Развитие связной письменной речи на уроках чтения в старших классах специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 11:01, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования: подобрать приемы способствующие развитию связной письменной речи на уроках чтения у умственно отсталых учащихся 9 класса, и экспериментально доказать их эффективность.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические основы развития связной письменной речи у умственно отсталых детей
1.1 Характеристика психофизиологического состояния учащихся с нарушением интеллектуального развития старшего школьного возраста
1.2 Сущностные особенности развития речи умственно отсталых школьников
2 Содержание работы по развитию связной письменной речи у детей старших классов специальной (коррекционной) школы 8 вида
2.1 Современные задачи и содержание уроков чтения в старших классах специальной (коррекционной) школы 8 вида
2.2 Опытно-эксперементальная работа и ее результаты
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Приложение Е

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 336.75 Кб (Скачать файл)

Развитие  связной  письменной  речи  на  уроках  чтения  в  старших  классах  специальной (коррекционной) образовательной школы  VIII вида

 

Содержание

Введение

3

1 Теоретические основы развития  связной письменной речи у  умственно отсталых детей

6

    1. Характеристика психофизиологического состояния учащихся с нарушением интеллектуального развития старшего школьного возраста

6

    1. Сущностные особенности развития речи умственно отсталых школьников

10

2 Содержание работы по развитию  связной письменной речи у  детей старших классов специальной  (коррекционной) школы 8 вида

16

2.1 Современные  задачи и содержание уроков  чтения в старших классах специальной (коррекционной) школы 8 вида

16

2.2 Опытно-эксперементальная работа и ее результаты

24

Заключение

 

Список использованной литературы

 

Приложение А

 

Приложение Б

 

Приложение В

 

Приложение Г

 

Приложение Д

 

Приложение Е

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В  настоящее  время  в  нашей  стране  происходит  реформа  системы  школьного  образования, она  необходима, потому  что  происходит  смена  эпохи, и  важно  обновить  содержание  школьного  образования. В  обновлённой  системе  образования  важно  уделить  достаточное  место  развитию  речи  молодого  поколения, особенно  письменной  речи. В  современном цивилизованном обществе письменная речь играет настолько важную роль, что без нее оно существовать не может: письменная речь используется и в государственной деятельности, и в средствах массовой информации, и в познавательной деятельности, и  в  культуре, наконец, личной жизни  человека.

В плане  Закона Республики Казахстан «О социальной и медико-педагогической коррекционной  поддержке детей с ограниченными  возможностями» говориться об обеспечении  доступности качественного образования  для всех слоев населения. В нем  также сказано: «Одной из основных задач  социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки является социальная адаптация детей с  ограниченными возможностями [1].  

Письменная  речь - общепринятая, универсальная  форма общения грамотных людей. Она дает возможность выражать мысли  и чувства средствами той или  иной письменности, а также понимать то, что написано другими. Потребность в общении с помощью письменной речи в современном обществе возникает повседневно, в самых разнообразных жизненных ситуациях. Владение письменной речью очень важно для социальной адаптации человека  вообще, а  для  выпускника  специальной (коррекционной) школы  8  вида  особенно.[2]

Несмотря  на степень разработанности проблемы и накопленную теоретическую  базу, проблема остается актуальной, что  и обусловило  выбор темы.

Процесс становления и развития связной  письменной речи у  умственно  отсталых  детей  изучали И.Е. Синица, С.П. Тищенко, Ж. Симон, РЛ. Креймер, М.Р. Львов и другие. В их работах признается важность создания у учащихся мотивации усвоения письменной речи.

Н.И. Жинкин говорил о том, что «письмо - это процесс, действие, перекодирование содержания мысли с мыслительного кода через посредство звуковой ступени (эта ступень может выступать либо в устном произнесении высказывания перед записью, либо в виде внутреннего проговаривания) на графический буквенный код». По сравнению с устной речью письменная речь более абстрактна, поскольку видимого контакта с собеседником, интонационных признаков и экстралингвистического сопровождения (мимики, жестов и т.д.), то есть тех факторов, которые облегчают и дополняют устное контактное общение, она  не  имеет. Именно  поэтому развитие  связной письменной  речи  жизненно  необходимо  у  детей  с  нарушением  интеллектуального  развития. [3]

В ходе изучения специальной литературы было установлено, что выраженные дефекты  речи имеют 40-60% детей с нарушением интеллекта. Нарушения речи у таких детей носят системный характер. У них оказываются несформированными в той или иной степени все операции речевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижении потребности в речевом общении, грубо нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, сличение полученного результата с предварительным замыслом, его соответствие мотиву и цели речевой деятельности. Нарушения речи у детей с нарушением интеллекта являются стойкими [4].

Противоречия исследования: между необходимостью развития связной письменной речи уо учащихся старших классов и недостаточной реализованностью разработанных методов и приемов ее коррекции описанных в теории и применяемых не в полном объеме данных методов на практики.

Проблема исследования поиск путей эффективного развития связной письменной речи у умственно отсталых старшеклассников на уроках чтения

Актуальность  исследования. Данная  тема  мало  изучена  и  практически  не  имеет  отражение  в  специальной  психолого-педагогической литературе. Существует  множество  научных  трудов  по  развитию  связной  письменной  речи, но  практически  нет  рекомендаций  по  развитию  письменной  речи  у  детей  с  нарушением  интеллектуального  развития.

Целью  исследования: подобрать приемы способствующие развитию  связной письменной  речи  на  уроках  чтения  у  умственно  отсталых учащихся 9 класса, и экспериментально доказать их эффективность.

Объект исследования процесс развития речи умственно  отсталых  школьников  старших  классов.

Предмет исследования: развитие связной письменной речи у  умственно отсталых учащихся  старших  классов на уроках чтения.

Гипотеза исследования: если на уроках чтения в 9 классе целенаправленно использовать элементы «бином фантазии «магическое если бы» при заданиях по сочинению рассказов, сказок то это будет способствовать повышению уровня развития связной письменной речи учащихся с умственной отсталостью.

Для  осуществления  поставленной  цели  и проверки гипотезы необходимо  выполнить  следующие  задачи:

  1. Проанализировать  особенности  развития  речи  у  умственно  отсталых  детей;
  2. Выявить  специфику  и  необходимость  развития  связной  письменной  речи.
  3. Подобрать приемы для развития связной письменной речи умственно отсталых учащихся старших классов
  4. Провести опытно-экспериментальную работу
  5. Описать  результаты  практической  работы  по  развитию  связной  письменной  речи  при  работе учащихся над сочинением рассказов и сказок.

Методы  исследования:

  1. изучение  и  анализ специальной психолого-педагогической, методической  литературы  по  выбранной  теме;
  2. обобщение  опыта  учителей  специальной (коррекционной) школы  8 вида;
  3. изучение  психолого-педагогической  документации, характеризующей здоровье  и  развитие  учащихся;
  4. анализ  упражнений  и  заданий, выполненных  учащимися.

Новизна исследования: исследовано влияние заданий по сочинению рассказов, сказок с использованием метода «бином фантазии» и «магическое если бы» на уроках чтения по развитию связной письменной речи учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы 8 вида.

Практическая значимость исследования: результаты опытно экспериментального исследования могут использоваться учителями литературы специальной (коррекционной) школы 8 вида и студентами в процессе педагогической практики.

База исследования: ГУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат №1», ГУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 2» г.Петропавловск

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические  основы  развития  связной  письменной  речи  у  умственно  отсталых  детей

1.1 Характеристика  психофизиологического состояния учащихся  с нарушением  интеллектуального развития  старшего  возраста

 

 

Под умственной отсталостью следует понимать стойкое  необратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга [5].

В данном определении четко выделяются два  взаимосвязанных диагностических критерия: психолого-педагогический (стойкое нарушение познавательной деятельности) и клинический (органическое поражение головного мозга). Отсутствие одного из названных критериев приведет к неправильному, ошибочному пониманию сущности умственной отсталости.[6]

Умственная  отсталость не является обозначением какого-то конкретного заболевания. Это нарушение интеллектуальной деятельности, а возникает оно на фоне пораженной нервной системы.

Время возникновения  умственной отсталости ограничено внутриутробным, природовым и первыми тремя годами постнатальной жизни. Структура дефекта характеризуется тотальностью и относительной равномерностью недоразвития разных сторон психики.[7]

Современные исследования в области этиологии  умственной отсталости свидетельствуют  о том, что ведущая роль в происхождении  умственной отсталости принадлежит  генетическим факторам. Многочисленными  и разнообразными изменениями в  генетическом аппарате (мутациями) обусловлено  примерно ¾ всех случаев недоразвития познавательной сферы у детей [8].

Мутации могут быть хромосомными и генными. Наиболе распространенной и хорошо известной хромосомной формой олигофрении является болезнь Дауна, встречающаяся у 9-10% всех умственно отсталых детей. При хромосомных формах олигофрении чаще всего наблюдается выраженное и глубокое недоразвитие познавательной сферы.

В современной  психиатрической и психолого-педагогической литературе к умственной отсталости относят два состояния нарушения интеллекта: олигофрению и деменцию. Вычленение их в картине слабоумия дает возможность ответить на такие вопросы: когда возникает умственная отсталость, какие особенности психического развития выявляются при олигофрении и деменции, какие признаки являются отличительными и общими.[9]

Олигофрения — стойкое недоразвитие сложных  форм психической деятельности, возникающее  вследствие поражения центральной  нервной системы на ранних этапах онтогенеза (эмбриональном, дородовом, природовом, послеродовом до возраста 1,5—2 года).

Психологическая характеристика олигофрении сводится к необратимому общему психическому недоразвитию с преобладанием ведущего интеллектуального дефекта—слабости аналитико-синтетической деятельности, несформированности абстрактно-логического мышления. Клиническая характеристика исключает наличие текущего болезненного процесса в нервной системе [10].

Дебильность—относительно легкая степень недоразвития интеллекта. Умственно отсталые дети в степени дебильности являются основным контингентом специальной (коррекционной) школы  8 вида. Они усваивают на доступной им уровне определенный круг знаний по общеобразовательным предметам, овладевают несложной профессией, могут приспособиться к общественно полезной деятельности.  В  специальной (коррекционной) школе 8 вида  для учащихся в степени дебильности организуются простейшие, но разнообразные по содержанию виды игры, учебы, труда. Главные компоненты недоразвития психики обнаруживаются в высших формах познавательной деятельности: речи, памяти, абстрактно-логическом мышлении. У детей, страдающих дебильностью, фразовая речь развивается, однако словарный запас ограничен, чтение и письмо затруднено, имеются специфические ошибки (замены звуков и букв, пропуски и перестановки слогов). При обучении счету такие дети с трудом усваивают понятие количественного содержания чисел, смысл условных знаков; они не понимают содержания задач, последовательность действий при решении примеров. Память умственно отсталых школьников характеризуется небольшим объемом запоминаемого материала, некачественным воспроизведением. В связи с тем что у дебилов мышление носит конкретный, наглядно-действенный характер, нарушена способность к отвлечению, обобщению, абстракции; формирование сложных понятий им недоступно. С интеллектуальным недоразвитием у таких детей тесно сочетается незрелость эмоциональной сферы и личности в целом: некритичность суждений, отсутствие инициативы и любознательности, проявления сложных оттенков чувств, волевых действий [11].

Коррекционная система обучения и воспитания детей  в степени дебильности значительно продвигает их развитие. Можно сказать, что социальный прогноз этой формы слабоумия благоприятен. Обучение в специальной школе способствует усвоению определенного круга знаний, получению трудовых навыков и практической ориентировки, что дает возможность выпускникам в целом успешно адаптироваться к социальной среде.[12]

Информация о работе Развитие связной письменной речи на уроках чтения в старших классах специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида