Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 09:32, курсовая работа
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое, та как в современном мире невозможно выжить без умения логически мыслить и находить правильное решение.
По мнению Теплова логическое мышление, это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструктировать» предметами, знаками, словами. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звука, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т. е. посредством мышления.[21]
В уголок занимательной математики помещают несложные лабиринты, для разгадывания которых требуется разрешить практическую задачу: помочь белке найти свое дупло, девочке — выйти из леса, накормить животных, налить в лейку воды, чтобы полить цветы, и т. д. Они представлены переплетением 3 — 4 линий, которое постепенно усложняется. В последующем используют и более сложные, бессюжетные лабиринты, в которых требуется прокатить шарик, продвинуть предмет, выбирая ходы, минуя тупики, т. е. разгадать геометрическую сеть ходов.
Назначение. Развивать у детей настойчивость и умение сосредоточиваться, логическое мышление, ловкость.
Руководство. Постепенно усложнять лабиринты (более сложная сеть ходов, увеличение количества тупиков, разветвлений). Совместно с ребенком прослеживать ходы с помощью карандаша, мела, отметок, а затем зрительно. Поощрение проявлений устойчивого внимания, сосредоточенности, желания достичь цели.
Подготовка детей к игре в шашки и шахматы
Используются игры: «Волк и овцы», «Лиса и гуси», «Квартет»,«Леопарды и зайцы» — наиболее простые из этого вида игр. Играющих двое, ходы_ делают поочередно, соблюдая определенные правила. Выигрывает тот, кто планирует и обдумывает каждый ход.
Назначение. Развитие у детей логического мышления, смекалки и сообразительности, умения планировать очередной ход.
Руководство. После ознакомления с игрой воспитатель объясняет детям ее правила. В совместной с ребенком игре советует ему обдумывать целесообразность, результативность каждого хода. Направляет игру двух детей, уточняет правила, подчеркивает необходимость их выполнения, поощряет стремление ребят выиграть.
Игры на передвижение с целью составления картинки, упорядочивания по признаку
Они представляют упрощенный вариант игры в «15». Изготовление их не представляет трудности. Подбирают 2 одинаковые картинки с изображением цветов, животных, предметов, имеющих форму квадрата или прямоугольника, и неглубокую коробку такого же размера -игровое поле. Одну картинку разрезают на 9 равных частей, вторая является образцом. Разрезанную картинку помещают в игровое поле. Одну из частей, на которой нет изображения, убирают . Части меняют местами так, чтобы изображение и порядок расположения частей нарушался.
Цель игры состоит в восстановлении картинки передвижением частей, используя пустую клетку.
Правила игры. Перестановку квадратов (частей) осуществлять передвижением фигур. Нельзя брать их в руки и перекладывать.
Кроме восстановления изображения, можно предложить детям расположить числовые фигуры по порядку, геометрические фигуры в порядке увеличения размеров. В этих играх расположение частей упорядочивается по горизонтали.
Назначение. Развитие образного и логического мышления, комбинаторных способностей, смекалки и находчивости, умения планировать ход поисков.
Руководство. Взрослый показывает ребенку картинку-образец и предлагает составить такую же из частей, меняя их местами. Включается в игру, совместно с детьми выбирает возможные варианты передвижения фигур. Можно предложить ребенку игровое поле с правильно расположенными первыми 2—3 квадратами (частями). Он должен продолжить упорядочивание или составление картинки.
Игры на составление объемных фигур из кубиков
Таких игр очень много (см.: Минский Е. М. От игры к знаниям.—М., 1982; Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или развивающие игры.— М., 1989). В старшей группе в уголок занимательной математики помещают наиболее простые из них: «Уголки», «Куб-хамелеон» (обе игры разработаны Ю. А. Аленковым).
«Куб-хамелеон». Игра представляет собой набор из 8 одинаковых кубиков, окрашенных определенным образом. Каждый из кубиков окра шеи в 2 ярких цвета: три грани, сходящиеся к одной вершине, — в красный цвет, а оставшиеся три грани — в зеленый. Из них можна сложить одноцветные кубы (красный и зеленый), шахматный куб (Приложение 5). Путем подбора кубиков по цвету можно складывать различные мозаики, постройки, фигуры: самолет, ворота, башню, домик и др. Кубики подбирают таким образом, чтобы одна часть объемной фигуры была, скажем, красного цвета (крылья и мотор самолета), другая — зеленого (корпус). Варианты складывания и цветовые сочетания неисчерпаемы. По собственному желанию, замыслу дети могут одну и ту же постройку варьировать многократно.
«Уголки». Игра состоит из 27 кубиков, склеенных по 3 так, что получается «уголок» (Приложение 6). Уголки окрашиваются в 3 цвета: 3 — в красный, 3 — в синий, 3—в зеленый. Комбинирование цвета и формы дает возможность складывать узоры, постройки, разнообразные фигуры. Игра проста в изготовлении. Надо подобрать 27 кубиков, склеить и окрасить их.
Назначение. Развитие у детей пространственных представлений, образного мышления, способности комбинировать, конструировать, сочетать форму и цвет, складывая объемную фигуру. Игры на воссоздание силуэтов
«Вьетнамская игра». Круг разрезается на части, как показано на рисунке в приложении 7. Ориентиром при разрезании служит центр круга. Получается 7 частей, из которых равны между собой 2 части, похожие на овал, и 2 части, имеющие сходство с треугольником; остальные 3 части — разные по форме и размеру. Части округлой формы, полученные в результате разреза, нацеливают ребят на составление силуэтов животных, птиц, насекомых.
Из набора можно составить много разных забавных фигурок, присоединяя одну часть к другой.
«Волшебный круг». Круг разрезается на 10 частей. В результате получается 4 равных треугольника, остальные части, попарно равные между собой, сходны с фигурами треугольной формы, но одна из сторон у них имеет закругление. Из частей игры удобно составлять человечков, птиц, ракеты и другие фигуры.
Правила игры те же, что и в других подобных играх: использовать для составления силуэта все 10 частей, не накладывая одну на другую. В приложении 8 представлен способ разреза круга (разрезанный круг должен быть окрашен одинаково, с двух сторон) и образцы силуэтов.
«Пентамино». Это такие фигуры, которыми на шахматной доске можно закрыть 5 соседних клеток. Всего фигур 12. Каждая из них состоит из 5 примыкающих друг к другу равных квадратов. Автором «Пентамино» является американский математик, изобретатель головоломок и занимательных задач С. В. Готлиб (1953). У нас в стране «Пентамино» выпускается под этим же названием или под названиями «Пять квадратов», «Головоломка», «Силуэт-1».
В работе с детьми можно использовать игру, изготовленную самостоятельно. Для этого надо одинаково окрашенный с двух сторон картон, пластик разлиновать в клетку 1,5X1,5 см. А затем вырезать из него фигуры, изображенные на рисунке в приложении 9. Здесь же показаны образцы силуэтов, которые можно составлять из этих фигур.
Играть в «Пентамино» несколько труднее, чем в такие игры, как «Колумбово яйцо», «Танграм», «Волшебный круг». Здесь сложнее анализ, членение формы составляемого предмета на части, а также способы соединения одной части с другой.
Таким образом, мы целенаправленно и систематически в течении года проводили работу с детьми по развитию мышления через развивающие игры ,об эффективности проведённой работы говорят следующие факты: - появление интереса родителей к нашей проблеме, выражавшийся в вопросах и желании приобрести умение применять данный материал в работе со своим ребёнком,- положительные отзывы родителей после проведённого исследования, - огромный интерес детей к проводимым занятиям и играм, - последующее использование игр в свободной деятельности детей подтверждает доступность предлагаемого материала детям старшего дошкольного возраста.
Библиография
1. Бондаренко С.М. Учите детей сравнивать - М.,1981.
2. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления - М.,1983.
3. Венгер Л.П. Вопросы детского восприятия.//Дошк. Воспит. 1967.- №3.- С.31-
35.
4. Венгер Л.П. О развитии восприятия в раннем и дошкольном детстве//Дошк.
воспит. - 1963.- №7. - С.69-72.
10.Венгер Л.П. О способах зрительного восприятия формы предметов в раннем и дошкольном детстве/ТРазвитие познавательных и волевых процессов у школьников - М.,1965. - С.81-160.
11 .Вересотская К.И. Узнавание изображений предмета в зависимости от изменения положения в пространстве (Сравнительные исследования умственно отсталых, глухонемых и нормальных школьников)// Вопросы психологии глухонемых и умственно отсталых детей/ Под ред. И.М.Соловьёва. - М.,1970.- С.123-130.
12.13.Вопросы экспериментальной психологии и её истории - М., 1975. - С.199-210.
14.Восприятие и изображение. Экспериментальные исследования /Под ред.
Е.И.Игнатьева.-М., 1969.
15.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования - М.,1956. 16.Выготский Л.С. Мышление и речь - М.,1934.
17. П.Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. - М.,1982. Т.2. - С.363-381.
18.Дьяченко М.Н., Кандыбович Л.Л. Психологический словарь-справочник -
Мн.,2001.
19. Ждан А.И. История психологии. От античности к современности. - М.,2002.
20 .3ак А.З. Диагностика мышления детей 6-10 лет - М.,1993.
21. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет.
М.,1996.
22. Запорожец А.В. Восприятие и действие - М.,1967.
23. Исследование мышления в советской психологии - М.,1966.
24.Колюцкий В.И. Возрастная психология: Полный жизненный
цикл развития человека -М.,2002.
25.Липкина А.И. К вопросу о методах выявления самооценки как личностного
параметра умственной деятельности/Проблемы диагностики умственного
развития учащихся. -М.,1975. -С.134-135.
26.Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов -М.,1974. 27.Люблинская А.А. Детская психология - М.,1971.
28.Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей - М.,1988. -
С.25-41.
29.Марцинковская Т.Д. История психологии -М.,2001.
30. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить -М.,1987.
31.Пиаже Ж. Психология интеллекта //Избранные произведения. -М.,1967. 32.Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребёнка-СПб., 1997.
33.Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника -М.,1977.
34.Практикум по экспериментальной и прикладной психологии /Под
ред.А.А.Крылова, С.А.Маничева. -СПб.,2000. -С. 139-172.
35.Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения /Под
ред. С.Л.Рубинштейна. -М.,1960.
36.Психология личности и деятельности дошкольника /Под ред. Запорожца
А.В., Эльконина Д.Б.- М.,1965.
37.Ратанова Т.А. Диагностика умственных способностей детей -М.,2003. 38.Рубинштейн Л.С. Проблемы общей психологии - М.,1976.
39.Руководство практического психолога: Готовность к школе /Под ред. И.В.Дубровиной.- М.,1998.
40.Словарь практического психолога /Сост. С.Ю.Головин. - Минск, 2001. 41.Смирнова Е.О. Психология ребёнка - М.,1997.
42.Советский энциклопедический словарь - М.,1980.- С. 10-56.
43.Соловьёв И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей - М.,1966.
44.Тихомиров O.K. Психология мышления-М.,2002.
45.Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления детей - Ярославль,
46. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования
СПб.,2002.
47. Шаграева О.А. Детская психология -М.,2001.
48 Штерн В. Психология раннего детства - М., 1922.
49.Эльконин Д.Б. Детская психология - М.,1960.
50.Якобсон П.М. Психология художественного восприятия - М.,1964.
1
Тема: Развитие логического мышления через развивающие игры
1
Информация о работе Развитие словесно - логического мышления