением час­тей, используя пустую клетку.

Правила игры. Перестанов­ку квадратов (частей) осуществлять передвижением фигур. Нельзя брать их в руки и перекладывать.

Кроме восстановления изображения, можно предложить детям располо­жить числовые фигуры по порядку, геометрические фигуры в порядке увеличения размеров. В этих играх расположение частей упорядочива­ется по горизонтали.

Назначение. Развитие образ­ного и логического мышления, ком­бинаторных способностей, смекалки и находчивости, умения планировать ход поисков.

Руководство. Взрослый по­казывает ребенку картинку-образец и предлагает составить такую же из частей, меняя их местами. Включает­ся в игру, совместно с детьми вы­бирает возможные варианты пере­движения фигур. Можно предло­жить ребенку игровое поле с пра­вильно расположенными первыми 2—3 квадратами (частями). Он дол­жен продолжить упорядочивание или составление картинки.

Игры на составление объемных фигур из кубиков

Таких    игр    очень    много    (см.: Минский Е. М. От игры к знаниям.—М., 1982; Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или разви­вающие игры.— М., 1989). В стар­шей группе в уголок занимательной математики помещают наиболее про­стые из них: «Уголки», «Куб-хаме­леон» (обе игры разработаны Ю. А. Аленковым).

«Куб-хамелеон». Игра представляет собой набор из 8 одинаковых кубиков, окрашенных определенным образом. Каждый из кубиков окра шеи в 2 ярких цвета: три грани, сходящиеся к одной вершине, — в красный цвет, а оставшиеся три гра­ни — в зеленый. Из них можна сло­жить одноцветные кубы (красный и зеленый), шахматный куб (Приложение 5). Путем подбора кубиков по цвету можно складывать различные мо­заики, постройки, фигуры: самолет, ворота, башню, домик и др. Кубики подбирают таким образом, чтобы одна часть объемной фигуры была, скажем, красного цвета (крылья и мотор самолета), другая — зеленого (корпус). Варианты складывания и цветовые сочетания неисчерпаемы. По собственному желанию, замыслу дети могут одну и ту же постройку варьировать многократно.

«Уголки». Игра состоит из 27 ку­биков, склеенных по 3 так, что по­лучается «уголок» (Приложение 6). Уголки окрашиваются в 3 цвета: 3 — в крас­ный, 3 — в синий, 3—в зеленый. Комбинирование цвета и формы дает возможность складывать узо­ры, постройки, разнообразные фигу­ры. Игра проста в изготовлении. На­до подобрать 27 кубиков, склеить и окрасить их.

Назначение. Развитие у де­тей пространственных представле­ний, образного мышления, способ­ности комбинировать, конструиро­вать, сочетать форму и цвет, скла­дывая объемную фигуру. Игры на воссоздание силуэтов

«Вьетнамская игра». Круг разре­зается на части, как показано на рисунке в приложении 7. Ориентиром при раз­резании служит центр круга. Полу­чается 7 частей, из которых равны между собой 2 части, похожие на овал, и 2 части, имеющие сходство с треугольником; остальные 3 час­ти — разные по форме и размеру. Части округлой формы, полученные в результате разреза, нацеливают ребят на составление силуэтов жи­вотных, птиц, насекомых.

Из набора можно составить мно­го разных забавных фигурок, при­соединяя одну часть к другой.

«Волшебный круг». Круг разре­зается на 10 частей. В результате получается 4 равных треугольника, остальные части, попарно равные между собой, сходны с фигурами треугольной формы, но одна из сторон у них имеет закругление. Из частей игры удобно составлять че­ловечков, птиц, ракеты и другие фи­гуры.

Правила игры те же, что и в дру­гих подобных играх: использовать для составления силуэта все 10 час­тей, не накладывая одну на другую. В приложении 8 представлен способ разреза круга (разрезанный круг должен быть окрашен одинаково, с двух сторон) и образцы силуэтов.

«Пентамино». Это такие фигуры, которыми на шахматной доске мож­но закрыть 5 соседних клеток. Всего фигур 12. Каждая из них состоит из 5 примыкающих друг к другу рав­ных квадратов. Автором «Пентами­но» является американский мате­матик, изобретатель головоломок и занимательных задач С. В. Готлиб (1953). У нас в стране «Пентамино» выпускается под этим же названием или под названиями «Пять квадра­тов», «Головоломка», «Силуэт-1».

В работе с детьми можно исполь­зовать игру, изготовленную само­стоятельно. Для этого надо одина­ково окрашенный с двух сторон кар­тон, пластик разлиновать в клетку 1,5X1,5 см. А затем вырезать из него фигуры, изображенные на ри­сунке в приложении 9. Здесь же показаны образ­цы силуэтов, которые можно состав­лять из этих фигур.

Играть в «Пентамино» несколько труднее, чем в такие игры, как «Ко­лумбово яйцо», «Танграм», «Вол­шебный круг». Здесь сложнее ана­лиз, членение формы составляемого предмета на части, а также способы соединения одной части с другой.

Таким образом, мы целенаправленно и систематически в течении года проводили работу с детьми по развитию мышления через развивающие игры ,об эффективности проведённой работы говорят следующие факты: - появление интереса родителей к нашей проблеме, выражавшийся в  вопросах и желании приобрести умение применять данный материал в работе со своим ребёнком,- положительные отзывы родителей после проведённого исследования, - огромный интерес детей к проводимым занятиям и играм, - последующее использование игр в свободной деятельности детей подтверждает доступность предлагаемого материала детям старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

1.     Бондаренко С.М. Учите детей сравнивать - М.,1981.

2.     Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления - М.,1983.

3.     Венгер Л.П. Вопросы детского восприятия.//Дошк. Воспит. 1967.- №3.- С.31-
35.

4.     Венгер Л.П. О развитии восприятия в раннем и дошкольном детстве//Дошк.
воспит. - 1963.- №7. - С.69-72.

10.Венгер Л.П. О способах зрительного восприятия формы предметов в раннем и дошкольном детстве/ТРазвитие познавательных и волевых процессов у школьников - М.,1965. - С.81-160.

11 .Вересотская К.И. Узнавание изображений предмета в зависимости от изменения положения в пространстве (Сравнительные исследования умственно отсталых, глухонемых и нормальных школьников)// Вопросы психологии глухонемых и умственно отсталых детей/ Под ред. И.М.Соловьёва. - М.,1970.- С.123-130.

12.13.Вопросы экспериментальной психологии и её истории - М., 1975. - С.199-210.

14.Восприятие и изображение. Экспериментальные исследования /Под ред.

Е.И.Игнатьева.-М., 1969.

15.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования - М.,1956. 16.Выготский Л.С. Мышление и речь - М.,1934.

17.  П.Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. - М.,1982. Т.2. - С.363-381.

18.Дьяченко М.Н., Кандыбович Л.Л. Психологический словарь-справочник -

Мн.,2001.

19. Ждан А.И. История психологии. От античности к современности. - М.,2002.

20 .3ак А.З. Диагностика мышления детей 6-10 лет - М.,1993.

21. Зак  А.З.  Развитие  интеллектуальных  способностей  у  детей  6-7  лет.

М.,1996.

22. Запорожец А.В. Восприятие и действие - М.,1967.

23. Исследование мышления в советской психологии - М.,1966.

24.Колюцкий В.И. Возрастная психология: Полный жизненный

цикл развития человека -М.,2002.

25.Липкина А.И. К вопросу о методах выявления самооценки как личностного

параметра умственной деятельности/Проблемы диагностики умственного

развития учащихся. -М.,1975. -С.134-135.

26.Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов -М.,1974. 27.Люблинская А.А. Детская психология - М.,1971.

28.Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей - М.,1988. -

С.25-41.

29.Марцинковская Т.Д. История психологии -М.,2001.

30. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить -М.,1987.

31.Пиаже Ж. Психология интеллекта //Избранные произведения. -М.,1967. 32.Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребёнка-СПб., 1997.

33.Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника -М.,1977.

34.Практикум    по    экспериментальной    и    прикладной    психологии    /Под

ред.А.А.Крылова, С.А.Маничева. -СПб.,2000. -С. 139-172.

35.Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения /Под

ред. С.Л.Рубинштейна. -М.,1960.

36.Психология личности и деятельности дошкольника /Под ред. Запорожца

А.В., Эльконина Д.Б.- М.,1965.

37.Ратанова Т.А. Диагностика умственных способностей детей -М.,2003. 38.Рубинштейн Л.С. Проблемы общей психологии - М.,1976.

39.Руководство   практического   психолога:   Готовность   к   школе  /Под  ред. И.В.Дубровиной.- М.,1998.

40.Словарь практического психолога /Сост. С.Ю.Головин. - Минск, 2001. 41.Смирнова Е.О. Психология ребёнка - М.,1997.

42.Советский энциклопедический словарь - М.,1980.- С. 10-56.

43.Соловьёв И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей - М.,1966.

44.Тихомиров O.K. Психология мышления-М.,2002.

45.Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления детей - Ярославль,

46.              Холодная   М.А.   Психология   интеллекта.   Парадоксы   исследования
СПб.,2002.

47. Шаграева О.А. Детская психология -М.,2001.

48 Штерн В. Психология раннего детства - М., 1922.

49.Эльконин Д.Б. Детская психология - М.,1960.

50.Якобсон П.М. Психология художественного восприятия - М.,1964.

 

 

 

 

1

 



 

 

 

 

                                    Диплом

Тема: Развитие логического мышления через развивающие игры

 

 

 

 

 

                                                                       Студентка Степанова О.А

                                                                  Преподаватель: Галкина И.А.

1

 



Информация о работе Развитие словесно - логического мышления