Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 11:01, дипломная работа
Целью исследования: подобрать приемы способствующие развитию связной письменной речи на уроках чтения у умственно отсталых учащихся 9 класса, и экспериментально доказать их эффективность.
Введение
1 Теоретические основы развития связной письменной речи у умственно отсталых детей
1.1 Характеристика психофизиологического состояния учащихся с нарушением интеллектуального развития старшего школьного возраста
1.2 Сущностные особенности развития речи умственно отсталых школьников
2 Содержание работы по развитию связной письменной речи у детей старших классов специальной (коррекционной) школы 8 вида
2.1 Современные задачи и содержание уроков чтения в старших классах специальной (коррекционной) школы 8 вида
2.2 Опытно-эксперементальная работа и ее результаты
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Приложение Е
М. Монтессори, создавая игровые ситуации, использовала письменную речь как средство общения: дети писали короткие тексты на карточках. Содержание текстов было весьма разнообразным, но соответствовало возрасту детей. Собеседники при этом были пространственно разделены, что и создавало естественность использования письменной речи. Так обеспечивалась мотивация детей, перед ними раскрывался смысл освоения нового средства общения.
Л.Н. Толстой, как известно, для развития письменной речи предлагал детям писать различные сочинения. При этом он подчеркивал, что темы этих сочинений должны быть серьезными. В процессе обучения Лев Николаевич брал вначале на себя наиболее трудные действия, и только постепенно дети научались самостоятельно и успешно пользоваться письменной речью для написания оригинальных сочинений [51].
Французский педагог С. Френе ввел письменную речь в деятельность словесного творчества, чем также обеспечил единство двух указанных сторон. Он поощрял сочинение свободных текстов. Отбирая некоторые из них, он размножал их и раздавал учащимся. На этих текстах и шло обучение разным аспектам письменной речи. Учащиеся редактировали тексты, проводили лексический анализ, грамматический разбор и т.д.
Аналогичную работу с детьми проводил Дж. Родари, делая обучение письменной речи частью жизни детей. В частности, в его практике использовалось сочинение сказок детьми.
Таким образом, развитие речи как устной, так и письменной важно, для школьников. Методы и упражнения несколько различаются при развитии связной письменной и устной речи.
На уроках чтения в 7 - 9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность [52].
Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.
Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
Охарактеризуем содержание уроков чтения для каждого класса [53]. В 7 класс количество часов уроков чтения 3 часа в неделю. Доступные художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.
Произведения устного
На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.
Произведения А. С. Пушкина, И. А. Крылова, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, А. Н. Толстого, В. Г. Короленко, А. П. Чехова.
Произведения А. М. Горького, В. В. Маяковского, Н. А. Островского, М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского, А. А. Фадеева, С. Я. Маршака, С. В. Михалкова, Н. П. Кончаловской, К. Г. Паустовского, К. М. Симонова, Р. И. Рождественского, А. Г. Алексина, Е. И. Носова, Ч. И. Айтматова, Р. П. Погодина.
Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания.
Деление прочитанного на части, составление плана. Пересказ по плану. Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений.
Подробный и краткий пересказ прочитанного. Пересказ с изменением лица рассказчика. Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение включает в себя. Знание основных сведений из жизни писателей. Чтение книг. из школьной и районной библиотек. Самостоятельное чтение статей в газетах и детских журналах. Обсуждение прочитанных книг, статей. Составление отзывов. Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся. Учащиеся должны уметь:
- читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
- характеризовать главных действующих лиц;
-пересказывать содержание прочитанного. Учащиеся должны знать
- наизусть 10 стихотворений.[54]
В 8 классе количество уроков чтения 3 часа в неделю.
Дети изучают художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчество.
Произведения устного
Произведения современных
Проходит работа над совершенствованием техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.
Выделение главной мысли произведения, составление характеристики героев с помощью учителя, иллюстрирование черт характера героев примерами из текста, обоснование своего отношения к действующим лицам.
Составление плана в форме
Продолжение работы над средствами языковой выразительности. Различение оттенков значений слов в тексте.
Пересказ содержания прочитанного с использованием слов и выражений, взятых из текста.
Знание основных сведений о жизни писателей. Заучивание наизусть стихотворений, прозаического отрывка.
Внеклассное чтение включает в себя самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного.
Составление отзыва о книге. Чтение статей на одну тему из периодической печати для обсуждения, оценка обсуждаемых событий (с помощью учителя). Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.[55]
В 9 класс количество часов уроков чтения 3 часа в неделю.
Изучение художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве. Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады. Литературные сказки. Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.
На примере художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка. Произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, А. Н. Майкова, Ф, И. Тютчева, А. П. Чехова, А. И. Куприна, И. А. Бунина.Произведения А. М. Горького, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, А. Н. Толстого, А. А. Фадеева, М. А. Шолохова, К. Г. Паустовского, К. М. Симонова, В. М. Инбер, Р. Гамзатова, В. М. Шукшина, Ф. А. Абрамова, Ч. Айтматова, Л. Н. Ошанина, С. В. Михалкова.
Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии. Выделение главной мысли произведения. Составление характеристик героев, обоснование своего отношения к героям и их поступкам, объяснение причин тех или иных поступков героев (с помощью учителя).Работа над планом, над средствами языковой выразительности. Пересказ содержания прочитанного; составление рассказа по предложенной теме на материале нескольких произведений. Знание основных сведений о жизни писателей. Заучивание наизусть стихотворений, прозаических отрывков.
Внеклассное чтение включает в себя самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного.Составление отзыва о прочитанной книге, статье из газеты или журнала. Ведение дневника или стенда внеклассного чтения. Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны уметь:
-
читать осознанно, правильно,
бегло, выразительно вслух;
-
выделять главную мысль
- давать характеристику главным героям;
- высказывать свое отношение к героям и их поступкам;
-
пересказывать содержание
-
Учащиеся должны знать:
Общее нарушение интеллектуальной деятельности детей с проблемами в развитии приводит к значительным затруднениям в овладении речью. Речевые нарушения у этих детей носят системный характер, т.е. нарушаются все компоненты речи: ее фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй, связная речь. Говоря о формировании у учащихся связной речи, мы имеем в виду формирование у них умения создавать текст. Текст - это произведение речи, состоящее из ряда предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу с помощью различных языковых средств. Работа над сочинением-описанием с умственно отсталыми детьми позволяет решать несколько задач. Обогащая лексический запас учащихся, развивая их коммуникативные умения (раскрывать тему, выражать свои мысли связно, последовательно), сочинение-описание развивает внимание, наблюдательность. Описание природы приобщает учащихся к прекрасному, воспитывает у детей любовь к родной природе.
Сказанным определяется актуальность выбранной нами темы. Целью исследования являлось выявление особенностей описательной речи учащихся 9 класса школы 8 вида, проведение экспериментального обучения, направленного на формирование умения создавать текст-описание природы [57].
Если взять развитие связной письменной речи на уроках русского языка то можно проследить какие методы применяются и какие виды работ проводятся.
Уроки, посвященные творческим работам, во вспомогательной щколе носят обучающий характер и направлены на обогащение словаря умственно отсталых учащихся; формирование навыка построения различных типов предложений; овладение связной речью; кроме, того,на воспитание нравственных качеств учащихся, так как развитие речи осуществляется на текстах, выбор которых должен способствовать формированию взглядов и убеждений умственно отсталых учащихся.
Занятия по развитию устной и письменной речи всегда строятся с учетом грамматического материала, который изучается на уроках русского языка.
Творческой работе может быть отведена часть урока русского языка или отдан весь урок целиком. Если это только элемент урока, можно предложить учащимся ответить на вопросы, дописать предложения, начальные слова которых даны, составить сочинение-миниатюру, выполнить задание, где требуется из ряда данных слов найти наиболее точное и вставить его в текст, написать небольшой свободный диктант.
Ниже мы остановимся на том, как подготовить детей к работе творческого характера, рассчитанной на целый урок. Это может быть рассказ по картине, по опорным словам, свободный диктант, изложение, заметка для стенгазеты, сочинение по наблюдениям и т. д.
Урок развития письменной речи должен быть тщательно подготовлен. В специально составленном или подобранном тексте выделяется лексика и синтаксические конструкции, над которыми на уроках русского языка ведется предварительная работа.
Учитель использует их в качестве материала для прохождения грамматических тем.
Так, подытоживая изучение общего понятия о частях речи, можно провести свободный диктант «Каска и КОЛОС».
«Кончилась война с фашистами. В первую осень колхоз собрал небогатый урожай. Школьники отправились в поле собирать колоски. Вдруг ребята наткнулись на солдатскую каску. Была она пробита осколком, а через отверстие пророс пшеничный колос. Погиб здесь солдат. В жестоком бою упал, обнял землю и не поднялся. Пролил он кровь, чтобы мы могли мирно растить хлеба.
Предварительно из текста вычленяется, например, следующая лексика: колосья, урожай, пшеница, колхоз, фашисты, жестокий бой, советский солдат, упал, обнял, не поднялся, пролил кровь. Отобранный материал вводится в словосочетания и предложения, которые используются на уроках русского языка. Например, для комментированного письма учащимся диктуется предложение: Колхоз собрал богатый урожай. Дети выделяют слова, требующие запоминания, находят слово с приставкой, разбирают предложение по частям речи.